Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом




НазваниеИнтеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом
страница1/4
Дата02.02.2013
Размер0.6 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом.


Содержание

Введение

1 Теоретические основы построения системы управления вузом

1.1 Подсистемы и элементы системы управления

1.2 Организационная структура управления отраслевым вузом

1.3 Характеристика системы документации вуза

2 Понятие и особенности менеджмента качества и процессов в образовательном учреждении

2.1 Общая терминология и особенности менеджмента качества в образовательном учреждении

2.2 Понятие процесса и классификация рабочих процессов вуза

2.3 Ключевые факторы качества образовательного процесса

2.4 Взаимосвязь системы менеджмента качества с другими системами менеджмента вуза

3 Планирование в области качества ОмГУПС

3.1 Стратегическое планирование в области качества ОмГУПС

3.2 Декомпозиция целей ОмГУПС

3.3 Сравнительная характеристика процессного и функционального подходов

3.4 Проектирование перехода от функциональной к процессной организации работ

4 Расчет затрат на функционирование системы менеджмента качества ОмГУПС

5 Система управления охраной труда как элемент интегрированной системы управления вузом

5.1 Основные определения и требования к системе управления охраной труда

5.2 Планирование, внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.3 Взаимосвязь системы менеджмента качества и системы управления охраной труда

Заключение

Библиографический список

Приложение А Организационная структура управления отраслевым вузом

Приложение Б Отличительные особенности стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и IWA 2:2003

Приложение В Схема взаимосвязи процессов ОмГУПС

Приложение Г Стандарт организации СО 1.001-00 Стратегический менеджмент

Приложение Д Параметры оценки цели «Разработка, внедрение и сертификация СМК образования» и ее подцелей

Приложение Е Отчет проверки соответствия учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов

Приложение Ж Стандарт организации СО 0.002-01 Политика в области качества

Приложение З Стандарт организации СО 9.006-01 Цели подразделений в области качества образования


Введение



В условиях нарастающей интеграции и ужесточающейся конкуренции российские образовательные учреждения призваны внедрять систему менеджмента качества, что обусловлено также тем, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при проведении аттестации установила необходимым показателем наличие внутривузовской СМК. Для многих вузов, даже после разработки и сертификации СМК, еще актуальна проблема ее эффективного функционирования. Это и обусловило цель данной работы – исследование теоретических основ построения системы управления вузом и ее качественной составляющей и разработка перечня мероприятий, которые необходимо провести с целью интеграции системы менеджмента качества в единую систему управления вузом на основе перехода от функциональной к процессной организации работ.

В рамках этой цели в данной работе были решены следующие задачи:

  • проведен анализ системы и структуры управления вузом;

  • выделены и классифицированы процессы вуза;

  • проведен анализ взаимосвязи СМК с другими системами менеджмента вуза и выделены их общие функции;

  • построена декомпозиция целей ОмГУПС;

  • спроектирован переход от функциональной к процессной организации работ;

  • рассчитаны затраты на функционирование СМК ОмГУПС.

Рекомендации, представленные в работе могут быть применены в деятельности ОмГУПС и в деятельности других образовательных учреждений для:

  • повышения эффективности функционирования СМК;

  • вовлечения персонала вуза в увеличение качества предоставляемых образовательных услуг, как одной из основных видов деятельности вуза;

  • вовлечения персонала в работу над повышением рациональности и эффективности всех процессов, протекающих в вузе.

В современной экономической литературе существует много различных трактовок понятия «управление». Приведем несколько из них.

Управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [1].

Управление – это вид деятельности, направленный на достижение цели организации с использованием труда, интеллекта, мотивов людей, предполагающий выполнение ряда функций и подразумевающий ответственность за полученные управляемой подсистемой результаты.

Необходимо отметить, что в концепции управления качеством понятие «менеджмент» подразумевает более широкую область деятельности, нежели понятие «управление», а в некоторых случаях в контексте оба термина употребляются как идентичные и взаимозаменяемые. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 дает следующее определение: «менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией» [2]. Иными словами, менеджмент с точки зрения концепции качества включает в себя следующие аспекты деятельности: планирование, обеспечение, управление, мероприятия по улучшению.

В теории управления также нет однозначного разграничения. Исследователи придерживаются различных точек зрения. Одни считают, что оба термина идентичны или близки по смыслу, другие – понятия несут в себе разную смысловую нагрузку.

В теории менеджмента в качестве объекта управления выступают производство, государственная собственность и предприятия. Этот термин подразумевает вертикаль власти, то есть в большей степени административное (бюрократическое) воздействие. Кроме того, понятие «управление» применимо к техническим системам, к социальной сфере и тем самым является шире термина «менеджмент». Понятие же «менеджмент» появилось с введением рыночных отношений, оно предполагает в качестве объекта управления горизонтальные рыночные структуры. Иными словами, менеджмент – это управление в условиях рыночных отношений, он использует механизм партнерства и равноправного взаимодействия сторон. В управлении, напротив, преобладает насаждающие, указывающие и подчиняющие воздействия [3].

Управление отраслевым высшим учебным заведением (вузом) от управления иным предприятием отличается частичной внутренней самостоятельностью. Ректор университета самостоятельно направляет и использует обеспечивающие ресурсы, но условия использования тех или иных ресурсов могут быть регламентированы Положением вышестоящей организации. К обеспечивающим учебный процесс ресурсам относят персонал, здания, учебное оборудование, библиотеки, территории, издательства, общежития, охрану, социальную структуру (столовые, актовый зал), обеспечивающую хозяйственную структуру (мастерские, транспорт, теплоснабжение). Кроме того, руководитель отраслевого вуза предоставляет отчеты и предложения управляющей надсистеме. Работу отраслевого вуза координируют, проверяют и контролируют Министерство образования и науки, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, отраслевые министерства и службы, в подчинении которых находится вуз (рисунок 1). На основании распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 1753-р железнодорожные вузы находятся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта [6].



Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» общее руководство государственным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет (совет вуза). Совет вуза является высшим законодательным органом управления, целями деятельности которого является выработка приоритетов и принципов развития университета, создание законодательного механизма для сохранения целостности вуза, качественной подготовки выпускников, сохранения и наращивания материальных ресурсов и квалификации работников, эффективной деятельности коллектива.

В состав ученого совета входят ректор, который является его председателем, проректоры, а также деканы факультетов (директора институтов на правах факультета). Другие члены ученого совета избираются конференцией коллектива тайным голосованием.

Ученый совет:

    • определяет основные направления деятельности университета;

    • принимает решения по социально-экономическим вопросам;

    • принимает плановый и отчетный бюджеты;

    • утверждает направления научных исследований и тематические планы научно-исследовательских работ;

    • решает другие вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции ученого совета.

В учебной структуре и научной деятельности вуза выделяют следующие основные управленческие уровни: ректор, первый проректор, проректор, декан, заведующий кафедрой.

Ректор принимает решения по всем вопросам деятельности университета, кроме отнесенных к компетенции конференции коллектива и ученого совета, и выполняет следующие функции:

    • утверждает правила внутреннего трудового распорядка;

    • определяет круг полномочий, обязанности и ответственность руководителей подразделений;

    • применяет дисциплинарные взыскания;

    • осуществляет другие функции по организации и обеспечению деятельности университета в соответствии с заключенным трудовым договором.

Первый проректор как исполнительный руководитель основного ядра университета имеет в подчинении начальников подразделений и деканов факультетов (или директоров институтов). Проректоры (по учебной работе, по научной работе, по международной деятельности) исполняют роль экспертов и специалистов при первом проректоре, который может делегировать им часть своих прав в области отдельной функциональной компетенции.

Факультет (институт на правах факультета) возглавляет декан (директор), избираемый ученым советом по рекомендации ученого совета факультета (института на правах факультета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников, имеющих ученую степень или звание.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый ученым советом на в соответствии с положением о кафедре по рекомендации кафедры путем из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание.

С точки зрения обеспечения качества образовательного процесса документацию вуза можно разбить на три основных уровня:

    • внешняя документация по обеспечению качества обучения (законодательные акты);

    • внутренняя документация на уровне предприятия по обеспечению качества обучения;

    • внутренняя документация на уровне подразделений по подтверждению качества.

На рисунке 2 представлена укрупненная система документации вуза.




Состав организационно-распорядительной документации (пункт 7) представлен на рисунке 3.



Содержание учебно-методической документации (пункт 8) представлено на рисунке 4.



Документация по стратегическому и оперативному планированию (пункт 9 на рисунке 1) включает:

  • учебные планы по специальностям;

  • программы учебных дисциплин;

  • план работы научно-методического совета факультетов и вуза;

  • план работы кафедры;

  • индивидуальные планы преподавателей;

  • расписания учебных занятий;

  • графики проведения занятий и контрольных мероприятий;

  • программы практик;

  • программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности;

  • расписание защит дипломных работ.

На рисунке 5 представлена взаимосвязь вышеперечисленных документов.



Из рисунка видно, что на основе внешнего нормативного документа (стратегический уровень документации – законодательная база) происходит детальное планирование работы кафедры, разработка программы обучения и план работы профессорско-преподавательского состава (оперативный уровень – документация по обеспечению качества образовательного процесса). Конечным итогом планирования работ является разработка расписания учебных занятий, которое одновременно является документацией по подтверждению качества образования.

Единичные записи (пункт 10) включают в себя такие данные, как:

  • перечни оборудования, учебно-методической документации и т.п.,

  • свидетельства о поверке и/или сертификаты калибровки средств измерений, используемых в научных исследованиях,

  • свидетельства повышения квалификации профессоров, преподавателей и вспомогательного персонала,

  • расписание учебных занятий,

  • журналы учета посещаемости занятий студентами,

  • зачетные и экзаменационные ведомости.

Записи без проведения последующего их анализа бесполезны. Результаты анализа данных (пункт 11) с целью устранения причин несоответствий, улучшения процессов, продукции и деятельности организации включают:

  • отчеты по повышению результативности повышения квалификации персонала,

  • отчеты по анализу знаний, умений, навыков студентов и выпускников,

  • отчеты по удовлетворенности студентов, выпускников и преподавателей,

  • отчеты по выполнению планов работы научно-методического совета,

  • отчеты по выполнению планов кафедры,

  • отчеты по анализу и улучшению образовательных процессов.

По результатам анализа записей принимают решения по улучшению процессов, качества образовательных услуг (пункт 12), которые отражаются в следующих документах:

  • протоколы заседаний научно-методического совета,

  • протоколы заседаний кафедры,

  • протоколы заседаний методических комиссий,

  • решения по результатам анализа со стороны руководства (приказы, распоряжения).

Выполнение действий по улучшению процессов деятельности вуза также должны подвергаться документированию и анализу для определения эффективности и результативности предпринятых мер.

Единого понятия «менеджмент качества образования» не существует. Термины «менеджмент качества образования» и «управление качеством образования» также многими исследователями приравниваются. Разные авторы приводят свои определения. Представим лишь некоторые:

  1. управление качеством образования - деятельность, в которой ее субъект, посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивает организацию совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей;

  2. управление качеством образования - процесс разработки и осуществления системы мер, позволяющих экономически эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое отвечает требованиям потребителя.

В стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 указано, что его требования предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции. Тем не менее, несмотря на их универсальный характер, применение стандартов в качестве методической основы для построения и внедрения СМК в образовательном учреждении требует их адаптации и вызывает некоторые трудности, связанные со спецификой деятельности вуза. Особенности СМК в образовательном учреждении связаны с его отнесением к объекту государственного регулирования, что подразумевает регламентацию целей государственных вузов, путей достижения целей и ожидаемых результатов. Специфика отрасли образования заключается в значительной роли информационных процессов в структуре организации управления и исполнения, а также в присутствии в составе основных технологических производственных процессов и в контуре управления активного элемента – человека, что делает систему с одной стороны гибкой и адаптивной, а с другой, вносит большую долю неопределенности в процессы вуза.

Специфика СМК в образовательном учреждении заключается также в отличительных особенностях основной деятельности вуза от предприятий, занимающихся производством материальных ценностей. В этом случае при применении стандартов некоторые его разделы приходится адаптировать к образовательному учреждению. Например, в разделе 7 (процессы жизненного цикла продукции) необходимо выделить процессы жизненного цикла услуги, что может во время исполнения повлечь трудности, связанные с единовременностью производства (предоставления) и потребления услуги, в отличие от поэтапного материального производства. Избежать трудностей позволяет стандарт IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании». В таблице 1 приведены отличительные особенности стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и IWA 2:2003.


Таблица 1 - Отличительные особенности стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001

и IWA 2:2003.

Номер и наименование разделов и пунктов стандартов

Содержание разделов и пунктов

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

IWA 2:2003 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

Планирование и разработка процессов, необходимых для обеспечения жизненного цикла продукции.

Планирование этапов учебного проекта, его разработки, предоставления, оценки, методик улучшения. Планирование вспомогательных услуг, ресурсов.

7.2 Процессы, связанные с потребителями

Включает

- определение и анализ требований к продукции,

- анализ способности организации выполнять требования,

- обратную связь и связь с потребителями об информации о продукции.

Включает определение потребностей, относящихся к продукции, в образовательной организации.

Определяет образовательные услуги как имеющие нематериальный характер, не поддающиеся хранению, и потребляемые в момент предоставления. Описывает основные требования независимого потребителя.

7.3 Проектирование и разработка

Подразумевает проектирование и разработку продукции.

Подразумевает проектирование и разработку учебного плана, проекта обучения.

7.4 Закупки

Описывает процесс закупок, управление информацией по закупкам, верификацию закупленной продукции.

Необходимость в руководстве отсутствует.


7.5.1 Управление производством и обслуживанием


Управление условиями производства продукции и обслуживанием производственных процессов.

Подразумевает

а) сотрудничество высшего руководства с преподавателями в установке основных тем и вопросов в изучаемых предметах,

б) обеспечение контроля процессов

7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания

Валидация процессов производства и обслуживания продукции.

Валидация образовательных процессов.

7.5.3 Идентификация и прослеживаемость

Идентификация и прослеживаемость продукции.

Идентификация и прослеживаемость информации, включающей: учебные планы, курсы, регистрацию студентов, перечни учебных групп, учебники или тетради, лабораторное оборудование.

7.5.4 Собственность потребителей


Под собственностью потребителя понимается собственность, находящаяся под управлением организации или используемая ею для включения в продукцию. Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.

Под собственностью потребителя понимается собственность, предоставляемая преподавателям или студентам в образовательной организации в момент предоставления услуг. Например, сертификаты, дипломы на предыдущих уровнях образования, личные документы (свидетельства о рождении, удостоверения личности), медицинские данные, результаты экзаменов, тесов, собственное оборудование студента.

7.5.5 Сохранение соответствия продукции

Понимается сохранность продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения.

Понимается сохранность учебных документов, учебных планов, печатных или электронных материалов (книги, компьютерные программы), химические вещества для лабораторий.

7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений

Подразумевает устройства для мониторинга и измерений, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.

Подразумевает мониторинг и измерения в целях проверки соответствия учебным планам, определение работоспособности студентов, оценку их персональных данных, письменные оценки курсов обучения, проверку выполнения планов обучения преподавателями, и окончательные оценки экзаменов.

8 Измерение, анализ и улучшение

Измерение, анализ и улучшение продукции.


Измерение, анализ и улучшение образовательных и вспомогательных процессов.

8.3 Управление несоответствующей продукцией


Понимается продукция, которая не соответствует требованиям.

Понимаются области, в которых могут быть найдены несоответствия. Например, учебные планы, преподавательский состав, работоспособность студентов, материалы, образовательные услуги.


Адаптированными к специфике образовательной деятельности документами по применению ISO 9001:2000 в России на сегодняшний день являются стандарт IWA 2:2003 и ГОСТ Р ИСО 52614. СМК вуза имеет, по сравнению с СМК в материальной сфере, свои особенности. К особенностям СМК вуза следует отнести при управлении устройствами для мониторинга и измерений (пункт 7.6) и несоответствующей продукции (пункт 8.3) определение работоспособности студентов, оценку их персональных данных, проверку выполнения планов обучения преподавателями. В отличие от процессов материального производства, где под несоответствующей продукцией понимается продукция, несоответствующая требованиям, согласно пункту 8.3 стандарта IWA 2:2003 под несоответствующей продукцией понимаются области, в которых могут быть найдены несоответствия, к каковым, среди прочих, относятся преподавательский состав и работоспособность студентов.

Под управлением производством в образовании стандарт IWA 2:2003 подразумевает сотрудничество высшего руководства с преподавателями в установке основных тем и вопросов в изучаемых предметах, что требует создания определенных координационных механизмов и организации горизонтально уровневых коммуникаций в вузе.

Следует отметить и то, что в отличие от материального производства, процесс предоставления образовательных услуг не имеет необходимости в руководстве процессом закупок, управлением информацией по закупкам, верификацией закупленной продукции, так как процесс закупок не является составляющим элементом основного образовательного процесса, а несет лишь роль подпроцесса, обеспечивающего образовательную деятельность.

При создании СМК вуза требуется реализация одновременно двух подходов: «сверху вниз» и «снизу вверх». «Сверху» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления создается идеология качества образования и строится система обеспечения, а само качество формируется «снизу» – на институциональном и локальном уровнях. Сверху нужно строить систему обеспечения условий менеджмента качества образования – нормативную базу, научно-методическую основу, организационные структуры, подготовку кадров, разрабатывать технологии и методики, осуществлять информационное обеспечение и тому подобное. Это даст возможность сделать менеджмент качества обязанностью каждого образовательного учреждения и каждого педагога. СМК образования – это коллективная деятельность, которая не может выполняться только отдельными лицами, она требует совместных усилий по выстраиванию целой системы обеспечения.

Реализация принципов менеджмента качества на каждом уровне управленческой иерархии имеет свои особенности, обусловленные целями и задачами соответствующего уровня. Укрупнено можно выделить три уровня управленческой иерархии вуза (рисунок 6)

  1   2   3   4

Похожие:

Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconМетодические рекомендации по организации функционирования системы менеджмента качества в коммерческом банке
Взаимосвязь системы менеджмента качества и стандартов качества банковской деятельности арб 33
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconПлан реализации системы менеджмента качества в филиале
Вуза как единого научно-исследовательского направления. Внутренний контроль, мониторинг и анализ качества образовательного процесса...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconОсобенности управления проектами построения системы менеджмента качества в современных организациях
Охватывают и перестраивают всю систему взаимоотношений индивидов и социальных групп, составляющих данную организацию. Следовательно,...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconКонцепция развития системы менеджмента качества фгоу впо «Сибирский федеральный университет»
России. Разработка и внедрение системы менеджмента качества является одним из приоритетных направлений программы развития Университета...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconКачество как экономическая категория и объект управления
Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconИнструкция по заполнению
Именно с целью оценки эффективности деятельности руководства структурными подразделениями с ноября 2003 г была развернута системы...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconИнструкция по заполнению базы индивидуальных данных
Именно с целью оценки эффективности деятельности руководства структурными подразделениями с ноября 2003 г была развернута системы...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconИнструкция по делопроизводству 84 политика в области качества
...
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconПсихологическая составляющая менеджмента в реализации качества управления человеческими ресурсами кулик Денис Юрьевич
Психологическая составляющая менеджмента в реализации качества управления человеческими ресурсами
Интеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом iconРеферат на тему: «Информационные технологии в маркетинге»
От масштабов и качества использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов зависят уровень экономического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница