Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы




Скачать 446.76 Kb.
НазваниеЗдоровый человек есть самое драгоценное произведение природы
страница1/3
Дата18.04.2013
Размер446.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

26763.doc Профилактики наркомании

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46


АД: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?


Выполнили:

Великжанина Татьяна (10 класс)

Пак Наталья (10 класс)

Миргородская Даша(10 класс)

Руководитель:

Санина Т.Б., зав.библиотекой


Хабаровск

2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...............................................................................3


  1. Что такое наркомания, наркотики и как их классифицируют?………………………………..7

  2. Когда и как наркотики появились в жизни человека?...................................................................9

  3. Что наркотики приносят людям?......................................................................................................11

  4. Кто может оказаться в группе риска?..............................................................................................13

  5. Сравнительный анализ данных по Хабаровску, Хабаровскому краю с результатами социологического опроса среди учащихся 9-1 классов…………………………………………....14

  6. Социальный проект «Здоровье»………………………………………………………………...18


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….……...22


ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………….……...24


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….………...39


ВВЕДЕНИЕ

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Карлайл Томас

Здоровье — великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других.

Карлешъ Т.

Какого человека можно назвать здоровым? А что вообще следует понимать под

понятием «здоровье»? На сегодняшний день понятие «здоровье» имеет множество

определений. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, например, написано, что

здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и

психическое благополучие [1]. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует

признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов [2]. Исходя из этого, редко какого человека мы

может назвать сегодня действительно здоровым. Так за последние годы в России:

  • Существенно увеличилась доля детей, рождающихся с врожденными аномалиями

  • Почти 15% новорожденных нуждаются в интенсивной терапии и реабилитации

  • Около 40% детей уже рождаются больными

  • Значительно выросла заболеваемость детей [3].

В чем же кроется причина таких страшных цифр?

По данным ВОЗ, основными факторами, влияющими на здоровье человека, а, следовательно, и на будущее потомство, являются: состояние здравоохранения - 10%, наследственность - 20%, экология - 20%, образ жизни - 50% [4]. А образ жизни сегодня многих из нас можно прямо сказать «несладкий». Причины и последствия «несладкой жизни» нам видятся в следующих особенностях современного общества.

Во-первых, в наше неспокойное время, когда сложно быть уверенным в завтрашнем дне, многие люди начинают страдать депрессией, неврозами, различными нервными расстройствами. И чтобы успокоиться, забыть о проблемах, прийти в себя, многие начинают курить, употреблять спиртные напитки, увлекаются жизнью виртуального мира, а некоторые прибегают к различным лекарственным препаратам. Один, два раза... И человек не замечает как его душевное спокойствие и сон уже становятся невозможными без разного рода «успокоителей ».

Во-вторых, желание многих взрослых людей как можно лучше обеспечить достойную жизнь своей семье в условиях рыночной экономики. Стремление родителей заложить качественный фундамент для будущего своих детей. Все это приводит к тому, что родители все меньше времени проводят с детьми, во многих семьях прервана связь поколений, отсутствуют семейные традиции. Совсем редкостью стали семейные ужины, когда все собираются за столом, делятся своими мыслями, чувствами, обсуждают проблемы. Все меньше в семьях родители говорят по душам со своими детьми. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что в ХХ1в. имеется немало средств коммуникации: сотовые телефоны (sms-сообщения), социальные сайты, онлай-общение. Все эти современные «штучки» позволяют расширять круг приятелей, знакомых и облегчают жизнь современного человека. Жизнь, при которой тот, кто владеет

информацией, владеет миром. Но нельзя отрицать и тот факт, что именно это общение не может заменить «живого» человеческого общения. Общаясь таким образом мы не получаем полной информации об истинном самочувствии, настроении, переживаниях человека, так как не видит его глаз, жестов, мимики. А ведь именно все это в совокупности с речью позволяет получить нам полную картину о состоянии человека, объективно оценить ситуацию. Люди, общаясь с помощью «штучек» коммуникации в течение дня с большим количеством людей, могут при этом в душе чувствовать себя непонятыми и одинокими. Но есть выход. И этот выход, к большому сожалению, люди находят в компьютерных играх, в Интернете, а многие наши сверстники в уличных компаниях, а там не далеко и до сигарет, алкоголя, различного рода психоактивных веществ. А дальше еще хуже - правонарушения, преступления...


И действительно, существует прямая связь между употреблением психоактивных веществ и повышением уровня преступности и насилия. Наркоартели подрывают работу правительственных органов и коррумпируют законный бизнес. В отдельных странах более половины краж совершаются наркоманами, идущими на воровство, чтобы добыть средства для приобретения наркотиков. За счет доходов от незаконных наркотиков финансируются некоторые из самых кровавых вооруженных конфликтов. Цена наркомании с точки зрения финансовых затрат огромна. Громадные суммы расходуются каждый год на укрепление милиции, пограничных сил, судебных систем, а также на программы лечения и реабилитации наркоманов. Но приходится платить и не менее огромную социальную цену: уличное насилие, бандитские разборки, страх, упадок городов, разрушение жизни людей [5].

А еще наркоманизация общества приводит к росту беспорядочных половых связей, а как следствие и росту числа венерических заболеваний. Так по данным заместителя начальника управления Роспотребнадзора по надзору за ВИЧ /СПИДом Ларисы Дементьевой каждый год в России у ВИЧ-инфицированных матерей рождается около 8 тысяч детей. Общее же количество маленьких россиян, у которых подтвержден этот диагноз, приближается к 4 тысячам человек, а еще более чем 20 тысяч детей находятся под надзором врачей [6]. И эти цифры тоже не вызывают оптимизма.

Сегодня очевидно для всей сознательной половины Человечества, что психоактивные вещества наносят ощутимый вред не только здоровью одного человека, но приносят боль и горе в семьи, наносят огромный ущерб экономики стран, приводят к асоциализации Человечества. И только хорошо осведомленный человек, обладающий достоверной информацией по какому-то вопросу, может высказать свое мнение относительно той или иной проблемы. Но, что еще более важно, может сам сделать правильный выбор и помочь «здоровый» выбор сделать другому человеку, а, следовательно, пополнить ряды сознательной половины Человечества.

Нашу творческую группу можно бесспорно отнести к сознательной половине Человечества, так как мы ведем здоровый образ жизни: стараемся рационально питаться, активно отдыхать, не имеем отношения к таким вредным привычкам как алкоголь, курение, наркотики. Приступая к своей работе, мы преследовали следующие цели, а именно:

  1. выявление уровня сознательной половины Человечества среди учащихся школы
    нашего образовательного учреждения;

  2. привлечение внимания жителей микрорайона, учащихся, педагогов к
    исследуемому вопросу.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

  • изучить электронные и бумажные источники информация для выяснения теоретических основ изучаемого вопроса, раскрыть с их помощью понятие «наркотики», «наркомания», «классификация наркотиков», познакомиться с историей появления наркотических веществ в жизни человеческого общества;

  • провести социологический опрос в образовательном учреждении среди учащихся 9-11 классов и сравнить полученные данные со статистическими данными по Хабаровскому краю для выявления уровня осведомленности учащихся образовательного учреждения в вопросах наркомании и наркотиков; составить план-проект профилактических мероприятий для реализации его на уровне школы, микрорайона.

1. Что такое наркомания, наркотики и как их классифицируют?

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного веществам [7].

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года [8].

Термином наркотическое средство (наркотик) называют также вещества, отвечающие трем критериям [9]:

  • Медицинский критерий - вещество, лекарственное средство, оказывает
    специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.)
    действие на ЦНС, что может являться причиной его немедицинского
    потребления, а также обладает потенциалом к формированию пристрастия
    и/или болезненной зависимости (т. н. «аддиктивным потенциалом»).

  • Социальный критерий - немедицинское потребление рассматриваемого
    вещества принимает большие масштабы и наносимый вред приобретает
    социальную значимость.

  • Юридический критерий - средство, официально признано наркотическим и
    включено в перечень наркотических средств.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения , препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров , подлежащих контролю в Российской Федерации , в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года [8].

В основе классификации наркотиков лежат разные признаки [10]:

По типу действия:

  • стимуляторы- возбуждающе;

  • седативные- успокаивающие;

  • психоделические – изменяющие сознание

По происхождению:

  • естественного происхождения;

  • полученные из растительного сырья путем переработки (опий, морфин, кокаин, крэк, летучие
    органические вещества);

  • синтетические, созданные путем химических реакций (экстази, амфетамин, ЛСД, РСР).

По воздействию на организм:

  • Препараты опия и подобные ему (опиаты): опий, морфин, кодеин, героин, метадон,
    самодельные препараты из мака.

  • Конопля и производные из нее (марихуана, гашиш).

  • Снотворные средства (барбитураты, бромурал, ноксирон).

  • Транквилизаторы или успокаивающие средства (неозепам, радедорм, элениум, реланиум).

  • Психостимуляторы (кокаин, крэк, кофеин, эфедрин, первитин, экстази).

  • Галлюциногены (ЛСД, мескалин, псилоцибин, цикл од ол, ядовитые грибы).

  • Летучие растворители (клеи, бензин, лаки, краски, средства для выведения пятен).

  • Алкоголь.

  • Никотин (табак).

  • Полинаркомания (употребление сразу нескольких наркотиков, например алкоголь и табак,
    алкоголь и снотворные).


2. Когда и как наркотики появились в жизни человечества?

Обратим взгляд вглубь времен, чтобы проследить драматическую историю взаимоотношений человека и наркотиков. Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак. Еще пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии, это территория современного Ирака. На глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в шумерском городе Ниппуре, обнаружены рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры называли его "гиль", что означает, "радость". Несмотря на тысячелетнее использование снотворного мака, и его препаратов, ни в одном научном трактате из перечисленных выше не упоминается о каких-либо токсических воздействиях опиума и не дается опознавательных описаний возможной наркомании. По-видимому, уровень развития медицинских знаний того времени не позволял в полной мере осознать проблему наркомании.

Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нун предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности, кашля и поноса. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры.

Активизация завоевательных походов и торговых взаимоотношений между народами и культурами, кроме всего прочего приводила и к проникновению традиций к употреблению наркотиков на новые территории. Так в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее эпоха великих географических открытий и освоение европейцами новых континентов познакомили цивилизованный мир и с новыми психоактивными веществами. Только открытие Америки дало миру кокаин, различные галлюциногены и табак.

В начале девятнадцатого века наука принялась прикладывать свою руку в совершенствование и улучшение "потребительских свойств" наркотиков, научившись выделять чистые алкалоиды, высокоэффективные наркотические действующие элементы из растительного сырья. Первый шаг был сделан в 1803 году, когда ганноверский аптекарь Фридрих Сертюрнер смог разложить опиум и выделить белый кристаллический порошок который оказался в 10 раз сильнее опиума. Свой препарат он назвал в честь греческого бога сна морфием.

Изобретение шприца для инъекций, сделанное в 1853 году Шарлем-Габриэлем Правазом, открыло следующий этап в новейшей истории наркотиков. Действие веществ, попадавших прямо в кровь, усиливалось в несколько раз.

А в конце века в 1898 году другой немецкий фармацевт Генрих Дрезер, изобретатель аспирина, преобразовывая морфин, получил новое химическое соединение, которое было почти в 10 раз сильнее морфия. Это был героин.

В середине девятнадцатого века в Европе и особенно во Франции распространятся абсент - спиртной напиток настоянный на полыни. С древних времен в медицине разных стран отвары и вытяжки из полыни использовались в различных лечебных целях и особенно эффективными считались для избавления от глистов, а растирания и высушенные листья применялись для борьбы с клопами и блохами.

Таки образом наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет [11].

  1. Что наркотики приносят людям?


Этап 1. Первые опыты.

Для этого этапа характерно:

  • Естественное любопытство, желание "просто попробовать";

  • АКТИВНЫЙ поиск новых видов "кайфа";

  • Неумение сказать "НЕТ";

  • Трудности с пониманием собственных границ;

  • Попадание под влияние различных мифов о химических веществах;

  • Страх прослыть "белой вороной" или "маменькиным сынком";

  • Неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное);

  • Наплевательское отношение к себе, к своей жизни, "пофигизм" как мировоззрение;

  • Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;

  • Незнание того, как на самом деле действуют наркотики на психику и организм
    человека.

"Кайф" - необычно высокий пик ощущений в организме. Первые дозы наркотиков
вызывают резкие сбои нейрохимического баланса головного мозга. Следует отметить, что
наркотики не сами вызывают удовольствие, а, напротив, заставляют организм
активизировать свои ресурсы.

Есть два пути после первых опытов:

  • Полностью прекратить употребление. Около 50% людей поступают именно так.

  • Продолжать употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап
    развития зависимости.

Этап 2. Начинает нравиться («розовый» период употребления наркотиков).

Для этого этапа характерно:

> Осознанное желание получать "кайф" при помощи наркотиков;

  • Планирование употребления;

  • Поиск разумных оправданий употребления;

  • Поиск "подходящей" компании;

Наркотик становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;

■ Наркотик начинают использовать как:

  • средство против "комплексов";

  • лекарство от стресса;

  • способ общения;

-спутник сексуальных отношений.

Можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы;

Формируется особая "тусовка" - свой наркотик, своя музыка, стиль одежды, юмор.


Этап 3. Возникают проблемы (период "отрицания") Для этого этапа наркомании характерно:

  • Проблемы со здоровьем (похмелье, ломка, неприятные ощущения после
    употребления, инфекционные заболевания);

  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);

  • Неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность,
    проблемы во взаимоотношениях);

  • Скандалы в семье;

  • Проблемы с учебой;

  • Финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);

  • Конфликты с друзьями;

  • Основной круг общения - те, кто употребляет наркотики;

  • Конфликты с законом.

4. Кто может оказаться в группе риска?

Детский психиатр Буянов М.И. в своей книги «Размышления о наркомании» [13] размышляет о некоторых факторах, предрасполагающих к появлению этой патологии. Он утверждает, что предрасположенность кроется в характере. И с этой мыслью нельзя не согласиться. Характер формируется в семье, воспитанием, всевозможными обстоятельствами. И часто это воспитание и обстоятельства «играют» против человека.

Кроме того, по его же мнению причиной наркомании является психическая незрелость. Многие инфантильные люди без серьезных намерений и планов, отправляясь в «жизненный путь» при первой неудачи теряют веру в себя, впадают в панику. Являясь легко внушаемыми, немеющими правильный вывод сделать из своего и чужого опыта часто становятся «добычей» наркодилеров.

По мнению Буянова, многие исследователи считают, что наркомания во многом связана с плохим настроением, депрессией. А причин для депрессий сегодня много. Это и недостаточное общение матери и ребенка в раннем детстве. Это и безумный ритм жизни. Когда, чтобы достичь успеха в личной и профессиональной сферах нужно больше знать, чем раньше, и знать лучше, чем раньше, а это ведет в свою очередь к увеличению интеллектуальной, эмоциональной и сенсорной нагрузкам. И за это приходится расплачиваться неврозами.

Наркомания, как и любая социобиологическая аномалия, является лишь видимой частью айсберга дисгармонии социальной среды и личности. Увеличение количества стрессов, действующих на ребенка: стихийные бедствия, войны, терроризм, разного рода катастрофы -обо всем этом взрослые не могут не говорить, все это показывается на телеэкранах, звучит с радиоточек. Все это будоражит неокрепшую детскую психику, вызывая в ней печальные настроения.

Нельзя упускать из виду и растущую озлобленность в обществе, причины которой различны. Для подростков это нелады в семье. Подросток не видит выхода из сложившейся ситуации. А безвыходная и тупиковая действительность - это питательная среда для наркомана/


5. Сравнительный анализ данных по Хабаровскому краю с

результатами социологического опроса среди учащихся 9-11 классов

Наша группа провела социологический опрос. В опросе приняли участие 98 учащихся школы в возрасте 14-16 лет. По полу респонденты распределились следующим образом: 56 девушек и 42 юноши.

В начале ребятам было предложено про ранжировать семь понятий по степени значимости для них. На основании полученных данных по классам были составлены таблицы и диаграммы (приложение № 1 и 2). Результаты исследования показали, что большая часть (приложение №3) юношей в тройку лидеров определили категории - друзья (1 место), успех (2 место), здоровье (3 место). В тоже время девушки отдали предпочтение учебе (1 место), здоровью (2 место), семье (3 место). Если посмотреть, то большая часть девятиклассников и юношей десятого класса на первое место определили категорию «друзья». А категория «семья» оказалась в последних рядах, Седьмое (последнее) месте отдали ей юноши 9 классов и шестое место юноши десятых классов. Радует то, что категория «здоровья» занимает у девятиклассников юноши (4 место) и З(место), не очень далеко ушли от этих данных и данные, которые показали учащиеся десятых классов (юноши 3 место и 2 место девушки). Категория «учеба» у большей части опрошенных девушек занимает 1 место, а вот юноши поставили эту категорию только на 4 место. Учитывая информацию, полученную в результате опроса можно говорить о том, что:

> В литературе по психологии указывается, что в подростковом возрасте ведущий вид деятельности - общение, а вот в старшем возрасте - самоопределение и самовыражение. Юноши же нашей школы являются ярким подтверждением того, что они еще не перешли грань « подросток - зрелый человек». На это указывает тот факт, что категория «учеба» у большей части юношей занимает 3 место, пропуская вперед категорию «друзья» (1 место) и категорию « успех» (2 место). А вот большая часть опрошенных девушек («учеба» - 1 место и «здоровье» - 2место) является социально зрелыми личностями. Это подтверждается и тем фактом, что девушки в отличие от юношей («друзья» -1 место, а «семья» — 6 место) понимают, что «семья» (3 место) является более значимой ценностью, чем категория «друзья» (4 место).


Во - второй части анкеты [4] предлагалось определить, какие из предложенных утверждений являются верными:





утверждение

Юноши (42)

Девушки(56)

1

Вечеринка без алкоголя становится скучной.

13

10

2

Наркотик - безобидное вещество и от него всегда можно отказаться.

1

0

3

Алкоголь поможет решить проблему общения.

9

11

4

Пиво - не алкогольный напиток.

2

4

5

Наркотик помогает расслабиться и успокоится.

2

1

6

Курение снимает стресс.

14

16

7

В моих проблемах мне никто не поможет.

18

8

8

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

1

0

9

В жизни нужно попробовать все.

5

3

10

Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яд.

2

3

11

Пока человек не «колется» он не наркоман.

4

2

12

Пассивное курение не опасно.

7

4

13

Одна сигарета в день не опасна для здоровья человека.

11

13

14

Вино и пиво являются менее вредными для организма человека, чем крепкие алкогольные напитки.

9

7

15

От пива не возникает алкогольной зависимости.

8

8

16

Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.

19

21
  1   2   3

Похожие:

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconЧеловек есть принципиальная новизна в природе (Н. Бердяев) Человек нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самоё себя (В. М. Шукшин)
Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самоё себя (В. М. Шукшин)
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconИван Ефремов Лезвие бритвы Пролог
Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconПсихологическая категория «личности» в социально-историческом измерении
Бога или тремя со-равными лицами. Самое, быть может, известное определение персоны дал в шестом веке Боэций: Persona est substantia...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconШкольная научно-практическая конференция
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Базис. Координаты вектора в базисе. Декартовы прямоугольные координаты в пространстве. Скалярное произведение. Векторное произведение....
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconЧеловек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы icon«Экологические проблемы»
Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Жизнь природы тесно сплетена с жизнью человека. Сегодня мы...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconКлассный час. На тему: «Здоровый образ жизни и спорт»
Цели: Привить любовь к спорту, разбудить потребность вести здоровый образ жизни, научить упражнения развития памяти, тренировки внимания,...
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы iconМетодические указания Человек, принадлежа к царству животных, отличается от всех известных живых существ. Прежде всего, люди обладают речью, с помощью которой общаются, планируют совместные действия.
Первобытный человек: человек-собиратель, человек-охотник, зависел от природы, обожествлял её и следовал её законам. Несоблюдение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница