Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам




НазваниеРоссийская академия наук институт научной информации по общественным наукам
страница1/21
Дата02.02.2013
Размер2.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



2006.01.001

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК


ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

_____________________________________________


СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ

ЛИТЕРАТУРА


СЕРИЯ 4


ГОСУДАРСТВО

И ПРАВО


РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ


2006 – 1


издается с 1974 г.

выходит 4 раза в год

индекс серии 2.4


МОСКВА 2006ББК 67

С 69


С 69


Центр социальных научно-информационных

исследований


Отдел правоведения


Редакционная коллегия серии «Государство и право»:


Ю.С. Пивоваров – чл.-кор. РАН, гл. ред., Е.В. Алферова – канд. юрид. наук, зам. гл.ред., Л.Л. Ананиан – канд. юрид. наук., Е.Г. Афанасьева – канд. юрид.наук, М.М. Бринчук – д-р юрид. наук, Л.Н. Верченов – канд. филос. наук, Н.Н. Деев – канд. юрид. наук, О. Л. Дубовик – д-р юрид. наук, Р.И. Иванова – д-р юрид. наук, И.А.Исаев – д-р юрид. наук, А.Ю. Кабалкин – д-р юрид. наук, Е.В. Клинова – канд. истор. наук, В.В.Маклаков – д-р юрид. наук, Т.Г. Морщакова – д-р юрид. наук, В.Н. Листовская – отв. секретарь.


Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: РЖ/РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. правоведения. – М., 2006. – ISSN 0202-2109. – 2006, № 1. – 192 с.


Представлены рефераты и обзоры российской и зарубежной литературы по правоведению. Освещаются вопросы становления правового государства, взаимодействия права и морали, правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционный механизм защиты прав человека и конституционные реформы в Польше и Китае, компетенция конституционных судов земель ФРГ. Анализируются законодательство о банкротстве и корпорациях, проблемы применения АПК РФ и ГПК РФ, правового статуса адвоката в гражданском процессе и др. Дается криминалистическая характеристика женской преступности и преступности вынужденных мигрантов.

ББК 67


© ИНИОН РАН, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

2006.01.001. БАХРАХ Д.Н. ДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ: ТЕОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА. – М.: Норма, 2004.– 223 с. 5

2006.01.002. ШЕЛИСТОВ Ю.И. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. – М.: Директ­медиа Паблишинг, 2004. – 107 с. – Библиогр. в примеч. 7

2006.01.003. ЦЫБУЛЕВСКАЯ О.И. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНО­ВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА / Под ред. Матузова Н.И.; Сарат. гос. акад. права. – Саратов, 2004. – 219 с. 9

2006.01.004. ТСАЙ Р.Л. ОГОНЬ, МЕТАФОРА И КОНСТИ­ТУЦИОННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО. 11

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА 14

2006.01.005. БЕСЕДИНА В.А. ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕ­НЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕН­НОЙ РОССИИ / C.-Петерб. гос. ун-т вод. коммуникаций. – СПб., 2004. – 250 с. – Библиогр.: с.240–250. 14

2006.01.006. ЭДАТ Э. СКАНДАЛ КАК СТРАТЕГИЯ НОРМАТИВ­НОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: КОРРУПЦИЯ И ФРАНЦУЗ­СКИЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ МАГИСТРАТЫ. 16

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 21

2006.01.007. КОЗАЧА А.С. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. – М.: Спутник+, 2004. – 208 с. – Библиогр.: с.188–207. 21

2006.01.008. СУРИКОВ И.Е. ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО АФИН­СКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. – М.: Яз. слав. культуры, 2004. – 144 с. 23

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 27

2006.01.009. ВОЛКОВА Н.С., ХАБРИЕВА Т.Я. ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПАРЛАМЕНТ/ Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ. – М.: НОРМА, 2005. – 175 с. 27

2006.01.010. ГАСАНОВ К.К. КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХА­НИЗМ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. – 431 с. 29

2006.01.011. ЧЕХАРИНА В.И. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОН­НОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША / РАН. Ин-т государства и права. – М.: Наука, 2004. – 132 с. 30

2006.01.012. CЯО ЮН. РЯД ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КИТАЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ. 32

2006.01.013. АНДРЕЕВ К.Ю. ПРАВОВОЙ СТАТУС СААМОВ В ШВЕЦИИ. (Обзор). 33

2006.01.014. КЮЛЬ И. УСТОЙЧИВАЯ МОДЕЛЬ МЕНЬ­ШИНСТВ. НЕМЕЦКИЕ И ДАТСКИЕ МЕНЬШИНСТВА ПО ОБЕ СТОРОНЫ ГРАНИЦЫ. 39

СУДЕБНОЕ ПРАВО 40

2006.01.015. АРДЕН Д.Б.Е. ЮРИСДИКЦИЯ НОВОГО ВЕРХОВ­НОГО СУДА СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА. 40

2006.01.016. ГИРЯЕВА В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ СУДЫ ЗЕМЕЛЬ ФРГ. (Обзор). 41

2006.01.017. КОЛБ Р. СУДЕБНЫЕ ДЕЛА ПО ВОПРОСУ СПРА­ВЕДЛИВОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРСКИХ ГРАНИЦ: КРАТКИЙ ОБЗОР И КОММЕНТАРИИ. 47

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 50

2006.01.018. СВИРИДЕНКО О.М. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДА­ТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ. – М.: НОРМА, 2005. – 64 с. 50

2006.01.019–022. ИНСТИТУТ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНК­РОТСТВА): АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИ­ТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: Регион. науч.-практ. конф./ Под ред. Филимонова И.П., Бурдиной Е.В. – Саранск, 2004. – 108 с. (Сводный реферат). 54

2006.01.023. УОЛТЕРC А. СМЕШАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И БАНКРОТСТВО. 60

2006.01.024. ХЕДЛИ С. ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЙ ДОГОВОР И РЕСТИТУЦИЯ. 62

2006.01.025. ВИРГО Г. НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ: ДЕЛО ОБ ЭКСКЛЮЗИВНОМ РЕГИСТРАЦИОННОМ ЗНАКЕ. 67

2006.01.026. ХИНГ ВЕН А. СУДЕБНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ТОГО, КТО СЛУЖИТ СУВЕРЕНУ: ВЛИЯНИЕ ПРИВА­ТИЗАЦИИ НА ОБЪЕМ ИММУНИТЕТА ИНОСТРАННОГО СУВЕРЕНА. 69

ГРАЖДАНСКОЕ И АРБИТРАЖНОЕ
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 72


2006.01.027–035. АПК И ГПК 2002 Г.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Рос. правовая акад., 2004. – 460 с. (Сводный реферат). 72

2006.01.036. КОЛОКОВА Э.Е. АДВОКАТ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ. – М.: Юрлитинформ, 2005. – 160 с. 85

2006.01.037. ЦВЕТКОВ И.В. НАЛООГОПЛАТЕЛЬЩИК В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: Практ. пособие по судеб. защите. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 208 с. 89

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО 94

2006.01.038. БЁРН Н. МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА. 94

2006.01.039. ЭНДРЮС Г. КОРПОРАТИВНАЯ ВУАЛЬ – ФИКЦИЯ ИЛИ ФАСАД? 95

2006.01.040. КЮХНЕ Э., ФАСС Дж. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВ­ЛЕНИЕ В ГЕРМАНИИ. 96

2006.01.041. ДОЙТЧ К.Х. КОРПОРАЦИИ МНОГО ТЕРЯЮТ ИЗ-ЗА СКУКИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. 99

2006.01.042. БЁРН Н. КОМПАНИИ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ – СТРО­ГАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОШЕННИЧЕСТВО, ДВОЕЖЕН­СТВО И УБИЙСТВО – ГДЕ ПРЕДЕЛ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЙ? 100

2006.01.043. КРИСТИ Н. НАКАЗАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА. 102

2006.01.044. СИНЬКОВ Д.В. ПРЕСТУПНОСТЬ ЖЕНЩИН: СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: (РЕГИОН. ХАРАКТЕРИСТИКА) / Рос. акад. правосудия. Вост.-Сиб. фил. – Иркутск, 2004. – 189 с.: – Библиогр.: с. 164–180. 112

2006.01.045. ЦОРИЕВА Е.С. ПРЕСТУПНОСТЬ ВЫНУЖДЕН-НЫХ МИГРАНТОВ: (По материалам Респ. Сев. Осетия – Алания) / Под ред. Эминова В.Е.; Владикавк. ин-т упр. – Владикавказ, 2004. – 168 с. – Библиогр.: с.151–164. 116

2006.01.046. КОСЕВИЧ Н.Р. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ: Учеб. пособие / Под ред. Антоняна Ю.М. – М.: Щит-М, 2004. – 269 с. – Библиогр.: с. 252–267. 118

2006.01.047. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: Метод. пособие / Алексеев А.И., Куракин Л.Л., Агамов Г.Д. и др.; Под ред. Алексеева А.И.; НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре Рос. Федерации. – М., 2004. – 510 с.: схем. 122

2006.01.048. МЕЙССОНЬЕ Ф. РЕЧИ ПАЛАЧА: УНИКАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОГО ЭКЗЕКУТОРА, ЗАПИ­САННЫЕ И ОБРАБОТАННЫЕ Ж.-МИШЕЛЕМ БЕССЕТОМ:. Пер. с фр. – М. и др.: Питер, 2004. – 224 с.: ил. 125

2006.01.049. КОКОРЕВ Р.С. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАН­НОСТИ ГОСУДАРСТВ КАК СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / Дипломат. акад. МИД России. Каф. междунар. права. – М., 2004. – 216 с. 127

2006.01.050. МЕРФИ Д.Ф. США И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. 130

2006.01.051. СИНГЕР П. ВОЙНЫ, ПРИБЫЛИ И ПРАВОВОЙ ВАКУУМ: ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ ФИРМЫ И МЕЖДУНА­РОДНОЕ ПРАВО. 133

2006.01.052. ХИНРИЧЕР Й. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СОЮЗА: НОВЫЙ ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА? 137

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 140

2006.01.053. О‘НЕЙЛ О. «ТЕМНАЯ СТОРОНА» ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 140

2006.01.054. КЮНКЛЕР М. ТОЛКОВАНИЕ СВЯТЫХ ИСЛАМ­СКИХ ЗАВЕТОВ: БОРЬБА В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН В ИРАНЕ В 90-Е ГОДЫ. 142

2006.01.055. ГРАД Р. ПРАВА ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СРАВ­НИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОПЫТА США И АВСТ­РАЛИИ. 144

2006.01.056. АНДРЕЕВА Г.Н. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. – М.: Эксмо, 2005 г. – 656 с. 147

2006.01.057. КАТРИЧ С.В., КАТРИЧ Ю.С. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ: ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВА­НИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЛОВОМ АДМИНИСТРИРО­ВАНИИ: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2004. – 784 с. 151

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛОВ 155

2006.01.058. РАБЕЛЕВСКИЙ ЖУРНАЛ ИНОСТРАННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. 155

2006.01.059. ЖУРНАЛ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ КРИМИНОЛО­ГИИ. 158

ДОГОВОР В НИЦЦЕ И ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И КОНСТИТУЦИ­ОННАЯ РЕФОРМА. 163

ТРУД В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ МЫСЛИ. 167

ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ: КАК РАБОТАЕТ ЗАКОН О ПРА­ВАХ ЧЕЛОВЕКА. 169

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ РАБОТ,
ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА 172

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 173



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2006.01.001. БАХРАХ Д.Н. ДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ: ТЕОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА. – М.: Норма, 2004.– 223 с.


Правовая система России помимо субстанциональных (первичных) норм права, непосредственно регламентирующих общественные отношения, содержит и большое число обеспечивающих (вторичных) норм, регламентирующих действие основных норм во времени и пространстве, закрепляющих их соотношение и т.д.

В книге выделяются два вида темпоральных норм (метанорм), которые регулируют действие нормативных правовых актов и содержащихся в них норм права во времени. Первая группа – нормы, устанавливающие официальные даты вступления нормативных правовых актов (норм) в силу, приостановления, продления, окончания их действия. Вторая группа – коллизионные нормы, регламентирующие правила (способы) фактического действия других норм во времени.

Автором обосновывается существование трех способов действия новых нормативно-правовых актов (норм права) во времени: перспективное, немедленное и обратная сила. Им корреспондируют три способа прекращения действия старых, отмененных норм: переживание (ультраактивность), немедленное действие и досрочное прекращение действия. Каждый способ действия норм во времени имеет ряд вариантов (абсолютное, ограниченное, условное действие), одна и та же норма в отношении одних юридических фактов может иметь обратное, а в отношении других – немедленное или перспективное действие.

Анализ российского законодательства, практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ позволяет автору сделать вывод о том, что слабая теоретическая разработанность проблемы действия нормативных правовых актов (норм права) во времени, недостаточное внимание субъектов правотворчества к этому вопросу привели к многочисленным ошибкам. В работе приводится исследование крупных ошибок законодателя, а также высших судов России при решении вопросов о действии норм права во времени. В то же время автор отмечает и значительные достижения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в деле совершенствования правотворческой деятельности при создании, формулировании, использовании темпоральных норм, и особенно темпоральных коллизионных норм. Большой вклад в развитие общих начал действия нормативных правовых актов во времени внесла Конституция РФ, ее ст. 15, 54, 57, непосредственно регламентирующие условия вступления нормативных правовых актов в силу, способы (правила) их действия во времени.

Важная задача теории права – на основе Конституции РФ, актов правосудия разработать общие принципы регулирования действия нормативных правовых актов во времени, выработать соответствующие понятия, связанные с их реализацией. Рассматривая эти принципы, можно прийти к следующему выводу: в законодательстве и судебной практике все шире признается, что норма права, ухудшающая положение гражданина, не имеет обратной силы.

В своей работе автор формулирует целый ряд общеправовых понятий, таких, как нормативно-правовой акт, обратная сила новой нормы права, ее немедленное действие, переживание старой нормы и др.

Дефицит научного внимания к проблеме действия нормативных правовых актов (норм права) во времени, подчеркивает автор, – одна из причин трудностей и ошибок в правотворческой и правоприменительной практике. К тому же субъекты правотворчества в ряде случаев используют темпоральные нормы как способ манипулирования общественным мнением.

Содержащиеся в работе предложения должны способствовать более полному осуществлению идеи рационального сочетания стабильности и преемственности в правовом регулировании общественных отношений.

К.Ф.Загоруйко

2006.01.002. ШЕЛИСТОВ Ю.И. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. – М.: Директ­медиа Паблишинг, 2004. – 107 с. – Библиогр. в примеч.


В ХХ в. России не один раз пришлось переживать великие потрясения. Но за иррациональными скачками российской истории просматривается, по мнению автора, некоторая логика, состоящая в том, что от всех великих потрясений в России неизменно выигрывало государство. Осуществляя глубокие преобразования, государство набирало силы и получало моральное право на власть, которые бы оно не получило в повседневной ситуации. Потрясения, т.е. мощные мобилизационные скачки, неизбежно приводили к усилению государства и истощению общества. Государство искало модернизационные идеи, в которых оно могло бы обрести стимул для мобилизации народа. Такой была идея православного царя и Третьего Рима у Ивана Грозного, империи у Петра I, реформы Александра II, такой же была идея социализма у большевиков.

Рост модернизационной активности и повышение значения государства, начиная с ХVII в. был во многом обусловлен кризисом традиционных форм государственности. На Западе этот кризис привел к усилению самостоятельной роли общества в ущерб всевластию государства. Общество становилось гражданским, государство – правовым. Государство вставало под главенство права и под контроль общества.

Не так было с российским государством. До предела затянув с преобразованиями в ХIХ в., государство пошло на реформы, не поступаясь при этом ничем в понимании сути верховенства государства. Реформы понадобились для встряски, увеличения энергии государственности, что стало очевидным в царствование Александра III. Ипульс преобразований, однако, был отчасти направлен и на развитие гражданского общества и становление правового государства. Но общество, усвоив идеи гражданской свободы, все же не отказалось видеть в государстве политический культ.

Правовое государство, спонтанно возникавшее после Февральской революции 1917 г., не было в глазах народа той идеей, на основе которой можно было бы восстановить справедливость и возродить страну. Октябрьская революция со своим жестким волевым началом и дисциплиной оказалась реакцией на кризис государства. Диктатура пролетариата должна была возродить образ сильного, энергичного, обладаюшего национальной идеей государства и она справилась с этой задачей. Вместо полулиберального самодержавия образовалось молодое, сильное, устремленное в будущее Советское государство, сумевшее удовлетворить великодержавные ожидания россиян.

Именно с учетом этого исторического и национально-психологического контекста, считает автор, следует сегодня ставить проблему правового государства. После кризиса социализма как кризиса государства у политической элиты не могло оказаться иной идеи для возрождения государства, чем идея построения правового государства. Теперь только она могла послужить очередной мобилизационной идеей для государства. Однако эта мобилизационная идея имела и свои минусы, ибо по своей сущности она отвергает механизмы мобилизации – государственную идеологию, насилие как средство достижения целей, всевластие государства. Накладываясь на глубокий структурный, культурный и экономический кризис, отсутствие мобилизационного подъема вызвало скорее разочарование, чем удовлетворение. Права и порядка в 90-е годы стало определенно меньше. Чем более элиты и население чувствуют себя готовыми к мобилизации, тем сильнее проявляются элементы, чуждые правовому государству. В итоге складывается особый, «авторитаристский» вид правовой государственности, в котором власть и порядок по своей привлекательности выше ценностей права и свободы. Авторитаристский характер толкования государственной власти был присущ всей истории развития российской государственности. Не только системе государственного управления, но и политической культуре народа свойственно такое понимание государства, при котором его правовой характер должен сочетаться с сильной централизованной властью. Возможно, в этом и заложена специфика правового государства, возникающего в России.

Строить государство – главное занятие российского народа. Есть все основания полагать, что именно тот фактор, который до сих пор препятствовал развитию правового государства – незаурядная политическая воля российского общества в строительстве своей государственности – станет залогом успешного построения в России государства, ориентированного на развитие свободной личности и самостоятельного гражданского общества.

К.Ф.Загоруйко

2006.01.003. ЦЫБУЛЕВСКАЯ О.И. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНО­ВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА / Под ред. Матузова Н.И.; Сарат. гос. акад. права. – Саратов, 2004. – 219 с.


Вопросы взаимодействия права и морали актуализируются в переломные периоды истории общества и государства, что наблюдается и в современной России: переход к рыночной экономике и демократии сопровождается серьезными изменениями наших представлений о таких вечных ценностях цивилизации, как свобода, равенство, справедливость.

Антигуманная шоковая терапия 1990-х годов, принятие несправедливых и социально нелегитимных правовых актов, цинизм и двойные стандарты в отношении соблюдения действующего законодательства со стороны чиновников, коррумпированность государственного аппарата привели к девальвации основных нравственных и правовых ценностей в сознании большинства россиян.

Возрождаемая ныне русская правоведческая традиция, отмечает автор, возникла как форма поиска религиозных и нравственных оснований права. О том, что справедливость, свобода, нравственность являются разумным и постоянным началом права, писали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др. Такой подход позволяет установить «родство» морали и права как элементов общекультурной нормативной системы, а также показать их автономность и самостоятельность, проанализировать этическую ценность самого права. Очевидно, что право неотделимо от нравственности, от категорий свободы и справедливости, от самоценности личности, оно способно охватить социально полезные формы, отделить их от произвола и несвободы.

Вместе с другими основаниями права (экономикой, политикой, религией, идеологией, культурой) мораль являет собой тот фон, среду, которые предопределяют появление, осуществление и изменение норм права.

Исследование нравственной составляющей современного российского права строится на научном осмыслении категорий свободы, равенства, справедливости, являющихся, по сути, нравственными источниками права. С этих позиций даются моральная характеристика и оценка отдельных элементов российской юридической системы.

В первой главе автор освещает такие аксиологические аспекты взаимодействия права и морали, как: ценности в праве и право как ценность; право как мера свободы и ответственности; право, мораль и проблемы глобализации. Особо исследуется моральный фактор российских реформ.

Во второй главе рассматриваются нравственные основы российской правовой системы. Выявляется нравственный аспект принципов и функций права, правотворчества и правоприменения, исследуются нравственные критерии ограничения прав и свобод личности, а также моральный аспект злоупотребления правом.

В заключение подчеркивается, что стране необходима правовая идеология, которая соединила бы лучшие достижения отечественной и общечеловеческой культуры, смогла бы противостоять нигилистическим тенденциям. «Маятниковое» мышление привело нас от идеологии государственного патернализма к признанию абсолютной автономии и независимости личности. Между тем права и свободы человека ни в коем случае не должны противопоставляться интересам общества и государства. Следует прежде всего стремиться к тому, чтобы законы, непосредственно затрагивающие права и свободы личности, соответствовали гуманистической природе права, требованиям нравственности, справедливости.

Одно из направлений формирования морального климата в стране – придание нравственным нормам конкретного «осязаемого» вида – перевод на язык процедур и технологий. Большое значение имеют принятие профессиональных кодексов, создание этических структур, развитие прикладной этики. Давно назрела необходимость принятия Кодекса поведения государственных служащих России.

К.Ф.Загоруйко

2006.01.004. ТСАЙ Р.Л. ОГОНЬ, МЕТАФОРА И КОНСТИ­ТУЦИОННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО.


TSAI R.L. Fire, metaphor and constitutional myth-making // Georgetown law j., 2004. – Vol. 39, N 1. – P.181 – 239.

Cтатья посвящена исследованию роли метафоры в праве. С традиционной точки зрения, метафора в праве – в лучшем случае частичка поэзии, украшающая правовой анализ. В худшем она рассматривается как недопустимое отвлечение от того, что в действительности является правовой материей, т.е. как искажение права.

Даже те мыслители, которые допускают существование метафоры в праве, рассматривают ее как временный заменитель более полно разработанной аргументации. Метафоры неточны и изначально обращаются к инстинкту. Подлинной основой права является юридическая аргументация, основанная на логике.

Автор полагает, что такой взгляд неверен. Те, кто рассматривает право как явление, родственное естественному языку, видят в метафоре основной способ человеческого понимания мира. Метафора помогает понять решение суда, играет специфическую роль в конституционно-правовом дискурсе. Она не только служит подтверждением доктринальных выводов, но и обеспечивает одобрение даваемой интерпретации. Метафора помогает поддерживать существование конституционной субкультуры со своими мифами, ролями, служит связующим звеном между гражданами и государством.

Метафора, как и доктринальная аргументация, систематизирована, но она действует на ином уровне, используя больше свободы, наглядности, позволяя юристу обратиться одновременно к огромному количеству социально различных индивидов.

Для примера автор рассматривает историю, использование и значение метафоры огня в практике конституционного правосудия.

Начало использования метафоры огня связывается с конфликтами и идеологическими противоречиями начала ХХ в. Правящая элита столкнулась с социальными беспорядками, вызванными кризисом, и была вынуждена искать новые формулировки базовых отношений, обязательств.

Метафора активно использовалась в делах, связанных с пределами распространения действия первой поправки на пропаганду социалистических взглядов в период 1919–1940 гг., для обоснования того, что свобода слова может иметь ряд крайне негативных последствий, а также для легитимации действий государства по пресечению возможного негативного развития событий (коммунистической революции как результата распространения коммунистических идей).

Государству приписывалась роль пожарного, который гасит искры революции, охраняя общество. Верховный суд в своих решениях поддерживал агрессивные действия государства по подавлению пропаганды социализма и коммунистической революции, которая ассоциировалась с огнем, угрозой общественному порядку. Образ огня как хаоса, паники, разрушений отражался в решениях по делам о пропаганде коммунизма и ряду иных. В статье приведено много примеров дел с такой аргументацией.

Причина активного использования образа огня коренилась в его широком распространении в общественном сознании. В конце ХIХ – начале ХХ в. в театрах Америки произошел ряд крупных пожаров, приведших к большим жертвам, и эти пожары хорошо запомнились. Поэтому использованное в судебных решениях сравнение какого-либо действия с «ложными криками “Пожар!”» в театре, порождающими панику, вызывало должную реакцию общества. Судьи отмечали, что единственная искра революции может породить пожар, который станет разрушительным и страшным.

Ролевая игра рассматривается автором как существенный элемент метафоры. Государство становится пожарным, стремящимся мгновенно среагировать и предотвратить возгорание. При этом в общественном сознании сложился образ пожарного как человека, который не может поступить плохо. Литература, новости, искусство культивировали образ бесстрашного и сильного героя Америки, спасающего из огня мать и дитя, борющегося с разрушительной стихией.

Говорящий о необходимости революции поджигатель – воплощение опасности для общественного порядка. Опасность велика, но ее можно избежать, изолировав поджигателя. Народ выступал уязвимым объектом деятельности поджигателя, «топливом» для искр революции.

Метафора показывала всю силу государственной власти и вызывала определенные мысли и чувства по отношению к актерам «конституционной пьесы», подсказывала отношение к актерам. Так создавался миф, обеспечивающий легитимацию политики государства.

Однако это был не единственный вариант использования метафоры огня. В ряде дел судьи выражали несогласие с жесткими мерами в отношении тех, кто пропагандировал коммунизм, сравнивая коммунизм со сжигаемой на костре из страха и невежества ведьмой. Таким образом, два образа огня были противопоставлены.

После Второй мировой войны с изменением обстоятельств изменилось и применение метафоры. Образ огня стал использоваться при разрешении дел, связанных с расовыми конфликтами (демонстрациями, пикетированиями и т.д.).

С 60-х годов принцип свободы собраний начал трактоваться как основополагающий принцип американской демократии и к метафоре прибегали реже. Третья стадия ее развития отличается тем, что образ пожарного приписывается уже суду, защищающему общество от неконституционных законов, для обоснования широкой судебной проверки законодательства.

Регулирование общественных отношений должно быть мудрым, уместным и не выходить за определенные пределы. Суд проверял соблюдение этих требований. Использовался образ дома, сожженного для того, чтобы поджарить поросенка. Афоризм появился из сказки со схожими обстоятельствами и был использован для обоснования возросшей роли суда.

Поменялись роли действующих сил. Теперь уже недолжное законодательное регулирование уподоблялось огню, способному разрушить конституционный порядок, а суд вступал на его защиту (от действий некоторых органов власти – авторов нормативных актов). Законодатель как новый «поджигатель сжигал (уничтожал) первую поправку Конституции». Доверие и одобрение переносились с государства на суд, который рассматривался как хранитель правового порядка. Например, законодательство, ограничивающее свободу слова, уподоблялось «искрам», угрожающим порядку.

Метафора огня в значении чрезмерного действия, более разрушающего, чем приносящего пользу, применялась, например, для оценки антимонопольного законодательства, для излишне расплывчатых законов, а также законов, ограничивающих права граждан. Например, запрет на собрания ради предотвращения беспорядков сравнивался со взрывом дома ради прекращения пожара.

В заключение автор подчеркивает, что доктрина и миф существуют нераздельно. Метафора призвана обеспечить восприятие конкретного противоречия, защиту государственного воздействия, одобрение гражданами действий государственной власти.

А.А.Вавилова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconИнститут научной информации по общественным наукам институт востоковедения россия
Е. Л. Дмитрие-ва – главный редактор, О. П. Бибикова – канд ист наук, первый зам главного редактора, Д. Б. Малышева – д-р полит наук,...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconИнформация о предстоящих мероприятиях
Совместное ежеквартальное издание Центра развития политической науки и конституционного права, Франко-российского центра общественных...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconПолезные ссылки академическое образование: мероприятия и проекты
Совместное ежеквартальное издание Центра развития политической науки и конституционного права, Франко-российского центра общественных...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconRussian • academy • of • sciences инcтитут научной информации по общественным наукам
Разрушительные последствия «приватизации» – барьер на пути России в информационное общество
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconНаучные семинары и конференции научные центры и проекты профессиональное отрудничество
Совместное ежеквартальное издание Центра развития политической науки и конституционного права, Франко-российского центра общественных...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconИнститут научной информации и мониторинга рао антопольский А. Б. Концепция системы научно-педагогической информации Российской Федерации Черноголовка 2009
...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconВестник политической науки и конституционного права
Совместное ежеквартальное издание Центра развития политической науки и конституционного права, Франко-российского центра общественных...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconIx международная научно-методическая конференция «Новые информационные технологии в университетском образовании» 3 Первая Международная научно-практическая объединительная конференция
Совместное ежеквартальное издание Центра развития политической науки и конституционного права, Франко-российского центра общественных...
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconРоссийской Федерации Российская академия наук Российская академия образования Государственная Дума
Демин Виктор Алексеевич, доктор технических наук, профессор, Ректор Московского государственного индустриального университета
Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам iconРоссийская академия наук российская академия медицинских наук союз физиологических обществ стран СНГ
Н а у ч н ы е т р у д ы I с ъ е з д а ф и з и о л о г о в с н г, т о м 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница