Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика»




Скачать 203.4 Kb.
НазваниеПояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика»
Дата03.02.2013
Размер203.4 Kb.
ТипПояснительная записка




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет Гуманитарных технологий и иностранных языков


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ Г.А. Шабанов

«_____»_________ 2012 г.


Программа

вступительных испытаний

по направлению подготовки 035700.68 – Лингвистика

(квалификация (степень) – магистр)


Утверждена Советом факультета


Протокол № 4 от 30 января 2012 г.


Москва

2012

1. Пояснительная записка

Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» и определяют содержание вступительного экзамена в магистратуру в соответствии с Госстандартом специализированной подготовки магистра.

Цель вступительных испытаний – проверка уровня освоения Основной образовательной программы в соответствии с требованиями ГОС к уровню подготовки выпускника по теории языка и межкультурной коммуникации, т.е. теоретических знаний об основных этапах развития науки о языке и лингвистических школ, представлений о языке и его явлениях, важнейших принципах устройства языка, его происхождении, развитии и функционировании в современном обществе. Вопросы и задания вступительных испытаний позволяют определить у абитуриента степень понимания сущности культурных различий, существующих на уровне психической и когнитивной деятельности участников различных ситуаций общения, составить представление о культуре его филологического мышления, предполагающей знакомство с основной современной общелингвистической терминологией, предметом и объектом современного языкознания, содержанием основных лингвистических понятий, сущностью языка и речи, системой и структурой языка, лингвофилософскими аспектами связи языка, мышления, сознания и культуры, природой и сущностью коммуникации.

Вступительные испытания проводятся в форме междисциплинарного экзамена.


2. Содержание вступительных испытаний


История языкознания

Понятие научной парадигмы. Научная парадигма как этап развития научного знания и как результат выделения некоторых свойств изучаемого объекта. Преимущества и ограничения парадигм знаний. Смена парадигмы. Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки.

Зарождение науки о языке. Языкознание в Древней Индии. Греко-римское и арабское языкознание. Логическая парадигма в Античности, Средневековье и Новом времени. Всеобщая грамматика Пор-Рояля. Философия языка (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, М.В. Ломоносов и др.)

Сравнительно-историческое языкознание. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе и России. Создание сравнительных грамматик европейских языков. Принципы доказательства родства языков (фонетические и грамматические соответствия). Лингвистическая концепция В. Гумбольдта.

Натуралистическая парадигма. Естественнонаучные истоки натуралистической парадигмы. Языкознание как естественноисторическая наука. А. Шлейхер и его взгляды на язык. «Биологическая» концепция языка.

Психологическое направление в языкознании. Философия лингвистического психологизма. Трактовка языковых категорий как категорий психолингвистических. Взгляды В. Гумбольдта. Х. Штейнталь и его научная концепция языка. Лингвистические взгляды А.А. Потебни. Идеоэтническая парадигма, ее противопоставленность логико-универсальной парадигме языка.

Младограмматический этап развития языкознания. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка. Лейпцигская лингвистическая школа. Г. Пауль. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов. Казанская лингвистическая школа. Философские и лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртене.

Социологическая парадигма в языкознании. Женевская и французская социологические школы. Ф. де Соссюр. Значение лингвистической концепции Ф. де Соссюра для развития языкознания ХХ в. А. Мейе, его социологическая и компаративистская точки зрения.

Структурная лингвистика. Структурно-функциональная парадигма в языкознании ХХ в. Предпосылки возникновения структурализма. Философские основания структурализма и его методология. Понятие структуры языка. Теория лингвистического моделирования Пражский лингвистический кружок. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика). Л. Ельмслев. Американская дескриптивная лингвистика. Соотношение между различными структуралистскими направлениями.

Современные научные парадигмы. Изменение научной парадигмы в языкознании на современном этапе. Возникновение новых языковедческих направлений. Психолингвистика, ее основные направления и школы. Социолингвистика. Лингвистика текста. Коммуникативная лингвистика, теория дискурса. Когнитивная парадигма в лингвистике. Взаимодействие языковедения с другими гуманитарными науками на современном этапе развития научного знания.


Теория языка

Предмет и объект языкознания. Теоретическое и прикладное языкознание. Проблемы, решаемые на современном этапе в прикладном языкознании. Воздействие получаемых в их исследованиях результатов на совершенствование теоретических моделей языка. Взаимоотношения теоретического (абстрактного) и эмпирического (описательного) языкознания. Методы, используемые в лингвистических исследованиях. Взаимодействие языкознания со смежными науками.

Язык как многоуровневая (или многокомпонентная) коммуникативная система. Статические и динамические модели языковой системы. Структурные модели языка как системы иерархически соотносящихся  уровней (ярусов). Порождающие (генеративные) модели языка (Н. Хомский, С.К. Шаумян). Трансдуктивные модели языка (С. Лэм, И.А. Мельчук). Языковая единица или правило как центральное понятие лингвистического описания.

Актуальные проблемы фонологии и фонетики. Взаимоотношение фонетики и фонологии на современном уровне. Достижения прикладной фонетики. Сущность разногласий между Петербургской и Московской фонологическими школами. Споры о фонеме или меризме (фонологическом дифференциальном признаке) как предельной фонологической единице языка. Разграничение языков фонемных и слоговых. Новое в просодемном анализе.

Актуальные проблемы морфологии. Споры о морфеме или слове как центральной единице лингвистического анализа. Морфонологический анализ. Споры о синтагматических и парадигматических границах морфемы. Установление синтагматических и парадигматических границ слова. Синтетические и аналитические формы слова. Грамматика порядков. Функционально-семантические категории. Скрытые категории. Классификация частей речи в общелингвистичеком аспекте.

Актуальные проблемы синтаксиса. Формальные и содержательные аспекты предложения. Синтаксис членов предложения, грамматика фразовых структур, порождающая трансформационная грамматика, категориальная грамматика, синтаксис зависимостей. Синтаксические процессы. Модели Л. Теньера, Н. Хомского, У. Чейфа, Ч. Филлмора, Р. Ван Валина, С.Д. Кацнельсона, И.П. Сусова, В.В. Богданова, Н.Д. Арутюновой, Н.Ю. Шведовой, Г.Г. Почепцова. Способы «упаковки» смысловой информации в предложении. Синтаксис в прикладной лингвистике.

Актуальные проблемы лингвистики текста. Соотношение в тексте формальных и содержательных аспектов. Синтаксис, семантика и прагматика текста. От текста к дискурсу.

Актуальные проблемы лингвистической семантики. Когнитивная и языковая семантика. Ономасиологический и семасиологический аспекты семантики. Теория номинации. Теория референции.

Функциональные аспекты языка. Проблемы взаимооотношения языка с этносом, культурой, социумом, историей народа, с другими языками. Новое в этнолингвистике, социолингвистике, генетической и ареальной лингвистике, контактологии. Проблемы лингвистической прагматики. Деятельностные модели языковой коммуникации. Основные понятия теории речевых актов. Основные понятия анализа дискурса. Основные понятия конверсационного анализа. Коммуникативные стратегии и тактики. Принципы кооперации (сотрудничества, вежливости, иронии и др. Связи прагмалингвистики со стилистикой и риторикой. Язык, дискурс и личность. Проблемы взаимооотношения языка с мышлением и сознанием, с реальной действительностью. Когнитивные аспекты языка.


Основы риторики и культуры речи

Риторика как предмет изучения. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия «риторика». Становление и основные этапы развития риторики. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала. Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Общая и частная риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.

Общение. Роль общения в социальной практике. Общение и коммуникация. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Эффективность общения. Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как «зона повышенной речевой ответственности».

Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Коммуникативные и этические нормы общения. Стили общения.

Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения.

Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты. Стили речи и стилистическая окраска текста. Речевой жанр как типизированное высказывание. Профессиональные речевые жанры. Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения.

Речевая деятельность. Речь как способ «формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности» (И. А. Зимняя). Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности. Социальная функция текстов. Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе вербального общения. Виды речевой деятельности. Особенности и функции рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов. Механизмы речи и особенности их функционирования в процессе порождения и восприятия высказывания.

Риторика и культура речи. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. Правильность и чистота речи. Богатство и точность речи. Точность речи учителя. Термины и профессионализмы в речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления. Выразительность речи. Условия и средства создания выразительности. Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи. Риторическая логика. Типичные логические ошибки и пути их устранения. Логичность речи учителя и формы ее проявления в различных учебно-речевых ситуациях. Взаимодействие и взаимосвязь коммуникативных качеств речи в процессе общения.

Вербальный и невербальный аспекты общения. Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении. Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Особенности невербального поведения учителя. Просодический аспект общения. Голос и слух в акте коммуникации. Стилистическая функция интонации. Интонационные стили. Интонационный стиль как разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный. Интонационные стили речи учителя как разновидности интонационного оформления профессионально значимых высказываний.

Ораторское искусство. Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ из взаимодействия в процессе познания явлений действительности. Основные этапы развития ораторского искусства. Роль ораторского искусства в современном мире. Цель «ораторства». Сущность красноречия. Специфика публичного выступления. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя.

Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.

Аргументирующая речь. Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, «силы чувства» и убедительности). Психологическая сторона убеждающей речи. Психологические (иррациональные) аргументы.

Дискуссия. Дискуссионная речь. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки. Требования к формулировке темы дискуссии. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Стилистические особенности дискуссионной речи.

Эпидейктическая речь. Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и «хулы». Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи. Взаимодейстие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения.

Теория межкультурной коммуникаци

Коммуникация как научная проблема. Комплексность и процессуальность коммуникации. Интенциональное и неинтенциональное коммуникационное поведение. Основные характеристики коммуникации: контекстуальность (зависимость от места, времени, обстоятельств), динамичность, символический характер, предположительность, наличие следствий и др.

Культура: элементы, основные характеристики и функции. Сущность культуры. Культура и природа. Основное назначение и функции культуры. Адаптивные механизмы культуры. Связь культуры и коммуникации. Некоторые определения культуры. Элементы культуры: паттерны мышления и поведения, артефакты, навыки, умения и техники. Доминирующая (зонтичная) культура и субкультуры. Основные характеристики культуры. Обучение и научение культуре, социализация и инкультурация. Символическая природа культуры, вербальный, невербальный, иконический языки. Изменчивость культуры; инновация и диффузия. Этиоцентризм как характеристика культуры; сущность и формы проявления в межкультурной коммуникации.

Сущность и формы межкультурной коммуникации. Определение межкультурной коммуникации. Формы межкультурной коммуникации: межрасовая, межэтническая, межсубкультурная. Модель межкультурной коммуникации. Элементы межкультурной коммуникации: восприятие, вербальные процессы, невербальные процессы. Восприятие и культура; убеждения, ценности, установки; мировоззрение. Влияние социальной организации на культурное восприятие. Вербальные процессы: вербальный язык и мышление. Невербальные процессы; телесное поведение ("язык тела"), пространственное поведение (проксемика), восприятие времени.

Культурное многообразие восприятия реальности. Природа человеческого восприятия и его механизмы (идентификация и интерпретация). Культурная обусловленность восприятия. Убеждения как элемент культуры. Ценности и ценностные ориентации. Русские и американские культурные ценности: сравнительный анализ. Влияние ценностных ориентаций на межкультурную коммуникацию. Многообразие культурных паттернов. Исследования ценностных измерений Г. Хофстеда (индивидуализм - коллективизм, избегание неопределенности, отношение к власти, мужественность - женственность). Вариации ценностных ориентаций (К. и Ф. Клакхон, Ф. Стродтбек): природа человека, отношение человека к природе, временные и деятельностные ориентации. Культура и коммуникация: низко- и высококонтекстуальные культуры (классификация Э. Холла). Многообразие культур по стилю коммуникации.

Потенциальные проблемы в межкультурной коммуникации и возможности ее оптимизации. Основные проблемы межкультурной коммуникации: поиски подобия, снижение неопределенности, разнообразие коммуникационных задач, уход от коммуникации (отступление, избегание), власть, культурный шок, этноцентризм. Возможности улучшения межкультурной коммуникации. Коммуникационный портрет личности и его виды. Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие (время, социальное окружение, социальный климат, обычаи и привычки). Развитие коммуникативной компетентности и гибкости. Стремление к развитию эмпатии в межкультурной коммуникации.


3. Перечень экзаменационных вопросов


  1. Научная парадигма как этап развития научного знания Смена парадигмы. Научная парадигма в лингвистике.

  2. Языкознание в Древней Индии.

  3. Греко-римское и арабское языкознание.

  4. Логическая парадигма в Античности, Средневековье и Новом времени.

  5. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.

  6. Философия языка (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, М.В. Ломоносов и др.)

  7. Сравнительно-историческое языкознание

  8. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта.

  9. Натуралистическая парадигма.

  10. Психологическое направление в языкознании.

  11. Х. Штейнталь и его научная концепция языка.

  12. Лингвистические взгляды А.А. Потебни.

  13. Младограмматический этап развития языкознания.

  14. Лейпцигская лингвистическая школа.

  15. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов.

  16. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртене.

  17. Женевская и французская социологические школы. Ф. де Соссюр.

  18. Структурно-функциональная парадигма в языкознании ХХ в.

  19. Пражский лингвистический кружок.

  20. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

  21. Американская дескриптивная лингвистика.

  22. Изменение научной парадигмы в языкознании на современном этапе. Взаимодействие языковедения с другими гуманитарными науками.

  23. Психолингвистика, ее основные направления и школы.

  24. Социолингвистика.

  25. Лингвистика текста.

  26. Коммуникативная лингвистика, теория дискурса.

  27. Когнитивная парадигма в лингвистике.

  28. Наука о языке в системе человеческого знания. Выделение языкознания в отдельную науку, его объект и предмет, формирование лингвистических теорий.

  29. Язык как полифункциональная система.

  30. Стратегии научного поиска. Парадигмальные этапы развития мировой лингвистической мысли.

  31. Структура лингвистической макропарадигмы.

  32. Непарадигмальные стимулы развития лингвистической теории.

  33. Проблемы соотношения языка и речи.

  34. Единицы языка и единицы речи.

  35. Многокачественная природа языка.

  36. Язык как структурно организованная система.

  37. Виды отношений между единицами языковой структуры.

  38. Язык как система подсистем. Понятие уров­ня языка. Основные единицы языка.

  39. Универсальные и национально-специфические черты языковых систем.

  40. Язык как своеобразная система знаков.

  41. Взаимодействие языка с паралингвистическими и искусственными знаковыми системами.

  42. Проблемы языка и мышления.

  43. Характер связи языка и мышления.

  44. Роль языка в процессе познания и формировании представлений о мире.

  45. Язык и культура. Спорные вопросы о взаимоотношении языка и культуры.

  46. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Современная общая и частная риторика.

  47. Культура речи как коммуникативно-стилистическое понятие и необходимое условие эффективного общения.

  48. Понятие о языковой норме. Особенности норм литературного языка. Характеристика основных норм литературного языка.

  49. Коммуникативные качества речи. Точность речи: использование многозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов, паронимов.

  50. Коммуникативные качества речи. Понятность речи: использование в речи слов ограниченной сферы употребления (терминов, иностранной лексики, профессионализмов и др.).

  51. Коммуникативные качества речи. Богатство и разнообразие речи. Расширение индивидуального словаря говорящего. Использование в речи пословиц, поговорок, фразеологических единиц.

  52. Общение и коммуникация. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения.

  53. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат).

  54. Речевой этикет. Факторы, определяющие его формирование. Основные группы формул речевого этикета.

  55. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Текст и дискурс.

  56. Вербальный и невербальный аспекты общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Взаимодействие жестов, мимики, позы, движения в общении. Просодический аспект общения.

  57. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации. Виды слушания. Принципы хорошего слушания.

  58. Риторический канон: инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать).

  59. Риторический канон: диспозиция (расположение содержания высказывания).

  60. Риторический канон: элокуция (выражение, обличение мысли в слова).

  61. Риторический канон: запоминание и произнесение созданного текста.

  62. Ораторское искусство как социальное явление. Особенности устной публичной речи. Ораторская речь как процесс.

  63. Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умения оратора. Этические основы деятельности оратора.

  64. Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей. Контакт в публичном выступлении. Приемы управления аудиторией.

  65. Структура публичного выступления. Определение темы и замысла выступления. Основные части речи, их функции, содержательные особенности. Риторический анализ публичного выступления.

  66. Информирующая (информативная) речь и ее особенности.

  67. Аргументирующая речь и ее особенности.

  68. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

  69. Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии).

  70. Сущность, функции, предмет и содержание эпидейктической речи. Ее разновидности.

  71. Риторический идеал античности.

  72. Риторика в России. Современное состояние риторики. Основы мастерства беседы и спора.

  73. Этос, логос, пафос как категории риторики.

  74. Основные характеристики коммуникации: контекстуальность, динамичность, символический характер, предположительность, наличие следствий и др.

  75. Интенциональное и неинтенциональное коммуникационное поведение.

  76. Основное назначение и функции культуры.

  77. Элементы культуры: паттерны мышления и поведения, артефакты, навыки, умения и техники. Доминирующая (зонтичная) культура и субкультуры.

  78. Символическая природа культуры, вербальный, невербальный, иконический языки.

  79. Этиоцентризм как характеристика культуры; сущность и формы проявления в межкультурной коммуникации.

  80. Формы межкультурной коммуникации: межрасовая, межэтническая, межсубкультурная. Модель межкультурной коммуникации.

  81. Элементы межкультурной коммуникации: восприятие, вербальные процессы, невербальные процессы.

  82. Восприятие и культура; убеждения, ценности, установки; мировоззрение. Ценности и ценностные ориентации. Влияние ценностных ориентаций на межкультурную коммуникацию.

  83. Природа человеческого восприятия и его механизмы (идентификация и интерпретация). Культурная обусловленность восприятия.

  84. Культура и коммуникация: низко- и высококонтекстуальные культуры (классификация Э. Холла). Многообразие культур по стилю коммуникации.

  85. Основные проблемы межкультурной коммуникации: поиски подобия, снижение неопределенности, разнообразие коммуникационных задач, уход от коммуникации (отступление, избегание) власть.

  86. Культурный шок, этноцентризм.

  87. Коммуникационный портрет личности и его виды.

  88. Влияние физической и социальной окружающей среды на межкультурное взаимодействие (время, социальное окружение, социальный климат, обычаи и привычки). Развитие коммуникативной компетентности и гибкости.

  89. Эмпатия в межкультурной коммуникации.

  90. Вербальный язык как функция межкультурной коммуникации.

  91. Культурная обусловленность значения. Проблема значения в межкультурной коммуникации. Язык и культура. Гипотеза лингвистической относительности Сэпира - Уорфа.

  92. Язык и паттерны мышления (дедуктивный - индуктивный способы мышления, разум -интуиция, временные и контекстуальные установки и т.д.).

  93. Иностранные языки и социокультурные проблемы перевода. Языковое разнообразие субкультур (арго, сленг и др.).

  94. Роль межкультурной коммуникации в условиях глобализации экономических, политических и культурных контактов. Сферы приоритетного развития межкультурной коммуникации.

  95. Образование как момент культуры: чему и как учат культуры? Цели и проблемы мультикультурного образования.



4. Рекомендуемая литература


История языкознания

  1. Амирова Т.А., Ольховикова Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 672 с.

  2. Арно А., Лансло Кл. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля /Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.: Высш. школа, 1975. – 304 с.

  4. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М.: Высш. школа, 1978. – 367 с.

  5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999. – 382 с.

  6. Звегинцев В.А.. История языкознания XIX-XX вв. Т.1,2. М.: Высш. школа, 1964.

  7. Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии /В.А. Пищальникова, Е.В. Лукашевич, А.Г. Сонин. Барнаул: АГУ, 2001. – 200 с.

  8. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1997. – 245 с.

  9. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685с.

  10. Наумова Т.Н. Психологически ориентированные синтаксические теории в русской и советской лингвистике. Саратов: СарГУ, 1990. – 176 с.

  11. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.Х. М., 1984. Вып.II. М., 1986. Вып. XXII. М., 1988.

  12. Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие. М.: МГЭИ, 2003. – 211 с.

  13. Хроленко А.Т. Теория языка: Учебное пособие. Курск: КГУ, 2002. – 332 с.



Теория языка

  1. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта: Наука, 2005.

  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1987.

  3. Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. – Нижний Новгород, 2005.

  4. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта: Наука, 2005.

  5. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. - М., 1965.

  6. Головин Б.М. Введение в языкознание. - М., 1982.

  7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1987.

  8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.,1990.

  9. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. - Воронеж,1973.

  10. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 2004.

  11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.

  12. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.,1975.

  13. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М., 1995.


Основы риторики и культуры речи


  1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998

  2. Аннушкин В. И. Первая русская «Риторика» (Из истории риторической мысли). – М., 1998

  3. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997

  4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002

  5. Матвеева Т. В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учебный словарь. – М., 2003

  6. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2000

  7. Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. – М., 1997


Теория межкультурной коммуникации


  1. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: «Гнозис», 2003.- 288 с.

  2. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352 с.

  3. Tatiana Sazonova. Key Topics in Intercultural Comminication. Kursk, 2005.

  4. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: сборник научных трудов / Ред. Л.И. Гришаева, Т.Г.Струкова. – Воронеж: ВГУ, 2002. – 648 с.

  5. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. – М:. Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.

  6. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – Москва: Логос, 2002. – 224 с.

  7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2008. – 264 с.

Похожие:

Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки 040200. 68 «Социология»
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» icon«сибирский федеральный университет» иститут филологии и языковой коммуникации утверждаю
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 035700. 62 Лингвистика – суть и назначение
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки бакалавра 230700-Прикладная информатика и профилю подготовки «Дизайн»
Вующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030600. 62 «История»
Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки бакалавра 230700-Прикладная информатика и профилю подготовки «Прикладная информатика в дизайне»
Рального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 050600 «Художественное образование»
«Художественное образование» по циклу специальных дисциплин профиля «Изобразительное искусство» гос высшего профессионального образования...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconОсновная образовательная программа подготовки магистра по направлению 035700 Лингвистика Профиль 035715 Социолингвистика Москва 2012 обоснование актуальность разработки магистерской образовательной программы «Социолингвистика»
Магистерская образовательная программа базируется на приоритетах деятельности филологического факультета по многоуровневой подготовке...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки по...
Пояснительная записка Филологические дисциплины являются основными в системе профессиональной подготовки бакалавра в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700 «Лингвистика» iconПрограмма подготовки бакалавра
Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница