Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки




Скачать 93.26 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки
Дата04.02.2013
Размер93.26 Kb.
ТипПримерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Наименование дисциплины (модуля)

Практическая риторика


Рекомендуется для направления подготовки

032700 – Филология

Профиль «Прикладная филология» (Русский язык)


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Практическая риторика» являются:

  • получить целостное представление о современной риторике как коммуникативной дисциплине;

  • овладеть умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения практической риторики необходимы компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка/языков, введения в профильную подготовку («Прикладная филология»), основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологии.

Данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в совокупность дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения, на написание выпускной квалификационной работы, связанной с исследованием коммуникации и текста как объектов профессионально-прикладной деятельности филолога.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследователь­ской деятельности (ПК-5).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области практической риторики и иметь представление о современном состоянии и перспективах развития практической риторики как коммуникативной дисциплины;

Уметь: применять полученные знания в профессиональной и других видах деятельности в области риторической коммуникации;

Владеть: основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

Самостоятельная работа

Практические занятия

Коллоквиум




1

Введение: Риторика и ее задачи. Риторика как теория эффективного воздействия. Риторика как теория эффективной коммуникации. Риторика как теория оптимизации речи. Риторика как теория аргументации. Риторика теоретическая и практическая. Задачи и основные понятия практической риторики Эффективность и целенаправленность речевой коммуникации; проблемы ее оптимизации. Аспект результативности в речевой коммуникации. Осознанность / стихийность в речевой коммуникации. Оптимизация речевой коммуникации как проблема актуализации благоприятности взаимодействия говорящего и слушающего.

7

1-2

2

8

2

еженед.

Эссе – 1

Участие в практических занятиях - 2

2

Ритор и аудитория как центральные компоненты коммуникативной ситуации. Поведение ритора в коммуникативной ситуации. Взаимодействие ритора и аудитории. Оценка аудитории ритором. Контакт с аудиторией и средства его воспитания. Ритор как организационное начало в ситуации коммуникативного взаимодействия с аудиторией. Способы адекватного и успешного включения ритором аудитории в коммуникативную ситуацию. Анализ и отработка способов и моделей передачи обратной связи в коммуникативной ситуации. Манера поведения ритора. Умение ритора демонстрировать себя как активное и ситуациообразующее начало. Анализ реакций на критику; провоцирование критики; ассертивное принятие критики.


7

3-6

2

12

Лаб:6

еженед.

Тест / ПР / Собесед. - 3

Участие в лаб. занятии – 4,5 6

3

Коммуникативный кризис и риторические способы его разрешения. Разработка способов предотвращения коммуникативного кризиса. Пути совершенствования собственных коммуникативно-риторических компетенций. Коммуникативное воздействие и взаимодействие. Успешное коммуникативное взаимодействие в различных риторических жанрах, применительно к разным видам и формам коммуникативной деятельности. Реализация риторических функций через информативную, интерактивную, перцептивную, экспрессивную сферы. Анализ информативной сферы; анализ интерактивной; анализ перцептивной; анализ экспрессивной сферы.

7

7-10

2

12

Лаб:6

еженед.

Эссе -7


Участие в лаборат. занятиях -8,9,10

4

Коммуникативный консалтинг, коммуникативные тренинги, их технологии как практические методы риторической коммуникации. Риторическая сущность консалтинга. Виды коммуникативного консалтинга: процессуальный консалтинг; имитационно-игровое моделирование; коучинг; рекрутинг; электоральное консультирование.

Тренинг как инструмент коммуникативного консалтинга. Виды тренингов: Роль ведущего как активного ситуациообразующего субъекта коммуникации. Тренинг как эффективный инструмент совершенствования коммуникативно-риторических компетенций.

7

11-14

2

12



Лаб:6

еженед.

Разработка плана-проекта консалтинга / тренинга-11


Участие в лаборат. занятии – 12, 13, 14


Зачет – 7




5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и/или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуникативистики и риторики (одна - две встречи: на 8-ой и 12-ой -ой неделях).


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лабораторных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций. СПб, 2005.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 2009.

Основы общей риторики. Барнаул, 2000.

Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2010.

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1994.


б) дополнительная литература:

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

Бредемайер К. Черная риторика : Власть и магия слова. М., 2005.

Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2009.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2007.

Леммерман Х. Уроки риторики дебатов. М., 2002.

Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов-на-Дону, 2008

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.

Поварин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса : проблемы речевого воздействия. М., 2006.

Чудинов А.П. Умение убеждать : Практическая риторика. Екатеринбург, 1996.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2006.

    Эффективная коммуникация : история, теория, практика : словарь –справочник. М., 2005.


в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки: 032700 – Филология, профиль «Прикладная филология».


Разработчики:

профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин

доцент Алтайского государственного университета И.Ю.Качесова

доцент Алтайского государственного университета Н.В.Панченко


/ Под ред. проф. А.А.Чувакина (Алтайский государственный университет).


Рецензент:

профессор Сыктывкарского государственного университета Н.С.Сергиева

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русского литературного языка Рекомендуется для направления подготовки
В процессе освоения данной учебной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)»), лингвистического анализа...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Компьютерные технологии в обучении языку и литературе Рекомендуется для направления подготовки
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700–...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки
...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Методика преподавания русского языка в средней школе Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Преподавание филологических дисциплин (Русский язык и литература)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) «Иностранные языки (практический курс)» (Английский язык) Рекомендуется для направления подготовки
Целью освоения дисциплины «Иностранные языки (практический курс)» (на примере английского языка) является практическое овладение...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой) литературы Рекомендуется для направления подготовки
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница