Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы




Скачать 337.98 Kb.
НазваниеИмпровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы
страница1/3
Дата04.02.2013
Размер337.98 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


НОВИКОВА Екатерина Борисовна


ИМПРОВИЗАЦИЯ:
СУЩНОСТЬ И ФИЛОСОФСКО-АНТРОПРОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ



09.00.13 – философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени
кандидата философских наук


Омск – 2012

Работа выполнена на кафедре философии

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»



Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Денисов Сергей Фёдорович




Официальные оппоненты:

Мартишина Наталья Ивановна

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения


Попов Дмитрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств


Защита состоится 18 мая 2012 г. в 15.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д. 212.177.03 при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан ______апреля 2012 г.








Ученый секретарь

диссертационного совета Л. А. Максименко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования определяется динамизмом и быстротечностью культурных и социальных процессов современной эпохи. Фундаментальные изменения, которые в настоящее время претерпевает культура в целом, в том числе культура философской и научной мысли, ведут к тому, что планирование становится проблематичным, опора на традиции уже не способствует выживанию. Современному человеку при выборе жизненного пути часто приходится импровизировать. В связи с этим, философское осмысление импровизации приобретает чрезвычайную актуальность, так как востребовано самой жизнью и является ответом на вызов времени.

В динамичную эпоху востребованы энергичные, креативные люди, способные быстро принимать решения, действовать не по заранее составленному плану, а спонтанно, импровизационно, что определяет актуальность философско-антропологического осмысления импровизации.

Импровизация представляет собой деятельность, осуществляемую без предварительной подготовки. Она имеет место в художественном творчестве, в научной, технической, образовательной практике, а также и в различных сферах повседневности. Представляя собой квинтэссенцию свободы, импровизационная деятельность альтернативна планируемой и подчас соперничает с ней в результативности ценностного смысла. Результат импровизационной деятельности представляется независимым от плана и проекта, а связывается с вдохновением, озарением, бессознательным, трансцендентным, что ведёт к ускользанию феномена импровизации из сферы рациональной рефлексии.

В разрезе бурных социальных изменений требуются новые подходы и методы практики, в ряду которых импровизация всё более заявляет о себе не только как сущностная характеристика современной культуры, но как объективная универсальная составляющая человеческой практики и требует осмысления. Однако до настоящего времени рефлексия импровизации не выходила за рамки искусствоведения и художественного творчества. В связи с этим исследование сущности импровизации и её философско-антропологических смыслов представляется востребованным для прояснения многих вопросов об инновационных тенденциях в современной культуре, рассматриваемых с позиций онтологии и гносеологии, философии культуры, философской антропологии. Исследование импровизации может обогатить постнеклассическое познание дополнительными данными о специфике философского конструирования в художественном познании об импровизационном пути к истине.

Чрезвычайно актуально философское осмысление импровизации в аспекте художественного познания, творческой деятельности, креативности субъекта, для развития искусствознания, художественного творчества, а также культурной и социальной практики в целом. Исследование сущности импровизации, как она объективирована в философии и в искусстве, а также её философско-антропологических смыслов актуально с позиций художественной, театральной, музыкальной (инструментальной и вокальной) и хореографической практики, где импровизация становится образовательной и творческой стратегией, нуждающейся не только в эмпирических накоплениях и частных научных теориях, но и в методологическом обосновании.

Учитывая, что импровизация осмыслялась в основном в рамках частного научного знания, назрела необходимость соотнести практическое, искусствоведческое, художественное понимание импровизации с философским взглядом на данную проблему, рассмотреть импровизацию как универсалию, выявить её сущностные характеристики и ценностный смысл, что представляется возможным в рамках философского исследования.

Степень разработанности проблемы. Отправной точкой в исследовании феномена импровизации было обращение к классической философской традиции, к работам, в которых представлена имплицитная и явная рефлексия феномена. В высказываниях Диогена, Фалеса, Эпикура, в трудах Платона и Аристотеля есть указание на наличие импровизации в ораторском искусстве и в поэзии, на связь речи, не подготовленной заранее, с истиной. У Августина, Боэция, Дионисия Ареопагита, Ф. Петрарки, Н. Кузанского, А. Ринуччини, М. Монтеня обращение к импровизации носит скорее имплицитный, чем явный характер и связано с осмыслением душевной жизни человека и художественной специфики музыки. Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийар, Г. В. Ф. Гегель, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Б. Спиноза, П. Тейяр де Шарден, И. Тэн, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга Ф. В. Й. Шеллинг, О. Шпенглер, касались проблемы импровизации в связи с анализом искусства, не делая её непосредственным предметом рефлексии. В целом обращение к импровизации в философской традиции носит имплицитный характер и нуждается в экспликации сущностных характеристик феномена с привлечением современного научного и практического знания.

В произведениях В. Ф. Одоевского, А. С. Пушкина, А. В. Тимофеева, И. С. Тургенева представлены художественные образы импровизации, не получившие дальнейшего философского осмысления. Представленность импровизации в хореографии и театре носит не рефлексивный, а прагматический характер, что выражено в наличии школ и направлений контактной и театральной импровизации, связанной с именами Б. Брехта, Е. Вахтангова, Ф. Дзеффирелли, В. Мейерхольда, С. Новак, С. Пэкстона, К. М. Станиславского. Импровизация имела место в хореографической практике Д. Баланчина, М. Барышникова, А. Бурновиля, Ю. Григоровича, А. Дункан, Р. Пети, М. Петипа, М. Фокина, Б. Эйфмана.

В театральных и хореографических системах продуцируются импровизационные образы, развиваются импровизационные стратегии обучения мастерству и импровизационные исполнительские практики, основанные на закрытой цеховой художественной культуре, интуитивном выявлении сущностных характеристик феномена импровизации без подкрепления импровизационной практики философской рефлексией. Анализа импровизации с точки зрения её универсального смысла в данных системах не обнаружено.

Музыкальное бытие рассматривается в трудах Августина, Г. В. Ф. Гегеля, Л. да Винчи, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, И. Тэна. Исследования в области музыкальной джазовой импровизации осуществлены в работах Е. Барбана, Ю. Кинуса, А. Козлова, О. К. Королева, Е. В. Овчинникова. Практика импровизации представлена в творчестве Л. Армстронга, Д. Брубека, Д. Гиллеспи, К Джаррета, К. Кожевниковой, Ж. Лузьера, Б. Макферрена, С. Манукяна, Ч. Паркера, Э. Фитцджеральд. Однако методологии осмысления импровизации через модус её музыкального бытия ни в теоретических трудах музыковедов, ни в вокальной и инструментальной образовательной практике не обнаружено.

Категория субъекта широко изучена в философском аспекте. Субъект исследован в системе категорий активности, разумности, свободы, автономности в трудах И. Фихте, Э. Фромма, М. Хайдеггера. Субъект исследован как часть процессов познания и деятельностного влияния на объект у Р. Декарта, С. Ф. Денисова, И. Канта, В. А. Лекторского, К. Н. Лобутина, Д. В. Пивоварова. Субъект рассмотрен, как носитель психических характеристик Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном. У Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, И. Тэна, Ф. Ницше, Г. -Г. Гадамера, Х. Ортеги-и-Гас­сета, Й. Хейзинги, М. Хайдеггера, Р. Барта, А. Данто, Д. Дьюи рассмотрена проблема художественного творчества, выявлен субъект-художник, но отсутствует типология субъекта импровизации.

Категория игры осмыслена в работах Г. -Г. Гадамера, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета, Й. Хейзинги. Оппозиция порядка и хаоса развёрнута в эстетике Г. В. Ф. Гегеля и рассмотрена И. Пригожиным, И. Стенгерс, однако ни категория игры, ни порядок и хаос как единая методология в рефлексии импровизации не применялись; позиции указанных авторов не были прежде синтезированы в исследовании философско-антропологических смыслов импровизации.

Креативность субъекта отмечена в философской рефлексии искусства Г. В. Ф. Гегеля, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, И. Тэна, Ф. В. Шеллинга, О. Шпенглера, тем не менее она не рассматривалась с позиций философско-антропологических смыслов импровизации.

В связи с этим проблема, подлежащая исследованию, выражается в отсутствии единого основания, объясняющего феномен возникновения импровизации, выявляющего её сущностные характеристики и философско-антропологические смыслы. В связи с концепцией импровизации как основы всего современного творчества, как универсального метода, встает вопрос о необходимости осмысления её структуры с философских позиций, что нашло выражение как поиск ответа на вопросы: В чём сущность импровизации? Каковы её философско-антропологи­ческие смыслы?

Целью исследования является философское осмысление феномена импровизации, выявление её сущностных характеристик и философско-антропологических смыслов. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих взаимосвязанных между собой задач:

1. Исследовать осмысление импровизации в философской традиции.

2. Рассмотреть специфику импровизации в искусстве.

3. Выявить импровизационный модус музыкального бытия.

4. Установить сущностные характеристики импровизации.

5. Обосновать субъектную природу импровизации.

6. Раскрыть философско-антропологические смыслы импровизации.

Методологическая основа диссертации.

Диалектический метод, позволяющий исследовать парадоксальную природу импровизации. Диалектика ориентирует на рассмотрение противоречивости, а значит, непосредственного взаимного влияния свободы и стандарта, переходов одного в другое в импровизационной деятельности.

Феноменологический метод, позволяющий раскрыть сущностные характеристики импровизации, её бытие, структуру, интенциальность, универсальное и уникальное в ней.

Герменевтический метод, позволяющий через техники истолкования, вчувствования и реконструкции дать философское понимание импровизационных текстов, эмпирики импровизации в различных видах искусства.

Сравнительно-исторический метод, адекватный проблеме изучения феномена импровизации, позволяющий обозначить исторически сложившиеся и складывающиеся тенденции её осмысления.

Системный подход, дающий возможность осмыслить ключевые аспекты осмысления импровизации с точки зрения науки и культуры в целом, на примере полипредметного дискурсивного единства, включая философскую, музыковедческую рефлексию, а также художественную эмпирику импровизации

Научная новизна исследования.

1. На основе философского и художественного осмысления импровизации, а также импровизационных образовательных стратегий и практики импровизации в искусстве выявлены её особенности и определена единая структура импровизации.

2. Выявлен импровизационный модус музыкального бытия.

3. Обоснованы сущностные характеристики игрового бытия импровизации: свобода, наличие пространственно-временного континуума, состязательность, существование в границах порядка и хаоса.

4. Проанализирована философско-антропологическая специфика субъекта импровизации с позиций его основности в импровизационном бытии; разработана типология субъекта импровизации, выявлена его креативность и интенция к трансцендентному.

Положения выносимые на защиту:

1. Общая структура импровизации, представленная в различных искусствах: установление (тема) и выход за его пределы, предполагает метакоммуникацию импровизатора с трансцендентным, в которую включается реципиент.

2. Импровизационный модус музыкального бытия характеризуется подвижностью, изменчивостью, возможностью конструирования и деконструкции, трансцендентностью.

3. Синтез концепции игры и оппозиции «порядок-хаос» позволяет обосновать сущностные характеристики импровизации: свобода, порядок, отсутствие целеполагания, напряжённость, пространственно-временной континуум, стремление к красоте.

4. Типология субъекта импровизации включает конструктора, творца, инноватора, которые в импровизационной деятельности выходят за пределы существующего. Они дифференцированы по степени свободы и едины в своей креативности и способности осуществлять метакоммуникацию.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы позволяют глубже раскрыть метафизическое содержание базовых принципов и ключевых категорий импровизации, осознать её универсальные характеристики. Они могут быть использованы в дальнейшем научно-фило­софском дискурсе, в том числе в культурологии и искусствоведении, в художественной педагогике, а также в искусстве и в социальной практике.

Исследование подходов к осмыслению импровизации в философском дискурсе, рассмотрение её во временных искусствах, в том числе в музыке, выявление её сущностных характеристик, субъектного смысла, креативной и трансцендентной составляющих могут послужить материалом для разработки учебных пособий и рабочих программ по основным и факультативным философским дисциплинам, а также использоваться в практике преподавания соответствующих курсов и спецкурсов.

Исследование модуса музыкального бытия импровизации представляет интерес для онтологии искусства, а исследование форм интерпретации импровизации в русской и западной философии позволяет увидеть конструирование данной проблемы в истории философии.

Философии искусства исследование импровизации предлагает данные о креативном субъекте, поскольку импровизация субъектна и наиболее широко репрезентирована в художественном творчестве: её философское осмысление открывает новые ракурсы видения творчества и художника.

Диссертация имеет актуальность и в музыкально-теоретическом направлении, уже обращённом к специфике музыкальной импровизации, но попавшем в тупики невыразимости её смысла, поскольку до настоящего времени музыковедение не имело философских оснований исследования импровизации.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась автором во время чтения лекций по дисциплинам «История джазовой музыки», «Основы импровизации», «Методика преподавания джазового вокала». Основные разработки в ходе исследования были изложены во время очного и заочного участия в научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Реальность. Человек. Культура» (Омск 2008, 2010, 2011), «Мультикультуральная современность» (Екатеринбург, 2009), «Визуальная культура» (Омск 2009, 2010, 2011), «Искусство, архитектура, дизайн: весь мир – театр» (Омск 2009), «Декабрьские диалоги» (Омск 2010), «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства» (Москва 2010), «Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны» (Омск, 2010), «Православие и русская культура» (Тобольск, 2011).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в журналах «Омский научный вестник» и «Ценности и смыслы», рекомендованных ВАК. 
  1   2   3

Похожие:

Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» по философским и историческим наукам
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы icon-
Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции. // Ценности и смыслы. – 2010. – №...
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconУрок литературы в 11 классе по теме «Философско -этические проблемы «ершалаимских»
Продукт иод урок-исследование по теме «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconА. Е. Годин Развитие идей Московской философско-математической школы
Развитие идей Московской философско- математической школы. Издание второе, расширенное. – М.: Красный свет, 2006. – 379 с
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 13 философская антропология, философия культуры Красноярск Введение Специальность «Религиоведение, философская антропология, философия культу­ры»
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи фи-лософско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconКнига «Сущность женщины»
Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 224 с
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы icon86 Леонтьева Ю. В. Некоторые вопросы организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Красноярского края
Рузанов В. И. Новые смыслы в социальной работе: теория и практика
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы iconПояснительная записка рабочая программа по дисциплине «Культура как знаковые системы, ценности, смыслы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Импровизация: сущность и философско-антропрологические смыслы icon6. Метод сущность-связь Метод сущность-связь называют также методом «er-диаграмм»: во-первых, er -аббревиатура от слов
Метод сущность-связь называют также методом «er-диаграмм»: во-первых, er -аббревиатура от слов Essence (сущность) и Relation (связь),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница