Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение




Скачать 58.91 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение
Дата01.02.2013
Размер58.91 Kb.
ТипПрограмма курса

powerpluswatermarkobject12606564


В авторской редакции


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ

ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ


Программа

курса по выбору для учащихся

учреждений, обеспечивающих получение

общего среднего образования

с 12-летним сроком обучения


Минск, 2007


Данный курс по выбору позволяет целенаправленно формировать у учащихся основы алгоритмического мышления в контексте технологии объектно-ориентированного программирования. Существует широкий класс олимпиадных задач по программированию, имеющих естественное (и простое) решение в объектной среде исполнения. Такие задачи широко привлекаются для практического освоения курса.


Пояснительная записка

За многолетнюю практику олимпиадного движения накоплено огромное количество интересных и разноплановых задач. Среди них выделяются задачи, наиболее логичное и естественное решение которых реализуется объектными методами проектирования. Обычно такое решение выглядит приемлемым по времени и объёму занимаемой памяти. Кроме того, нередко оказывается, что объектный подход предоставляет на самом деле решение более общей задачи, нежели предлагавшаяся [1]. Олимпиадное движение в силу своей специфики имеет строгие ограничения в выборе методов и средств программирования. Тем не менее, объектные технологии предоставляют плодотворные идеи и средства для подготовки к олимпиадам.

С другой стороны, понятие объекта и его свойств являются основными при написании современного программного продукта, поэтому внедрение объектно-ориентированного подхода при изучении программирования должно помочь ученикам  правильно заложить тот фундамент, на базе которого они в дальнейшем могли бы совершенствовать свои навыки. При этом выбор олимпиадных задач для реализации курса призван сделать его живым и интересным.

Язык программирования Visual Basic for Applications (VBA) в среде Excel прост для быстрого освоения и даёт наглядные и простые средства ввода данных и визуализации решений.

Объектное видение окружающего мира присуще детям. Мир ребёнка является сказочным, населённым живыми сущностями с уникальным поведением. Такое мироощущение способствует формированию основ объектно-ориентированного программирования.

В данном курсе по выбору ученики осваивают технику абстрагирования и создания в среде Excel классов пользователя, пополняющих объектную модель Excel и позволяющих решать нестандартные и трудные задачи. Здесь создаются небольшие собственные библиотеки классов многократного использования, осваиваются основные концепции объектно-ориентированного программирования. В завершение курса предусматривается проектная деятельность учащихся по отбору и решению определённых типов олимпиадных задач.

Данный курс по выбору рекомендуется учащимся 10 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). По усмотрению учителя сроки изучения данного курса могут быть передвинуты.

Цели курса:

  • раскрытие возможностей объектного метода в решении широкого круга олимпиадных задач;

  • формирование у учащихся основ алгоритмического мышления в контексте технологии объектно-ориентированного программирования.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся понимания основ объектного проектирова­ния;

  • формирование у учащихся основных навыков программирования в среде VBA Excel;

  • обучение учащихся созданию и пополнению собственных библиотек классов для решения олимпиадных задач.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Изучение курса предполагает постоянную практическую деятельность по решению задач, разработке алгоритмов, написанию, тестированию и отладке программ. Для проведения уроков могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей. Важную роль в проведения занятий играет игровой компонент, который будет способствовать формированию интереса школьников к решению трудных задач и созданию положительного эмоционального отношения к работе.


Содержание

Excel как среда для объектного проектирования

Знакомство со средой программирования VBA Excel. Основные типы данных, процедуры и функции в языке VBA. Управляющие конструкции. Массивы.

Понятия класса и объекта. Объекты как исполнители. Классы как абстрактные типы данных. Знакомство с объектными моделями VBA и Excel.

Объектный подход к решению олимпиадных задач. Создание классов пользователя. Инкапсуляция как сокрытие данных внутри класса. Применение объектного метода на примерах алгоритмов сортировки. Разработка класса MinMax для решения задач, использующих поиск минимальных и максимальных элементов в строках, столбцах и на диагоналях таблицы. Разработка класса Swapping для обмена значениями между ячейками таблицы. Понятие сортировки элементов таблицы. Использование классов MinMax и Swapping в алгоритмах сортировки. Понятие о наследовании и полиморфизме. Особенности наследования в VBA.

Решение олимпиадных и игровых задач
объектно-ориентированными методами


Принцип создания автономных агентов, взаимодействующих между собой. Объекты, решающие «самих себя». Задачи для клеточного поля. Решение классической логической проблемы о восьми ферзях и её обобщения [2]. Игровой компонент в решении олимпиадных задач. Задача о монстрах [1]. Наделение объектов, решающих задачу, возможностями влиять на ход выполнения программы. Игра «бильярд» [2].

Использование классов,
инкапсулирующих стандартные структуры данных.


Разработка классов Stack (стек) и Queue (очередь). Использование классов Stack и Queue в решении олимпиадных задач. Библиотека классов пользователя. Использование надстройки Excel для сохранения библиотек классов. Координатный метод решения задач планиметрии. Разработка библиотеки классов для решения геометрических задач.

Проектная деятельность по решению олимпиадных задач

Анализ олимпиадных задач по программированию [1-10]. Разработка проектов решения сложных и олимпиадных задач объектно-ориентированными методами.
Ожидаемые результаты

В результате изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы представления:

  • об основных идеях технологии объектно-ориентированного программирования;

  • об особенностях решения олимпиадных задач объектным методом.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • объектное проектирование;

  • разработка классов пользователя в среде VBA;

  • применение полученных знаний в решении игровых и олимпиадных задач.


Изучение данного курса по выбору предполагает:

  • повышение интереса учащихся к современным технологиям программирования;

  • развитие алгоритмических способностей школьников;

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.



Рекомендуемая литература

  1. Бейда, А.А. Объектно-ориентированные технологии в преподавании информатики / А.А. Бейда // «Информатизация образования». – 2005. – № 2. – С. 15–27.

  2. Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии. / Т. Бадд – СПб.: Питер, 1997. – 464 с.

  3. Волчкова, Г.П. Сборник задач по теории алгоритмов для студентов физико-математических спец. БГУ / Г.П. Волчкова, В.М. Котов, Е.П. Соболевская. – Мн.: БГУ, 2005. – 59с.

  4. Голухов, В.Г. Олимпиада по математике и информатике. - Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / В.Г. Голухов, Б.В. Задворный, В.М. Котов – Мн.: БГУ, 2003 – 307с.

  5. Долинский, М.С. Решение сложных и олимпиадных задач по программированию. / М.С. Долинский – СПб.: Питер, 2006 – 365с.

  6. Кирюхин, В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. / В.М. Кирюхин, С.М. Окулов – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007. – 800с.

  7. Информатика. // Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – №13 (398) 1-7 апреля 2003.

  8. Информатика. // Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – №27–28 (412-413) 16-31 июля 2003.

  9. Информатика. // Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – №29 (414) 1-7 августа 2003.

  10. Абрамов, С.А. Задачи по программированию / С.А. Абрамов, Г.Г. Гнездилова, Е.Н., Капустина, М.И. Селюн. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. – 224 с.

  11. Уокенбах, Дж. Профессиональное программирование на VBA в Excel 2002/ Дж. Уокенбах. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 784 с.

  12. Гарнаев, А.Ю. VBA / А.Ю. Гарнаев. – СПб.: БХВ, 2005. – 848 с.



Образовательный портал www.adu.by / Национальный институт образования

Похожие:

Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconЭкспериментальная программа курса по выбору для учащихся 10 класса учреждений, обеспечивающих получение
Данный курс по выбору предназначен для учащихся, изучающих физику на повышенном и углубленном уровнях, а также для тех, кто интересуется...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение
Уделено внимание рекурсии, методам построения эффективных алгоритмов и их анализа
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconЭкспериментальная программа курса по выбору для учащихся 11-12 классов учреждений, обеспечивающих получение
Основу данного курса составляют материалы подготовительных сборов команд Республики Беларусь для участия в Международных физических...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение
Существует широкий класс олимпиадных задач по программированию, имеющих естественное (и простое) решение в объектной среде исполнения....
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения Минск, 2007
Программа предназначена для учащихся, желающих получить знания, необходимые для понимания функций микропроцессорных управляющих систем,...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение
Курс позволяет подготовить квалифицированных пользователей программного обеспечения, обладающих достаточно высокой интеллектуальной...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений
Программа данного курса по выбору предусматривает подготовку к углубленному изучению математики в старших классах
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся 11-12 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
Программа курса по выбору «История китайской цивилизации» предназначена для 11 12 классов общеобразовательных учреждений
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПрограмма курса по выбору для учащихся XI классов общеобразовательных учреждений
Предлагаемый курс по выбору направлен на ознакомление учащихся базового уровня с современными глобальными геоэкологических проблемах...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получение iconПособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования
Е80 Информатика в 6-м классе [Электронный ресурс] : пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ сред образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница