Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В




НазваниеПланирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В
страница1/8
Дата02.02.2013
Размер0.89 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Поурочное планирование курса

«Информатика и ИКТ»

для 8 классов

по учебнику Макаровой Н.В.


Учитель: Кузнецов Г.В.


г. Серпухов 2008 год.



Раздел 1. Роль информации в деятельности человека

Цели обучения:

О сформировать понятие об информации и ее свойствах;

О выработать умение различать виды информации и способы вос­приятия и представления информации человеком;

О сформировать понятия об этапах и способах обработки информа­ции человеком.

Учащиеся должны знать:

О понятие информации и ее свойства;

О виды оргаиолептической информации;

О основные формы представления информации;

О назначение языка, кода и кодирования информации;

О основные единицы измерения объема информации;

О основные виды информационной деятельности человека;

О роль технических устройств па всех этапах работы с информа­цией;

О основные составляющие схемы передачи информации;

О назначение носителей информации;

О основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

О различать виды информации и способы ее восприятия;

О давать характеристику каждому свойству информации;

О приводить примеры информации и пояснять присущие ей свойства;

О кодировать информацию каким-либо способом;

О определять объем текстовой информации;

О приводить примеры информационной деятельности человека;

О приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

О приводить примеры носителей информации;

О приводить примеры способов защиты информации;

О шифровать фразы с помощью ключа.

Ключевые понятия:

о информация;

О органолептическая информация;

О свойства информации;

О алфавит;

О естественные и формальные языки;

О код, кодирование;

О бит, байт;

О объем информации;

О входная информация;

О выходная информация;

О источник информации;

О приемник информации;

О носитель информации;

О шифр;

О криптография;

О защита информации.

Методическое обеспечение:

[5]Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2007.

Количество часов: 4.

Поурочно-тематическое планирование:

№ п/п Вид урока Тема урока Материал учебника

Теория Понятие об информации [5] Тема 1

Теория Представление информации [5] Тема 2

Теория Информационная деятельность человека [5] Тема 3

Контроль Контрольное занятие по теме «Роль —

информации в деятельности человека»

Итого: 4 часа = 3 часа (теория) + 1 час (контроль)

Часть 1. Информационная картина мира

1.1. Тема урока: Инструктаж по ПМБ. Понятие об информации. Представление Информации.

Цели урока:

  1. Провести инструктаж по ПМБ при работе на ПК.

  2. Сформировать понятие об информации и ее свойствах.

  3. Выработать умение различать виды информации и способы ее восприятия человеком.

Опорные понятия:

  1. Сведения

  2. Знания

  3. Органы чувств

Новые понятия:

  1. Информация

  2. Органолептическая информация

  3. Свойства информации

Ход урока

I. Организационный момент

II. Теоретический материал урока

ИНСТРУКЦИЯ

По правилам и мерам безопасности при работе на компьютерной технике

Кабинет информатики является кабинетом повышенной опасности.

Общие положения:

  1. К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

  2. Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.

  3. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, к получению механических повреждений и травм, вызвать возгорание.

Правила поведения в кабинете:

  1. Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.

  2. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

  3. Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

  4. Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

  5. Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.

  6. Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

Требования безопасности во время работы:

  1. быть предельно осторожными при работе с техникой;

  2. не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;

  3. соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;

  4. при появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;

  5. контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

  6. не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

  1. пользоваться неисправной техникой;

  2. при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;

  3. касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;

  4. самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;

  5. передвигать системный блок и дисплей;

  6. работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;

  7. работать за дисплеем дольше положенного времени.


►► Ввод понятия «информация»

Человек изучает окружающий мир с момента своего появления па Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без ко­торых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшей работы форме.

Речь о необходимости познания так или иначе идет иа всех школь­ных предметах. На этом уроке рекомендуется акцептировать внима­ние па понятии «информация» и, опираясь на личный опыт учащихся, разобрать значение этого слова. Важно подчеркнуть, что информация может характеризоваться объемом, ее может быть много или мало. Ин­формация всегда содержит новые для конкретного человека знания.

►► Игра «Сведения»

На доске выписываются учебные предметы, которые включены в расписание иа текущий день. Каждая команда (по вариантам) обсуждает и предлагает для выбранного учебного предмета при­меры получаемых на уроках сведений (о чем идет речь па уро­ках?). Примеры фиксируются на доске и обсуждаются. Побеждает команда, которая наиболее четко отразила суть учебного предме­та и в записанные на доске примеры которой при обсуждении было внесено наименьшее число исправлений и дополнений.

После обсуждения можно предложить учащимся прочитать матери­ал учебника ([5], с. 8, 9, тема 1.1) и ответить па контрольные вопросы ([5], с. 15, вопросы 1-2).

Примечание. Если изучение предмета начиналось с раздела об объ­ектах окружающего мира, учащимся предлагается сразу назвать объ­екты, сведения о которых излагаются па уроках по выбранному пред­мету. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что на уроках они получают информацию об объектах, которые могут быть материальными (например, горы — на уроках географии), нематери­альными (например, части речи — па уроках русского языка), явления­ми (например, землетрясения — па уроках ОБЖ) или процессами (на­пример, круговорот воды в природе — на уроках природоведения).

►► Роль органов чувств человека в восприятии информации

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Какую информацию собирает и хранит человек?

Ответ: Информацию о предметах и явлениях окружающего мира.

Примечание. Учащиеся приводят примеры разных объектов, называя их словами «предмет», «явление» и т. п. При этом необходимо уточнять, какого рода сведения получает человек, опираясь на материал учебника ([5], с. 9-11, тема 1.2).

Вопрос: Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.

Ответ: Глаза воспринимают зрительную информацию, органы слуха — звуковую, органы обоняния — запахи, органы вкуса передают вкусовые ощущения, органы осязания — тактильную информацию.

Вопрос: Информация, воспринимаемая человеком при помощи органов чувств, час­то дублируется. Приведите примеры того, как недостаток одного вида ин­формации может быть заменен другими.

Ответ: Если человек не может ув'идеть предмет, например из-за темноты, он мо­жет его ощупать и таким образом получить представление о его форме, размерах и т. п. Если человек по какой-то причине не может услышать сигнал (например, под водой), его можно заменить миганием лампочки.

►► Игра «Угадай реакцию»

Учащиеся делятся па две команды.

Учитель объясняет, что человеческий организм реагирует на ин­формацию, получаемую извне при помощи органов чувств, и пред­лагает им но очереди различные ситуации, например:

  • Ваш сосед по парте ест на перемене лимон.

  • Рядом с вами раздается громкий хлопок.

  • Прямо перед вашим носом с крыши падает сосулька.

  • Вы входите в квартиру, пахнет пирогами с капустой.

  • Вам объявляют, что уроков не будет.

  • Вашим рукам горячо.

Команды должны назвать вид исходной информации и описать предполагаемую реакцию организма. Побеждает команда, кото­рая, по мнению учителя, наиболее убедительна.

Результаты этой игры в дальнейшем могут быть использованы при объяснении понятия «обработка информации».

После обсуждения можно предложить учащимся прочитать матери­ал учебника ([5J, с. 9-11, тема 1.2), выписать в тетрадь определение термина «органолептическая информация» и привести примеры вос­приятия информации животными и растениями ([5], с. 15, вопрос 6).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Органолептическая информация — информация, которую человек полу­чает с помощью органов чувств.

►► Основные свойства информации и их назначение

Рассмотрев, какую информацию и о чем получает человек, целесооб­разно выяснить, насколько она ему полезна.

Информация необходима человеку, чтобы принять решение, выбрать действие, избежать опасности и т. п. На примерах, описанных в учеб­нике ([5], с. 12-14), объясняются пять свойств информации. Затем можно предложить учащимся прочитать материал учебника ([5], с. 12-14, тема 1.3) и выписать в тетрадь свойства информации:

О полезная;

О понятная;

О актуальная;

О полная;

О достоверная.

►► Игра «Свойства информации»

Класс делится на пять групп. Каждая группа получает для обсуж­дения одно из свойств и готовит развернутые ответы на контроль­ные вопросы ([5], с. 15, вопросы 7-10). По результатам обсужде­ния ответов объявляются победители.

Домашнее задание

  1. Читать: [5], с. 8-14, тема 1.

  2. Письменно: [5J, с. 12, вопрос 15.

  3. *Рассмотреть конкретную жизненную ситуацию и показать, каки­ми свойствами должна обладать информация, чтобы человек мог ею воспользоваться. Например, не знающий языка турист может заказать обед по фотографиям блюд в меню, так как графическая информация понятна всем. Интересно было бы взять одну из си­туаций, приводимых в предмете «Основы безопасности жизне­деятельности».

1.2. Тема урока: Представление информации

Цель урока:

О выработать умение различать формы и способы представ­ления информации;

Опорные понятия:

О информация;

О свойства информации;

О алфавит.

Новые понятия:

О естественные и формальные языки;

О код;

О кодирование;

О бит;

О байт;

О объем информации.

Задачи учителя:

О познакомить с основными формами представления инфор­мации;

О раскрыть основное назначение и суть кодирования;

О познакомить с понятием «бит».

Методика проведения урока

На уроке учитель должен показать необходимость представления сведений, знаний в какой-либо форме, а также обсудить с учениками различные формы представления информации.

Знакомство с основными формами представления информации

Перед учащимися уже не раз ставился вопрос о значимости инфор­мации для человека. Личный опыт подсказывает им, что информа­цию используют не только для принятия сиюминутного решения, но и для обмена с другими людьми, для сохранения на будущее. На уро­ке обсуждается, в каких формах могут представляться сведения ([5], с. 16-18). Особое внимание следует обратить на то, что одна и та же информация может быть выражена разными способами.

Еще раз об этом можно вспомнить при проверке дополнительного домашнего задания.

►► Игра «Информация о погоде»

Предварительно проводится обсуждение форм представления сведений о погоде: текст в газете, сообщение по радио, условная картинка в календаре или на экране телевизора, при помощи тан­ца, условные жесты, звуки. Затем нескольким учащимся предла­гается выбрать из таблицы (табл. 1.1) одну из перечисленных ниже ситуаций передачи сведений о погоде, выбрать форму пред­ставления информации и продемонстрировать выбранную ситуа­цию остальным учащимся, которые должны попять сообщение и объяснить его.

Таблица 1.1. Ситуации и формы представления к игре «Информация о погоде»

Ситуации

Формы представления

Погода на завтра

В виде картины

Погода в зоне предполагаемого отдыха

В виде пантомимы

Приближающееся стихийное бедствие

В виде жестов (наподобие сурдоперевода)

«Сюрпризы», которые может принести погода в предстоящее лето

В виде текста

После активной формы работы целесообразно предложить учащим­ся прочитать материал учебника о разных способах представления информации ([5], с. 17) и обсудить с ними его основную идею.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Всегда ли человек понимает передаваемую информацию?

Ответ: Не всегда.

Вопрос: Что ему необходимо знать для этого?

Ответ: Необходимо знать язык. Человечество в ходе своего развития создало
множество языков. Основой всех языков является алфавит.

Можно предложить учащимся привести примеры алфавитов (рус­ский, английский, арабские цифры, римские цифры, дорожные зна­ки, азбука Морзе). Каждый, кто предлагает пример алфавита, должен указать, где этот алфавит используется. Примеры записываются па доске.

Если примеров учеников недостаточно, учитель может предложить свои (ноты, математические знаки, алфавит международной транс­крипции и т. п.). Учитель предлагает выбрать из заготовленных заранее примеров записей на различных языках те, которые соответству­ют приведенным на доске алфавитам.

После такого обсуждения целесообразно прочитать материал учеб­ника ([5], с. 17, 18) и записать в тетрадь определение алфавита.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Алфавит — конечный набор знаков (символов) любой природы, из кото­рых формируется сообщение.

Следует обратить внимание на конечность алфавита и необходи­мость одинакового понимания всеми отдельных знаков.

Рассуждая о языке и алфавите, учитель может рассказать о китай­ском языке. Один иероглиф в нем может обозначать целое понятие, мысль. Как в европейском языке может появиться новое слово, так в китайском языке может быть создан новый иероглиф. Всего из­вестно около 5000 общеупотребительных иероглифов.

С развитием техники стали появляться формальные языки ([5], с. 18).

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Сколько разных символов в русском алфавите?

Ответ: 33.

Вопрос: Сколько разных символов в английском алфавите?

Ответ: 26.

Вопрос: Сколько разных символов используется в следующих записях:

а) у = (ах + Ьх) / с,

б) у = -Ja-b.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconПоурочное планирование базового курса «Информатика и икт» в 10-х классах на 2010-2011 уч г., 34 часа. Пояснительная записка
Чтение курса ведётся по учебнику для 10 класса Н. Д. Угриновича «Информатика и икт. Базовый уровень», М., Бином, Лаборатория знаний,...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconТематический план по информатике и икт
Планирование составлено на основе рабочей учебной программы базового курса «Информатика и икт» для 8- 9 классов
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconТематический план уроков информатики и икт
...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconПланирование курса «Информатика и икт» в 8-х классах
Н. Д. Угринович «Информатика и икт. Учебник для 8 класса», М., Бином, Лаборатория знаний,, 2009
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconПлан-конспект урока информационные процессы в обществе и живой природе
К учебнику: Информатика и икт 8-9/ Под ред проф. Н. В. Макаровой. –Спб.: Питер, 2010. 416с.: ил
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconРабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.
Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconУгринович Н. Д. Информатика и икт 11. Учебник для 11 класса
Планирование составлено на основе авторской программы базового курса «Информатика и икт» для основной школы, опубликовнной в «Программах...
Планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и икт в 5 А, Б,В, Д, е классах на 2010-2011 учебный год по учебнику «Информатика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница