В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов




НазваниеВ. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов
страница1/15
Дата31.01.2013
Размер1.71 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра русского языка

В.И. АННУШКИН

РИТОРИКА И СТИЛИСТИКА

Часть II. Практикум

Учебное пособие для студентов

социально-экономического и юридического факультетов

Москва - 2006

3

^



ПРЕДИСЛОВИЕ

Аннушкин В.И. Риторика и стилистика. Часть П. Практикум: Учебное пособие для студентов социально-экономического и юридического факультетов. - М.: АТиСО. - 2006. - 159 с.

Автор-составитель - д-р филол. наук, проф. В.И. Аннушкин.

Ответственный за выпуск - зав. кафедрой русского языка, проф. А.П. Бубнова.

Рецензенты: профессор кафедры русского языка и стилистики Литературного института имени A.M. Горького А.К. Ми-хальская; профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений А.А. Акишина.

Предлагаемое пособие имеет целью формирование практических риторико-стилистических навыков общения. На основе кратких рекомендаций и дискуссионных вопросов в пособии представлена система работы по развитию риторического мышления; предлагаются образцы текстов; дана система разнообразных заданий к работе над мастерством публичного выступления.

Рекомендуется к использованию на практических семинарах по риторике, стилистике, культуре речи и другим речеведческим дисциплинам в вузах, а также, на различных курсах и тренингах по риторике и ораторскому мастерству.

© В.И.Аннушкин © Академия труда и социальных отношений, 2006

Настоящий практический курс является продолжением теоретического курса «Риторика и стилистика. Часть I». Он построен таким образом, чтобы преподаватель и студенты могли не только строго соблюдать последовательность прохождения тем, но и импровизировать в зависимости от задач и программы конкретного курса. Поскольку практические задания не могут не основываться на определенных знаниях и рекомендациях к созданию речи, в данной части в краткой форме повторяются отдельные положения научно-теоретического курса.

Автор ставил перед собой практическую задачу наполнить пособие материалами, которые могут использоваться на семинарских занятиях и курсах риторики, ораторского мастерства и культуры речи. Практикум может быть использован и как целостный курс с последовательным прохождением всех тем, но из него без труда могут изыматься и использоваться отдельные материалы.

Пособие поделено на занятия. Два начальных ориентируют учащихся в понимании и оценке значимости языка - речи -слова, правил ведения и построения речи для общества, развития личности, будущей профессиональной деятельности. Теоретическая база практикума ориентирована на классический риторический канон с тематическими занятиями: изобретение идей, расположение частей речи, стиль речи - все занятия сопровождаются творческими заданиями и упражнениями для речевого тренинга.

Практический тренинг с целью формирования речевых навыков и умений основан на тематических занятиях: «Честь имеем представиться!» (самопрезентация), «Я желаю счастья вам!» (поздравительная речь), «За и против» (дискуссионная речь), заключительный ораторский конкурс «Прошу слова!» (публицистическая речь). В кратком приложении даны основные упражнения по технике речи.


Занятие 1. Что есть риторика? Первое публичное выступление «Честь имеем представиться!»

Каков язык, такова и жизнь

Вся человеческая жизнь связана с языком. Доброе и умное слово необходимо во всяком деле. Злые и конфликтные слова разрушают человеческие контакты, дела расстраиваются и человеческая жизнь приходит в нестроение.

Зачем нужна риторика?

Риторика нужна каждому из нас, чтобы овладеть убедительной и выразительной речью. При этом надо помнить о том, что язык "опасен" для человека, а само Слово дано не для красивого многословия, а для умного и благожелательного общения.

Слово - "меч обоюдоострый»

Слово должно служить добру, но может быть использовано и во зло. Ищите такое Слово, которое "объединяло бы людей, а не разобщало" (Л.Н. Толстой).

Современные определения риторики

Риторика - наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах.

Риторика - искусство речи. Искусство развивает умения, совершенствует способности и таланты, которые есть в каждом человеке. Занятия риторикой помогают овладеть речевым мастерством - со временем вы будете владеть речью все лучше и совершеннее.

Риторика - учение об убедительной, украшенной, эффективной и уместной речи. Это главные качества совершенной речи, но их ряд можно продолжить. Каждый из вас пусть форми-

рует свой индивидуальный идеал - свой образ оратора, человека, в совершенстве владеющего речью.

Риторика - наука о речевых коммуникациях всего общества. Разные виды речи изучим и мы. Слово сопровождает нас повсюду, поэтому будем изучать речь повсеместно: как вести бытовую беседу, как выступать на собрании, как корректно победить в споре, как писать документы и письма, наконец, почему такую роль играют сейчас телевизор и компьютер - ведь они тоже "речедеятели".

Риторика - учение о воспитании личности через речь. Только с помощью слова происходят научение, передача знания, организуется педагогическое общение. Слово - инструмент воспитания и образования человека.

Классические определения риторики

Аристотель: «Риторика - искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета».

Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Кошанский, учитель Пушкина: «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».

Цель риторики

Цель риторики - «раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление».

Риторика направляет ум и нравственность человека, а "уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному" (Н.Ф. Кошанский).

7

Манифест ритора

Назовем условно «Манифестом» основные положения и советы, которым должен следовать ритор в своих речах. Такие советы и рекомендации традиционно предлагаются в учебниках риторики и культуры общения. Прочитайте внимательно и обсудите с коллегами-друзьями данные положения, либо согласившись с ними, либо опровергнув. Обоснуйте в каждом положении ключевые слова, объяснив ваше понимание этих слов.

  1. Ритор - прежде всего достойный человек, добиваю
    щийся речевого успеха честным путем и открытыми
    доказательствами.

  1. Красноречие слагается из многих знаний и стараний,
    поэтому ритору требуется вдохновение и стремление к
    знанию.

  1. «Основания красноречия суть страсти» (М.М. Сперан
    ский), поэтому ритор тренирует волю и наводит на ау
    диторию нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и
    энергичное общение.

  1. Ритор шлифует ум и сознает, что «богатство языка есть
    богатство мыслей» (Н.М. Карамзин).

  1. Риторика - не краснобайство, она требует подготовки,
    эрудиции, опыта и тренировки.

  1. Всякую речь, которую ритор произносит публично, он
    предварительно готовит или продумывает.

  1. Ритор старается говорить спокойно и уверенно, доста
    точно громко и отчетливо, владея собой и аудиторией.
    Если ритор проигрывает, то проигрывает достойно.

  1. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а
    не к бумажке, на которой написан текст его выступления.

  1. Ритор говорит только то, что думает. При этом он все
    гда думает, что говорит, хотя и никогда не говорит все
    го, что думает и может сказать.




  1. Ритор использует только литературные слова и вы
    ражения, без лишних иностранных заимствований,
    стремится к богатству слов и выражений.

  1. Он произносит речь не словами, а фразами. Его фразы
    связаны и каждая из них завершается четко и ясно.

  1. Пауза - великое проявление мастерства. Пауза выделя
    ет наиболее значимые слова и формулировки. Долой
    пулеметность речи!

  1. Ритор стремится интонировать свою речь - и делает
    это естественно и умеренно.

  1. Он не заливается соловьем - говорит для людей, а не
    для самовыражения, поэтому контролирует реакцию
    аудитории, фиксирует заинтересованных и безразлич
    ных, дружественных и враждебных. Старается видеть и
    реагировать.

  1. Реплик из зала ритор не боится и реагирует по обстоя
    тельствам, не давая втянуть себя в дискуссию. Он дол
    жен сказать все, что намеревался.

  1. Завершение речи ритора энергично и оптимистично.
    Подъемом голоса и завершающей интонацией он пока
    зывает, что сказал все, что хотел сказать, и не забудет
    поблагодарить вас за внимание.

  1. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не
    мучает людей своими речами. Ведь речь насильно дей
    ствует на организм слушателя - предел этому насилию
    должен быть положен своевременно.

Задание:

  1. Назовите 3 пункта Манифеста, которые представля
    ются вам наиболее полезными.


  1. Какие из советов представляются вам спорными?

  1. Добавьте собственные советы.


  1. 8

Приветствие к началу работы семинара по риторике

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом работы семинара по риторике и культуре речи.

Я хочу пожелать вам риторических успехов, / которые сделают вашу жизнь счастливой, / окружающих вас людей - радостными, / а вас самих - уверенными в себе и благополучными. //

Для это вы должны быть любвеобильны и деловиты,

благожелательны и образованы, обаятельны и мастеровиты,

сообразительны и словоохотливы,

мудры и немногословны... // Как это может сочетаться в одном человеке? Как этого достичь? Возможно ли такое?

- Верьте в успех - и он придет! «Кажется, что счастье бежит, а оно у ног лежит...» Да здравствуют светлые мысли,

мудрые слова и

добрые дела!

Прочитайте этот текст вслух. В чтении избегайте декламации, старайтесь донести мысль до слушателей, в то же время будьте энергичны, пусть голос звучит полетно, а от вас исходит действенная эмоция.

Проанализируйте композицию этого текста. На какие части делится этот текст?

Напишите собственное пожелание к началу работы практического семинара.

Приветствие (с дополнениями) к началу работы семинара по риторике

Напишите и произнесите приветствие, делая собственные добавления.

Уважаемые коллеги риторы! Дорогие друзья!

Не без волнения поздравляю вас с началом работы нашей Школы риторики и культуры речи.

Слово - не звук пустой.

Как писал Горгий, один из первых учителей риторики, «слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Я уверен(а), что в будущем вы сможете стать властелинами ваших слов, а это прямой путь к душам и думам других людей.

Пусть ваши слова будут честны, ответственны, достойны. Наверняка вас ждут и чудеснейшие дела, потому что тот, кто владеет искусством слова, совершает великие дела - ведь «мал язык горами ворочает».

А тогда из сердца будет изгнан излишний, мешающий ора
торскому делу страх - страх перед той бездной, которая зовется
аудиторией. Правда, пусть останется творческое волнение за
свой успех, чувство ответственности за сказанное слово. Тогда от
плода уст своих вкусим добро, радость и веселье

10

11


Цветник мыслей

Приведенные ниже мысли можно было бы назвать полезными высказываниями, афоризмами, крылатыми выражениями. Мы объединяем их названием «Цветник мыслей» подобно тому, как прежде на Руси назывались рукописные сборники "Цветник " или "Пчела". Как пчела собирает мед с цветков, так книжник собирает изречения, афоризмы, притчи, суждения мудрецов. Это делается и с целью просвещения ума, и для того, чтобы использовать в будущей речи.

Воспользуйтесь этим классическим способом умственного просвещения: подобно "Пчеле", собирайте афоризмы, крылатые выражения, чтобы в нужную минуту достать их из копилки памяти и воспользоваться советами ученых, философов, мудрецов.

Прокомментируйте и развейте основные мысли и понятия.

S Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование. ...Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение обильным, запоминание - верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или расшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы.

S Я полагаю, что красноречием можно овладеть лишь сравнявшись в знаниях с образованнейшими людьми... Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

S «Красноречие руководствуется вкусами слушателей...» (Цицерон)

S «Риторика не может быть просто сноровкой и угодничеством, а должна быть сознательно проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика, по мысли Платона, есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость

в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в стройное и упорядоченное состояние...» (А.Ф. Лосев о Платоне)

■/ «Красноречие бывает истинное и мнимое. Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются...» (Н.Ф. Кошанский)

S «...Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть...» (А.Ф. Кони)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconИнформационный бюллетень Новые книги
Русская риторика : исторический аспект : учебное пособие для студентов вузов / В. И. Аннушкин; [худ. А. В. Алексеев]. М. Высшая школа,...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconУчебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconПрограмма дисциплины «Риторика и практическая стилистика русского языка» для 031300 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления «Журналистика»...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconЛабораторный практикум по микробиологии учебное пособие Для студентов вузов Кемерово 2005 удк
Е лабораторный практикум по микробиологии: Учебное пособие. / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово,...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconЛитература по предмету «Риторика»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов-на- дону, 2001
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» всех форм обучения (часть I)
Учебное пособие предназначено для изучения теоретической части курса «Ресторанное дело». Предназначено для студентов вузов, преподавателей....
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconУчебное пособие по практикуму по профессиональной коммуникации английского языка для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»
Учебное пособие предназначено для студентов-экономистов III курса факультета экономики и права мглу, рассчитано на 32 часа аудиторной...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconУчебное пособие по английскому языку часть I для I
Данное учебное пособие прнедназначено для студентов 1 курса миу и является первой частью пособия по общему языку
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов iconУчебное пособие для Вузов и гуманитарных школ Москва
История русской риторики: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр...
В. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов icon«Риторика»
Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница