Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики»




Скачать 155.75 Kb.
НазваниеПрограмма по дополнительному образованию «основы инженерной графики»
Дата01.02.2013
Размер155.75 Kb.
ТипПрограмма
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 1580 ПРИ МГТУ

ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор ГОУ ФМЛ № 1580

при МГТУ им. Н.Э. Баумана ____________Граськин С.С.

___________________2008 г.

Программа по дополнительному образованию

«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»

Разработчик:

Педагог доп. образования лицея № 1580

Гулина Н. И.

Направленность программы: научно-техническая

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 15 - 16 лет

Программа принята педагогическим советом
ГОУ ФМЛ № 1580 при МГТУ им.Н.Э.Баумана
Протокол 2008 г.

Москва 2008 год


Содержание

1 . Пояснительная записка 3

  1. Направленность программы 3

  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 3

  3. Цели программы 4

  4. Задачи программы 4

  5. Отличительные особенности программы 4

  6. Принципы реализации программы 5

  7. Сроки реализации программы 5

  8. Форма обучения и режим занятий 5

  9. Ожидаемые результаты и способы их проверки 6

2. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
"Основы инженерной графики" 7

3. Содержание программы 8

4 Методическое обеспечение …10

4.1. Формы занятий ...…10

  1. Дидактический материал ……11

  2. Техническое оснащение занятий ……11




  1. Список литературы …….11

  2. Приложение. Примерный перечень индивидуальных задании …..12



1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа дополнительного образования "Основы инженерной графики" имеет научно-техническую направленность.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества обусловливают их широкое использование. Прогнозируется, что около 80% информации в ближайшем времени будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления инфор­мации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе.

Изучение графического языка как синтетического языка, имеющего свою се­мантическую основу, является необходимым, поскольку он признан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик как при получении работы, так и для продолжения образования.

Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной Доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Концепция модер­низации российского образования на период до 20 10 года определила, что «обеспе­чение современного качества образования на основе сохранения его фундаменталь­ности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» является главной задачей российской образовательной политики. Ре­шить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников.

Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, по­строенных на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.

Графическая подготовка создает условия качественною усвоения других пред­метов школьного учебного плана, обеспечивая пропедевтику некоторых из них, а также позволяет школьникам активно проявить себя в проектной деятельности.

Все перечисленное показывает необходимость рассмотрения графического об­разования как важной составляющей содержания образования.

1.3. Цели программы

Назначение курса «Основы инженерной графики» в системе дополнительного образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формиро­вании пространственного воображения и пространственных представлений, в обес­печении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами про­ектирования и конструирования. Уникальность курса заключается и в том, что ни один предмет школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации и не развивает пространст­венное мышление.

1.4. Задачи программы

познакомить учащихся с современными способами представления и чтения графической информации;

  • сформировать у обучающихся основные умения, необходимые для изготовления макетов;

  • дать профессиональную ориентацию учащимся, проявившим инте­рес к техническим наукам.

1.5. Отличительные особенности программы.

Программа дает возможность обучающимся систематизировать, расширить и углубить знания, полученные па уроках геометрии и черчения, приобрести навыки в

макетировании из картона и бумаги, раскрыть свой творческий потенциал.


1.6. Принципы реализации программы

Реализация программы основывается на нескольких идеях организации учеб­но-воспитательного процесса.

Идея гуманистического подхода предусматривает отношение педагога к обучаю­щемуся как к младшему товарищу, который будет его сменой.

Идея индивидуального подхода вытекает из учета личностных особенностей, в том числе, в области выбора учащимися задания или характера работы в объединении.

Идея творческого саморазвития реализуется через побуждение всех детей к са­мостоятельным исследованиям, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Идея практической направленности осуществляется через сочетание тео­ретической и практической работы, участии в конкурсах и олимпиадах

Идея коллективизма опирается на совместную работу групп обучающихся по решению графических задач, коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Реализация программы осуществляется на основе' следующих принципов: принцип научности, направленный на получение достоверной информации;

  • принцип систематичности и последовательности, требующий логической последовательности в изложении материала;

  • принцип доступности, заключается в необходимой простоте изложения ма­териала;

  • принцип преодоления трудностей предусматривает, что обучающее задание не должно быть слишком простым;

  • принцип сознательности и активности основан на свободном выборе обучаю­щегося направления своей работы.

1.7. Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение одного учебного года.

1.8. Форма обучения и режим занятий

В работе объединения дополнительного образования "Основы инженерной графики" принимают участие учащиеся 10-11-х классов.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 2 часа.


Формы занятий разнообразные: это фронтальные занятия (беседа, практикум), индивидуальные и групповые консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих работ и проектов, групповые практические работы.

1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании курса слушатели должны иметь представления о:

  • форме геометрических тел (многогранников):

  • математических закономерностях Платоновых тел;

  • стандартизации;

  • информационных возможностях чертежа.

По окончании курса слушатели должны знать:

  • способы построения;

  • приемы работы инструментами;

  • приемы макетирования;

  • правила оформления графических работ. По окончании курса слушатели должны уметь:

  • читать чертеж: детали средней сложности;




  • рационально пользоваться инструментами;

  • выполнять необходимые построения для получения разверток многогранников;

  • макетировать из бумаги и картона;

  • выполнять шрифтовые надписи;

  • читать графическую информацию.

Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется во время со­беседования с руководителем объединения на консультационных занятиях. Проме­жуточная проверка результатов может проходить в форме теста. По окончании те­матических разделов проводится защита творческих работ.

Итоговая проверка результатов осуществляется в процессе участия в Лицейской конференции объединений дополнительного образования, олимпиадах и конкурсах.


2. Учебно-тематический план программы дополнительного

образования

«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»





Наименование разделов и тем .

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в инженерную графику

2

2

-

2.

Инструменты и принадлежности.

4

2

2

3.

Средства передачи графической ин­формации.

6

4

2

4.

Масштабы

4

2

2

5.

Шрифт - графическая форма письма

6

2

4

6.

Алгоритмы базовых построений на

плоскости

4

2

2

7.

Алгоритмы построения коробовых и лекальных кривых

12

8

4

8.

Алгоритмы построения полигонов

8

4

4

9.

Моделирование многогранников из элементов «плоского» конструктора

4




4

10.

Моделирование многогранников на основе разверток

6

2

4

11.

Творческие работы

12




12

12.

Итоговое занятие

4

4

-




Всего

72

32

40



3. Содержание программы

1. Введение в инженерную графику

История развития графического языка от древних времен до наших дней. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках черчения и геометрии.

2. Инструменты и принадлежности

Инструменты и принадлежности, необходимые для выполнения графических работ. Рациональные приемы работы. Порядок подготовки инструментов к работе. Правила техники безопасности при выполнении графических работ.

3. Средства передачи графической информации

Графический язык - средство общечеловеческого общения. Обобщение и актуа­лизация информации, полученной на уроках черчения и геометрии. Общие правила выполнения и оформления графических работ.

4. Масштабы

Обобщение и актуализация информации, полученной на уроках математики и географии. Классификация масштабов. Численный и пропорциональный масштабы.

5. Шрифт - графическая форма письма

Классификация и характеристики шрифтов. Архитектурный и чертежный шрифты. Выбор шрифтового оформления. Способы выполнения шрифтовых надписей.

6. Алгоритмы базовых построений на плоскости

Построения ортогональных и параллельных прямых. Деление отрезка в соот­ношении «золотого сечения». Деление окружности на равные части и построение правильных вписанных многоугольников.

7. Алгоритмы построения коробовых и лекальных кривых

Знаки краткой символической записи. Построение окружности по трем заданным точкам, не лежащим на одной прямой. Построение овала и овоида. Построение п-центровых завитков. Построение эллипса. Построение эвольвенты, спирали Архимеда, циклоиды (эпициклоиды, гипоциклоиды), синусоиды. Сопряжения и их классификация. Сопряжение прямой: внешнее, внутреннее. Сопряжение дугой: двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей


8. Алгоритмы построения полигонов.

Построение полигона посредством деления описанной окружности. Построение по­лигона по заданной стороне. Метод триангуляции.

9. Моделирование многогранников из элементов «плоского» конструктора

Классификация многогранников. Формула Эйлера. Построение шаблонов модулей «плоского» конструктора. Моделирование Платоновых и Архимедовых тел. Моде­лирование многогранников на основе модуля Сонобе. Творческая работа по выбору.

10. Моделирование многогранников на основе разверток

Понятие развертки, правила построения разверток правильных и полуправильных многогранников. Изготовление макетов Платоновых и Архимедовых тел. Построение разверток простейших звездчатых форм. Изготовление макетов звезды Кеплера, большого додекаэдра, первой и шестой звездчатых форм икосаэдра, соединение куба и октаэдра, завершающей звездчатой формы кубооктаэдра, малого битригонального икосододекаэдра.

Творческая работа «Модель-фантазия на основе многогранников»

11. Творческие работы

Конкурс творческих работ. Оформление выставок. Награждение победителей конкурса.

12. Итоговое занятие

Обобщение знаний в форме урока-аукциона.


4. Методическое обеспечение

4.1 Формы занятий



Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в инженерную графику

2

2 беседа




2.

Инструменты и принадлежности.

4

2 лекция

2 практикум

3.

Средства передачи графической ин­формации.

6

4 лекция

2 практикум

4.

Масштабы

4

2 беседа

2 практикум

5.

Шрифт - графическая форма письма

6

2 беседа

4 практикум

6.

Алгоритмы базовых построений на плоскости

4

2 лекция

2 практикум

7.

Алгоритмы построения коробовых и

лекальных кривых

1

12

8 лекция

4 практикум

8.

Алгоритмы построения полигонов

8

4 лекция

4 практикум

9.

Моделирование многогранников из элементов «плоского» конструктора

4




4 практикум

10.

Моделирование многогранников на

основе разверток

6

2 лекция

4 практикум

11.

Творческие работы

12




12 консуль­тации

12.

Итоговое занятие

4

4 Занятие - аукцион







Всего

72

32

40



4.2. Дидактический материал

  • конспекты лекций;

  • наглядные пособия и макеты;

  • контрольно-измерительные материалы.

4.3. Техническое оснащение занятий

  • занятия проводятся в учебном классе лицея;

  • 1 компьютер с программным обеспечением Power Point 2003, Word 2003. Компас 3D LT v8

5. Список литературы

  1. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика. Практикум. -СПб.: БХВ-Петербург, 2004.-592 е.: илл.

  2. Веннинджер М. Модели многогранников М., Мир, 1974, 236 с. с илл.




  1. Власов М.П. Инженерная графика: Учебное пособие для втузов - М. Высшая школа, 1979-279с.

  2. Гончар В.В. Игрушки из бумаги. Приложение к журналу «Оригами. Искусство складывания из бумаги». Методический альбом для развития моторики образного мышления и воображения. - М.:Аким.1997. -64 с: илл.

  3. Гончар В.В. Модели многогранников. Приложение к журналу «Оригами. Искусство складывания из бумаги». Методический альбом для развития моторики образного мышления и воображения. - М.:Аким, 1997. -64 с: илл.

  4. Инженерная графика: общий курс. Учебник под ред. Н. Г. Иванцивской и В.Г. Бурова-М.: Логос, 2004. -232 с: илл.

  5. Литвиненко В.Н. Многогранники. Задачи и решения:- М.:«Вита-Пресс», 1995.- 192с

  6. Миронова Р.С, Миронов Б.Г. Инженерная графика: Учебник - 2-е изд. Испр. И доп. - М.: Высш. Шк, 2001 - 288с.

  7. Попова Г.Н., Алексеев СЮ. Машиностроительное черчение: Справочник - СПб, Политехника, 1994 - 448С.

Ю.Смирнова И.М. В мире многогранников: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,

1995. - 144 с: илл.

5. Приложение Примерный тематический перечень творческих заданий


  1. Композиция из линий.

  2. Шрифтовая композиция.

  3. Занимательная задача на базовые построения.

  4. Композиция из лекальных и коробовых кривых.

  5. Ох, уж это сопряжение - будит в нас воображение!

  6. Подарочная упаковка.

  7. Модель-фантазия на основе многогранников.

Похожие:

Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconРабочая программа дисциплины «Основы проектирования и конструирования» Специальность Санкт-Петербург 2008
Дисциплина «Основы проектирования и конструирования» использует аппарат высшей математики, инженерной графики, материаловедения,...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Дисциплина «Основы проектирования и конструирования» использует аппарат высшей математики, инженерной графики, материаловедения,...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной геологии»
Учебная дисциплина «Основы инженерной геологии» обязательная дисциплина общей базовой части профессионального цикла федерального...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconТеоретические основы инженерной геологии
Теоретические основы инженерной геологии. Механико-математические основы/Под ред акад. Е. М. Сергеева.— М.: Недра, 1986. 254 с.,...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconОбразовательная программа по дополнительному образованию детей
Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы проектной графики»
Учебно-методический комплекс «Основы проектной графики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconЛитература по курсу «Основы компьютерной графики»
Хилл Ф. OpenGL: Программирование компьютерной графики. С-пб., Питер, 2002. 1089с
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconПрограмма учебно-методического курса «Основы использования графических программ»
Программа содержит теорию компьютерной графики, основы графического дизайна, позволяет на практике усвоить основные принципы создания...
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconСправочник нгу новосибирск 2009
Анатолий Михайлович363-40-03 330-09-54220 гл к. Проректор по дополнительному образованию
Программа по дополнительному образованию «основы инженерной графики» iconГ. Г. Неустроева горизонты графики
Обращаясь к истокам устного и материального народно­го творчества, они создают основы для выражения национального своеобра­зия, тем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница