Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс




НазваниеПантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс
страница1/10
Дата03.02.2013
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра вычислительной математики

и методики преподавания информатики


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Антипов И.Н.


«_____» _____________2008 г.


Технологии и методики обучения информатике


Учебно-методический комплекс курса блока ОПД

Направление подготовки 050200.62 – физико-математическое образование, профиль – информатика


Составитель к.п.н., доц. Пантелеймонова А.В.


Москва 2008


Пантелеймонова А.В. Технологии и методики обучения информатике.

Учебно-методический комплекс. – М.: Издательство МГОУ, 2008. – 41 с.


Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2-4 курса физико-математического факультета Московского государственного областного университета. УМК составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки 050200.62 – физико-математическое образование, профиль – информатика и охватывает весь круг вопросов по изучаемой дисциплине.


©Пантелеймонова А.В., 2008

©Московский государственный областной университет

©Издательство МГОУ, 2008

2. Выписка из государственного образовательного стандарта.


Государственный образовательный стандарт подготовки бакалавра по направлению 050200.62 – Физико-математическое образование.

ОПД.Ф.03 Технологии и методики обучения информатике. 240 ч.

Методика обучения в системе физико-математического образования.

Цели обучения в системе физико-математического образования. Особенности содержания обучения. Различные технологии обучения школьников: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др.

Выбор технологий и методик обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методическая система обучения профильному предмету. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровье сберегающей среды обучения школьников.

Требования к организации практик.

Учебно-исследовательская практика проводится на базе любого образовательного и научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины физико-математического направления. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

Педагогическая практика проводится на базе общеобразовательной школы. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности (организационно-воспитательной, преподавательской, коррекционно-развивающей).

3. Учебная программа.

3.1. Содержание курса.


Цели и задачи дисциплины «Технологии и методики обучения информатике»

Программа предназначена дать теоретическую и практиче­скую подготовку учителей в области методики преподавания ин­форматики.

Цель курса - подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

- проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;

- организовать внеклассную работу по информатике в школе;

- оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

- подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;

- сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;

- обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;

- развить творческий потенциал будущих учителей информа­тики, необходимый для грамотного преподавания курса, посколь­ку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Программа главным образом определяет общий объем знаний, принятая в ее разделах последовательность изучения тем курса но­сит лишь рекомендательный характер.

Основной формой изучения вопросов общей методики явля­ются лекции и семинары. При проведении семинаров использу­ются такие методы учебной работы, как дискуссии, организуемые на основе обсуждения заранее подготавливаемых теоретических сообщений студентов, так и иные приемы активизации учебной работы, применяемые при отработке общетеоретических вопро­сов: ролевая игра, «мозговой штурм» и др.

Изучение вопросов конкретной методики преподавания инфор­матики проходит в трех основных разделах, соответствующих трем этапам изучения непрерывного школьного курса информатики: про­педевтический курс, базовый курс, дифференцированное обучение. При этом главную роль выполняют лабораторные занятия.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- понимать роль информатики в формировании всесторонне развитой личности;

- знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;

- знать содержательные и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях;

- уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

- знать содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;

- уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп.


Содержание разделов дисциплины.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Предмет методики преподавания информатики и ее место в системе профессиональной подготовки учителя информатики. Информатика как наука и учебный предмет в школе.

Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Анализ исторических предпосылок формирования целей и задач введения в школу самостоятельного учебного предмета ОИВТ.

Цели и задачи обучения основам информатики в школе, педагогические функции курса информатики.

Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса ОИВТ в школу; информационная культура учащихся как перспек­тивная цель обучения информатике в школе.


3. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ.

Особенности содержания обучения. Формирование концепции и содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Структура обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе.

Стандартизация школьного образования в области информа­тики. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Различные технологии обучения школьников: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др.

Выбор технологий и методик обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методическая система обучения профильному предмету. Решение воспитательных задач через предмет. Самостоятельная работа школьника.

Рабочая программа, календарный план, тематическое и поурочное планирование учебного процесса, конспект урока. Осо­бенности подготовки учителя к уроку информатики, планирова­ние и хронометраж ППС. Схема самоанализа урока.

Школьный кабинет информатики. Основные требования. Са­нитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Технологии построения здоровье сберегающей среды обучения школьников. Требова­ния техники безопасности.


5. ПРОПЕДЕВТИКА ОСНОВ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информати­ки. Специфика методов и форм обучения информатике на пропе­девтическом этапе. Игра как ведущая форма организации занятий по информатике в начальной школе.

Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы.

Методика применения программных средств с целью обучения и развития учащихся.


6. БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ.

Основные компоненты содержания базового курса информатики, определенные стандартом. Анализ основных существующих программ базового курса. Учебные и методические пособия по ба­зовому курсу информатики.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Информация и информационные процессы». Методика изложе­ния учебного материала по вопросам, связанным с информаци­ей, информационными процессами. Формирование представле­ний о сущности информационных процессов в системах различ­ной природы.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Представление информации». Содержание и методика изучения способов представления информации. Развитие понятия о языке как средстве представления информации. Формирование представлений о кодировании информации. Различные подходы к оп­ределению количества информации.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Системы счисления и основы логики». Формирование пред­ставлений о системах счисления: понятие системы счисления, двоичная система счисления, системы счисления, используемые в компьютере. Методические особенности формирования у уча­щихся основных понятий формальной логики. Операции фор­мальной логики. Изучение основных логических элементов ком­пьютера.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Компьютер». Формирование у учащихся представлений о функ­циональной организации компьютера, принципах работы, основ­ных устройствах и периферии; изучение основных компонентов и команд операционной системы.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования». Анализ структуры и методика изложения раздела «Алгоритмы» в базовом курсе информа­тики. Учебные исполнители как средство формирования базовых по­нятий алгоритмизации; ППС по разделу «Основы алгоритмизации». Частная методика изучения языков программирования: методы «Ро­левая игра», «Черный ящик», «Вычислительная машина» и др.; прие­мы усложнения алгоритмов и программ, таблицы значений и пр. Об­зор языков программирования, изучаемых в школе; связь языков программирования с учебным алгоритмическим языком; типовые алгоритмы школьного курса информатики.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Моделирование и формализация». Методика формирования пред­ставлений о моделях и формализации: формализация, основные типы моделей, информационные модели и их исследование; озна­комление учащихся с основными понятиями системного анализа(система, связь, структура, среда и др.). Примеры школьных задач на моделирование в различных прикладных программах: тексто­вых и графических редакторах, электронных таблицах, базах данных.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Информационные технологии». Задачи, содержание и структура раздела «Информационные технологии», основные виды про­граммных средств, дидактические принципы их применения в учебном процессе. Методические особенности изучения техноло­гии обработки текстовой информации. Методические особенно­сти изучения технологии хранения, поиска и сортировки информации. Методические особенности изучения технологии об­работки числовой информации. Методические особенности изу­чения технологии обработки графической информации.

Методические особенности изучения учащимися компьютерных телекоммуникаций. Виды сетей и основные информационные ре­сурсы. Сеть Интернет. Средства обучения на основе использова­ния сетевых технологий: электронные учебники, веб-сайты, веб-квесты и пр. Организация и разработка учебных телекоммуни­кационных проектов. Координация проектной деятельности уча­щихся. Реализация личностно-ориентированных технологий обу­чения при работе учащихся в компьютерных сетях.


7.ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ.

Научно-методические основы дифференциации обучения инфор­матике на старшей ступени школы: дифференциация обучения как способ реализации личностно ориентированной парадигмы школьного образования; особенности профильной и уровневой дифференциации содержания обучения информатике; возмож­ные варианты классификаций профильных курсов информатики; оценка результатов профильного обучения информатике.


Терминологический минимум

Методическая система обучения информатике в школе. Стандарт школьного образования по информатике. Школьная информатика. Базовый курс школьной информатики. Информационные и коммуникационные технологии. Интерактивные технологии обучения. Информатизация образования. Концепция информатизации образования. Общеобразовательные аспекты обучения информатике. Алгоритмическая культура. Информационная культура. Лингвистические аспекты информатики. Программистская и пользовательская подготовка. Алгоритм. Информация. Обработка информации. Кодирование информации. Структурный подход к программированию Базовые структуры. Синтаксис алгоритмического языка. Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование. Интернет-технологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconКомпьютерные сети Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению №080200 Менеджмент Москва 2011 Сетевые информационные технологии Учебно-методический комплекс

Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии регулирования рынка труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения социально-экономического факультета
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconОдобрено учебно-методическим советом факультета социальных и информационных технологий информационные технологии в рекламе учебно-методический комплекс Специальность: 032401 Реклама Москва 2009
Учебно-методический комплекс «Информационные технологии в рекламе» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины политические технологии: pr и реклама для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политические технологии: pr и реклама». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета бюджетное право учебно методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция Москва 2008
Учебно-методический комплекс по бюджетному праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Старовикова; Бийский...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета экологическое право учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция Москва 2008
Учебно-методический комплекс по экологическому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Пантелеймонова А. В. Москва 2008 Пантелеймонова А. В. Технологии и методики обучения информатике. Учебно-методический комплекс iconМетодика профессионального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины
Д методика профессионального обучения [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. В. Довыдова; Бийский пед гос...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница