Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств




НазваниеПостановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств
страница1/18
Дата02.02.2013
Размер2.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Постановление

Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств


«О новой редакции Рекомендаций для международных наблюдателей

от Содружества Независимых Государств по наблюдению

за выборами и референдумами»


С учетом опыта, накопленного Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ и Международным институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ в сфере организации и проведения международного наблюдения за выборами и референдумами в странах Содружества, а также на основании положений декларации «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств», принятой 25 ноября 2008 года (постановление МПА СНГ № 31-5), постоянными комиссиями МПА СНГ по правовым вопросам и по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации подготовлен проект новой редакции Рекомендаций для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.

Межпарламентская Ассамблея п о с т а н о в л я е т :

1. Принять Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами в новой редакции (прилагаются).

2. Направить указанные рекомендации в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Исполнительный комитет СНГ для использования в работе.

3. Считать утратившими силу Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция), принятые 4 декабря 2004 года (постановление МПА СНГ № 24-7).



Председатель Совета Ассамблеи

С. М. Миронов




Санкт-Петербург

16 мая 2011 года

№ 36-11



Приложение

к постановлению МПА СНГ

от 16.05.2011 г. № 36-11


Рекомендации

для международных наблюдателей от

Содружества Независимых Государств по наблюдению

за выборами и референдумами

(Новая редакция)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Раздел 1. СТАНДАРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

1.1. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающее свободу волеизъявления избирателей

1.2. Периодические и обязательные выборы

1.3. Открытые и гласные выборы

1.4. Свободные выборы

1.5. Подлинные выборы

1.6. Справедливые выборы

1.7. Осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина

1.8. Осуществление национального (общественного) и международного наблюдения за выборами

1.9. Гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса


Раздел 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

2.1. Принцип уважения национального суверенитета

2.2. Принцип открытости

2.3. Принцип универсальности

2.4. Принцип взаимности

2.5. Принцип профессионализма

2.6. Принцип беспристрастности

2.7. Принцип оказания действенной помощи

2.8. Принцип законности

2.9. Принцип безопасности


Раздел 3. ФОРМАТ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ОСНОВЫ СТАТУСА МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ

3.1. Формат международного наблюдения за выборами (референдумом)

3.2. Организация и координация деятельности Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств

3.3. Организация международного наблюдения от Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств

3.4. Финансирование миссий международных наблюдателей

3.5. Рабочий язык миссий международных наблюдателей

3.6. Статус международного наблюдателя по наблюдению за выборами (референдумом)

3.7. Основные требования к международным наблюдателям

3.8. Порядок аккредитации международных наблюдателей

3.9. Правовая основа деятельности международных наблюдателей

3.10. Срок осуществления международного наблюдения

3.11. Полномочия международного наблюдателя

3.12. Оказание содействия международному наблюдателю

3.13. Обеспечение деятельности международного наблюдателя

3.14. Обеспечение безопасности международных наблюдателей


Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ (КАМПАНИИ РЕФЕРЕНДУМА)

4.1. Информирование избирателей (участников референдума) о выборах (референдуме)

4.2. Основные требования к избирательной кампании (кампании референдума)

4.3. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, инициативных групп по проведению референдума, регистрация политических партий (коалиций)

4.4. Финансирование выборов (референдума) и избирательной кампании кандидатов

4.5. Проведение агитационной деятельности

4.7. Проведение массовых агитационных мероприятий

4.8. Распространение агитационной печатной и иной продукции

4.9. Агитация на каналах телерадиовещания, распространение агитационных материалов в телекоммуникационной сети коллективного пользования

4.10. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитационной деятельности

4.11. Недопустимость незаконного использования преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания и проведения агитационной деятельности

4.11. Организация работы судебных и правоохранительных органов


Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

5.1. Порядок деятельности Миссии наблюдателей от СНГ

5.2. Обязанности долгосрочных международных наблюдателей

5.3. Идентификация и регистрация (учет) избирателей (участников референдума)

5.4. Критерии образования избирательных округов, избирательных участков (участков референдума)

5.5. Избирательные комиссии (комиссии референдума): принципы, порядок, сроки формирования и деятельности, состав и уровень подготовки организаторов выборов (референдума)

5.6. Форма и текст избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), степень их защиты

5.7. Голосование с использованием технических средств

5.8. Порядок подачи и рассмотрения заявлений (жалоб), обращений

5.9. Обеспечение общественного порядка и безопасности в период проведения выборов (референдума)


Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

6.1. Деятельность краткосрочных международных наблюдателей в заключительные дни избирательной кампании (кампании референдума)

6.2. Организация наблюдения за голосованием на избирательном участке (участке референдума)

6.3. Контакты международных наблюдателей с избирателями (участниками референдума), национальными (общественными) наблюдателями, уполномоченными представителями и доверенными лицами кандидатов, политических партий (коалиций), иными субъектами избирательного процесса (референдума)

6.4. Помещение и оборудование мест для голосования

6.5. Технологическое оборудование для организации голосования

6.6. Особые формы голосования

6.6.1. Досрочное голосование

6.6.2. Голосование по открепительным удостоверениям

6.6.3. Голосование вне помещения для голосования

6.6.4. Организация голосования в лечебных учреждениях, санаториях и домах отдыха, иных стационарных учреждениях

6.6.5. Организация голосования в воинских частях, военных учреждениях и организациях

6.6.6. Организация голосования в местах предварительного заключения и иных местах изоляции

6.6.7. Организация голосования по почте

6.6.8. Организация электронного голосования

6.7. Технические средства голосования и подсчета голосов

6.8. Процедура подсчета голосов и подведения итогов голосования, определения результатов выборов (референдума)

6.9. Наблюдение за подсчетом голосов избирательной комиссией (комиссией референдума)

6.10. Наблюдение за установлением итогов голосования и определением результатов выборов (референдума) избирательными комиссиями (комиссиями референдума)


Раздел 7. МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ЗАЯВЛЕНИЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ) И (ИЛИ) ИТОГОВОГО ОТЧЕТА МИССИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

7.1. Предварительное обобщение результатов международного наблюдения за выборами (референдумом) и порядок принятия заявления (предварительного заявления) миссии международных наблюдателей за выборами, референдумом

7.2. Итоговый отчет о международном наблюдении за выборами (референдумом)


Приложения

Приложение 1. Свод основных правил поведения международного наблюдателя от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами

Приложение 2. Рекомендации международным наблюдателям от Содружества Независимых Государств по порядку наблюдения на избирательном участке и заполнения анкеты наблюдения в день голосования

Приложение 3. Примерная методика оценки степени соответствия законодательства о выборах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств международным избирательным стандартам

Приложение 4. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года)

Приложение 5. Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Минск, 26 марта 2004 года)

Приложение 6. Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» (Санкт-Петербург,
25 ноября 2008 года)


ПРЕДИСЛОВИЕ


Основная цель международного наблюдения за выборами и референдумами – защита и поощрение реализации избирательных прав и свобод, содействие выполнению международных обязательств государств по проведению демократических выборов и референдумов, а также поддержка устойчивых демократических институтов и верховенства закона.

Основная функция международного наблюдения – усиление доверия общества к выборам и референдумам посредством повышения открытости и гласности электоральных процедур.

Основные задачи международного наблюдения – оказание организационно-консультативного содействия национальным государственным органам в реализации избирательных прав и свобод граждан, информирование организаторов выборов и уставных органов Содружества Независимых Государств о результатах международного наблюдения за выборами и референдумами, о выработанных по итогам международного наблюдения рекомендациях, в том числе по унификации международных принципов организации и проведения выборов и референдумов, оказание международной поддержки в развитии национальных демократических процессов и институтов.

В Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года (далее – Конвенция) закреплены принципы проведения выборов, которые в своей совокупности и системной взаимосвязи определяют стандарты современных демократических выборов: право гражданина избирать и быть избранным в выборные органы и на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; проведение периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных, подлинных, справедливых выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина; осуществление национального (общественного) и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Существенными элементами организации демократического избирательного процесса являются: проведение выборов избирательными органами, бюджетное финансирование избирательных процедур, государственная информационная поддержка выборов и агитационной деятельности.

Каждый из вышеуказанных принципов характеризуется определенными параметрами и допустимыми отклонениями от них, которые могут быть установлены в интересах защиты национального конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, безопасности государства.

В целях определения степени соответствия национальных процедур стандартам демократических выборов необходимо оценить соответствие процесса организации и проведения выборов (референдума) установленным в Конвенции параметрам по каждому принципу отдельно и на этой основе в их совокупности.

Содержание каждого принципа раскрывается в статьях Конвенции и позволяет применить не только экспертные, но и определенные количественные показатели соблюдения стандартов демократических выборов. На основе методики работы миссий международных наблюдателей можно получить репрезентативную выборку оценки каждого параметра, раскрывающего принципы демократических выборов.

Международный мониторинг выборов в государствах – участниках Содружества Независимых Государств с методологической точки зрения можно разделить на две основные стадии: оценка имплементации международных стандартов демократических выборов в национальном законодательстве о выборах и референдумах; оценка соответствия правоприменительной практики национальному законодательству о выборах и референдумах и международным стандартам демократических выборов.

Методика работы каждой конкретной миссии международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств может предусматривать оценку соответствия национального законодательства и практики его применения стандартам демократических выборов как в комплексе, так и в отдельных внутригосударственных нормах и избирательных процедурах.


Раздел 1

СТАНДАРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ


Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой деятельности избираемых органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

К стандартам демократических выборов в государствах – участниках Содружества Независимых Государств относятся: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина; осуществление национального (общественного) и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

1.1. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающее свободу волеизъявления избирателей. Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах о выборах государства – участника Содружества Независимых Государств (далее – национальные законы, национальные законы о выборах), а порядок его осуществления определяется национальными законами и иными нормативными правовыми актами. Национальное законодательное регулирование права избирать и быть избранным, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер.

Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются на основе конституции и национальных законов.

Избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, национальным законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные национальными законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, национальными законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.

Всеобщее избирательное право. Соблюдение принципа всеобщего избирательного права означает следующее:

а) каждый гражданин по достижении установленного конституцией, национальными законами возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и национальными законами;

б) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется без каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств;

в) каждый гражданин, проживающий или находящийся в период проведения национальных выборов за пределами территории своего государства, обладает равными с иными гражданами своего государства избирательными правами. Дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица оказывают гражданам содействие в реализации их избирательных прав и свобод;

г) каждому гражданину гарантируется право на получение информации о включении его в список избирателей, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, на обжалование в установленном национальным законодательством порядке отказа во включении его в список избирателей.

Равное избирательное право. Соблюдение принципа равного избирательного права означает следующее:

а) каждый гражданин имеет один голос или равное с другими гражданами число голосов и вправе осуществить наравне с другими гражданами свое право голосовать, причем его голос (голоса) имеет (имеют) такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на вес голоса (голосов) избирателя не должна влиять применяемая в государстве избирательная система;

б) при проведении голосования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам эти округа образуются на равной основе, с тем чтобы результаты голосования возможно точно и полно выражали волю избирателей. Критериями равной основы могут быть примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей или примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах. В случаях и порядке, предусмотренных национальным законодательством о выборах и референдумах, основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться труднодоступность или отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов или иных национальных меньшинств и этнических групп. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования, с тем чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании.

Гражданину может быть предоставлена возможность реализовать свое право на участие в голосовании посредством организации досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования либо иных процедур голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателей.

Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах.

Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся на выборную должность на новый срок, регулируются конституцией и национальными законами. Соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению обязательств перед избирателями.

Кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения в целях своего избрания. Перечень нарушений принципа равного избирательного права и мера ответственности за такие нарушения устанавливаются национальными законами.

Прямое избирательное право. Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что в соответствии с национальным законодательством о выборах граждане голосуют соответственно за кандидата и (или) список кандидатов, или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списков кандидатов.

Все депутатские мандаты в одной из палат двухпалатного национального законодательного (представительного) органа государственной власти являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных (всеобщих) выборов. Если часть или все депутатские мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных (всеобщих) выборов, то это не противоречит стандартам демократических выборов.

Тайное голосование. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей, обеспечение равных условий для свободного выбора.

Право граждан на тайну голосования не может быть никоим образом и чем бы то ни было ограничено.

Выборы проводятся с использованием процедуры тайного голосования.

Избирательные комиссии (органы) (далее – избирательные комиссии, комиссии референдума) обеспечивают соблюдение предусмотренных конституцией, национальными законами, иными нормативными правовыми актами условий, которые исключают возможность осуществления какого бы то ни было контроля или наблюдения за заполнением избирателем (участником референдума) бюллетеня в месте тайного голосования, совершения кем бы то ни было действий, нарушающих тайну волеизъявления избирателя (участника референдума).

1.2. Периодические и обязательные выборы. Выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, избрание выборных должностных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные конституцией и национальными законами.

Выборы должны проводиться с устанавливаемой конституцией, национальными законами периодичностью так, чтобы основой избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц всегда была свободная воля народа.

Срок полномочий избираемых органов и выборных должностных лиц устанавливается конституцией и национальными законами и может изменяться только в предусмотренном ими порядке.

Не должны предприниматься действия или распространяться призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, избирательных действий и процедур, назначенных в соответствии с конституцией, национальными законами.

В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с конституцией, национальными законами могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложено проведение выборов.

1.3. Открытые и гласные выборы. Подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав и свобод гражданина, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, предусмотренные национальными законами.

Правовые акты и решения, затрагивающие избирательные права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Избирательная комиссия в течение срока, установленного национальным законодательством о выборах, официально публикует в своем печатном органе или в иных средствах массовой информации сведения об итогах голосования, а также данные об избранных лицах.

Соблюдение принципа открытости и гласности выборов должно обеспечивать создание условий для осуществления общественного и международного наблюдения за выборами.

1.4. Свободные выборы. Верховенство конституции является основой для проведения свободных выборов и обеспечения гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых национальным законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо иного воздействия, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов, а также основой правовых и иных гарантий неукоснительного соблюдения принципа свободных выборов в течение всего избирательного процесса.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать за или против какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов.

Кандидат, политическая партия (коалиция) и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и национальными законами. Ни один кандидат, ни одна политическая партия (коалиция), ни одно иное общественное объединение или общественная организация не имеет права использовать методы психического, физического, религиозного принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия, или любые иные формы принуждения.

1.5. Подлинные выборы. При подлинных выборах обеспечиваются выявление свободно выраженной воли народа и непосредственное ее осуществление. Подлинные выборы предоставляют избирателям возможность на основании конституции и национальных законов выбирать кандидатов. При подлинных выборах существуют реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, осуществляемые через функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства. При подлинных выборах обеспечивается свободный доступ избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях) и о процессе выборов, а кандидатов, политических партий (коалиций) – к средствам массовой информации и телекоммуникаций. При подготовке и проведении выборов используются государственный язык или государственные языки, а в случаях и порядке, устанавливаемых национальными законами, – также официальные языки составных частей территории государства, языки народов и народностей, национальных меньшинств и этнических групп на территориях их компактного проживания.

Назначение выборов и проведение избирательных действий и процедур должны осуществляться в порядке и сроки, позволяющие кандидатам, политическим партиям (коалициям) и другим участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную агитационную кампанию.

Подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций). Регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо для ограничений дискриминационного характера. Не допускается произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).

Каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты демократических выборов, иметь возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы гражданина, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные национальными законами, международными обязательствами государства.

Лица и органы, деятельность которых направлена на фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов, на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод, в том числе в форме бойкота или призывов к бойкоту выборов, отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий, должны преследоваться по закону.

1.6. Справедливые выборы. Соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса. При проведении справедливых выборов обеспечиваются:

а) всеобщее и равное избирательное право;

б) равные возможности каждому кандидату или каждой политической партии (коалиции) для участия в избирательной кампании, в том числе для доступа к средствам массовой информации и телекоммуникаций;

в) справедливое и гласное финансирование выборов, избирательной кампании кандидатов, политических партий (коалиций);

г) честность при голосовании и подсчете голосов, полное и оперативное информирование об итогах голосования с официальным опубликованием результатов выборов;

д) организация избирательного процесса беспристрастными избирательными комиссиями, работающими открыто и гласно под действенным общественным и международным наблюдением;

е) быстрое и эффективное рассмотрение судами и иными уполномоченными на то органами жалоб на нарушения избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций) во временных рамках соответствующих этапов избирательного процесса, а также обеспечение права гражданина на обращение в международные судебные органы за защитой и восстановлением своих избирательных прав и свобод в порядке, предусмотренном нормами международного права.

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения. Кандидаты и (или) списки кандидатов могут быть выдвинуты также политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституции, национальных законах.

1.7. Осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина. Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечиваются судебными, административными и иными средствами защиты.

В случае нарушения стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, а также национальных законов о выборах лицо или лица, права которых были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в случаях и порядке, установленных национальными законами, в суде, а также в избирательных комиссиях. Лица, виновные в совершении запрещенных законами действий (бездействии), должны нести ответственность в соответствии с национальными законами.

1.8. Осуществление национального (общественного) и международного наблюдения за выборами. Каждый кандидат, каждая политическая партия (коалиция), иное общественное объединение (общественная организация), группа избирателей, другие субъекты выборов, указанные в конституции, национальных законах, вправе в порядке, установленном национальными законами или нормативными актами, принимаемыми избирательными комиссиями, организующими выборы, назначить национальных (общественных) наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день проведения досрочного голосования, имеют право осуществлять наблюдение в помещении для голосования.

Права и обязанности национальных (общественных) наблюдателей должны быть определены в национальном законодательстве о выборах. В случаях и порядке, предусмотренных национальными законами, правами национального наблюдателя также могут пользоваться доверенные лица кандидатов, политических партий (коалиций).

Избирательные комиссии и (или) иные органы и организации могут быть наделены полномочиями по организации обучения национальных (общественных) наблюдателей и иных участников выборов основам демократических избирательных технологий, национального законодательства о выборах, международных избирательных стандартов, обеспечения и защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина.

Присутствие международных наблюдателей способствует открытости и гласности выборов, соблюдению международных обязательств государств. Деятельность международных наблюдателей регулируется законами государства пребывания, международными документами.

Центральная избирательная комиссия государства, проводящего выборы, выдает международному наблюдателю удостоверение об аккредитации установленного образца. Такое удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения выборов.

Международный наблюдатель на территории государства пребывания находится под покровительством данного государства. Избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Не допускается какое-либо прямое или косвенное участие международных наблюдателей, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, избрания выборных должностных лиц.

1.9. Гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Государства – участники Содружества Независимых Государств в целях подготовки и проведения демократических выборов должны принимать законодательные и другие меры для обеспечения гарантий избирательных прав и свобод участников избирательного процесса, в том числе путем закрепления этих гарантий в конституции, национальных законодательных актах.

Государства – участники Содружества Независимых Государств должны:

а) гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права, демократический характер выборов, свободное волеизъявление граждан на выборах, обоснованность требований, относящихся к признанию выборов состоявшимися, действительными и легитимными;

б) предпринимать необходимые меры к тому, чтобы законодательство о выборах принималось национальным законодательным (представительным) органом государственной власти;

в) стремиться к тому, чтобы депутатские мандаты одной из палат двухпалатного национального законодательного (представительного) органа государственной власти полностью или частично были объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных прямых выборов в порядке, предусмотренном национальными законами;

г) стремиться к созданию системы правовых, организационных, информационных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод граждан при подготовке и проведении выборов любого уровня, предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы обеспечивать женщинам справедливые и реальные, наравне с мужчинами, возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе политических партий (коалиций) в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией, национальными законами, а также создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лицам с ограниченными физическими возможностями (инвалидам и др.);

д) осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно установленной недискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина;

е) закреплять в законодательном порядке ответственность лиц, представляющих сведения об избирателях, за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи, обеспечение в соответствии с национальным законодательством конфиденциального характера персональных данных;

ж) содействовать формированию политических партий и их свободной законной деятельности; законодательно регулировать финансирование политических партий и избирательного процесса; законодательно обеспечивать разделение партий и государства, а также проведение избирательных кампаний в атмосфере свободы и честности, способствующей тому, чтобы политические партии и кандидаты свободно излагали свои взгляды и оценки, положения предвыборных программ (платформ), а избиратели знакомились с ними, обсуждали их и голосовали «за» или «против» свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования;

з) обеспечивать принятие мер, гарантирующих беспристрастность в освещении избирательной кампании средствами массовой информации, в том числе в Интернете, невозможность устанавливать юридические или административные барьеры для доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для политических партий и кандидатов; формировать с участием социологических служб общедоступный единый информационный банк результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, данные которого должны предоставляться участникам избирательного процесса, а также международным наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования; внедрять новые информационные технологии, обеспечивающие открытый характер выборов, повышающие степень доверия избирателей к итогам голосования и результатам выборов;

и) принимать национальные программы гражданского образования и участвовать в разработке и принятии аналогичных межгосударственных программ, обеспечивать условия для ознакомления и обучения граждан и иных участников избирательной кампании избирательным процедурам и правилам, повышения их правовой культуры и профессиональной квалификации организаторов выборов;

к) обеспечивать создание независимых беспристрастных избирательных комиссий, организующих проведение демократических, свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами государства;

л) обеспечивать кандидатам, получившим определенное национальным законом необходимое число голосов, возможность надлежащим образом вступать в должность и оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, регулируемым национальным законом;

м) принимать меры по законодательному установлению перечня нарушений избирательных прав и свобод граждан, а также оснований и порядка привлечения к уголовной, административной либо иной ответственности лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, реализации иных избирательных прав и свобод, закрепленных в конституции и национальных законах.

Референдум является одной из высших форм непосредственного выражения власти и воли народа. Вышеуказанные стандарты демократических выборов распространяются в основном и на обеспечение реализации права гражданина на участие в референдуме, а также на подготовку и проведение референдумов в соответствии с конституцией, национальными законами, международными обязательствами государства по подготовке и проведению референдумов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconМежпарламентской ассамблеи государств участников содружества независимых государств
Рассмотрев представленный Постоянной комиссией мпа СНГ по культуре, информации, туризму и спорту проект модельного Библиотечного...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconНациональные библиотеки государств участников содружества независимых государств
Национальные библиотеки государств участников Содружества Независимых Государств. / Сост. Н. П. Игумнова – М., 2006. 118 с
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconОбразования и науки российской федерации
Соглашения о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconБюллетень международных договоров Республики Казахстан
Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2010 года" и "о межгосударственной...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconВ совете руководителей статистических служб государств-участников Содружества Независимых Государств протокол №23
Заместитель председателя Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconРешением Совета глав правительств СНГ
Плане мероприятий на 2012–2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconРекомендации для международных наблюдателей содружества независимых государств по наблюдению за выборами и референдумами
Основы статуса международного наблюдателя содружества независимых государств по наблюдению за выборами/референдумами
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconОбщие тенденции развития наследственного права государств участников Содружества Независимых государств и Балтии
Защита состоится 30 октября 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 521. 023. 02 при Московской академии экономики...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconМатериалы лекций (опорных тезисов) для работы индивидуальных пропагандистов
Респуб-лика Герма-нияЧешская Респуб-ликаЯпонияСтруктураАнтитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств...
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств iconСовет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Утверждены
Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 05. 04. 96. г. №15
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница