Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель




Скачать 135.77 Kb.
НазваниеУчебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель
Дата02.02.2013
Размер135.77 Kb.
ТипУчебная программа курса
Новосибирский государственный педагогический университет


Институт молодежной политики и социальной работы


Кафедра социальной работы.


Учебная программа курса


«Социальная информатика»

для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы НГПУ по специальности, 035500 «Социальная работа»


Разработал: ст. преподаватель

Кафедры социальной работы

Д.В. Чернов




Согласованно

Зав. кафедрой СР

профессор, д.и.н. С.С. Букин____________

Директор ИМПиСР к.п.н. В.С. Пель ________


Новосибирск 2004




Содержание




  1. Пояснительная записка 3

    1. Цель, задачи и место дисциплины в системе

профессиональной подготовки.

    1. Требования к умениям и знаниям студентов.

    2. Принципы построения программы. 3

    3. Основные методические и методологические принципы курса.




  1. Содержание курса «Социальная информатика» 5

    1. Введение.




  1. Примерный тематический план. 6




  1. Контролирующий материал. 7

Вопросы к зачету



  1. Список литературы 8

6. Критерии оценки ответа 9



  1. Пояснительная записка.


Настоящий курс разработан для студентов второго курса очного отделения, обучающихся на гуманитарных факультетах по социальным специальностям.


    1. Цель, задачи и место дисциплины в системе профессиональной подготовки


Цель дисциплины – формирование у студентов знаний о теоретической информатике.


Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

  • Знакомство студентов с особенностями информационного развития общества.

  • Изучение особенностей развития современного информационного общества

  • Изучение перспектив развития информационного пространства человека.

Специалисты, ориентированные по окончании Вуза на работу в социальной сфере не могут обойтись без теоретических знаний развития форм общественной информации. Именно поэтому «Социальная информатика» как учебная дисциплина должна помочь студентам овладеть накопленным за многовековую историю человечества опытом социальной помощи.


    1. Требования к умениям и знаниям студентов.


Структура и логика курса предусматривает овладение студентами базовых понятий и категорий социальной работы.


По завершению курса студенты должны:

  • Иметь представление о развитии информационного общества

  • Знать основные проблемы современного информационного пространства

  • Представлять особенности изменений в жизни человека в связи с развитием современного информационного общества.




    1. Принципы построения программы.

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по специальности 035500 «Социальная работа».

Основные принципы построения программы заключаются в том, что студенты параллельно с овладением теоретических знаний знакомятся с текстами: документами, законодательными актами, литературными источниками.



    1. Основные методические и методологические принципы.

Основой курса «Социальная информатика» характерной для современных общественных наук методологический плюрализм. В курсе применяются общенаучные методы и специальные. Научно – теоретические основы разработаны И.В. Соколовой, К.К. Колиным и др.



  1. Содержание курса



Тема 1. Введение. Структура, цели задачи курса. Методология исследования


Тема 2. Социальная информатика –современная научная дисциплина

ТЕМА 3. Исторические аспекты развития информационного общества

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

ТЕМА 8. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ТЕМА 9. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБЩЕСТВА

ТЕМА 10. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ТЕМА 11. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  1. Примерный тематический план.



Тематика занятий


Часов/лекций

Часов /практика

Понятия теоретической информатики

2




Тенденции развития современного информационного общества

2




Социальные коммуникации

2




Современное информационное пространство человека

2

2

Информационная среда




2

Тенденции распределения информационных ресурсов




2

Информационный образ жизни: достижения и опасности




2

Моделирование идеальной информационной системы




2

Моделирование интеграции в социальную сферу информационных технологий




4

Разработка самостоятельных социально- информационных проектов




4













8

18

Всего 26


Вопросы к зачету


1. Социальная информатика - научное направление, являющееся отраслью:
1) информатики
2) социологии
3) это междисциплинарное направление

2. Кто из ниже перечисленных ученых является автором термина "социальная информатика"?
1) А.Д. Урсул
2) А.В. Соколов
3) К.К. Колин

3. Какой год может быть назван годом провозглашения нового научного направления "социальная информатика"?
1) 1989
2) 1995
3) 1974

4. Кто из ученых является автором концепции постиндустриального общества?
1) О. Тоффлер
2) Д. Белл
3) З. Бжезинский

5. Раскройте смысл и значение понятия "ноосфера":

6. Занятость в какой сфере большинства трудоспособного населения означает вступление страны в постиндустриальный период своего развития?
1) в сфере информационно-интеллектуальных услуг
2) в сфере услуг
3) в сфере материального производства

7. Что можно считать главной технической предпосылкой развертывания информатизации?
1) достаточное количество компьютеров
2) уровень телефонизации (развития сетей)
3) развитое программное обеспечение

8. Отметьте этап общественного развития, на которых по критерию занятости населения находится в настоящее время США и Россия.

8.1. США:
1) Индустриальное общество
2) Постиндустриальное общество
3) Информационное общество

8.2. Россия:
1) Индустриальное общество
2) Постиндустриальное общество
3) Информационное общество

9. В чем состоит главное отличие двух основных теоретико-методологических подходов к информатизации общества?
1) в степени распространения
2) во времени появления
3) в провозглашаемых целях информатизации

10. Какова, с Вашей точки зрения, основная цель информатизации общества?

11. Какое слагаемое, образующее структуру процесса информатизации, должно занимать наивысшее по иерархии положение в его структуре?
1) компьютеризация
2) медиатизация
3) интеллектуализация

12. Назовите по одной, наиболее важной, из объективных и субъективных причин господствующего в теории и на практике отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация"?

12.1. Объективные причины:
1) стремительный прогресс компьютерной и телекоммуникационной техники
2) недостатки в государственной политике в области информатизации
3) неправильная подача материалов по проблеме информатизации в СМИ

12.2. Субъективные причины:
1) идейный технократизм
2) недостаточное знакомство с сутью проблемы
3) получение политических и экономических дивидендов

13. Успехи массовой социокультурной информатизации связаны с компьютерами интеллектуального типа, с так называемым "дружественным интерфейсом". Назовите основные слагаемые этого понятия:

14. Кто из специалистов ввел количественную меру информации - "бит"?
1) Н. Винер
2) К. Шеннон
3) Р. Хартли

15. Дайте определение понятия "бит":

16. Какая из перечисленных ниже систем классификации знаний лежит в основе актуальных ныне гипертекстовых технологий?
1) иерархическая
2) реляционная
3) древовидная

17. Главное отличие традиционной и новой информационной технологии?
1) тип техники, на которой она реализована
2) сфера ее применения
3) тип алгоритма, лежащего в ее основе

18. В чем состоит основная проблема языковой формы информационного обмена?
1) в несовпадении тезаурусов
2) в явлении полисемии
3) в обилии информации

19. Каково главное отличие компьютерной фазы от предшествующих фаз информационного обмена?
1) опосредованность контактов между людьми
2) общение человека с электронной памятью машины
3) безбумажный вариант коммуникаций

20. Определите основные, с Вашей точки зрения, социокультурные проблемы компьютерной фазы информационного обмена?

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М.: Междунар. изд-во "Информациология", 2000.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Рос. газета. - 1996. - 9 апр.

3. Концепция национальной безопасности РФ: Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Рос. вести. - 1997. - 25 дек.

4. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента РФ № 170 от 20 января 1994 г. // Рос. газета. - 1994. - 29 янв.

5. О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации: Указ Президента РФ № 334 от 3 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - С. 1285-1286.

6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ: Об обязательном экземпляре документов // Рос. газета. - 1995. - 17 янв.

7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ: Об информации, информатизации и защите информации // Рос. газета. - 1995. - 22 февр.

8. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ: Об участии в международном информационном обмене // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 28. - С. 6854-6861.

Монографии, брошюры

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.

2. Аминов Н.А., Аравиди А.В., Науменко Н.Я., Суслаков Б.А. Технология оценивания эффективности функционирования общеобразовательного учреждения. - Якутск, 1997.

3. Анализ систем на пороге ХХI века: Теория и практика. Мат. Междунар. науч.- практ. конференции. - В 4-х т. / Сост. Т.Е. Сафонова - М.: Интеллект, 1996.

4. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. - Нижний Новгород, 1997.

5. Асп Э.К. Введение в социологию. - Пер. с финск. / Под общ. ред. А.О. Бороноева. - СПб.: Алетейя, 1998.

6. Афанасьев В.Г. Социальная информация - М.: Наука, 1994.

7. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Рос. обществ. науч. фонд, 1996. - Науч. докл.. - № 34.

8. Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. - М.: Юрид. лит., 1991.

9. Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. - М.: МИФИ, 1997.

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования. - Пер. с англ. - М.: Академия, 1999.

11. Биомедицинская информатика и эниология (проблемы, результаты, перспективы). - Сб. трудов. - СПб., 1995.

12. Бокарев Н.Н. Социология личности. - Вып. 1-й. - М.: Союз, 1994; Вып. 2-й. - М.: Союз, 1997.

13. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. - М., 1973.

14. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998.

15. Введение в интеллектуальную коммуникацию: Учеб. пособие. - М.: Рос. открыт. ун-т, 1992.

16. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: Мат. Первого Всерос. симпоз. по филос. пробл. виртуал. реальности / Отв. ред. д-р филос. наук Е.А. Шаповалов. - СПб, 1996.

17. Волновые процессы в общественном развитии / В.В. Василькова, И.П. Яковлев, И.Н. Барыгин и др. - Новосиб.: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.

18. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М., 1990.

19. Гайнов Е.Н. Человек в информационном обществе. - М.: МГУ, 1996.

20. Геловани В.А. и др. Система информации для глобального моделирования. - М.: ВНИИСИ, 1991.

21. Герасименко В.А. Основы информатики. - Ч.2. Мировоззренческие основы информатики. - М.: Моск. истор.-архив. ин-т, 1991.

22. Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества / Под ред. М.И. Гвардейцева. - М.: Радио и связь, 1996.

23. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. - М.: Наука, 1990.

24. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М. 1987.

25. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. - М.: Знание, 1987.

26. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1984.

27. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: Инфо-Арт, 1993.

28. Даниелян К.С. Концепция устойчивого человеческого развития: теория и практика. - Ереван, 1996.

29. Друкер Питер Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. - Пер. с англ. - М., 1994.

30. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития: Пробл. социал. информатики. - Вып. 2. - М.: МГСУ, 1996.

31. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики: (Консп. лекций): Пробл. социал. информатики. - Вып. 4. - М.: МГСУ, 1997.

32. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования. - Новосиб.: ВЦ СО АН СССР, 1990.

33. Ефимов А.Н. Информационный взрыв: Проблемы реальные и мнимые. - М.: Наука, 1985.

34. Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету. - СПб: СПбГУ, фак. журналистики, 1998.

35. Жоль К.К., Сиволоб Ю.В. Информация, общественные науки, управление. - К., 1991.

36. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1998.

37. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг"; М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2001.

38. Зуев К.А. Компьютер и общество. - М.: Политиздат, 1990.

39. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2000.

40. Илларионова Т.С. Информационные процессы в современной России: Учеб. пособие. - М.,1999.

41. Ильюшенко В.М. Информационная безопасность общества. - Томск, 1998.

42. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Academia - Наука, 1998.

43. Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы. Перв. науч.- практ. конгресс. - СПб,16-20 мая 1995 г. - Тез. докл.

44. Информатизация и технологизация социального пространства: Мат. к I Междунар. симпоз. по социал. технологиям. - М. - Н. Новг., Изд-во Волго-Вят. кадр. центра, 1994.

45. Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее: Междунар. науч. конфер., Краснодар - Новорос., 11-14 сент. 1996 г. / Редкол. Андреева и др. - Краснодар, 1996. - Тез. докл.

46. Информатика и культура. - Новосиб., 1990.

47. Информатизация России: Программа. - М., 1991.

48. Информационная безопасность: Сб. тез., докл. и сообщ. С. - Петербург. (17-18 мая 1995 г.) семинара. - СПб., 1995.

49. Информационная безопасность: Мат. С. - Петербург. (16 мая 1996 г.) семинара. - СПб., 1996.

50. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. - Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск 17-19 сентября 1997 г. - Краснодар, 1997. - Тез. докл.

51. Информационные технологии в процессе обработки социологической информации: Учеб. пособие / Иванов В.Г., Корешева Г.В., Харченко А.Ф. - СПб: Изд-во Санкт - П. ун. эконом. и фин., 1996.

52. Информация и российское общество: Тез. докл. I Междунар. конгр. М., 24-25 сент. 1998 г. - М.: ВНТИЦ, 1998.

53. Информация и самоорганизация. - М.: Изд-во РАГС, 1996.

54. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.

55. Каныгин Ю.М. , Панченко В.П. Общественный интеллект и социальная когнитология. - К.,1990.

56. Каныгин Ю.М., Панченко В.П. Проблемы информатизации социального интеллекта. - К., 1990.

57. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Когнитивная (тонкоструктурная) социология и социальная информатика.- К., 1991.

58. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. - К.: Наукова думка, 1992.

59. Каныгин Ю.М. Основы когнитивного обществознания: (Информац. теор. социал. систем). - К., 1993.

60. Капустин В.С. Синергетика социальных процессов: Учеб. пособие по курсу "Осн. гуманит. знаний". - М.: Изд-во МЭИ, 1996.

61. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: Пер. с анг. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

62. Клименко С., Уразметов В. Internet. Среда обитания информационного общества. - Протвино, 1995.

63. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. - М.: Союз, 1993.

64. Коган В.З. Человек в потоке информации. - Новосиб., 1990.

.

Словари, справочники

1. Желтые страницы Internet'98. Русские ресурсы (под ред. Ю.Поляка и А.Сигалова) - СПб: Питер, 1998.

2. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З, Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М., 1996.

4. Курушин В.Д. Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. - М.: Новый Юрист, 1998.

5. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Сл. - справ. - М.: Новая школа, 1995.

6. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

7. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991.

8. Социологический справочник / Под общ. ред. В.И. Воловича. - К.: Политиздат Украины, 1990.

9. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

Сетевые источники

1. Министерство общего и профессионального образования РФ - www.informika.ru

2. Мультимедиа в образовании - www.compuloc.ru/compuloc/public/a7-1.html

3. Институт научной информации по общественным наукам РАН - http://www.union.ru






Похожие:

Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconУчебно-методический комплекс «информационные технологии в социальной сфере» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель
Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности 035500 «Социальная работа»
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconПрограмма Государственного экзамена по специальности
Социальная работа как вид деятельности. Отличительные особенности социальной работы в ряду других помогающих профессий. Акценты в...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconПрограмма дисциплины для специальности 35. 05. 00 «Социальная работа» дневной формы обучения
История социальной работы: для студентов специальности «Социальная работа»: Рабочая программа / Сост. В. И. Рузанов Краснояр гос...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconМетодические рекомендации по их выполнению для студентов направления/специальности «Социальная работа» заочной формы обучения
Учебный курс «Теория социальной работы» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Социальная работа» и выступает...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconПрограмма дисциплины социальная работа за рубежом
Слушателями являются преподаватели социального факультета, кафедр социальной педагогики и теории и методики социальной работы, не...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconУчебно-методическое обеспечение Специальности 050905 «Социальная работа»
Методы и технологии социальной работы. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов специальности 050905 «Социальная...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconРабочая программа По дисциплине «Социальная демография» Для специальности социальная работа, 040101
Целью курса является получение студентами по социальной демографии знаний, умений и навыков, в самостоятельном их применении, а также...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель icon«Теория социальной работы»
Умкд по курсу «Теория социальной работы» составлен на основе гос впо по специальности 040101 Социальная работа, утвержденного Министерством...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconУчебно-методические материалы по дисциплине проблемы социальной работы с молодежью для студентов специальности 040101 "Социальная работа"
Кабардино-Балкарского университета имени Х. М. Бербекова Чемаевым Н. А. в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебная программа курса «Социальная информатика» для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы нгпу по специальности, 035500 «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель iconРабочая учебная программа по курсу «социальная информатика»
Для специальности «социальная педагогика» с дополнительной специальностью «психология»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница