Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации




Скачать 208.37 Kb.
НазваниеОгук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации
Дата03.02.2013
Размер208.37 Kb.
ТипПримерная программа
ОГУК «Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской»

ОГУК «Астраханская юношеская библиотека им. Б.Шаховского»

ОГУК «Астраханская областная детская библиотека»


Примерные

рекомендации к организации

учебы библиотечных работников

на 2011 год.


Астрахань, 2011

Примерная программа семинара, посвященная 200 – летию празднования победы России в Отечественной войне 1812 года


Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.

А.Н. Толстой


В истории России есть незабываемые события, которые влияли не только на судьбы российского народа, но и на судьбы многих народов мира. К такому событию относится и война 1812 года.

Почти 200 лет отделяют нас от событий того времени. Победа над завоевателем, который к моменту нападения на Россию был уверен в своей непобедимости, поразила воображение современников и в настоящее время волнует их потомков. Война 1812 года явилась поворотным пунктом в духовной жизни России, она позволила убедиться в несокрушимости российского народа.


1. Феномен войны 1812 года в истории Отечества

Выступление учителя истории (сотрудника районного музея)

2. Нити нашей памяти: от героев Отечественной войны 1812 года до Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (о работе библиотек района по гражданско - патриотическому воспитанию)

методист ЦБ

3. «Памятная Отечественная»: обмен опытом

(проведение Дня Отечества, Дня патриотической книги, заседание исторического клуба, презентации книжно – иллюстративной выставки, часа истории и др. мероприятий теме семинара из опыта работы или подготовленные и проведенные в рамках домашнего задания)

ЦБ, библиотеки - филиалы

4. Отечественная война 1812 года и национальная идея в произведениях художественной литературы (библиографический обзор)

Библиограф ЦБ

5. Показательное мероприятие: «Знаменитые персоны войны 1812 года: литературные прототипы и герои книг» (фрагмент литературных чтений)

Отдел обслуживания ЦБ


Список литературы по теме

  1. Балязин, В.Н. Фельдмаршал Михаил Богданович Барклай – де Толли: Жизнь и полководческая деятельность / В.Н. Балязин М., 1990. – 302с.

  2. Бородинское поле 1812 год в русской поэзии. - М., 1984. -254с.

  3. Герои 1812 года – М., 1987. – 607с.

  4. Глинка, В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца / В.М. Глинка, А.В. Помарнацкий .- Л., 1981 г. - 507с.

  5. Голубев, С.Н. Багратион. / С.Н. Голубев – Пермь., 1989. -268с.

  6. Давыдов, Д.В., Дурова Н.А. Сочинения. / Д.В. Давыдов, Н.А. Дурова - М., 1987. – 637с.

  7. Давыдов, Д.В. Стихотворения. Проза / Д.В. Давыдов. - М., 1987. - 464с.

  8. Дурова, Н.А. Избранное / Н.А. Дурова. – М.. 1984. – 456с.

  9. Жилин, П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов / П.А. Жилин. – М., 1988. –153с.

  10. Кайдаш, С. // Наука и религия. - 1990. № 3. – С .67

  11. Корх, А.С. Михаил Илларионович Кутузов/А.С. Корх. - М., 1989.-120с.

  12. Недаром помнит вся Россия: Отечественная война 1812. -М., -1986. -279с.

  13. Окуджава, Б.Ш. Свидание с Бонапартом/ Б.Ш. Окуджава. -М., 1985. -228с.

  14. Пушкин, В., Костин, Б. Из единой любви к Отечеству / В. Пушкин, Б. Костин. – М., 1988 – 215с.

  15. Раевский, Н.Н. Атаки на фланге / Н. Н. Раевский // России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 г. ее участников и очевидцев. – М., 1988 - с.57.

  16. Раковский, Л.И. Кутузов / Л.И. Раковский. - М, 1987. -681с.

  17. Рыленков, Н.И. На старой Смоленской дороге/ Н.И. Рыленков – М., 1969- 407с.

  18. Смирнов, А. Вечная любовь Маргариты Тучковой/ А. Смирнов// Наука и религия -1990. - № 8. –С. 220.

  19. Смирнов, А. Памятник М.И. Кутузову/А. Смирнов - М., 1986. -272с.

  20. Троицкий, Н. 1812:Великий год России/Н.Троицкий - М., 1988. – 348с.


Составитель: Чиркова И.М. - вед. методист ОНИиМР

ОГУК «Астраханская библиотека им. Н.К.Крупской»


Программа тренинг семинара

Анализ деятельности библиотеки как социального института: подходы,

особенности, методы


  1. О некоторых подходах к изучению эффективности функционирования библиотеки

Выступление специалистов ОГУК «Астраханская библиотека им. Н.К.Крупской»


  1. Вопросы оценки библиотечной деятельности в теории и практике

Дайджест профессиональной печати


  1. Работа участников в небольших группах (3-5 чел.)



Задания для работы в группах


Задание №1 Обобщить информацию, характеризующую процессы, происходящие на территории обслуживаемого населения, проанализировать внешнюю и внутреннюю среду библиотеки (см. Памятку для проведения анализа деятельности библиотеки)


Выступление от группы. Общая дискуссия


Задание №2 Дать оценку программно-проектной деятельности библиотеки (см. Памятку…)


Выступление от группы. Общая дискуссия


Задание №3 Проанализировать приоритетные направления работы библиотеки (см. Памятку…), более подробно остановиться на одном


Выступление от группы. Общая дискуссия

Подведение итогов


Приложение 1

Памятка

для проведения анализа деятельности

библиотеки

1. Обобщение информации, характеризующей процессы, происходящие на территории обслуживаемого поселения, района, такие факторы, как социально-экономическое развитие, демографические изменения, уровень образования, занятости, появление альтернативных структур в области образования, культуры для определения пространства, на котором библиотеке предстоит строить свою работу.

2. Анализ внешней среды:

- благоприятные возможности (вклад властных структур в развитие библиотеки; освоение новых сфер деятельности, создание новых структур; расширение спектра услуг; работа с дополнительными (новыми) группами пользователей; прочее).

- факторы угрозы (неблагоприятная политика государства; уязвимость в отношении с местными органами власти; рост расходов на организацию обслуживания; неблагоприятные демографические изменения; прочее).

3. Анализ внутренней среды библиотеки:

- сильные стороны (высокая репутация у населения; налаженные взаимоотношения с органами власти, представителями других организаций и учреждений; компетентность; хорошее здание или помещение; наличие новых технологий, способность к нововведениям; прочее).

- слабые стороны (неприемлемый уровень финансирования; отсутствие внебюджетных средств; слишком узкий спектр деятельности; слабый имидж; отсутствие новых технологий; старое здание; устаревшее оборудование; прочее).

4. Программно – проектная деятельность (характеристика программ (проектов); обоснование для их разработки; объемы финансирования; сроки реализации; основные этапы реализации; партнеры; достигнутые результаты; возникшие проблемы; намеченные перспективы).

5. Степень удовлетворенности потребителей качеством деятельности услуг библиотеки.

Оценивается (на основе опросов, анкетирования, официальных отзывов, данных библиотечной статистики, договоров о сотрудничестве и др.) по следующим аспектам:

Привлекательность библиотеки:

- охват пользователей;

- соответствие расписания работы потребностям пользователей;

- общие размеры фонда на душу населения;

- восприятие библиотеки в целом (награды, полученные на конкурсах, выставках, публикации о библиотеке в печати и информация в других СМИ).

Определение приоритетных групп пользователей, их краткая характеристика

Качество фонда библиотеки:

- количество новых названий документов (кроме документов «в дар», «взамен утерянных»);

- количество новых экземпляров документов;

- обеспечение ресурсами в ином формате, кроме печатного (наличие электронных изданий, аудиовизуальных документов)

- доступ к таким внешним ресурсам, как Интернет, другие библиотеки, электронные базы данных.

- широта диапазона различных жанров художественной литературы и иных видов литературы (соотношение в % в фондах отраслевых документов, % соотношение научной, научно – популярной, художественной, справочной литературы).

Использование библиотечных фондов:

- число выдач на единицу фонда (обращаемость);

- использование фонда по предметным отраслям;

- процент неиспользованных документов.

Доступность документов в фонде (% соотношение документов в открытом доступе, читальном зале, хранилище; документы повышенного спроса, ограниченные к выдаче на дом).

Справочная служба

- число выданных справок на душу населения

- число обращений к электронным службам и другим материалам в ином формате, помимо печатного.

Обслуживание пользователей:

- число книговыдач на душу населения;

- общее число посещений на душу населения;

- процент отказов от общей книговыдачи в год;

- число посещений массовых и досуговых мероприятий на душу населения.


Уровень культуры обслуживания (количество услуг и их разнообразие, количество и качество удобств использования фонда, оборудование помещения, эстетическое оформление интерьера, освещенность).

Приоритетные направления работы библиотеки (обосновать их выбор; дать представление о наиболее значимых мероприятиях по направлению с приложением сценариев; проанализировать эффективность проведенных мероприятий: каковы цели и задачи мероприятия; что запланировано и что достигнуто, каким путем достигнуты результаты; состав участников; их участие и их отзывы о мероприятии и др.).

Лояльность пользователей библиотеки:

- намерения потенциальных пользователей и других заинтересованных сторон получить доступ к фондам и услугам библиотеки;

- желание пользователей и других заинтересованных сторон развивать связи и сотрудничать с библиотекой по различным направлениям деятельности;

- желание пользователей и других заинтересованных сторон рекомендовать библиотеку другим (потенциальным) пользователям.

Финансовые ресурсы. Определить:

- средства, доступные библиотеке;

- распределение этих средств

- вклад этих средств в основные виды услуг, предоставляемых библиотекой

- соотношение финансирования библиотечной отрасли и бюджету отрасли культуры района в целом (%);

- соотношение (%) расходов на оплату труда, комплектование, приобретение оборудования;

- сравнительные показатели (на уровне района) средней заработной платы библиотекаря, средней заработной платы по району, средней заработной платы по региону

Источники финансирования библиотеки:

- ежегодное финансирование библиотеки учредителем;

- целевые поступления от местных властей или из федерального бюджета;

- пожертвования и гранты от частных лиц и организаций (кроме муниципальных органов власти и представителей депутатского корпуса);

- доходы.

Составитель: Потехина Н.Ф. – зав. ОНИиМР

ОГУК «Астраханская библиотека им. Н.К.Крупской»


Программа семинара

«Экологическое просвещение и воспитание молодёжи в условиях библиотеки»


  1. Экологическая обстановка в регионе. Взаимодействие заинтересованных организаций в решении экологических программ.

Консультация сотрудника Центра

экологического образования населения

Астраханской области

  1. Системный подход в работе библиотеки по экологическому просвещению и воспитанию юношества.

Консультация методиста ОГУК

«Астраханская юношеская библиотека

им. Б. Шаховского»

  1. Экологическое просвещение как важный элемент нравственного воспитания молодёжи.

(Из опыта работы)


Рекомендуемая литература:

  1. Бажутина Г. Наш город – наш дом!// Библиотека.– 2009. – №5.– с. 83–86.

  2. Басинюк Т. К. Электронные информационные ресурсы ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в области окружающей среды// Науч. и техн. библиотеки.– 2009.–№3.–с. 35–39.

  3. Лещинская В. В. Влияние библиотек России на формирование экологической культуры населения// Библ. дело XXI век.–2007.–№2(13).–с.83–92.

  4. Тихонова И. Вечный зов земли: (эколог. воспитание и просвещение )//Библ. газета.– 2008.–№10.– с.8.

  5. Сибирцева Н. Учиться никогда не поздно// Библиотека.– 2010.–№5.–с.70–72.

  6. Через библиотеки – к будущему: сб. мат. По формированию детско-юнош. информ. политики: по мат. конф. Программы ЮНЕСКО: информация для всех: в 2-х ч., ч.2.–с. 251–277.


Составитель: Любовощина Д. Р. – зав. МО

ОГУК «Астраханская юношеская библиотека им. Б.Шаховского»


Примерные методические рекомендации по проведению семинарского занятия по теме «Социологические исследования как способ решения практических проблем

библиотечной деятельности».

Изменение общественно-экономической ситуации в стране, а также изменения в образе жизни людей не могут не отражаться на деятельности библиотек, на читательских вкусах, запросах и предпочтениях пользователей. Назрела необходимость в более тщательной работе с потребителями, в расширении круга и сферы предоставляемых библиотекой услуг. Этот факт требует от сотрудников библиотек пристального внимания к изучению роли библиотеки в жизни общества, к изучению динамики читательского поведения и потребностей. Для решения сугубо профессиональных практических проблем, а также определения стратегических задач развития информационно-библиотечного обслуживания детского населения области назрела острая необходимость проведения социологических исследований в библиотеках Астраханской области. Анализ отчетов деятельности детских библиотек Астраханской области показал, что этот сегмент методической и аналитической деятельности отсутствует. Лишь в отдельных библиотеках проводятся локальные мини-исследования прикладного характера. Их специфика заключается в том, что они обращены к конкретным ситуациям, имеющим место «здесь и сейчас». Но и они проводятся от случая к случаю и потому результаты не могут служить базой теоретических обобщений, да и отсутствие знаний технологий исследования, в частности, умения анализировать и интерпретировать результаты, полученные в ходе исследований, делают их проведение бессмысленным.

Проведение социологических исследований необходимо, прежде всего, самим библиотекам, так как результаты исследований помогают строить их дальнейшую работу, являются одним из факторов перехода библиотек на качественно новый уровень работы. Социологические исследования являются незаменимым источником информации, позволяющим учесть образовательные, информационные и культурные потребности населения, «выстроить» надлежащие отношения с органами власти и управления, обеспечить финансовую поддержку спонсоров, с учетом всех обстоятельств сформировать миссию библиотеки и ее имидж в глазах пользователей.

Данный семинар позволит специалистам познакомиться с новыми представлениями о методологии социологических исследований библиотечного дела, связанными с изменением социальных функций библиотек, изменениями в читательских аудиториях; выявить новые направления и пробелы библиотечной социологии; привлечь внимание специалистов к тем возможностям, которые открывает использование исследовательских программ для изучения различных сторон деятельности своего учреждения.

1. Особенности и виды социологических исследований в библиотеке. Маркетинговые, прикладные исследования. Проблемное поле библиотечных исследований: примерная тематика библиотечных исследований.

2. Основы методологии социологических исследований. Основные термины и понятия. Разработка программы исследования. Алгоритм научного исследования:

• постановка проблемы;

• определение объекта и предмета исследования;

• формулирование исследовательских целей и задач;

• выдвижение гипотез;

• определение методов исследования;

• конструирование анкеты, опросника;

• определение способов обработки собранной информации;

• составление отчета о проведенном исследовании;

• разработка практических рекомендаций по итогам исследования, (консультация методиста)

3. Информация о проведенных локальных исследований в детских библиотеках области. Обмен опытом (специалисты библиотек)

4. «Деловая игра»: Разработка программы исследования по проблеме «Изучение эффективности использования периодических изданий в библиотеке».

Список литературы о проведенных исследованиях в библиотеках РФ

1. Агатьева, Е. Что читает властелин книг?: исследование чтения библиотекарей. /Библиотека.- 2006.- № 1. - С.19-21.

2. Ахмадова, Ю.И. Современная организационная культура глазами библиотекарей Краснодара: итоги исследования. /Ю.И. Ахмадова //Молодые в библиотечном деле.-2003.- № 4.- С. 72-79.

3. Безызвестных, И. Современный подросток. Каков он? /И.Безызвестных //Библиотека.-2008-№ 12.-С.36-39.

4. Бондаренко, В. Память о подвиге: какую литературу о Великой Отечественной читает молодежь сегодня /В.Бондаренко, Н.Ефремова // Библиотека. - 2001. - № 1. - С. 72-74.

5. Бородин, С.Н. РISА: до и после 15 лет: результаты тестирования подростков России и разных стран. /С.Н. Бородин, В.А. Бородина // Школьная библиотека.-2006.-№1.-С.35-40.

6. Быкадорова, Н. Строка поэта в душе ребенка / Н. Быкадорова. // Библиотека. - 2000. -№ 1.-С. 39-40.

7. Василенко, С.А. «Читающее Приилимье»: итоги исследования в библиотеках Нижнеилимского района Иркутской области. /С.А.Василенко //Новая библиотека. -№ 2.-С.15-18.

8. Вдовиченко, В.П. Ценностные ориентации современной молодежи: обзор социологичеких исследований /В.П. Вдовиченко // Школьная библиотека .- 2004.- № 5.-С.З-46.

9. Власова, И. Предмет изучения - муниципальные учреждения: изучение истории муниципальных библиотек г.Ижевска./И.Власова//Библиотека.-2005.- № 10.- С.52-53.

10. Вылегжанина, Т. Какие времена - такие нравы.../ Т. Вылегжанина // Библиотека. -2001.-№ 10.-С. 32-33.

П.Гаева, Н. Вдохновение завтрашнего дня: что читают нынешние дети /Н.Гаева, Т.Мальцева //Библиотека в школе.-2008.-№ 4.-С.8-12.

12. Голубева, Е. Исследовательская работа решает проблемы формирования информационной культуры детей и подростков / Е. Голубева. // Библиотечная газета.-2006.-№3.- С.5.

13. Езова, С.А. Типы общения библиотекарей с юношеством: /С.А.Езова //Школьная библиотека.-2006.- № 2.-С.ЗЗ-35.

14. Зверева, Е. Трудно жить в деревне без журналов: социологический портрет читателей деревни Баранниково/ Е.Зверева // Библиотека. - 2002. - № 6. - С. 6-8.

15. Иванова, Е. Плоды просвещения: чтение в цифрах./Е.Иванова // Библиотека в школе.-2009.-№ 19.-С.З.

16. Ильина, В. Читают ли дети в читающей стране? /В. Ильина // Библиотека в школе. -2001.-№ 5.-С. 4.

17. Кабачек, О. Интернет в оценках подростков и библиотекарей /О. Кабачек // Библиотековедение. - 2002. - № 5. - С. 51-56.

18. Кабачек, О. Между Интернетом и печатной страницей: по материалам исследований о детском чтении // Библиотека в школе. - 2000. - № 19. - С. 5.

19. Карташов, Н.С. О сущности региональных библиотековедческих исследований. / Н.С. Карташов // Библиотековедение.-2003.-№ 4 .- С, 24-28; № 5.- С.18-21.

20. Кирш, В. Анкетирование как способ анализа востребованности / В.Кирш // Библиотека. - 2000. - № 11. - С. 43-44.

21. Козловская, Ю. Имидж современной библиотеки глазами ребенка: творческие исследовательские проекты / Ю. Козловская // Молодые в библиотечном деле.-2003.-№5.- С.67-71.

22. Красновский, Л. Меняются ли вечные истины? / Л. Красновский // Библиотека. - 2001. -№2.-С. 39-42.

23. Краюшкина, Н. Привлекательно ли наше дело: итоги социологического исследования среди специалистов библиотек Псковской области /Н.Краюшкина // Библиополе.-2008.-№2.-С.15-18.

24. Круглова, Т.Э. Феномен детского бестселлера: по результатам исследования /Т.Э.Круглова// Школьная библиотека.- 2006.- № 4.-С.46-51.

25. Куракова, Е.В. Библиотечные ресурсы и услуги: социологическое исследование. /Е.В.Куракова //Новая библиотека.-2006.-№ 2.-С.28-35.

26. Майборода, Т. Ступени, ведущие вверх: итоги исследования чтения детей ЦБС г.Ставрополя / Т.Майборода //Библиотека.-2008.-№ 9.-С.24-27.

27. Малахова Н., Крюкова В. Кто поможет нам понять друг друга? /Н.Малахова, В. Крюкова // Библиотека. - 2002. - № 2. - С. 44-46.

28. Минигалевская, Н. Мальчишки и девчонки нового тысячелетия о главном/Н.Минигалевская // Библиотека. - 2001. - № 1. - С. 27-28.

29. Некрасова, Н. Что выбирает подросток /Н.Некрасова //Библиотека.-2008.-№ 1 .-С.61-63.

30. Носырина, О. Семейный досуг. Каким ему быть? / О.Носырина. //Библиотечная газ.-2009.-№ 18.-С.6-7.

31. Панатушина, О. Быть патриотом, что это- значит?: социологическое исследование ОДБ г.Кирова. /О.Панатушина //Библиополе.-2004.-№ 4.-С.12.

32. Просалкова, Ю. Итоги столетия. Что читает подрастающее поколение в конце XX века/Ю. Просалкова // Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 36-39.

33. Рудишина, Т. Золотая полка. Лучшие детские книги уходящего века. Итоги анкетирования / Т.Рудишина// Библиотека в школе. - 2000. - № 12. - С. 4-5.

34. Рудишина, Т. Фавориты и аутсайдеры глазами профессионалов. Анализ популярности периодических изданий для детей и подростков / Т.Рудишина // Библиотека в школе. -2002.-№5. -С. 12-15.

35. Савельева,Е. Два исследования - общий вывод: исследование уровня профессиональной компетенции и социального развития коллектива библиотек Чувашии/Е.Савельева//Библиотека.-2008.-№ 1 .-С.28 -33.

36. Сазонова, Е. Информационные потребности пользователей - каковы они? / Е.Сазонова// Библиотека.- 2008.-№ 3.- С. 15-17.

37. Смирнова, Н. Что нужно изменить, чтобы каждый захотел быть честным?: Такой вопрос задали серпуховской молодежи библиотекари города/Н. Смирнова, А. Паклин, Т. Ерошина // Библиотека. - 2002. - № 7. - С. 42-44.

38. Степанова,Т. Почему граф Монтекристо не простил Мерседес? : итоги исследования «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи уч-ся», проведенное ОДЮБ Псковской области /Т.Степанова // Библиотека в школе.-2009.-№1 .-С.36-39.

39. Тимофеева, Н. Чем ты занят, подросток?.../ Н.Тимофеева // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 53-54.

40. Тихонова, И. Читай, и ты полетишь: первые городские школьные библиотечные чтения в Екатеринбурге/ И. Тихонова, В. Жильцова // Библиотека. - 2002. - № 7. - С. 14-17.

41. Черкашина, С. Русская классика и я: социологические исследования в библиотеках Белгородской области/С.Черкашина // Библиополе.- 2004.-№ 1.- С.28-30.

42. Чудинова, В. Дети, библиотеки и новые информационные технологии /В.Чудинова // Библиотековедение. -2002.-№5.-С. 40-50.

43. Чудинова, В. Дети и Интернет в библиотеке /В.Чудинова // Библиотековедение. -2000.-№5.-С.51-64.

44. Чудинова, В. Чтение детей России в 1990 годы. По материалам исследований в регионах / В.Чудинова // Библиотековедение. - 2000. - № 1. - С. 75-81; № 2. - С. 62-66.

45. Яковец, В.П. Компьютер - не конкурент: исследование. /В.П. Яковец. //Библиотека.-2004.-№ 1.-С.41-44.

46. Яцкова, Е. Дано ли нам предугадать... по результатам исследований/ Е.Яцкова // Библиотека. - 2001. - № 4. - С. 75-77.

Список литературы в помощь социологической исследовательской деятельности в

библиотеках

1. Библиотековедческие исследования: методология и методика. - М: Книга, 1978. - 247 с.

2. Бородина, В.А. История изучения чтения и читателей: становление и развитие изучения чтения в IX - XIX , 20-30—х г.г. XX в. /В.А. Бородина //Бородина В.А. Библиотечное обслуживание.-М, 2004.-С. 41-60

3. Бутенко, И.А. Как провести прикладное исследование?: пособие для библиотекаря /И.А.Бутенко. - М.: РИК, РГДБ, 1994. - 96 с.

4. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования /И.А.Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с.

5. Добрынина, Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX - XX в.в.: учеб. пособ.- М.: Школьная библиотека, 2006.-144с.

6. Дригайло, В.Г. Технология научно-исследовательской работы библиотеки / В.Г. Дригайло //Дригайло В.Г. Технология работы в библиотеке.- М, 2009.- С. 326- 332.

7. Езова, С.А. Библиотечное общение как феномен исследования: монография /С.А.Езова.- М.: Либерея - Бибинформа, 2007.- 160с.

8. Как провести пилотажное исследование: опросник //Школьная библиотека.-2006.-№ 1.-С.28-32.

9. Олефир, СВ. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / СВ. Олефир .- М.: Чистые пруды, 2008.- 32с. (Биб-чка «Первое сентября. Серия. «БШ». Вып. 21)

10. Основы прикладной социологии: учебник для вуза / под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. - М., 1996.

11. Рудишина, Т. Кто на кого похож?: социологические исследования в детских, юношеских и школьных библиотеках на страницах профессиональной печати./Т.Рудишина // Библиотека в школе.- 2003.- № 6.- С.8-10.

12. Рязанцева, Л. Узнай своего пользователя: методика проведения социологического исследования в библиотеке. /Л.Рязанцева //Библиополе.-2007.- № 4. - С.24-26; № 5.-С19-21;№6.- С.33-36.

13. Самохина, М.М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать/ М.М. Самохина. - М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 2008. - 194 с.

14. Социологические исследования в библиотеках: практическое пособие / сост. Васильев И.Г., Илле М.Е. и др.- СПб.: Профессия, 2003.-176с. - Серия «Библиотечный практикум».

15. Стефановская, Н. На службе у практиков: как проводить социологические исследования в условиях сельской библиотеки. / Н. Стефановская //Библиополе.-2007.-№ 7 .- С.25-28.

16. Тараненко Л.Г. Библиотековедческие технологические школы России: направление исследований. / Л.Г.Тараненко //Библиотековедение.- 2006.- № 6.- С. 38-41.

17. Юный читатель и книжная культура России: материалы исследования: сб. стат. / сост. Е.И. Голубева, В.П. Чудинова. - М.: РГДБ, 2003.- 112с.


Составитель: Кабарухина М.Н. – зав. МО

ОГУК «Астраханская областная детская библиотека»


Из опыта работы коллег:


Программа семинара — праздника

«Похвальное слово библиотеке»,

посвященного 110 — летию основания Камызякской районной библиотеки

- Презентация библиотеки.

- Приветственное слово директора МУК «Камызякская межпоселенческая библиотека» Т.Ф. Узловой.

- С поздравлениями:

а) Начальник отдела по делам культуры, молодежи и спорта Тюменцев В.А. б)3ав. сельскими муниципальными библиотеками.

- Чествование ветеранов библиотечного дела

- Галерея лучших читателей - церемония вручения грамот активным читателям

- Праздничная церемония награждения особо отличившихся библиотекарей

- Конкурс «Весенний вальс цветов»

- Представление библиотечной странички в газете «Маяк Дельты»

- Выпуск буклета «110 — летию библиотеки посвящается»

- Коллективный выезд на спектакль в ТЮЗ.

Была создана электронная презентация библиотеки — на большом экране, установленном в читальном зале участники мероприятия знакомились с историческим прошлым ЦБ, библиотечными кадрами, интересными фотографиями и т.д. Обстановка во время праздника была по семейному теплая. Искренние слова благодарности, поздравления перемежались звуками музыки и песнями. Наглядным и красочным было внутреннее убранство библиотеки. Для читателей были подготовлены красочные буклеты «110-летию библиотеки посвящается». Органически вписался в праздник-семинар и конкурс «Весенний вальс цветов».

Каждый отдел библиотеки представлял свой любимый цветок. Весенний вальс цветов: здесь были чарующей красоты «Спатифиллум», «Бегония», фиалки, фикусы и т.д. Победители конкурса были отмечены призами. Все посетители библиотеки в юбилейные дни могли увидеть фотовернисаж «И это все о нас», запечатлевший лучших библиотекарей, читателей, победителей творческих конкурсов, с фотографиями из библиотечного архива и личных собраний сотрудников. Завершающим аккордом праздничного мероприятия стал выезд библиотекарей на спектакль в ТЮЗ, который помог организовать отдел по делам культуры, молодежи и спорта.


Семинар «Литературными тропинками отчего края»

(Творческая встреча с писателями, поэтами Астраханского края)

сентябрь 2010 г.

1. Приветственное слово директора МУК «Камызякская межпоселенческая библиотека» Т.Ф.Узловой.

2. Приветственное слово первого заместителя главы администрации по социальным вопросам Р.И.Юнусова.

3. «Мастера поэтического слова»: обзор творчества Астраханских поэтов.

( Ю.Н.Щербаков, председатель Астраханского отделения Союза писателей России.)

4. «За меня все скажут мои строки»

( Б.С.Свердлов, зам. председателя Астраханского отделения Союза писателей России)

5. Встреча с камызякской поэзией.

Самодеятельные поэты: И.Савинов, Я.Редкина, М.Мухина, Г. Гордеева, Ю.Вельский.

  1. Обзор у книжной выставки «Литературное творчество Астраханского края».


Семинар библиотечных работников

9 декабря 2010 года

Программа

1. Обзор литературных новинок «Оттенки чувства, нюансы мысли»

Лоскутова В.Н., библиограф

2. Адресовано детям: обзор новинок детских художественных книг

Студникова О.В., методист КДО

3. Взаимный час информации:

- Презентация одной книги о библиотекарях Астраханской области (Л.В. Коленко, И.О.Шуминова «Библиотечный коллектив: гендерный ракурс»)

Нуртазаева И.У., методист ЦБ

- Опыт работы Белгородских коллег

Куаталиева С.Е., библиотекарь ч/з

4. «Прекрасный мир удивительного человека»: неизвестные факты и события из творчества А.П.Чехова

Куаталиева С.Е., победитель

Всероссийского конкурса-

викторины журнала «Сельская Новь»

5. Календарь знаменательных дат на 2011г.

Студникова О.В., методист КДО,

Нуртазаева И.У., методист ЦБ

6. Обзор профессиональных журналов

Ситахметова К.С., зав. МО ЦБ


Семинар

библиотечных работников МУК «Лиманская межпоселенческая ЦБ»

«Электронные ресурсы библиотек: воспитание информационной культуры пользователей».

(мастер - класс) 26 ноября 2010 года

П р о г р а м м а:

1). Информационные технологии в библиотечном пространстве района - путь к оптимизации обслуживания пользователей.

Районная целевая программа «Компьютерная библиотека - путь в информационный мир» (2011 - 2012 годы ). Ширина А.А.


2). Возможности и преимущества компьютера и сети Интернет в обеспечении информационных задач пользователей.

Просмотр сайтов: «Библиотечное краеведение», «Информация о работе ЦОДа по библиотекам Астраханской области». Шурыгина А.М.


3). ЦОД и пользователи: поиски взаимопонимания. Рожкова Н.В.


4). ССПИ: правовое просвещение и информирование пользователей.

Просмотр правовых систем: «Консультант Плюс», «Информационный киоск» (база данных Пенсионного фонда по Лиманскому району).

Эктова Е.А.

5). Компьютерная грамотность - составная часть информационной культуры пользователей.

Обучение специалистов библиотек района работе на компьютере.

1 группа: библиотекари, не имеющие навыков работы на ПК.

2 группа: библиотекари, владеющие основами компьютерной грамотности.) (Мастер - класс ) ЦОД, ССПИ, МБО


6). Внедрение информационных технологий в работу сельских библиотек. Обмен опытом работы: МИХ, КАР, ЯНД №2, КАМ, ПРОТ, БИР.


7). Модельная сельская библиотека - центр местного сообщества. По итогам поездки в г.Москву (с 8 по 13 ноября) на семинар-практикум, организованный Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека».

Выступление Чуланова О.Е. (МИХ)


8). Выставка буклетов, закладок, листовок «Все новое - Вам!» ЦОД, ССПИ

9). Стенд «Центр открытого доступа к сети Интернет информирует» ЦОД


Семинар «Доступность и сохранность информационных ресурсов библиотек»

Из опыта работы МУК «Харабалинская межпоселенческая

центральная библиотека»

Рассмотрены вопросы:

1. Эволюция библиотечных фондов

2. Состояние внутреннего библиотечного пространства как важный фактор привлечения пользователей (Доступность и реклама фонда, расположение различной информации для читателей, создание благоприятных условий для работы с книгой)

3. Учет библиотечного фонда - основа сохранности книжного фонда

4. Обратные процессы формирования библиотечного фонда (отбор документов на списание, оформление актов, переоценка литературы при списании)

5. Изучение состава и использование фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки в патриотическом воспитании

6. Организация фондов и систематических каталогов в связи с изменениями и дополнениями таблиц ББК для детских библиотек





Похожие:

Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Б 59 для библиотек Самарской области. Вып.№4 / гук соунб; отв сост. Е. В. Фатьянова; ред. Л. Г. Завальная. – Самара: гук оунб, 2009....
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconО проведении запроса котировки
Курской области на 2006 год в смете бюджетных ассигнований огук «Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева»
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2011 год. Май – июль: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П. Андреева,...
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconЛенинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2012 год. Первый квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconЛенинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2012 год. Первый квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2012 год. Второй квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Библиосфера: информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №10 / гбук соунб; отв за выпуск Н. М. Малкова, сост....
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Библиосфера: информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №8 / гук соунб; отв сост. Н. А. Сумро, Л. Г. Завальная;...
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconIvфорум медиаспециалистов
Форум проводился при поддержке рба секция по библиотечному обслуживанию молодёжи, Российской государственной библиотеки для молодёжи,...
Огук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации iconСпецификация художественной и научно-познавательной литературы
Организация: гук но «Нижегородская государственная областная детская библиотека»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница