Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет




НазваниеАналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет
страница1/3
Дата13.09.2012
Размер0.55 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3
Ср. балл по обществознанию


Годы200920102011

СПб56,8756,5857,53

РФ56,7756,0057,11


Аналитический отчет


предметной комиссии


о результатах ЕГЭ


по обществознанию 2011 года





Отчет подготовила О.Н.Журавлёва, зав. кафедрой социального образования СПбАППО, канд. пед. наук, доцент, заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию





Результат ЕГЭ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования в качестве вступительного испытания по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурологической и др.

Стратегия модернизации российского образования требует новых подходов к формированию знаний, умений и развитию учащихся. Это находит отражение в ориентации обществоведческого образования на формирование базовых социальных компетенций, усиление его практической направленности. Целями обществоведческой подготовки является усвоение системы знаний о различных сферах жизнедеятельности общества, а также развитие духовно-нравственной, политической и правовой культуры выпускника, формирование социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации. Экзаменуемый должен проявить умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, продемонстрировать овладение способами деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Как и в прошлые годы, это был самый массовый из экзаменов по выбору: в Санкт-Петербурге его сдавали 11582 человека (4,1% от всех сдававших этот предмет в стране), то есть практически каждый второй выпускник.


1. Характеристика
контрольно-измерительных материалов
(далее КИМ) ЕГЭ.
Сравнение с КИМами предыдущего года



1.1. Структура экзаменационной работы (рис. 1)


Назначение экзаменационной работы – выявить уровень обществоведческой подготовки выпускников образовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Модель экзаменационной работы 2011 года в целом по структуре осталась неизменной. Работа состояла из трех частей, различающихся по содержанию, степени сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы являлась форма заданий: часть А содержала задания с выбором ответа, часть В – задания с кратким ответом, часть С – задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа предлагались 4 варианта ответа, один из которых правильный. В заданиях части В ответ записывался в виде слова, словосочетания или набора цифр, записанных без пробелов. В заданиях части С ответ формировался экзаменуемым самостоятельно - в развернутой форме.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Часть работыКоличество
заданийМаксимальный первичный балл% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу (= 59)Тип
заданийРекомендованное время на выполнение заданияА222237,3%Задания с выбором ответа1-4 минВ71220,3%Задания с кратким ответом3-10 минС92542,4%Задание с развернутым ответом5-35 минИтого3859100%210 мин

На выполнение экзаменационной работы отводилось 210 минут. По сравнению с 2010 годом общее количество заданий уменьшилось с 39 до 38; максимальный первичный балл остался прежним - 59 баллов.

Часть А в 2011 году включала 22 задания с выбором ответа. Задание А1 объединило в себе элементы, проверемые в 2010 году двумя заданиями – А1 и А2, а задание А4 – элементы, проверемые А3 и А6. Таким образом, количество заданий уменьшилось с 24 на 22.

Часть В содержала 7 заданий с кратким ответом, то есть увеличилось количество заданий с 6 на 7: было введено задание повышенного уровня В 7 - осуществление выбора необходимой позиции из списка. В нем по сравнению с таким же заданием В 4 предлагалась другая сфера общества. Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу увеличился на 2 балла.

Часть С по-прежнему включала 9 заданий с развернутым ответом. Составление плана ответа по определенной теме обществоведческого курса в задании С8 оценивалось по измененным критериям, также как и мини-сочинение, находящееся на позиции С9.


1.2. Содержательные разделы экзаменационной работы.
Проверяемые виды деятельности и умений учащихся
(табл. 2)


В первой части работы (заданиях А1–А22) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Во всех вариантах работы задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами.

Во второй части на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1–В7) находятся задания одного уровня сложности, на одни и те же или сходные умения, проверяемые на элементах содержания из всех пяти содержательных блоков-модулей.

Задания третьей части (С1–С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста. С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Заданиями С1–С8 представлены пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение). Альтернативное задание С9 требует написать мини-сочинение (эссе) по одной из шести тем, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний; каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса.

В экзаменационной работе внимание уделялось не только усвоению отдельных тем и содержательных положений курса, но и проверяемым умениям и способам действий. Перечень умений, проверяемых заданиями ЕГЭ, был разработан на основе требований к уровню подготовки выпускников, изложенных в федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию профильного уровня. Отдельные позиции стандарта конкретизированы. Распределение заданий экзаменационной работы по проверяемым умениям и способам действий отражено в табл. 2.


Таблица 2

Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий

Проверяемые основные умения
и способы действийЧисло заданийВся работаЧасть АЧасть ВЧасть С1.Требования: «Знать/понимать»3822792. Требования: «Уметь»характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы4--4анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями241969объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)4--4раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук3--3осуществлять поиск социальной ин-

формации, представленной в различ-

ных знаковых системах (текст, схема,

таблица, диаграмма); извлекать из не-

адаптированных оригинальных текстов

(правовых, научно-популярных, публи-

цистических и др.) знания по заданным

темам; систематизировать, анализиро-

вать и обобщать неупорядоченную со-

циальную информацию; 13526сравнивать социальные объекты; со-

поставлять различные научные подхо-

ды; различать в социальной информа-

ции факты и мнения, аргументы и вы-

воды; 1814-4оценивать действия субъектов соци-

альной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения

социальных норм, экономической ра-

циональности; 3--3формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам3--3подготавливать творческую работу2--2применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам85-33. Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» 4--4


1.3. Распределение заданий по уровню сложности


В 2011 году незначительно изменено распределение заданий по уровням сложности.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня сложности и 6 – повышенного уровня. Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В5) и три задания повышенного уровня сложности (В4, В6, В7). В части 3 два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3-С9). Таким образом, по сравнению с прошлым годом количество заданий базового уровня уменьшилось на одно.

Задания базового уровня предполагают примерный интервал выполнения 60–90%, повышенного – 40–60%, высокого – менее 40%.


2. Результаты выполнения заданий ЕГЭ
и их анализ



2.1. Основные результаты ЕГЭ


Статистика результатов выполнения выпускниками Санкт-Петер-бурга всех трех частей работы является важным источником педагогической информации, отражающей успехи и трудности в обучении предмету, позволяет наметить пути повышения качества обществоведческой подготовки учащихся.

Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2011 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники 2009 и 2010 годов. По среднему баллу заметен стабильный рост, несмотря на повышение уровня сложности заданий.

Структура контингента, сдававшего ЕГЭ, представлена следующими группами участников:

выпускники школ 2011 года – 87,1% (2010 год - 89,7%),

ОУ НПО и СПО – 6,2% (2010 – 5,6%) ,

выпускники прошлых лет – 6,6% (2010 – 4,65%).


Данные о результативности экзамена (с учетом работы Конфликтной комиссии) по основным категориям участников представлены в табл. 3а и 3б.

Таблица 3а

Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году
по основным категориям участников

Категория участниковЯвилось, чел.Средний баллЧисло участников (чел.)
с результатом100
балловменее 39 баллов (ниже порога)Выпускники школ 2010 года1427057,493446Выпускники НПО и СПО94847,550150Выпускники прошлых лет182157,02076Итого 1703956,583672По РФ406 68656,0343,9%

Таблица 3б

Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2011 году
по основным категориям участников


Категория участниковЯвилось, чел.Средний баллЧисло участников (чел.)
с результатом100
балловменее 39 баллов (ниже порога)Выпускники школ 2011 года10098 58,381 271Выпускники ОУ НПО и СПО 72045,030159Выпускники прошлых лет 76458,130 25Итого 1158257,53 1455 По РФ40549857,11 313,9%

В целом итоги экзамена свидетельствуют о хорошем уровне обученности по предмету. Не справились с заданиями ЕГЭ в 2011 году 3,9% участников экзамена (в РФ по отчету ФИПИ – 4,5%). Стабильность результатов обеспечивается качеством КИМов и эффективной информационной и методической работой по подготовке к экзамену в регионе.

Минимальное количество баллов экзамена по предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году – 39 баллов. В целом результаты экзамена в Санкт–Петербурге соответствуют результату по России: средний балл – 57,53 (по сравнению с прошлым годом вырос на 1 балл), в РФ – 57,11. При этом выпускники текущего года улучшили результат: средний балл данной группы составил 58,38 (2010 г. – 57,49; 2009 г. – 55,66). Из 10098 участников ЕГЭ данной категории не преодолели пороговый балл 2,7%. Из 31 наиболее успешных (набравших 100 баллов) участников ЕГЭ в РФ представлен и петербургский выпускник. Основная часть выпускников показала средний и хороший уровень обществоведческой подготовки.

Выпускники прошлых лет демонстрировали высокую мотивацию и стабильные результаты. Из 764 человек 3,3% не набрали пороговый балл.

В целом участники ЕГЭ хорошо справились с заданиями базового и повышенного уровня по всем содержательным линиям первой части работы, выполнили большинство заданий базового и повышенного уровня второй части работы, дали полные и правильные ответы на задания базового уровня третьей части экзаменационной работы.

Как и в прошлом году, неудовлетворительные результаты ЕГЭ по обществознанию предъявили выпускники образовательных учреждений профессионального образования. Количество участников ЕГЭ из учреждений НПО и СПО составило 720 человек: из них каждый пятый (22%) не получил сертификат, причём на экзамен явилось чуть более половины (54,5%) от общего количества зарегистрированных участников из данных ОУ. Доля этой категории участников, не преодолевших порог в 39 баллов, составила треть от тех, кто не получил сертификат (34,9%). Анализ результатов ЕГЭ позволяет выявить основные тенденции процесса уровня обществоведческой подготовки петербургских выпускников.


2.2. Анализ результатов выполнения заданий части А


Эта часть работы содержит 22 задания. Задание считается выполненным верно, если выпускник выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. Кроме того, не засчитываются знаки, не предусмотренные инструкцией (только «X»).


2.2.1. Содержание заданий части А.
Результаты выполнения заданий в 2011 году


Задания части А экзаменационной работы проверяют умения:

- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания и сравнивать их;

- соотносить теоретический материал с жизненными реалиями;

- оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний.

Средний процент выполнения заданий части А в 2011 году – 65,45 (2010 год - 62,60).

Данные табл. 4а и 4б отражают общие результаты выполнения заданий части А в 2010 и 2011 гг соответственно.

Таблица 4а

Содержание заданий части А и результаты их выполнения в 2010 году

Обозначение задания
в работеПроверяемые элементы содержанияПроцент правильных ответовА1Системное построение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы)66,73%А2Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); общественное и индивидуальное сознание; самосознание индивида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость74,67%А3 П1Человек и общество (задание на анализ двух суждений)60,40%А4Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль64,52%А5Человек и общество (задание на обращение к социальным реалиям)76,24%А6 ППознание и духовная жизнь (задание на анализ двух суждений)48,55%А7Экономика и экономическая наука; экономические системы и собственность; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП53,88%А8Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица62,75%А9Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика65,96%А10 ПЭкономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)61,08%А11 ПЭкономика (задание на анализ двух суждений)67,64%А12Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ66,67%А13Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак68,90%А14Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)75,40% А15 ПСоциальные отношения (задание на анализ двух суждений)59,24%А16Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ68,07%А17Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство58,49%А18Политика (задание на обращение к социальным реалиям)51,69% А19 ППолитика (задание на анализ двух суждений)49,22%А20Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ59,67%А21Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика66,74%А22Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система68,83%А23Право (задание на обращение к социальным реалиям)54,16% А24 ППраво (задание на анализ двух суждений)52,97%Средний процент выполнения заданий части А62,60%

Таблица 4б

Содержание заданий части А и результаты их выполнения в 2011 году


Обозначение задания
в работе 2011 г.2 Проверяемые элементы содержанияПроцент правильных ответовА1

(объединены задания А1 и А 2 2010 года)Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы

обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).

Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.

Системное построение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).74,97%А2 (в 2010 году - А 4)Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышле-ния; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль.68,40%А3 (А5)Человек и общество (задание на анализ двух суждений)84,13%А4 П

(объединены задания А3 и А6) Человек и общество. Познание и духовная жизнь

(задание на анализ двух суждений).54,15%А5 (А7)Экономика и экономическая наука; экономические системы; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП.62,71%А6 (А8) Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда;

безработица.65,94%А7 (А9)Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги,

уплачиваемые предприятиями;государственный бюджет; мировая экономика.72,67%А8 П (А10)

Экономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации)60,21%А9 П (А11)Экономика (задание на анализ двух суждений)57,41%А10

(А12)Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ74,52%А11

(А13)Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак75,05%А12

(А14)Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)83,37% А13 П (А15)Социальные отношения (задание на анализ двух суждений)64,12%А14

(А 16)Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ50,54%А15

(А17) Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство59,52%А16

(А18)Политика (задание на обращение к социальным реалиям)81,74%А17 П

(А19)Политика (задание на анализ двух суждений)44,61%А18

(А20)Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ70,76%А19

(А21)Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика54,06%А20

(А22)Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система76,61%А21 (А23)Право (задание на обращение к социальным реалиям)57,71% А22 П (А24)Право (задание на анализ двух суждений)46,66%Средний процент выполнения заданий части А65,45%

Задания А1–А4 относятся к сфере «Человек и общество», А5–А9 – к сфере «Экономика», А10–А13 – «Социальные отношения», А14–А17– «Политика», А18-А22 – «Право». По итогам анализа табл. 4 можно выстроить рейтинг успешности выполнения заданий по этим основным содержательным линиям обществоведческого курса (средний процент правильных ответов по убыванию):

74,27% – «Социальные отношения» (в 2010 году - 67,55%) с примерным интервалом верных ответов по отдельным заданиям 64-74 %

70,41 %– «Человек и общество» (2010 г. - 65,18% ) с примерным интервалом 54-75 %.

63,79%– «Экономика» (2010г. - 62,26%) с примерным интервалом 57-63 %.

61,16%– «Право» (2010 г. - 60,47%) с примерным интервалом 47–71%.

59,10% – «Политика» (2010 г. - 56,86%) с примерным интервалом 51–68%.

Процент правильных ответов увеличился по всем содержательным линиям. По-прежнему хорошо усвоены темы из разделов «Человек и общество» и «Социальные отношения». Наиболее трудными для аттестуемых, как и в прошлом году, стали элементы содержания разделов «Право» и особенно «Политика». При этом следует подчеркнуть, что и по этим содержательным линиям верных ответов – более половины.

Процент выполнения заданий базового уровня части А должен соответствовать диапазону 60–90%. Анализ данных табл. 4б показывает, что выпускники отлично знают и понимают биосоциальную сущность человека, его место и роль в системе общественных отношений, а также суть понятия «личность», основные этапы и факторы ее социализации; могут осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, прежде всего из разделов «Человек и общество» и «Социальные отношения» (А3, А12, А16). Отлично усвоены вопросы о деятельности людей. Хорошие результаты достигнуты и при выполнении заданий А1, А7, А10, А11, А18, А20.

Несколько ниже (притом, что более половины выпускников справились и с ними, в интервале от 51 до 59%) необходимого уровня были выполнены задания А14, А15, А19, А21 (области «Политика» и «Право»), проверяющие следующие элементы содержания (по убыванию процента правильных ответов):

А15 – «Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство».

А21 – Право (задание на обращение к социальным реалиям).

А19 – «Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика».

А14 – «Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ».

Задания повышенного уровня части А также относятся к каждому из пяти содержательных блоков. Процент их выполнения должен соответствовать примерному диапазону 40–60 %. Очевидно, что задания этого уровня экзаменуемые выполняют несколько хуже, чем базового, но со всеми шестью заданиями участники ЕГЭ справились успешно: интервал верных ответов составил от 44, 61 до 64,12. Менее успешный результат, но также в пределах нормы, получен по заданиям, требующим сделать выбор из двух суждений - модули «Политика» и «Право» (А17, А22).


2.2.2. Анализ неуспешных заданий части А

В содержательной линии «Человек и общество» наибольшие затруднения вызвали задания, требующие оценивать справедливость суждений на предмет их истинности или ложности (А4) на основе знаний о федеративном устройстве РФ, критериев истинности знания, типов общества и этапов его развития (индустриального, постиндустриального), принципов развития совремнного образования.

В содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» менее свободно (А9) ученики ориентировались по темам «Экономические системы», «Роль государства в экономике», а также при определении факторов, влияющих на формирование спроса.

По содержательной линии «Социальные отношения» слабее других выполнено задание повышенного уровня А13 (64%) по вопросам «Межнациональные отношения», «Социальный статус человека», «Социальные группы, их образование, регулирование отношений» (причем выпускниками хорошо усвоено, что основанием для объединения людей в социальную группу является социально значимый признак, а вот суждение «Образование в обществе социальных групп связано с переходом в индустриальную фазу развития» ставило их в тупик). Вопросы «Социальная мобильность», «Этнические общности, условия их возникновения, формы», напротив, раскрыты на хорошем уровне.

Недостаточны полнота знаний и понимание учебного материала по таким позициям содержательной линии «Политика» как «Типы избирательных систем, их признаки и особенности», «Политические системы». Ряд вопросов с трудом освещался выпускниками и в прошлые годы, например, мажоритарная избирательная система. Наибольшие сложности в задании А14 вызвали тесты на определение нормативного компонента политической системы, отличительного признака любого государства и на указание вопроса, находящегося в совместном ведении РФ и её субъектов. В учебной литературе политологические темы представленаышироко и обстоятельно. Однако преобладает освещение вопросов на теоретическом уровне, и экзаменуемые затрудняются применить полученные теоретические знания в конкретной ситуации, чего требует ряд заданий ЕГЭ.

В содержательной линии «Право» при выполнении А19 большинство участников ЕГЭ затруднились указать, в какой форме могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; с лицами какого возраста допускается заключение трудового договора (по общему правилу); какие данные вносятся в трудовую книжку; какие отношения супругов регулируются брачным договором. При выполнении задания А21 многие не смогли соотнести предлагаемую ситуацию и норму гражданского права.

При выполнении тестов повышенного уровня сложности (А17) трудности возникали с вопросами об избирательных системах – только седьмая часть отвечавших справилась с этими заданиями. Сложными остаются вопросы о политике, формах правления в контексте гражданского общества и правового государства. При работе с суждениями о государстве для многих отвечающих оказалоаь решающей формулировка сходных по смыслу суждений: «Любое государство обладает монополией на легальное насилие» или «Государство обладает аппаратом управления и принуждения»: во втором варианте результат был значительно выше, чем во втором. В заданиях А22 , как и в заданиях базового уровня, сложными остаются вопросы о федеральном устройстве РФ, федеральном законе, выборах депутатов Государственной Думы. Трудным для большей части выпускников оказалось содержание, связанное с правоспособностью и дееспособностью физических и юридических лиц, а также некоторые вопросы о правах работника и принципах уголовного процесса.


2.2.3. Методические рекомендации

Названные содержательные элементы, типы заданий вызывают трудности в силу различных причин:

существенного обновления элементов содержания («Экономическая сфера», «Право» и др.), недостаточного внимания учителей и авторов учебников основной и старшей школы к сложным теоретическим вопросам (например, познание, истина);

слабой интеграции обществоведческих знаний с другими дисциплинами, прежде всего с историей, вопросами Всеобщей истории;

недостаточной эффективностью работы по формированию универсальных учебных действий;

дефицита учебного времени на углубленное рассмотрение (лишь небольшая доля участников ЕГЭ обучалась по программам профильного уровня);

слабой методической разработанностью ряда тем, недостатка в учебных пособиях заданий, позволяющих в системе развивать и совершенствовать проверяемые ЕГЭ умения;

недостаточного уровня подготовки педагогов на содержательном уровне для преподавания всех модулей курса.

Трудности также связаны и с теоретическим характером материала, сложностью его «привязки» к социальным реалиям. Прослеживается прямая зависимость результатов выполнения заданий от предметного содержания. При изучении политической сферы, вопросов права важно уделять больше внимания изменениям, произошедшим в современной России. Более целенаправленной отработки требуют умения соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний.

Для оптимизации подготовки к выполнению заданий части А по обществознанию рекомендуется планировать (включать в рабочие программы курсов школьной образовательной программы, в поурочно–тематическое планы) и осуществлять следующие оперативные мероприятия в рамках как основного, так и дополнительного образования:

– текущий поурочный контроль по отдельным компонентам содержания Кодификатора в формате заданий части А;

– изготовление учащимися дидактических материалов для систематизации учебного материала и эффективного усвоения объектов проверки ЕГЭ по предмету (карточек, тестов, конспектов, таблиц);

– обучение правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа;

– коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок, в том числе с использованием интерактивной доски;

– решение тестовых заданий на уроке с использованием материалов демоверсий прошлых лет, CD-дисков, системы «1С: Образование», программного комплекса «ЗНАК» (ПК «ЗНАК»), заданий Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, ЕГЭ on-line, например: http://test.giaonline.ru/31, http://egeonline24.ru, открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ) Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/view/sections/;

– решение тематических тренировочных тестовых заданий на повторительно-обобщающих уроках (в печатном и электронном вариантах), в форме самоконтроля;

– проведение итоговых зачетных диагностических тестирований по разделам курса, по прохождению программы, в том числе централизованной диагностики регионального уровня;

– организация дистанционного обучения, групповых и индивидуальных консультаций с помощью сайта ОУ.

–.

  1   2   3

Похожие:

Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет о проведении единого государственного экзамена по обществознанию в 2008 году
А. А. Семивеличенко, председатель региональной предметной комиссии по обществознанию
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет председателя предметной комиссии по химии по результатам единого государственного экзамена в 2011 году на территории Орловской области
А, В, с контрольно- измерительных материалов егэ, определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками, объяснять полученные...
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке к егэ по обществознанию
Автор-составитель: Л. А. Мальцева, заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию гэк свердловской области
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет председателя предметной комиссии по математике о результатах егэ 2006 в Костромской области
За этот период она осуществила своё формирование, профессиональную подготовку и экспертную деятельность во время пробного экзамена...
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет о результатах самообследования
П. А. Скачкова проводилось согласно приказу директора общеобразовательного учреждения от «28» октября 2011 года №62 Отчёт о самообследовании...
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет Ширяй Л. М. по выполнению иоп в 010-2011 году
Методическое письмо членов федеральной предметной комиссии по иностранным языкам
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет предметной комиссии
СПбаппо, Г. И. Вольфсон, член предметной комиссии Санкт-Петербурга по математике, эксперт-консультант с правом третьей проверки,...
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет о результатах инновационной деятельности «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Предоставляем Вам отчет о результатах инновационной деятельности за 2011-2012 учебный год (приложение)
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconДоклад подготовлен административно-управленческим составом детско-юношеского центра
Публичный информационно-аналитический доклад о состоянии и результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного...
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет iconОтчет о проведении единого государственного экзамена по биологии в 2008 году
В ходе подготовительного этапа егэ-2008 члены региональной предметной комиссии по физике и учителя физики Оренбургской области изучили...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница