ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММА ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
по направлению 040100.62 - Социальная работа
Курс 1 Семестр 2 Количество недель 2
| Номер и дата регистрации в УМУ:
№ 183 от 10.02.2010 г.
| Программа учебной дисциплины
«ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
1. Программа составлена на основе ГОС ВПО второго поколения по направлению 040100.62 - Социальная работа № 84 гум/бак, утвержденного10.03.2000 г.
ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры протокол № 2 От 03.02.2010 г.
2. Разработчик  Доцент, к.филос.н. Т.А. Костылева
3. Зав. обеспечивающей кафедрой
Доцент, к.п.н. В.А. Мищенко
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой; СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения, действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой по направлению 040100.62 - Социальная работа
Доцент, к.п.н. В.А. Мищенко
Введение Ознакомительная практика проводится на 1-м курсе, в конце 2-го семестра. Продолжительность практики – 2 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом). Ознакомительная практика является первым этапом непрерывной практической подготовки студентов направления 040100.62 - Социальная работа.
Цели и задачи практики Цель - знакомство студентов с организацией социальной защиты населения и деятельностью учреждений социальной сферы по оказанию помощи населению; обеспечение психологической адаптации студентов к избранной профессии; формирование установок на добровольческую (волонтерскую) деятельность. Основные задачи практики: сформировать знания о сущности социальных проблем, решаемых средствами социальной работы; расширить представление о будущей профессиональной деятельности, усвоить принципы этики социального общения; ознакомиться с организацией и опытом деятельности социальных служб, дать описание структуры и особенностей функционирования учреждений; подготовить отчёт о практике с приложением дневника. Практика базируется на основе изучения дисциплины «Введение в специальность «Социальная работа».
Требования к уровню освоения содержания ознакомительной практики Студент в результате прохождения ознакомительной практики должен познакомиться с организацией социальной защиты населения в ХМАО-Югре и деятельностью учреждений социальной сферы по оказанию помощи населению. о деятельности социальных служб региона. основы социальной работы, историю ее возникновения и становления; отечественный и зарубежный опыт организации и подготовки кадров для социальной работы; этические и правовые нормы для работников социальных служб; основные международные и отечественные правовые акты, регулирующие деятельность в области социальной работы. специальную терминологию. работать с документацией по социальной работе; обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере социальной работы; навыками организаторской и управленческой деятельности в сфере социальной работы; методами анализа информации и специальной литературы. Возможные места практики и распределение времени Необходимое требование к учреждению (организации), на базе которого планируется прохождение ознакомительной практики, заключается в том, чтобы в учреждении (организации) осуществлялась деятельность по социальной защите населения, отдельных категорий граждан. Ниже приводится примерный перечень учреждений (организаций), рекомендуемых для прохождения практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»: учреждения социального обслуживания (КЦСОН, ЦСО, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.); детские дома; наркологический диспансер; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; бюро медико-социальной экспертизы; учреждения жилищных субсидий; службы занятости; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития; по труду и занятости, миграционная служба, служба исполнения наказаний); отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре, его управления и отделы; региональное отделение Фонда социального страхования РФ, его филиалы и представительства; региональные органы исполнительной власти (в сфере труда, социального развития, здравоохранения, образования, культуры, молодёжной политики, развитию физкультуры и спорта) и их территориальные органы; социальные службы предприятий; общественные организации..
Время, отведенное на прохождение студентами практики, указано в табл.1. Таблица 1 План-график перемещения студентов по рабочим местам на предприятии № п/п | Вид деятельности | Кол-во рабочих дней | 1. | Знакомство с руководителем практики от предприятия, инструктаж по технике безопасности и охране труда | 1 день | 2. | Ознакомительная экскурсия по предприятию | 1 день | 3. | Теоретические занятия | по понедельникам и средам с 15.00 до 17.00 час | 4. | Выполнение индивидуальных заданий | 6 дней | 5. | Подготовка отчета по практике | 2 дня |
Содержание ознакомительной практики При прохождении ознакомительной практики следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Ознакомиться с работой социальных учреждений (организаций), дать общее описание направлений деятельности, целей и задач, функций, структуры, кадрового потенциала, а также типов клиентов, являющихся основными потребителями услуг учреждений (организаций), в которых проходит ознакомительная практика. 2. Провести сравнительный анализ деятельности учреждений (организаций), знакомство с которыми произошло в период прохождения практики. 3. Составить перечень актуальных социальных проблем, на решение которых ориентированы учреждения (организации) в своей деятельности. 4. Провести наблюдение и анализ конкретных действий специалиста учреждения (организации) по выполнению должностных обязанностей. Для этого необходимо описать рабочую ситуацию, действия специалиста, руководителя, других сотрудников, привлеченных к ее решению. Зафиксировать результаты деятельности специалиста по выполнению функциональных обязанностей. 5. Изучить правила исполнения и оформления служебных документов по основной деятельности, вести работу с документами, поступающими в отдел (службу). 6. Подготовить и провести работу по учёту клиентов (оформление документов, ведение банка данных). 7. Осуществить практическое оформление документов на приём или выписку клиента. По всем указанным вопросам должны быть оформлены соответствующие материалы в отчете по практике. Если специфика организации – объекта практики не позволяет дать полные и исчерпывающие ответы задания, то студент может заменить недостающие пункты задания на равноценные, не снижающие целостности содержания практики. Индивидуальные задания Индивидуальные задания для студентов подбираются совместно руководителями практики от университета и предприятия. Каждому студенту выдается одно или несколько индивидуальных заданий. Содержание индивидуального задания должно соответствовать целям и задачам практики. Для выдачи заданий, оказания методической помощи при их выполнении, приема зачета от кафедры «Психология и педагогика» на весь период практики назначаются преподаватели-консультанты.
Теоретические занятия Объем и примерная тематика занятий, проводимых во время ознакомительной практики, указаны в табл. 2 Таблица 2 Объем и примерная тематика занятий № п/п | Примерная тематика | Объем занятий, час. | 1. | Основные социально-этические требования к деятельности специалиста в области социальной работы. Кодекс этики социального работника и социального педагога России. | 2 | 2. | Правовое обеспечение социальной работы с отдельными категориями граждан. Региональные особенности правового обеспечения социальной работы с населением. Зарубежный опыт правового обеспечения социальной работы. | 2 | 3. | Государственные органы управления как субъекты социальной работы. Учреждения социального обслуживания как субъекты социальной работы. Неправительственные организации как субъекты социальной работы. | 2 | 4. | Кадровое обеспечение социальных служб в России и регионе. Должностные обязанности специалиста по социальной работе. Основные функции специалиста по социальной работе. Особенности в деятельности специалиста в области социальной работы. | 2 |
Экскурсии во время практики В рамках ознакомительной практики студентов специальности «Социальная работа» предусмотрена экскурсия по предприятию (организации), целью которой является знакомство студентов со структурой и спецификой деятельности. Продолжительность экскурсии указана в табл.1.
Порядок прохождения практики В целом, в процессе прохождения практики выделяется три этапа. Подготовительный этап связан с поиском места прохождения практики, направлением писем в учреждения (организации), оформлением договоров о практике и составлением приказа по университету о прохождении практики. Подготовительный этап также включает проведение организационного установочного собрания, на котором студенты знакомятся с целями, задачами, общим содержанием, порядком прохождения практики, индивидуальными заданиями и требованиями к отчету о практике. Студенты получают дневник практики. Руководитель практики проводит целевой инструктаж о требованиях безопасности при прохождении практики студентами. Прослушав инструктаж, получив ответы на заданные вопросы, студенты ставят свою подпись в журнале регистрации инструктажа студентов по охране труда. Этап проведения практики начинается с даты официального начала практики в соответствии с приказом по университету. В первый день прохождения практики студенты должны прибыть в учреждение (организацию), где знакомятся с руководителем (куратором) практики принимающей стороны, изучают систему работы и режим в организации, проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда, вводный и на рабочем месте. В день прибытия в учреждение (организацию) для прохождения практики на первой странице дневника необходимо проставить дату прибытия, подпись и печать учреждения (организации), вписать ФИО руководителя практики принимающей стороны. Исходя из полученных заданий по практике, по согласованию с руководителем практики от университета студенты совместно с руководителем (куратором) практики принимающей стороны составляют календарный план прохождения практики. Каждый студент имеет свой календарный план. Перед студентом ставится задача получения и усвоения информации: о сфере социальной практики, в рамках которой организуется деятельность учреждения (организации), в которой студент проходит практику; об учреждении (организации), в которой студент проходит практику – о вопросах планирования деятельности, конкретных целях, которые стоят перед учреждением (организацией), о задачах, которые стоят перед каждым сотрудником; об административных правилах и распорядке рабочего дня; о разных рабочих ситуациях, возникающих у сотрудников в процессе выполнения должностных обязанностей. Студенты должны получить представление о функциональных обязанностях сотрудников, изучить методические материалы, документацию и отчетность в деятельности соответствующего сотрудника (научную и специальную литературу, нормативные акты). Во время практики студенты выполняют полученные задания. Запись о выполнении вносят в дневник, заполняемый в установленной форме. Материалы дневника используются для написания отчета. Дневник заверяется подписями руководителя практики от университета и представителем принимающей стороны. По окончании практики студент должен получить характеристику руководителя практики принимающей стороны. Характеристика может быть вписана в дневник или отпечатана на отдельном листе. В характеристике обязательно должна стоять оценка руководителя практики принимающей стороны о прохождении студентом практики. Характеристика заверяется подписью руководителя практики принимающей стороны, подпись которого заверяется печатью учреждения (организации). В структуре характеристики должны быть отражены следующие моменты: в каком учреждении (организации) пройдена практика, в какой период; основные виды работ, выполненные во время прохождения практики; как проявил себя студент в период прохождения практики; какие предложения по оптимизации, рационализации, повышению эффективности функционирования учреждения (организации) внёс (методики, опросы и т.п.); оценка. Для оформления отчета о прохождении практики студенту в конце практики выделяется два дня. По окончании практики на первой странице дневника необходимо проставить дату убытия, подпись и печать принимающей стороны. Заключительный этап прохождения практики – этап подведения итогов. По окончании практики руководителем практики от университета организуется итоговое собрание, на котором подводятся итоги прохождения практики, выставляются оценки в зачетную ведомость. Основаниями для аттестации по практике являются заполненный и подписанный дневник, письменный отчет и участие в итоговом собрании.
Руководство практикой Контроль за ходом, организацией и проведением практики осуществляет руководитель практики, в обязанности которого входит: установить связь с руководителями практики от предприятий, совместно с ними составить рабочие программы проведения практики и заключить соответствующие договоры; разработать тематику групповых и индивидуальных заданий, принимать участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ; готовить, согласовывать приказы о распределении студентов по местам практики, обеспечивать отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами; нести ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности; осуществлять контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием, оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов; оценивать результаты выполнения студентами программы практики. Руководители практики отчитываются перед заведующим кафедрой по результатам работы, составляют отчёт в установленной форме. Обязанности студентов-практикантов принимать активное участие в выборе учреждения (организации) для прохождения практики; принять участие в организационном установочном собрании, на котором студенты знакомятся с задачами, общим содержанием, порядком прохождения, индивидуальными заданиями и требованиями к отчету о практике; прибыть в учреждение (организацию) в день начала практики в соответствии с приказом по университету; пройти обязательный инструктаж по охране труда: целевой (в университете), вводный и на рабочем месте (в учреждении/организации), с оформлением установленной документации, а в необходимых случаях пройти обучение безопасным методам работы. Не получив инструктажа и практически не освоив правил по технике безопасности на рабочем месте, студент не может приступить к выполнению задания; подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики, соблюдать нравственно-этические нормы Кодекса социального работника; перед началом работы убедиться в полной исправности оборудования, при обнаружении неисправности оборудования немедленно прекратить работу и доложить ответственному лицу. Строго запрещается выполнение работ и использование оборудования, не предусмотренных заданием; выполнять все виды работ, по предложению учреждения (организации), которые не противоречат функциям этих учреждений (организаций), соответствуют полученным в университете заданиям и не угрожают здоровью студентов; выполнять программу практики в срок и качественно; ежедневно вести записи в дневнике практики и еженедельно предоставлять дневник на проверку руководителю практики от университета; за три дня до окончания практики предоставить руководителю письменный отчет о выполнении всех заданий и запланированных мероприятий; принять участие в итоговом собрании и защитить отчет в форме и на условиях, определенных кафедрой; отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.
Требования к отчету по практике В результате выполнения индивидуального задания студент оформляет отчет по практике. Объем отчета в среднем должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста с необходимыми расчетами, схемами, иллюстрациями. Отчет по практике должен содержать введение, основную часть, заключение и список литературы. Во введении студент акцентирует внимание на основных вопросах, которые он наметил для решения и углубленного рассмотрения во время практики. В основной части сообщается о результатах ознакомления с предприятием и даются ответы на все вопросы, указанные в «Содержании практики». Руководителю практики от университета отчет должен быть представлен не позднее трех дней по окончании практики. Запрещается помещать в отчет материалы, заимствованные из учебников и учебных пособий. Отчет выполняют на листах белой бумаги формата А4, заполняемых с одной стороны без рамок и основных надписей машинописным способом (текст набирается в текстовом редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cur, высота шрифта –12, интервал - полуторный). При оформлении текста необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое – 35 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм. Основную часть отчета, если необходимо, делят на разделы и подразделы. Заголовки разделов выполняют прописными буквами симметрично тексту, заголовки подразделов – с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы в заголовках производить нельзя. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Расстояние между заголовками раздела и подраздела составляет 10 мм (два интервала). Расстояние от заголовка до текста – 15 мм (три – четыре интервала). Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15-17 мм. В тексте не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых, которые при первом употреблении должны быть расшифрованы. Все страницы нумеруются арабскими цифрами в нижней части листа справа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но не нумеруется. Нумерация страниц должна быть сквозной. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы и пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела без точки в конце номера. Иллюстрации и таблицы, располагаемые на отдельных страницах формата А4, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу обозначают словом «Таблица», которое располагают в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Таблицы озаглавливают, заголовок начинают с прописной буквы. Заголовок и слово «Таблица» не подчеркивают. Заголовки граф таблиц начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Заголовки таблицы по диагонали не делят. Графу «№ п.п.» в таблицу не включают. Высота строк таблицы составляет не менее 8 мм. Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Цифры обозначают номер раздела и порядковый номер формулы, которые разделяются точкой. Номера помещают в круглые скобки и располагают на уровне формулы с правой стороны листа. Все иллюстрации (фотографии, чертежи, схемы и т.д.) именуют рисунками и помещают ниже поясняющей надписи. Слово «Рисунок» помещают после рисунка и сопровождают при необходимости наименованием. Ссылки на иллюстрации данного документа указываются порядковым номером иллюстрации, например, на рис. 1.2. В повторных ссылках указывается слово «смотри», например см. рис. 1.2. Аналогично оформляются ссылки на таблицы и формулы. Ссылки на источники обозначаются следующим образом: [6, с. 20]. Это означает, что дана ссылка на 20-ю страницу источника под номером 6.
Сроки и методы контроля Проверка выполнения студентами программы практики осуществляется в форме текущего и итогового контроля руководителями практики от предприятия и университета. Текущий контроль проводится руководителем практики путем повседневного наблюдения за работой студента по программе практики, а также периодических проверок ведения дневника, собранного материала и составления отчета. Итоговый контроль проводится на заключительном этапе практики и включает: проверку и подписание руководителями практики отчетов, дневников, составление характеристик на студентов. По окончании практики студенты сдают зачеты руководителю практики. Результат зачета определяется дифференцированной оценкой, которая выставляется с учетом отношения студента к работе в течение всей практики, качества оформления отчета по практике и ответов на вопросы по программе практики, которые сформулированы ниже. Результаты приема зачета по практике заносятся в ведомость и зачетную книжку студента. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета.
Рекомендуемая литература Библиографический указатель по социальной работе / Под ред. Л.Г. Гусляковой. – Барнаул, 1999. – Ч. III. Галагузова Ю.Н., Трухачев В.В., Штинова Т.Н. Структура и содержание практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»: Метод. пособие. – Екатеринбург, 2000. Гуслякова Л.Г. Практика как образовательная технология подготовки социальных работников. – Барнаул, 1999. Гуслякова Л.Г. Теория и методика подготовки специалистов по социальной работе в системе социогуманитарного образования современной России. – Барнаул, 2000. Золотарева Т.Ф. Дневник по практике студента факультета социальной работы. – М.: Изд-во МГСУ, 1999. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Учеб.-метод. пособие / Т.Ф. Золотарева. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2008. Клушина Н.П., Ткаченко В.С. Организация практики студентов по социальной работе: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». – М.: ВЛАДОС, 2004. Кононова Л.И. Нормативные и учебно-методические материалы практической подготовки студентов факультета социальной работы и администрирования. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. Мардахаев Л.В., Полянская Е.Г. Практика студента социально-педагогического факультета. – М.: Изд-во МГСУ, 1998. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэл, С. Шардлоу; Пер с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1997. Лист дополнений и изменений, внесенных в программу ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменения, внесенные в программу, ОДОБРЕНЫ на заседании обеспечивающей кафедры «Психология и педагогика» протокол № ___от «__»_______2010 г.
Разработчик(и)
_________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
________________ (ученое звание, ученая степень) |
_________________ (подпись) |
_________________ (И. О. Фамилия) |
3. Зав. обеспечивающей кафедрой
_________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
Изменения в программе СОГЛАСОВАНЫ с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) специальности(-ей); СООТВЕТСТВУЮТ ГОС ВПО второго поколения по направлению (специальности), действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)____________________ (код и наименование направления/специальности) _________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)____________________ (код и наименование направления/специальности) _________________ (ученое звание, ученая степень) | _________________ (подпись) | _________________ (И. О. Фамилия) |
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _________________ _________ __________________ (название факультета) (подпись) (И. О., фамилия) ___________ (дата)
|