Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности




НазваниеГоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности
страница1/10
Дата03.02.2013
Размер1.53 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Кафедра технической механики и упаковочных технологий


ТЕХНОЛОГИЯ УПАКОВОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА




Конспект лекций

для студентов всех форм обучения специальности

261201 ''Технология и дизайн упаковочного производства''


Кемерово 2008


Составитель:

ст. преподаватель, канд. техн. наук, А.А. Черданцева


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры ТМ и УТ

Протокол №___от_______


Рекомендовано методической комиссией механического факультета

Протокол №__ от _______


Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.


 ГОУ ВПО КемТИПП, 2008

Содержание


Введение...................................................................................................................5

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7

Вопросы для самопроверки..................................................................................17

Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18

§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19

§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25

§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27

§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28

Вопросы для самопроверки..................................................................................33

Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34

§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34

§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35

§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37

§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38

§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39

Вопросы для самопроверки..................................................................................42

Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43

§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43

§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43

§ 4.3 Теория базирования........................................................................45

§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57

§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58

§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60

Вопросы для самопроверки..................................................................................66

Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67

§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67

§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68

§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69

§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71

§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72

§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72

§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73

§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74

Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76

§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76

§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76

§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77

§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83

§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89

§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92

§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93

§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94

§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94

§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96

§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99

§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101

§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103

§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106

§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108

§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108

Вопросы для самопроверки................................................................................109

Список литературы……………..................……………………………………110


ВВЕДЕНИЕ


Научно-технический прогресс и расширение производства вывели тароупаковочную отрасль на уровень ведущих мировых индустрий. Упаковка позволяет сократить потери продукции, гарантировать ее качество, увеличить сроки ее хранения, обеспечить доставку потребителю. Да и по своей сути упаковка продукции играет важнейшую роль в цепочке производство – хранение – транспортировка – реализация практически для всех отраслей промышленности.

Из обычного барьера между пищевым продуктом и окружающей средой упаковка все больше превраща­ется в фактор производства. С ее помощью можно регулировать температуру продуктов в условиях микроволнового нагрева, создавать оптимальную газовую атмосферу внутри оболочки при хранении продуктов питания, направленно изменять состав продукта, используя биологически активные материалы с иммобилизованными ферментами.

Упаковка - уникальная область производства еще и потому, что она объединяет почти все виды индустрии. Она многолика. Упаковка поддерживает достойный уровень жизни людей, которые выше простого выживания. Не будь ее, люди лишались бы возможности пользоваться элементарными удобствами, которые позволяют им потреблять современные продукты питания. «Лучший уровень жизни через лучшую упаковку».

Однако для развития тароупаковочного дела мало знать технологию упаковывания. Необходимо владеть основами менеджмента, маркетинга, рекламного дела, элементами художественного конструирования, графики, использовать возможности ЭВМ, разбираться в современном тароупаковочном оборудовании.

Упаковка является важным инструментом маркетинга и рекламы, она широко используется как носитель информации о товаре. Упаковка должна информировать потребителя о составе, характеристиках, способе употребления продукта.

Качество материала и дизайн упаковки оказывает заметное влияние и на сбыт товаров. Более того, конструкция и художественное оформление нередко служат решающим критерием, при выборе продукта потребителем. Главная цель предпринимателей выгодно продать свою продукцию, поэтому для привлечения внимания покупателей широко используют эффекты упаковочного декора. Однако устойчивый успех в бизнесе может быть достигнут лишь в том случае, если художественное оформление упаковки соответствует реальной ценности самого товара, поскольку цель покупателя иная, чем у продавца, приобрести продукт высокого качества по низкой цене.

Упаковка стала неотъемлемой частью нашей жизни, она играет главную роль в связи между производителями продукции и потребителями.

Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции, при этом должны быть решены задачи организации всех производственных процессов: выбора сырья и материалов для изготовления продукта и упаковки, технологии их производства, оборудования, технологии упаковывания, а также вопросы транспортирования и складирования готовой продукции. Готовая продукция со складов или непосредственно от производителя поступает на реализацию, при этом как производители продукции, так и ее потребители должны заботиться о сохранении окружающей среды. Проследить связь производителей продукции с ее потребителями можно по схеме, приведенной на рисунке 1.1.





Рисунок 1.1 - Схема связей производителей продукции с потребителями


Понятие «упаковка» объединяет также сферы экономики, как производства сырья и упаковочных материалов, производства и потребления упаковочных изделий и транспортной тары, машин и оборудования, дизайна формы и графики и т.д. Нередко упаковка неразрывно связана с производством продуктов питания и других товаров народного потребления, с транспортом, складским хозяйством, системой распределения, торговлей, потреблением, с национальными и куль­турными особенностями страны. Она определяет уровень товарного рынка, влияет на качество и сохранность продукта.

«Упаковку можно рассматривать как культурное явление, поскольку культура потребления не везде одинакова» (Т. Хайт).


Глава 1 Основные функции упаковки


В историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности транспортировки с сохранением высокого качества. Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Со временем значительно изменились функции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изделий, сохранением их качества и обеспечением гигиеничности. К упаковке предъявляют требования облегчения обращения с товарами, обеспечения максимальной экономичности процессов упаковывания и обработки товаров при их распределении, транспортировке, складировании и перемещении в магазинах.

Многофункциональность упаковки предопределяет необходимость знания специалистами свойств и способов переработки различных материалов в тару и упаковку, специфику защиты упакованного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно, прежде всего, для продуктов питания. Любая продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается в защите от механических, климатических и других воздействий при транспортировании, хранении и реализации.

Упаковку следует рассматривать не просто как средство содержания продукции, а в более широком смысле как систему взаимосвязи производителя, продавца и потребителя товаров. Это предъявляет к упаковке целый комплекс требований. Она должна обеспечить выполнение операций специальной обработки продукции, ее дозирования и укупорки. Кроме того, от упаковки требуется обеспечение длительного хранения продукции, удобства транспортировки, размещения на витринах, прилавках магазинов, складирования. Упаковке необходимы привлекательный внешний вид, способствующий повышению конкурентоспособности и облегчающий продажу, удобство использования покупателем. Ряд новых требований выдвигается к упаковке в процессе развития и совершенствования упаковочной индустрии.

Основными функциями упаковки являются функция рационализации, дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинговая, нормативно-законодательная, экологическая, информационная и эксплуатационная (рисунок 1.2).

Функция рационализации. Изготовление тары и упаковывание продукции требуют больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности опре­деляют стоимость упаковки. Затраты на тару и упаковку занимают важное ме­сто в экономике предприятий. Особенно велики затраты на упаковку и тару в легкой, парфюмерной, пищевой и химической отраслях про­мышленности. Причем сам товар не становится более ценным, а дорожает из-за стоимости тары.



Рисунок 1.2 – Основные функции упаковки


В связи с этим важной функцией, выполняемой упаковкой, является рационализация, т.е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производ­ственного процесса в целом. Необходимо стремиться к эко­номии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковоч­ных материалов, к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. Это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.

Экономические соображения являются основным критерием выбора. Наиболее эффективной считается упаковка, обеспечивающая на всех стадиях обращения, от изготовления до утилизации, наименьшие затраты и наибольшую экономию общественного труда. Затраты на упаковку не должны состав­лять основную часть в себестоимости товаров, поэтому выбирают такую упа­ковку, которая обеспечила бы оптимальные защитные свойства в необходимые сроки хранения товаров. Надежность упаковки оценивают показателем эффективности:


Е=3/Пу,


где 3 - затраты на упаковывание; Пу - потери упаковываемой продукции.

Выбор тары не должен ограничиваться лишь учетом ее размеров. Тара должна исследоваться и с точки зрения формы с целью оптимального использования складских помещений и транспортных средств. При конструировании полимерной транспортной тары необходимо учитывать ее абсолютную массу, относительную массу (т. е. отношение абсолютной массы тары к массе упаковываемого продукта) и коэффициент собственной массы тары (отношение массы тары к образуемому ею объему и к ее собственному объему). При изготовлении и использовании полимерной тары нужно стремиться к снижению этих показателей.

Требования к пригодности тары и упаковки для погрузочно-разгрузочных операций зависят от условий всей транспортной цепи перемещения упакован­ной продукции. Для этого на основе упаковки образуется грузовая единица (грузопакет), которой можно манипулировать при наименьших затратах труда и времени, осуществляя транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные операции, обеспечивая при этом сохранность продукта.

Дозирующая функция. Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них – возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250г масла, 125, 250, 500, 1000г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция. Эта функция характеризует способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также защиту окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованной продукции. Особую актуальность и важность защитная функция имеет при упаковке пищевых продуктов. Влияние климатических факторов на снижение качества пищевых продуктов приведено в таблице 1.1.


Таблица 1.1

Влияние климатических факторов на свойства пищевых продуктов

Климатический фактор

Вызываемая реакция

Изменение качества

Кислород воздуха

Окисление

Изменение цвета овощей и фруктов, разрушение эфирных масел, прогоркание жиров

Влага

Абсорбция, катализ

Образование комков, размягчение, гидролитическое прогоркание жиров, энзимологическая и микробиологическая порча

Свет

Фотодеструкция

Разрушение чувствительных к свету витаминов А, Е, К, В2, В6, В12, С. Обесцвечивание пищевых продуктов, окислительное прогоркание жиров

Температура

Изменение скорости реакции

Повышение температуры на 100С увеличивает скорость химических реакций в 2-3 раза и снижает срок хранения



Использование упаковки для сохранности продукта питания является самой старой формой защиты, восходящей еще к доисторическим временам, когда листья и кожа использовались для обертывания в целях предотвращения проникновения воздуха в продукт. Сушка, засол, маринование являются старинными методами, которые применяются до сих пор наравне с термообработкой, замораживанием и упаковкой в изменяющейся атмосфере.

На рисунке 1.3 схематично показано, как некоторые способы технологической обработки скоропортящихся пищевых продуктов влияют на продолжительность сохранения их качества. Использование модифицированной газовой среды в сочетании с охлаждением позволяет значительно увеличить срок хранения пищевого продукта. Термическая стерилизация или асептическое консервирование могут еще больше увеличить срок хранения, но в этом случае продукт претерпевает заметные изменения из-за теплового воздействия. Термическое воздействие рекомендуют главным образом в случаях, когда оно служит операцией кулинарной обработки упаковываемого продукта. При термической стерилизации, асептическом консервировании и применении модернизированной газовой среды упаковка должна служить барьером, защищающим продукт от возможного вторичного загрязнения микроорганизмами или утечки защитного газа в процессе хранения.



1-хранение при комнатной температуре на воздухе;

2-хранение при охлаждении в обычной атмосфере;

3-хранение при охлаждении в модифицированной газовой среде;

4-хранение при быстром замораживании;

5-асептическое консервирование;

6-термическая стерилизация.


Рисунок 1.3 - Изменение качества скоропортящихся

продуктов по времени

Упаковка является эффективным средством защиты продукта от механических повреждений. Множество опасностей ожидает упакованную продукцию во время перевозки с завода на склад, хранения, распределения по торговой сети, продажи и по пути в дом потребителя. Чаще всего повреждения встречаются во время распределения и хранения. Продукт может быть надежно защищен в случае оптимального сочетания первичной, вторичной и транспортной тары. Возможные повреждения упакованной продукции при различных механических воздействиях приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Возможные повреждения упакованной продукции при нежелательных механических воздействиях

Вид механического воздействия

Результат воздействия

Возможное повреждение

Удар

Падение контейнера.

Падение во время погрузки вручную.

Падение из-за неаккуратного укладывания в штабель.

Поломка продукта.

Проблема упаковки.

Деформация упаковки.

Тряска

Неравномерное перемещение по конвейеру.

Транспортировка по плохим дорогам.

Перевод железнодорожных вагонов на другой путь.

Поломка продукта.

Поломка упаковки.

Деформация упаковки.

Вибрация

Все виды транспортировки.

Поломка продукта.

Оседание продукта.

Истирание печатных поверхностей.

Отвинчивание колпачков.

Статическое сжатие

Штабелирование на складе.

Расплющивание продукта.

Поломанные поддоны.

Сжатие грузов.

Сжатие пластиковых бутылок.

Разрыв картонных коробок.

Динамическое сжатие

Загрузка и выгрузка ящиков вручную.

Сильная вибрация во время транспортировки.

Расплющивание продукта.

Поломанные поддоны.

Сжатие грузов.

Сжатие пластиковых бутылок.

Разрыв картонных коробок.


Потери пищевых продуктов из-за неудовлетворительной упаковки могут составлять от 3 до 15%. Эти потери могут быть существенно сокращены за счет подбора соответствующей упаковки, способной в полной мере выполнять защитную функцию. Наиболее перспективно использование многослойной упаковки из полимерных материалов, содержащей непроницаемые для различных веществ барьерные слои. Материалы с барьерными слоями, используемые в настоящее время, практически исключают попадание нежелательных веществ в упакованный продукт. Основные виды защиты и новые упаковочные материалы для некоторых пищевых продуктов приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Основные виды защиты и упаковочные материалы для некоторых упаковываемых продуктов

Упаковываемые продукты

Вид защиты

Основные типы упаковочных материалов

Гигроскопические и сыпучие (соль, сахар и др.)

Защита от увлажнения.

Бумага с полиэтиленовым покрытием, тканевые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Бумага-фольга-полиэтилен (порционная упаковка для длительного хранения в жестких условиях).

Продукты сублимационной сушки (креветки, овощи, фрукты, ягоды и др.)

Защита от влаги, кислорода, света, посторонних запахов, желательно в атмосфере инертного или защитного газа.

Непрозрачные многослойные ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу или слои металлизированных полимерных пленок.

Пряности, приправы (перец, корица, гвоздика и др.)

Защита от потери ароматических веществ и от окисления летучих органических соединений.

Ламинаты типа ОПП-ПВДХ или ОПП-ПП (для краткосрочного хранения).

Ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу или металлизированные полимерные слои.

Рыбная или мясная кулинария, колбасы, сыр

Защита от всех факторов внешней среды (в том числе от микроорганизмов).

Среда – инертный или защитный газ.

Барьерные ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу. Если предусмотрен разогрев в упаковке, то вместо фольги используют сополимеры ЕVOH или ПВДХ.

Замороженные готовые

Защита от влагообмена, действия кислорода. Обеспечение прозрачности для микроволн (для разогрева). Морозостойкость.

Картонные лотки с полимерным покрытием, лотки из кристаллического ПЭТФ, пакеты из полимерных комбинированных пленок.

Консервы, стерилизованные при температуре выше 1000С

Обеспечение максимальной герметичности, термостойкость не ниже 120 – 1250С.

Ламинаты с максимально возможными барьерными свойствами, содержащие алюминиевую фольгу. В случае разогрева продукта в микроволновой печи в ламинаты вместо фольги вводят слои ЕVOH или другого высокобарьерного полимера.



Транспортная функция. Под транспортной функцией понимают способность упаковки к удобной перевозке упакованной продукции определенным видом транспорта на заданное расстояние в течение установленного времени в определенных условиях.

Различают наземный, водный и воздушный виды транспорта. К наземным видам транспорта относят железнодорожный и автомобильный, к водным – морской и речной, к воздушным – авиационный и космический.

Транспортная функция предполагает оптимизацию конструкции упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важным фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортного груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.

Для перевозки изделий, например, жидкости или порошка, от места изготовления до пункта использования необходим контейнер или емкость. В условиях производства такая продукция хранится, как правило, в больших резервуарах различного типа. Ее нужно расфасовывать в емкости, удобные для транспортировки и продажи. Важную роль в определении объема емкости играют условия торговли. Оптовая торговля требует более крупных объемов. Розничная торговля отдает предпочтение уменьшению объемов.

Тенденция сокращения размеров упакованной продукции, удобной в условиях оптовой торговли, приводит к системе групповой упаковки, облегчающей транспортировку. Такая система предусматривает комплектование упакованных в маленькие коробки, банки или бутылки продуктов в определенные по количеству и размерам группы. Эти группы упаковывают различными способами в коробки, связки, термоусадочную полимерную пленку, ящики и т.п. и далее собирают в партии для отгрузки потребителю.

В большинстве случаев упакованный товар не может быть использован немедленно. Он может храниться либо на складе у производителя, либо у продавца, либо у покупателя. Поэтому упаковка должна обеспечить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции таких, как сублимация, охлаждение, стерилизация и т.п.

Функция хранения. Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности стапелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.

Функция маркетинга. Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:

  1. растущие требования потребителей к удобству пользования продуктом;

  2. конкуренция за более престижные места на прилавках магазинов;

  3. использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.

Упаковка, представляя продукт, должна быть, прежде всего, привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации – установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).

Идентификация содержимого подбором соответствующей формы упаковки, ее художественного оформления и возможностью визуального обозрения была освоена давно. Постепенно это превратилось в одну из главных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем. Товар с фирменной торговой маркой должен моментально узнаваться покупателем. Известные фирменные марки показывают отличительные свойства продукта, дают гарантии высокого качества, держат продукцию в центре внимания. Они помогают избежать путаницы с конкурентами, показывают соответствие продукта его качеству.

Важными элементами идентификации являются форма и цвет упаковки. Они могут отличать продукт от конкурентов. Так, например, картофельные чипсы Pringles плотно упакованы в цилиндрические коробки. Это их отличает от других чипсов в пакетах из полимерных пленок. Сыр Edam имеет сферическую форму и красную восковую оболочку. Он часто не маркируется, поскольку комбинация «форма – цвет» уже несет информацию об этом продукте.

Маркетинговая функция приобрела особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой выбор, упаковка берет на себя роль «молчаливого продавца», и задача профессионала максимально использовать эту роль в свою пользу.

Нормативно – законодательная функция. Эта функция является производной от других функций упаковки. Так, в процессе выполнения функции защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке. В настоящее время во многих странах существует специальное законодательство, строго регламентирующее предельное содержание в упаковочных материалах компонентов и примесей, которые могут мигрировать в продукт. Оно направлено на исключение возможности перехода вредных веществ из упаковки в продукт в количествах, оказывающих влияние на организм потребителя. Любой упаковочный материал может быть использован в пищевом производстве только после получения соответствующего разрешения государственных органов санитарно-гигиенического контроля. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы – технические условия и ГОСТы.

Экологическая функция. Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой.

Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов роста производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки. Это связанно с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой материалов использованной упаковки под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.

Решаются экологические проблемы использованной упаковки различными путями:

- увеличение объемов многооборотной потребительской тары;

- сбор и вторичная переработка традиционными способами;

- использование полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке;

- сжигание с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты;

- разработка и использование для упаковки пищевых продуктов съедобных и самодеструктирующихся упаковочных материалов.

Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы подразделяют на биоразлагаемые, разрушающиеся под действием света и разлагаемые химическим путем. Наиболее перспективно получение таких материалов из природного крахмала, картофеля и зерновых культур. Важное значение приобретает повторное использование переработанных полимеров – вторичных материалов.

Информационная функция. Эта функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает упаковка для новых продуктов, еще неизвестных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта – привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта. Также задачи решаются посредством передачи информации потребителю. Эта информация должна отражать новизну продукта, его отличие от аналогов, подчеркивать его особенности. Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т.п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например, список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т.п.

Информационная функция играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки. Упаковка – это идеальное средство выдачи ценной информации покупателю о продукте. И не только покупателю, но и любому, кто занимается погрузочно-разгрузочными работами при распределении и хранении продуктов. Всегда существует необходимость идентифицировать продукт и его производителя, а также все чаще выдвигается юридическое требование – сообщать информацию о весе продукта, его ингредиентах, условиях хранения и пользования, а также наносить данные специального предупреждения и обязательно указывать срок сохранности. Очень важно, чтобы эта информация была четкой, разборчивой и понятной для покупателя и оператора погрузочно-разгрузочных машин.

Информационная функция упаковки тесно связана с маркетинговой функцией. Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и роль рекламы и способствовать сбыту продукта. Разумное использование цвета, графики, формы и текстуры помогает выполнять эту роль, привлекая внимание покупателя, вызывая в нем интерес и побуждая его купить продукт. Обычная реклама работает параллельно с упаковкой. После покупки товаров именно упаковка остается перед глазами покупателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет использована и выброшена как мусор.

Эксплуатационная функция. Эксплуатационная функция предполагает легкость обращения с упаковкой в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребления в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую можно легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.

Для выполнения каждой из перечисленных функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей наряду со специфическими другими такими, как экономия транспортной и складской площади и пространства, устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию и автоматизированной обработке, унификация по конструкции и размерам, способность к групповой упаковке, удобство в обращении, легкость открывания, способность повторно закрываться, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Пять последних требований предъявляет к упаковке и эксплуатационная функция. Маркетинговая функция, прежде всего, диктует технико-экономические показатели упаковки, требования по экономии пространства и площади при транспортировке, складировании и продаже, а совместно с информационной функцией выдвигает требования по предоставлению рекламы, информации, а также по наличию элементов идентификации и индивидуальных особенностей упаковки. Экологическая функция рассматривает медико-гигиенические требования к материалам, продукции и упаковке в целом, возможности повторного использования тары, удобство утилизации и другие экологические аспекты.


Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается многофункциональность упаковки?

  2. Требования, предъявляемые к упаковке в современном мире.

  3. Основные функции упаковки. В чем заключается суть каждой функции и как они пересекаются между собой?

  4. Перечислите влияние климатических факторов на свойства упаковываемых продуктов.

  5. Как меняется качество продуктов при хранении их в модифицированной газовой атмосфере?

  6. Какие способы технологической обработки скоропортящихся продуктов позволяют сохранять их качество при длительном хранении?

  7. Перечислите возможные повреждения упакованной продукции при нежелательных механических воздействиях.

  8. Какие упаковочные материалы применяют при упаковке гигроскопичной продукции? Замороженной продукции? Ароматических продуктов? Мяса и рыбы?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconРоссийской Федерации Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра технологии мяса и мясных продуктов
Печатается по решению редакционного издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconОсновы современной пищевой биотехнологии учебное пособие
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2004. – 100 с
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconТеоретическое обоснование и практическая реализация технологии производства соево-молочных концентратов с пециальность
Защита диссертации состоится 21 ноября 2008 г в 10-00 на заседании диссертационного совета д 212. 089. 01 в гоу впо кемеровский технологический...
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconЕН. Р. 01, "Техническая микробиология"
Министерство образования российской федерации кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconОсновы общей теории систем
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 1993. 339 с. 0301010000
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconМинистерство Образования Российской Федерации Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
«Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconМинистерство Образования Российской Федерации Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
«Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconЭкономика промышленности конспект лекций Для студентов вузов Кемерово 2007 у дк 664. 003(075)
М91 Экономика промышленности : конспект лекций / А. С. Мустафина, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово,...
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconОсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «кемеровский технологический институт пищевой промышленности»
С. К. Акулов, зам нач отдела программного обеспечения отрасли и технического обслуживания департамента социальной защиты населения...
Гоу впо кемеровский технологический институт пищевой промышленности iconПсиходиагностика учебно
Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница