Скачать 225.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» Факультет дизайна и компьютерных технологий «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ______________ А.Ю. Александров «______»______________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Базы данных» Направление подготовки 230700 Прикладная информатика Профиль подготовки 6 «Дизайн» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Чебоксары 2010 Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика, утвержденного Приказом Минобрнауки 22.12.2009 г. № 783. Составитель: доцент Димитриев А.П. ______________ Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры компьютерных технологий (протокол № 3 от "_23"__ноября__2010 г.). Зав. кафедрой: профессор Желтов В.П. ______________ Рабочая программа согласована с Методической комиссией выпускающего факультета – дизайна и компьютерных технологий. Председатель комиссии, декан: профессор Желтов В.П. ________________ СОГЛАСОВАНО: Зам. начальника УМУ: доцент М.Ю. Харитонов __________________ 1. Цели и задачи дисциплины: Курс «Базы данных» основной целью имеет получение студентами систематических знаний о базах данных и технологиях, используемых при их разработке. Предусмотрено приобретение ими специальных знаний и умений, необходимых для работы с системами управления базами данных. Дисциплина "Базы данных" предназначена для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 230700 «Прикладная информатика», профиль – «Дизайн». Целью дисциплины является изучение основ информационного обеспечения автоматизированных информационных систем в виде баз и банков данных. Задачами дисциплины является изучение состава и принципов построения баз и банков данных, подходов к выбору СУБД, методов разработки инфологических моделей предметной области, логических моделей баз данных и приложений на языках РНР и SQL. Студент должен уметь разрабатывать и применять сценарии для создания и управления объектами базы данных, применять сценарии для управляемого кода в базах данных, создавать запросы на выборку и обновление, управлять транзакциями и блокировками в SQL Server, работать с классами пространства имен для разработки приложений баз данных. Студент должен получить навыки моделирования предметной области, уметь строить для нее ER-диаграмму и отображать ER-диаграмму в схему реляционной базы данных, проектировать реляционную базу данных для выбранной предметной области с использованием нормализации, разрабатывать программные объекты базы данных: хранимые процедуры, пользовательские функции, пользовательские типы данных, триггеры, разрабатывать все виды запросов на SQL. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Цикл, к которому относится дисциплина: Профессиональный цикл (базовая часть). Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения: Студент должен знать назначение информационного обеспечения автоматизированных систем, уметь пользоваться языками программирования и быть: - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2); - способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9); - способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3); - способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10). Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей и необходимой: - Теория принятия решений; - Информационные системы в гостиничном и туристическом бизнесе; - Информационные системы и технологии; - Проектирование информационных систем; - Программные комплексы создания аудиовизуальных продуктов. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способен использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8); - способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: назначение данных и структуру баз данных и СУБД, методики синтеза и оптимизации структур баз данных; способы описания и оптимизации процессов обработки информации в базах данных. Уметь: обосновывать проектные решения по структуре базы данных и ее компонентам на стадии технического проектирования, осуществлять выбор типа СУБД, составлять SQL-запросы, разрабатывать инфологическую и логическую модели предметной области и приложения, ориентированные на работу с СУБД. Владеть: навыками выполнения работ на предпроектной стадии с целью подготовки исходных данных для технического проектирования компонентов структуры базы данных. 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 216 часов.
4.2. Содержание лекционных занятий Лекция 1.ВВЕДЕНИЕ. Предмет дисциплины, ее объем, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. Цели и задачи дисциплины. Основные стадии проектирования реляционных баз данных. Рекомендуемая литература. Лекция 2: СУБД ДЛЯ ПК. Основные термины баз данных. Типы БД. Краткая историческая справка. Разновидности СУБД. Обычные и сетевые пакеты СУБД. Технические характеристики и особенности проектирования БД и СУБД. Особенности проектирования. Технология и структура данных в СУБД. Типы файлов. Работа с данными. Классификация баз данных. Правила Кодда. Пример базы данных. Нормализация отношений. ER-диаграммы. Стандарты баз данных. Лекция 3: СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЛЯЦИОННЫХ БД Использование Borland Delphi для работы с БД: поля, наборы данных, компоненты, вкладки, язык SQL, форматы файлов. Организация БД в СУБД Microsoft Access. MySQL. Лекция 4. Основы работы с Cache. Системные предпосылки. Инсталляция. Использование. Первый пример. Лекция 5.Объектная модель Cache. Характеристики и компоненты среды разработки объектов. Виды классов. Элементы классов. Свойства в Cache. Методы Cache.Наследование. Компиляция классов. Работа с объектами. Лекция 6.Прямой доступ и глобалы. ПРОГРАММИРОВАНИЕ Индексированные переменные. Многомерные структуры в Cache. Навигация в многомерных массивах. Глобалы. Операции с глабалами. Язык Cache Object Script. CSP-страницы. Технология CSP. Потоки в Cache. Функции в Cache 4.3. Содержание практических занятий – не предусмотрены. Семинары включают контрольную работу и тест.
4.4. Содержание лабораторных занятий
5. Образовательные технологии Формы работы студентов: основными формами работы студентов является посещение лекций и работа на семинарских и лабораторных занятиях (работа в компьютерном классе, изучение баз данных). Формы контроля:
- итоговый контроль: – экзамен, осуществляется в устной форме (ответы на вопросы), курсовой проект и зачет (ответы на вопросы). - итоговое оценивание знаний по накопительной системе: результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля:
Если студент согласен с накопленной оценкой, то она становится итоговой и проставляется в зачетную ведомость. Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, или хотят повысить итоговую оценку, сдают экзамен. Допуском к экзамену является выполнение контрольной работы и теста. Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования: - накопленной оценки (вес - 0,6); - оценки, полученной на экзамене (вес - 0,4). 8-10 – отлично; 6-7 – хорошо; 4-5 – удовлетворительно; 1-3 – неудовлетворительно. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и проведения текущего контроля. Вопросы для контрольных работ 1. Понятие и структура банка данных 2. Структура программных средств банка данных. 3. История развития СУБД 4. СУБД. Основные понятия. 5. СУБД. Типы связей. 6. Свойства СУБД и технология использования. 7. Классификация современных СУБД. 8. СУБД. Функциональные возможности. 9. СУБД. Этапы работы и команды. 10.Применение СУБД в экономике. 11. Структурные элементы баз данных. 12.Базы данных. Иерархическая модель. 13.Сетевая модель БД. 14.Реляционная модель данных. 15.0перации над данными в реляционной модели. 16.Использование БД в организациях Совместное использование данных разными отделами. 17. Использование БД в организациях. Совместное использование данных пользователями разных уровней. 18. Использование БД в организациях. Совместное использование данных региональными отделениями. 19.Тенденции и перспективы развития СУБД. Тестовые вопросы Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
6. 2. Перечень примерных тем курсовых работ Заполнение базы данных чувашскими и соответствующими татарскими словами (по вариантам) с использованием Microsoft Office Access, Excel. 6.3. Перечень вопросов к промежуточной аттестации. Вопросы к экзамену
Вопросы к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. Учебник для высших учебных заведений (ГРИФ). СПб: Корона-Принт, 2004. -736 с. 2. Базы данных. Учебное пособие / А. Д. Хомоненко, В. М. Цыганков, М. Г. Мальцев. СПб:- КОРОНА принт, 2002. 3. СУБД Cache: Объектно-ориентированная разработка приложений. Учебный курс. СПб. – Питер, 2001. 384 с. 4. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных. Учебное пособие. (ГРИФ). М.: Инфра-М, 2004. -352 с. 5. Марков А.С., Лисовский К.Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию. Учебник. (ГРИФ). М.: Финансы и статистика. 2004. -512 с. 6. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Питер, 2001. 7. Чистов В.В. и др. Базы и банки данных и знаний. М.: Высшая школа, 1992. 367с. 8. Бекаревич Ю., Пушкина Н. Самоучитель Microsoft Access 2000 - СПб.:БХВ Петер-бург, 2001 – 480с. 9. Стернс Т. Стернс Л. Visual FoxPro сегодня. Минск: Попурри, 1997. 480с. 10. Горев А.В. Разработка приложений в Microsoft Visual FoxPro 6.0. СПб.: ТОО “Эдель” , 1996. 392с. б) дополнительная литература
10. Баженова И.Ю. Visual FoxPro 6.0. М.: Диалог-МИФИ, 1996. 286c. 11. Диго С.М. Проектирование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1988. 216с. 12. Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных. М.: Финансы и статистика, 1985. 344с. в) программное обеспечение: ОС Windows, Borland Delphi 7, Microsoft Office Word, Excel, Access, Cache, MySQL – системы управления базами данных. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: нет. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Персональные компьютеры – не менее 0,5 шт. на студента, объединенные в сеть. |
![]() | Рабочая программа дисциплины Базы данных и субд Целью дисциплины «Базы данных и субд» является изучение студентом методов проектирования баз данных, современных систем управления... | ![]() | Рабочая программа по дисциплине "Базы Данных" Целью преподавания дисциплины «Базы данных» является формирование у студентов глубоких теоретических знаний в области управления,... |
![]() | Вопросы к экзамену по курсу "Сетевые базы данных" Понятия: база данных, система управления базами данных, банк данных, словарь данных, администратор базы данных | ![]() | Программа дисциплины "Базы данных" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 "Информатика... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Базы данных и субд Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «базы данных» Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Базы данных: основы проектирования и управления Дополнительная профессионально-образовательная программа для получения дополнительной Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Цели и тематика курсовой работы по дисциплине «Базы данных» Целью курсового проектирования является закрепление теоретических знаний, а также навыков проектирования бд, полученных при изучении... |
![]() | Базы данных Целью данной дисциплины является обучение студентов концептуальному и логическому проектированию баз данных, защите данных, алгоритмам... | ![]() | Программа дисциплины «Базы и хранилища данных» для направлений 080700. 62 «Бизнес-информатика» Программа дисциплины «Базы и хранилища данных» для направлений 080700. 62 – «Бизнес-информатика», 010500. 62 – «Прикладная математика»... |