Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»




Скачать 148.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»
Дата02.02.2013
Размер148.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М.Волосникова/

__________ _____________ 2011.


Системное картографирование в экологии

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 080100.68 «Экономика»

магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов»

(очно-заочной формы обучения)


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _______________________/Идрисов И.Р./

«______»___________2011 г.


Рассмотрено на заседании кафедры экономики финансов и учета (23.05.2011№9)

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Лиман И.А/

«______»___________ 2011 г.


Рассмотрено на заседании ученого совета ИДПО

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель ученого совета_________________/Марочкин С.Ю./

«______»_____________2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра экономики финансов и учета




И.Р.Идрисов


Системное картографирование в экологии


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 080100.68 «Экономика»

магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов»

(очно-заочной формы обучения)


Тюменский государственный университет

2011

Идрисов И.Р. Системное картографирование в экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (очно-заочной формы обучения) Тюмень, 2011, 9 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Системное картографирование в экологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Экономики финансов и учета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономики, финансов и учета, д.э.н.







© Тюменский государственный университет, 2011.

© Идрисов И.Р., 2011.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи курса:


Курс посвящен изучению современных походов к картографированию в экологии.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • овладеть возможностям современной картографии в управлении природопользованием и решении других научно-практических задач;

  • освоить современные подходы к использованию ГИС-систем в экологии и природопользовании;

  • уяснить основные возможности создания ГИС с использованием доступных программных средств.



1.2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к циклу М.2. (общенаучный цикл), ее базовой части.


Для ее изучения магистранты должны в полном объеме освоить и владеть компетенциями, формируемыми при изучении дисциплин «Информационно-аналитические исследования в экономике», «Методы социально-экономических исследований». Студент должен знать основные современные экологические проблемы, механизмы функционирования системы «общество-природа», пути анализа и обработки данных для выработки оптимальных решений.

Полученные знания необходимы для завершения научно-исследовательской работы, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, а также последующей профессиональной деятельности.

1.3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

  • способность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

  • способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в организациях государственной власти и муниципальной власти (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • особенности пространственного анализа данных с использованием современных средств картографии;

  • возможности современных баз данных;

  • особенности организации цифровой информации на в рамках государственных программ;


Уметь:

  • Провести поиск и обобщение пространственно -координированных данных;

  • Оценить особенности пространственного распределения явлений с помощью ГИС-систем .

Владеть:

  • Навыками работы в наиболее распространенных ГИС-системах.

2. Структура и трудоемкость дисциплины


Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.

3. Тематический план


    Таблица 1.





    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    из них в интерактивной форме, в часах

    Формы контроля

    Лекции

    Практические занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1.

    Введение. Основные задачи современной системной картографии

    1,2

    2

    2

    10

    14

    2

    Устный опрос, обсуждение

    2.

    ГИС-системы как инструмент обработки данных

    3,4

    2

    2

    10

    14

    2

    Устный опрос, доклад, обсуждение

    3.

    Организация данных в ГИС

    5,6

    4

    4

    22

    30

    3

    Устный опрос, доклад, обсуждение, контрольная работа

    4.

    Источники информации в интернет. Инфраструктура пространственных данных

    7,8

    4

    4

    12

    20

    4

    доклад, обсуждение, контрольная работа

    5.

    Применение ГИС при решении различных научно-практических задач

    9,10

    4

    4

    22

    30

    4

    доклад, обсуждение, контрольная работа




    Итого (часов, баллов):

    1-15

    16

    16

    76

    108

    15

    Зачет




    из них в интерактивной форме




    2

    4

    -




    15






    Планирование самостоятельной работы студентов

    Таблица 3



    Модули и темы

    Обязательные виды СР

    Дополнительные

    виды СР

    Неделя семестра

    Объем часов

1. Введение. Основные задачи современной системной картографии

Изучение лекционного

материала, практическая работа, доклад

    Подготовка вопросов к докладу,

    1,2

    10

2. ГИС-системы как инструмент обработки данных

Изучение лекционного материала, практическая работа, доклад

    Подготовка вопросов к докладу

    3,4

    10

3. Организация данных в ГИС

    Изучение лекционного материала, практическая работа, доклад

    Подготовка вопросов к докладу, решение научно-практических задач

    5,6

    22

4. Источники информации в интернет. Инфраструктура пространственных данных

    Изучение интернет- источников, практическая работа, подготовка к контрольной работе

    Решение научно-практических задач

    7,8

    12

5. Применение ГИС при решении различных научно-практических задач

    Изучение лекционного

    материала, практическая работа, доклад, подготовка к контрольной работе

    Решение научно-практических задач

    9,10

    22

    Итого:

    76

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


Дисциплина 3 семестра, полученные знания могут использоваться в при освоении следующих дисциплин: «Экологический менеджмент» и «Административно-правовая система экологического управления».

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




№ п/п

Наименование обеспечивае­мых (после­дующих) дис­циплин

1. Введе­ние. Ос­новные задачи со­временной системной картографии

2. ГИС-сис­темы как инст­ру­мент обработки данных

3. Органи­зация дан­ных в ГИС

4. Источ­ники ин­формации в интернет. Инфра­структура простран­ственных данных

5. Приме­нение ГИС при реше­нии раз­личных на­учно-прак­тических задач

1.

Экологический менеджмент

+

+

-

+

+

2.

Административно-правовая система экологического управления

+

+

-

+

+



5. Содержание курса.




Тема 1. Введение. Основные задачи современной системной картографии.


Системная картография и ГИС-системы. Особенности современного этапа развития системной (комплексной) картографии и ГИС-систем. Классификация ГИС. Типы данных в ГИС

Тема 2. ГИС-системы как инструмент обработки данных

Функциональные задачи, решаемые в ГИС. Система сбора геопространственных данных. Форматы геопространственных данных. Пространственные отношения.

Тема 3. Организация данных в ГИС

Основные свойства атрибутов. Построение сложных баз данных. Послойный и объектно-ориентированный подходы. Арифметические и статистические операции с данными


Тема 4. Источники информации в интернет. Инфраструктура пространственных данных

Обзор программных средств. Использование ГИС в задачах экологии и природопользования. Метаданные. Инфраструктура пространственных данных. Сетевые технологии. «Облачные» технологии и ГИС.

Тема 5. Применение ГИС при решении различных научно-практических задач

Анализ топологии. Географическое выделение. Операции оверлея. Анализ расстояний. Трехмерные и псевдотрехмерные поверхности: TIN, GRID, DEM и GDEM поверхности. Применение программных средств при создании различных моделей. Этапы создания ГИС-проектов.


  1. Планы практических занятий

Тема 1. Основные задачи современной системной картографии

Изучение решаемых с использованием картографии научно-практических задач.

Тема 2. ГИС-системы как инструмент обработки данных .

Современные средства обработки пространственных данных – ГИС. Обзор возможностей ГИС-систем. Рассмотрение примеров обработки данных в ГИС.

Тема 3. Организация данных в ГИС

Основные типы данных (растровые, векторные), их применение и примеры. Реализация особенностей моделей данных при решении аналитических задач.

Тема 4. Источники информации в интернет. Инфраструктура пространственных данных

Пространственные данные в интернете. Обзор сайтов и перспектив развития. Геопорталы. Метаданные. Особенности организации картографических баз и банков данных.

Тема 5. Применение ГИС при решении различных научно-практических задач

Создание карт на основе данных в ГИС. Тематические выборки. Публикации в интернете и вывод данных на печать.

  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Темы докладов:


1. Основные направления использования ГИС.

2. Особенности информационного обеспечения ГИС.

3. Моделирование в ГИС.

4. Программные средства моделирования.

5. Этапы разработки ГИС-проектов.

6. Источники данных для создания ГИС-проектов.

7. Графические стандарты.

8. Картографическое представление результатов в ГИС.

Темы контрольных работ:


1. Основные направления использования системной картографии

2. Функции коммерческих ГИС-систем

3. Типы данных. Сферы применения

4. Геопорталы и ГИС-сервисы

5. Разработка презентационных карт

Примерный перечень вопросов к зачету


1. Общее представление о ГИС: история развития, сущность, структура, функции.

2. Концептуальная модель пространственной информации.

3. Свойства информации.

4. Модели данных, структура баз данных.

5. Геоинформация и геоданные.

6. Определение геоинформационного менеджмента.

7. Объектно-ориентированные ГИС.

8. Оценка надежности и особенности интеграции разнотипных данных

9. Техническое и программное обеспечение ГИС.

10. Структурный подход анализа данных в ГИС.

11. Особенности моделирования различных процессов и явлений.

12. Концептуальная модель пространственной информации.

13. Этапы создания ГИС-проектов

14. Сертификация цифровых карт

15. Классификация и кодирование цифровых карт

16. Защита геопространственных данных в глобальных сетях.

  1. Образовательные технологии.

Для реализации различных видов учебной работы используются как традиционные образовательные технологии (проведение лекций, практических занятий с опросом, контрольные работы, доклады), так и творческие задания (поиск заданной информации в интернет, выработка различных подходов к анализу данных и т.д.).

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература:


1. Берлянт A.M. Картография и телекоммуникация. - М., 2003. - 73 с,

2. Журкин И.Г, Шайтура С.В. «Геоинформационные системы» - М.:КУДИЦ-ПРЕССС,2009 – 272 с.

3. Космические методы изучения среды: Автоматизированный аэрокосмический практикум 1 Под ред. А.П .Капицы, Ю.Ф. Книжникова. - М..Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 144 с.

4. Лурье И.К. Основы геоинформационного картографирования: Учеб. пособие. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 143 с

9.2.Дополнительная литература:

1. Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. - М.: 2005. - 64 с.

2. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов / Под ред. А.М. Берлянта, А.В. Кошкарева, -М.: ГИС Ассоциация, 2000. -204 с.

3. Государственный стандарт Российской Федерации "Геоинформационное картографирование. Пространственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования '' (ГОСТ Р 50828-95). - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 19 с.

4. Кошкарев А.В., Тикунов B.C. Геоинформатика / Под ред. Д.В. Лисицкого. - М.: Изд-во Картгеоцентр-Геодезиздат, 2004. - 213 с. Лурье И.К.

5. Автоматизированная картография и геоинформатика / Под ред. А.М. Берлянта, В.Т. Жукова // Материалы к науч. конференции, посвященной 50-летию проф. С.Н. Сербенюка -М., 2000.- 131 с.

9.3.Программные средства и интернет- ресурсы:

  1. Геоинформационные системы и ДЗ – http://gis-lab.ru – неформальное объединение специалистов в области ГИС и ДЗ.

  2. Фонд картографических материалов Российской национальной библиотеки – http://www.nlr.ru/fonds/maps/

  3. Программные комплексы Google для изучения материалов космосьемки.

  4. Mapinfo – для создания векторных и растровых моделей на основе данных топографических карт.

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

    Дисциплина нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении для более качественного преподавания. Для проведения практических занятий обязательна аудитория, обеспеченная компьютерами.





Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»
Захарова О. В. Профессиональная этика и этикет. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая экономика направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Деловой Английский Для направления 080100. 62 Экономика
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 экономика...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономическая география направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения направления 080100 «Экономика»
Л. А. Краснова Статистика: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения направления «Экономика». Тюмень:...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» разработан в соответствии с учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика» инаправления 080100 «Экономика».
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения факультета экономики и менеджмента
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-Методический комплекс по изучению дисциплины «Банковское дело» Для направления 080100. 62 Экономика
Курс «Банковского дела» является факультативной дисциплиной является важнейшим элементом процесса подготовки высококвалифицированных...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма по дисциплине "основы проектной деятельности" (гпо 1*) для студентов направления 080100 Экономика
Рабочая программа составлена на основании учебного плана для направления 080100 – Экономика, утвержденного 17. 06. 2008 г для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница