Скачать 191.19 Kb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 36 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: ![]() ПОДГОТОВИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ ПУ № 36 РОМАНОВА И. В. г. Шахты Тема урока: «Электрический ток в газах». Содержание1. Характеристика темы. 2. Методические рекомендации по организации и проведению урока. 3. Требования к знаниям и умениям. 4. Межпредметные связи. 5. Методическая характеристика урока. 6.. План урока. 7. Структура и содержание урока 8. Литература.
Раздел «Постоянный электрический ток», на который отведено 27 часов, включает в себя две части: «Законы постоянного тока» и «Электрический ток в различных средах». Рассматриваемая на данном уроке тема относится ко второй части. К этому моменту обучающиеся уже имеют понятие: что такое электрический ток; знают причины возникновения и условия, необходимые для его существования, основные законы постоянного электрического тока, его основные характеристики. Из второй части данного раздела обучающиеся уже имеют представление об электрическом токе в металлах, полупроводниках, вакууме и электролитах. Теме «Электрический ток в газах» по плану отводится два часа. Первый урок данной темы посвящен формированию у обучающихся понятий электрического тока в газах, газового разряда, ионизации и рекомбинации газов, а так же развитию представления о способах ионизации и ионно-электронной проводимости газов. На втором уроке будут рассмотрены виды и типы газовых разрядов, и их техническое применение. Эта тема имеет профильную направленность для профессии «Сварщик». При её изучении уделяется внимание межпредметным связям с технологией сварочных работ по темам: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги».
Общий замысел урока соответствует основным критериям технологии критического мышления с учётом требований системного, дифференцированного и личностного подхода. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Урок представляет собой систему, в которую включены учащиеся разных способностей и уровня подготовленности. Значит нужно обеспечить взаимосвязь основных элементов урока: подготовку к восприятию, восприятие, осмысление, закрепление, применение и, кроме того, взаимосвязь учебной деятельности учащихся различного уровня усвоения. Дифференцированный подход выразится в том, что на уроке должны быть запланированы разные виды деятельности: репродуктивная, алгоритмическая, творческая и поисковая, что позволит включить в работу всех учащихся. Для этого необходимо использовать задания различного уровня сложности, поддерживать и поощрять каждое проявление активности на уроке. Критическое мышление, с точки зрения психологии, – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на использовании таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают получение желательного результата, отличающегося взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Исходя из этого, критическое мышление может развивать следующие качества обучающегося:
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках физики позволяет формировать:
Приёмы технологии критического мышления на данном уроке: 1. Вызов. На данном этапе проводится
2. Реализация (осмысление). На этом этапе происходит:
3. Рефлексия (самооценка). На данном этапе осуществляется закрепление изученного материала:
Для привлечения внимания должны использоваться факторы: внешние – таблицы, схемы, демонстрационный эксперимент, УМП «Опорные конспекты и информационные листы», индивидуальный раздаточный материал; эстетически оформленный кабинет. внутренние – опора на глубинные знания, полученные ранее; межпредметная связь; профильный компонент. Всё это направлено на развитие творческого мышления, рабочей активности, показывает необходимость и ценность знаний. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ Учащиеся должны знать: – что такое электрический тока, сила тока, напряжение, электрическое и удельное сопротивление, электродвижущая сила; – основные понятия, такие как электрический заряд, электроны, протоны, ионы, проводники, диэлектрики, вакуум, жидкости, электролит, газы; – определения электрического тока в металлах, полупроводниках, вакууме, электролитах; разновидности носителей электрического заряда и виды проводимости в рассмотренных ранее средах; – физический смысл термоэлектронной эмиссии, электролитической диссоци-ации и электролиза. Учащиеся должны уметь: – пользоваться УМП, быстро находить необходимую информацию, выделять главную мысль из текста; – строить и читать схемы замещения электрических цепей; – делать необходимые вычисления, т.е. определять силу тока, напряжение, сопротивление, мощность и работу электрического тока; – пользоваться законами Ома для участка и для полной цепи. – сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы из полученной информации; – ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях, применяя ранее полученные знания. 4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ( МПС): 1. Электротехника, темы: «Проводники и диэлектрики», « Постоянный электрический ток». 2. Технология сварочных работ, темы: «Характеристика сварочной дуги» и «Возбуждение и горение дуги». 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА Тип урока: передача – усвоение новых знаний. Вид урока: лекция с элементами эксперимента и анализа. Ц ![]() ![]() ![]() Дидактические: – обеспечить знание обучающимся понятий электрического тока в газах и представление об ионной проводимости газов; – обеспечить формирование умений работы с дополнительным тематическим материалом; – обеспечить отработку умений обучающихся решать тестовые задания, используя имеющиеся и вновь полученные знания по изучаемой теме. Развивающие: создать условия для – развития внимания (учить анализировать, выделять главное, и систематизировать); – развития навыков устной и письменной речи, развития памяти; – развития умения анализировать результаты эксперимента. Воспитательные: – воспитывать в обучающихся средствами урока уверенность в своих силах; – воспитывать усидчивость, тактичность, уважительное отношение друг к другу. Методы обучения: – по источникам познания: словесный, наглядный; – по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, вербальный, проблемно-поисковый. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий «Физика-10», УМП «Опорные конспекты. Электрический ток в различных средах», информационные листки – доп. информация с проф. компонентом «Эл. ток в газах»; индивидуальный раздаточный материал: рабочие карты с тестами, карты–схемы; оборудование для демонстрационного эксперимента: спектроскоп, конденсатор, тепловой ионизатор; схемы: «Ионизация газа», «Рекомбинация газа»; таблички для заполнения граф-схемы на доске. 6. ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент. Вызов*. 1.1.Целевая установка урока. Заполнение первой строки таблицы. 2. Актуализация опорных знаний. 2.1. Фронтальный опрос. 2.2. Индивидуальная работа. Заполнение второй строки таблицы. 3.Реализация (осмысление)** нового материала. 3.1. Электрический разряд в газах. Демонстрация опыта (стр.311, рис 245 – 246). 3.2. Ионизация газов (схема №1). 3.3. Проводимость газов. 3.4. Рекомбинация (схема №2) 4. Рефлексия***. Закрепление изученного материала. 4.1 Индивидуальная работа с раздаточным материалом. 4.2.Вывод. Возврат к теме урока и целевой установке. 5. Подведение итогов урока 5.1. Домашнее задание. 7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Граф-схема урока по теме: «Электрический ток в газах»
*1. Вызов. На данном этапе проводится подведение обучающихся к целевой установке урока и диагностика имеющихся знаний с заполнением первых двух столбцов заранее приготовленной граф-схемы (хочу узнать, знаю) на доске и в тетрадях учеников с использованием опорных конспектов по изученным темам. **2. Реализация (осмысление). На этом этапе происходит наблюдение демонстраций и чтение текстов учебника или дополнительных источников с использованием пометок, возможно прослушивание и выборочное конспектирование объяснения учителя. Проводится выбор информации для записей в последний столбик граф-схемы (узнал) по результатам работы с учебником и методическими пособиями или по прослушанному объяснению учителя. ***3. Рефлексия (самооценка). Самостоятельная работа с раздаточным материалом для закрепления полученной информации. Возврат к теме урока и целевой установке – фронтальная работа с группой по таблице для заключительного вывода. 8. ЛИТЕРАТУРА 1. Учебник. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий «Физика-10». 2. УМП И.В. Романова «Опорные конспекты. Электрический ток в различных средах», «Информационные листки – доп. информация с профильным компонентом к теме «Эл. ток в газах». 3. Учебное пособие. Николаев А.А. «Электрогазосварщик». 4. И.И. Мокрова и О.А. Маловик «Поурочные планы. Физика-10». 5. Н.И. Зорин. «Элективный курс. Методы решения физических задач.» 6. Учеб. пособие. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии». 7. З.П. Мастропас, Ю.Г. Синдеев «Физика. Методика и практика преподавания. Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д. |
![]() | План-конспект урока на тему «Католическая церковь. Крестовые походы» Сл Тема сегодняшнего урока «Католическая церковь. Крестовые походы». Откройте тетради, запишите тему урока, она видна на экране | ![]() | Конспект урока по физике в 8 классе на тему: «Закон Ома для участка цепи. Короткое замыкание» Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи |
![]() | Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» Пример урока на тему: «Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками» | ![]() | Методическая разработка открытого урока обобщающего повторения по физике Объяснение учителем цели, задач. Сообщается порядок проведения урока, условия и система оценивания |
![]() | Конспект урока по изо в 8 классе на тему: «Ландшафтный дизайн» Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна | ![]() | Урока: Образовательная План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Подготовка... |
![]() | План-конспект урока «Механическое движение» Цель урока: ввести понятие механического движения как одного из видов движения в физике | ![]() | Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» Конкурсный материал Дракиной Екатерины Анатольевны, учителя физики моу лицея№6 г. Ессентуки |
![]() | Конспект урока. План урока (по В. П. Симонову) Называю тему мастер-класса, цели, знакомлю с планом занятия. Раздаю опорные конспекты, карточки с заданиями | ![]() | Нашего урока «Применение интегралов.» Исходя из названия темы, назовите Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, объявляет тему, цели и план урока |