Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие




Скачать 280.22 Kb.
НазваниеОбразовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие
Дата31.01.2013
Размер280.22 Kb.
ТипОбразовательная программа
Развитие коммуникативной компетентности учащихся

на занятиях «Диалог – центра»

(из опыта работы)


Валентина Васильевна  Маркелова

преподаватель высшей категории
педагог дополнительного образования
руководитель Диалог - центра

ГОУ гимназия №587
Фрунзенский район Санкт – Петербурга

«Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но, ради Бога,

размышляйте,

и, хотя криво – да сами»

Г.Э. Лессинг


Сегодня в обществе наблюдается коммуникационный «взрыв», в результате которого компетентность в сфере общения становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня современного человека.

Умение слушать, слышать и убеждать людей, продуктивно участвовать в дискуссиях, уверенно выступать перед аудиторией, а также навыки самопрезентации необходимы каждому человеку.

По оценке специалистов, современные старшеклассники становятся критичнее и самостоятельнее, прагматичнее и амбициознее. Ничего не воспринимают на веру, не спешат соглашаться с чужими мнениями, оценками, а требуют доказательности. Наши ученики нередко бывают категоричны в оценках поступков других, в своем глазу « бревна не видя». Утверждают свою правоту, не хотят, не желают понять правоты другого человека, вступают в баталии, которых могло бы и не быть… Поэтому формирование у детей навыков продуктивной дискуссии и эффективного слушания является, на наш взгляд, приоритетным направлением в образовательном процессе.

Диалог всегда был и остается востребованным в педагогической практике: диалог с самим собой и другим человеком, с социумом и миром человеческой культуры и природы.

Педагогический диалог, вхождение в контекст личностных проблем с новой системой смыслов, формулировка «выводов» из личностных коллизий и переживаний детей – все это имеет место в процессе организации тематических дискуссионных занятий в Диалог – центре гимназии № 587.

Но недостаточно понимать и познавать свои мысли и чувства, нужно учиться их выражать, объяснять и доносить до других – на выполнение этой задачи и направлена работа дискуссионного центра.

Образовательная программа двух уровней (5-8кл. и 9-11кл.) предполагает  развитие коммуникативной компетентности подростков и старшеклассников, расширяет сознание учеников, не дает им сумму знаний и готовые ответы на вопросы, а учит ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы, учит вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы:

В зарубежных школах, где диспуты и дискуссии едва ли не главный метод формирования взглядов и убеждений, специально обучают правилам доказательного и запоминающегося выступления».

И.П. Подласый. Педагогика. (Учебник для ВУЗов. 2003 г., с.113)

Формой проведения занятий в Диалог – центре являются представления – коммуникации (дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Понятие «дискуссия», по мнению М.В. Кларина, включает в себя «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «собрание коллектива».

Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).

Дискуссия помогает увидеть проблему с двух сторон и избежать одностороннего суждения.

Диспут-специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).



Развитие такой социально-значимой черты, как коммуникабельность, поможет подростку стать самостоятельным и креативным в выполнении

очень трудной работы – освоении способов взаимодействия со всеми сторонами жизни в обществе на всех уровнях:

I уровень – досуговый

II уровень – репродуктивный

III уровень – познавательный (исследовательская, поисковая деятельность)

IV уровень – творческий.

Опыт работы Диалог-центра позволяет говорить о личностно-ориентированной педагогической технологии, которая, по мере возможности, обеспечивает освоение и преобразование совместно с воспитанником поля его личностных проблем. И как показали занятия с учащимися 7-11 классов, востребованными в школе стали тематические классные часы - диалоги подростков и старшеклассников друг с другом и учителями по актуальным для них проблемам:

«Белая ворона» в коллективе…. Как ей быть?

Какие глаза у равнодушия?

«Красивая жизнь» - какая она?

Родина. Патриотизм. Какой смысл этих слов сегодня?

Герой моего времени… Кто он?

Как быть, если ты не нравишься окружающим?

Как сделать себя?

Как оценить свое собственное «Я»?

Обманчивый престиж…

Интересный человек – кто он?

Деньги и совесть.

Современный читатель – какой он?

Ромео, Джульетта и XXI век… и т.д.

Учитывая, что дети хотят быть не объектом, а субъектом своих действий, в гимназии созданы условия для внеклассной работы, в процессе которой ученики сами организовывают занятия, сотрудничая с классными руководителями, учителями. Эта модель взаимодействия, партнерских отношений между детьми и взрослыми дала возможность выйти на новый уровень диалога: ученики – учителя – родители, когда родители не только присутствуют на дискуссиях, но принимают активное участие в обсуждении с детьми важных вопросов и тем:

Портрет современной семьи… Каким ты его представляешь?

Надо ли учиться понимать состояние других людей?

Какие ценности ты выбираешь?

Как найти себя?

Самовоспитание - это увлекательно и нужно для жизни Так ли это? 14-15 лет Это «ещё» или «уже»?

«Хочу» и «надо»…Что для тебя важнее?

Как научиться взаимодействовать с родителями и не потерять свободу?

Как найти себя в профессии? и т.д.

Подготавливая тематические занятия, учащиеся знакомятся с принципами архитектоники выступления, учатся ясно и точно излагать свои мысли, с достоинством вести полемику и, конечно же, учатся говорить свободно и красиво, убеждать словом – «тончайшим прикосновением» к сердцу и уму.

В процессе дискуссий, выполняя  задания и  отвечая на вопросы, ребята

рассматривают обстоятельства реальные или смоделированные, при этом они поставлены в ситуацию развития мыслительных операций:

высказывают свою жизненную позицию, сравнивают, приводят аналогии, используют воображение и опыт прошлого, одновременно

учатся свою позицию обосновывать:

- моя позиция;

- краткое обоснование;

- возможные возражения;

- доказательства правильности моей позиции;

- заключение.

«Я не собираюсь связывать свою жизнь с экономикой, но этот диспут открыл мне все с другой стороны, и, может быть, я передумаю».

(Тема дискуссии: «Плюсы и минусы экономических профессий)

У. Голубничая

С целью стимулирования активности учащихся на внеклассных мероприятиях Диалог – центра используются:

- игры (организационно - деятельностные,  сюжетно - ролевые);

- соревнования;

- проекты;

- тренинги;

- обсуждения демонстрируемых фрагментов деятельности;

- подключение учащихся к организации хода занятия;

- система творческих заданий;

- индивидуальные и групповые консультации;

- рейтинговая технология оценки успехов.

Активизируют самостоятельную работу учеников и делают занятия эмоционально привлекательными такие приемы, как:

- «подача материала через противоречие» (парадокс);

- «сопоставление точек зрения»;

- «необычная ситуация».

Особое значение в этом плане имеет концовка дискуссии – «осознанная незавершенность»: ощущение недоговоренности, «белые пятна», сомнение преподавателя, приглашение к дальнейшему осмыслению - «подвесить дразнящий вопрос»…

Как показывает опыт, в процессе дискуссии очень важно относиться к ответам учеников, вариантам выхода из проблемной ситуации как к интеллектуальному, исследовательскому и творческом продукту…

Для многих детей открывается уникальная возможность проявить свой интеллект и аналитические способности, эмоциональную культуру и коммуникативные способности

И как результат, на каждом занятии появляются свои лидеры…

Нужно видеть счастливые глаза ученика, когда в процессе дискуссии за убедительность аргументов и тезисов одноклассники ему аплодируют! Кто знает, может быть, именно в этот момент начинается долгий и трудный путь – к успеху

В Диалог - центре полномочия ведущих дискуссии делегируются … самим детям! Надо ли объяснять, что такие возможности придали воспитательным занятиям совершенно иной статус?




Но, помимо желания вести диалог, необходимо и умение, а овладеть им бывает не всегда просто… Старшеклассники ответственно подходят к выполнению роли ведущих, понимая, что им надо

знать: проблему, литературу по теме, методику проведения дискуссии;

иметь: свою точку зрения, хорошую память, активных участников – одноклассников, авторитет, такт;

уметь: включать участников в дискуссию, управлять дискуссией, не уходить от главного, углублять проблему, слушать выступающих, анализировать, обобщать, делать выводы и т. д. (П. Н. Щербань).

В процессе подготовки занятия ведущие руководствуются «Памяткой полемиста»:

«Помните, что каждый имеет такое же право высказать свое мнение, как и вы.

Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью.

Умейте правильно выделить предмет спора и четко его сформулировать.

Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.

Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор…

Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его.

Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

Не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику.

Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.

Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными». (Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.,1991.С.121)


«Я думаю, что сама идея проведения дискуссий в Диалог-центре очень верная. Здесь нет обычного для других уроков опроса, не ставят оценок, если твое мнение не совпадает с точкой зрения большинства. А то, что занятие ведут ученики, добавляет ему большую значимость и искренность»

Григорий Чумаков

«Мне все очень понравилось, хотя я бы внесла несколько изменений: я хочу быть ведущей»

Света Васильева

«Интересно стоять на месте учителя, приятно давать кому-то новые знания» Рита Рыбина


«Мне очень понравилась подготовка дискуссии «Белая ворона» в коллективе… Как ей быть?» Было интересно работать с материалами. Очень понравился музыкальный номер. Хотелось бы еще раз побывать в роли ведущего. Надеемся, что продолжим работу с Валентиной Васильевной»

Катя Сергеева


В Диалог – центре, на  наш взгляд,  создаются   благоприятные  условия   для  развития   лидерских способностей подростков и старшеклассников: ведь лидерство – это свобода, выбор, ответственность…

Как влиять на других людей? Как сформировать команду вокруг себя и быть лидером? Как достигать цели и доводить все до конца?

На эти и другие вопросы ученикам приходится искать ответы в процессе подготовки внеклассных мероприятий. В итоге у них появляется уверенность в себе, развиваются поведенческая гибкость и такие качества, как:

- умение быстро принимать решения,

- настойчивость,

- компетентность,

- смелость,

- воля

- и, конечно же, коммуникабельность.

Побывав в роли ведущих дискуссии хотя бы один раз, ребята хотят снова и снова «выходить на аудиторию»:


«Предмет дискуссий – это не только вопросы морального плана, такие, как равнодушие в современной жизни, «белые вороны» в обществе, но и темы более практического содержания. Например, карьера или лидерство… Мне кажется, что такие занятия особенно важны для нас, выпускников, входящих во взрослую жизнь, ведь в наше время необходимо не только иметь точку зрения по многим вопросам, но и уметь внятно ее сформулировать.

Приобрести опыт выступлений перед аудиторией, умение заинтересовать слушателей - такие возможности дают занятия в Диалог – центре.

Я, например, проведя не одно занятие по теме «Как сделать карьеру?», на себе почувствовал, насколько растет уверенность, внутреннее ощущение правильности того, что ты делаешь»

Евгений Тюрин.


Кроме того, мы выносим на обсуждение вопросы, которые напрямую «работают» на развитие коммуникативной компетентности учеников.

Так, например, обсуждая тему «Как стать хорошим собеседником?» (5-6кл.), ученики получают информацию о том, как «принято» общаться, что нравится, а что не нравится людям в различных ситуациях общения.

Примерные вопросы беседы:

«Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой».

Как вы это понимаете?

Прокомментируйте следующие советы:

постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился;

ищите то, что вас сближает;

не кидайте в собеседника булыжники;

не размахивайте шпагой.

Понравится ли вам общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, демонстрирует свое превосходство?

- Что означает выражение « избиение под знаком юмора»?

- Следует ли собеседнику давать советы?

- Согласны ли вы с мнением, что в споре рождается истина?

- Как вы считаете, умение слушать – это тоже умение поддерживать беседу?

- Чем и как можно привлечь собеседника?

- Умеете ли вы «награждать» комплиментами?

- Согласны ли вы со словами А. Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»?

С учениками  5-х классов  интересно  проходит  обсуждение  типов собеседников (классификация П. Мицич):

вздорный человек, «нигилист»; «позитивный» человек; «всезнайка»; «болтун»; «трусишка»; хладнокровный, неприступный собеседник; незаинтересованный собеседник; «важная птица»; «почемучка».

Дети с удовольствием участвуют в различных тестах на умение общаться, делают первые шаги по самоанализу:

Умею ли я говорить?

  1. Правильно или нет поняли то, что я сказал?

  2. Что сказать, чтобы мой слушатель подготовился к восприятию главного?

  3. Обдумал ли я свои слова, прежде чем их сказать?

  4. Доброжелателен ли я, тактичен и выдержан?

  5. Слушатель не задал вопросов после того, как я высказал новую мысль. Он не понял ее?

  6. Ясно ли я выражаюсь? Мои высказывания были определенными или не очень?

  7. Поощрял ли я вопросы слушателя или был к ним равнодушен?

  8. Не злоупотреблял ли я терминами, непонятными слушателю?

  9. Какое впечатление  производят мои слова?  Внимателен  ли  слушающий меня?

  10. Улавливаю ли я мотивы собеседника?

  11. Не были ли мои слова предвзятыми и предубежденными?

  12. Не монополизировал ли я разговор?


С учениками 6 класса, например, интересно проходит занятие по предложенному алгоритму:

Заранее подготовьте интересное начало разговора.

Не задерживайтесь подолгу на одном вопросе.

Переключайте разговор с одной темы на другую.

На спорьте по каждому поводу, но и не соглашайтесь с тем, с чем не        согласны.

Приучайте себя внимательно, не перебивая, слушать собеседника.


Обсуждается мудрый совет Лафатера:

«Хочешь быть умным, научись

разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать

и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

В теме «Как научиться быть лидером?», подготовленной для классного часа восьмиклассников, делается акцент на вопросы № 2,3,6,9,11:


  1. Что значит быть лидером?

  2. Лидерами рождаются или становятся?

  3. Какими качествами должен обладать лидер?

- Можно ли все эти качества в себе развить?

  1. Лидерство и компромисс… Есть ли здесь взаимосвязь?

  2. «А как у нас с величием души?…»
    Не теряются ли в погоне за лидерством такие человеческие качества, как
    интеллигентность, доброта?

  3. Лидер и организатор… Одно и то же ли это?

  4. Можно ли стать лидером в классе, имея неудовлетворительные оценки?

  5. Быть лидером и быть успешным… Одно и то же ли это?
    - Что значит сегодня быть успешным?

  6. В чём проявляется неуверенность в себе?

  7. Как быть с неудачами на пути к успеху?

  8. Как вы понимаете слова В. Леви: «Заговори, чтобы я увидел?»



Примечание: классный руководитель выбирает для обсуждения с детьми только те вопросы, которые в данный момент наиболее актуальны для класса.


Аналогичный акцент делается и при работе над темой «С чего начинается путь к успеху?» (9кл.):

помимо обсуждения вопросов, на занятии составляется «характеристика» преуспевающего человека, где особо подчеркивается умение общаться

и контактировать с окружающими.

Опыт показывает, что активные дискуссии с четко заданной ролевой установкой стали для наших детей школой практической современной риторики и коммуникативной культуры.

В центре внимания, как правило, вопросы: правильность и точность, выразительность и логичность речи, создание композиционной структуры выступления. Обсуждаются специфика бытового и делового общения, принципы умелого выражения своих мыслей, условия эффективного слушания, приемы обратной связи, стратегия прорыва и т.д.

Примечание:

руководителем дискуссионного клуба разработана не только технологическая составляющая Диалог – центра, но и научно – методические материалы по формам, методам и функциям классного часа, сценарные планы воспитательных мероприятий, схемы анализов внеклассных занятий для самоанализа и самоконтроля, методика подготовки и проведения дискуссии (Маркелова В.В. Классный час как педагогическая проблема в системе воспитательной работы. ВИПКРО. Воронеж -1994, 1998 (часть 2)


В старших классах особое внимание при подготовке дискуссий уделяется индивидуальной работе с учащимися - ведущими:

- по содержанию темы (консультации, мозговой штурм);

- технологии управления дискуссией (тренинги, тренировочная полемика); - составлению сценарного плана;

- координации совместных действий отдельных групп учащихся. выполняются  различные упражнения на  развитие  умений контактировать с аудиторией – например, простейшие навыки общения:

- войти в пустой класс, поздороваться, «привлечь» к себе внимание, используя мимику и пантомимику;

- обратиться к товарищам с просьбой, требованием, похвалой, вопросом, намеком.


Вызывают интерес будущих ведущих упражнения:  

сбор  внимания  по  «кругам  внимания»  (К.С. Станиславский):

ученик – малый круг внимания,

группа учеников – средний круг,

весь класс - большой круг;

-  на  «вдохновение»: как  настроиться на  удачу   и  заставить  себя улыбнуться?

- выявление мотивов поведения аудитории: предположить, как будут реагировать на ваше     выступление ребята из  класса, на помощь и поддержку кого можно рассчитывать…

-  контроль  за  инициативой:  в  разговоре  с  товарищами,  не перебивая собеседника, постараться стать лидером  контакта и т.д.

На занятиях с творческой группой выполняются, например, следующие упражнения:

- используя  заранее  подготовленную  информацию,  добиться внимания и полной тишины, не повышая голоса и не используя критику и замечания;

- контролируя  инициативу,  использовать  прием  смены мизансцены;

- отработка  приема  неадекватности  реагирования  (если собеседник повышает голос, начинать говорить тихо и наоборот);

- использование  принципа  партнерства  («выйти» в  аудиторию);

- использование  нейтрального  вопроса  при  установлении контакта и т.д.

Психологической основой для успеха в общении могут стать замечательные слова   В.А. Сухомлинского о слове,   если тонко и  умело в   начале тематического классного часа настроить детей на их восприятие:

«Слово может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой,     возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную     ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе     слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное -     приносит беду…»

Понимая, что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и «терапевтический эффект воздействия, когда в процессе общения развиваются тесные связи между мыслями, чувствами и поведением, мы разработали для ведущих памятку «Отношение к словам» из основ психолингвистики:

«Все те слова, которые применяются вами в роли ведущего, должны быть вычислены. Не удивляйтесь, слова можно вычислять для того, чтобы оценить степень их воздействия. Оказывается, человек оценивает не образы, которые  стоят         за словами, а сами слова.

(Открытие существования оценки слов и метод выяснения этих оценок   предложил Чарлз Озгуд)

Слова, которые оценивает человек на протяжении всей жизни, делятся на три             класса:     положительные, нейтральные и отрицательные. При этом существует          20 пар признаков, по которым оценивается каждое слово родного языка:

хорошее – плохое; нежное – грубое; женственное – мужественное; светлое – темное;

активное – пассивное; сильное – слабое; быстрое – медленное; красивое- безобразное;  легкое – тяжелое; безопасное – устрашающее; величественное – низменное; яркое – тусклое; радостное – печальное; громкое -      тихое; доброе –злое; гладкое – шероховатое; округлое – угловатое; могучее– хилое; подвижное – медлительное; большое – маленькое.

На практике не используются все 20 пар признаков. Как правило, используют самые значимые пары: 1, 4, 5, 6, 8, 10, 17. Положительные оценки в шкале «хорошее - плохое» имеют следующие существительные: береза, свет, вода, мама, звезда, море, берег, весна и т.д.

Нейтральные (вблизи нуля) имеют: партнер, палец, будильник, жидкость, шкаф и т.д.

Отрицательные оценки: вопль, хам, холод, страх, бомба, тьма, холера, ужас и т.д.

Если вы произносите речь, в которой будут содержаться только нейтральные слова, то и отношение к ней будет нейтральным. Постепенно можно научиться составлять словарь делового внушения.

Желаем успехов!)


Участвуя в дискуссионных мероприятиях, учащиеся овладевают основами коммуникативной культуры постепенно - начиная от высказывания своей позиции в экспресс – обсуждениях, репродуктивных беседах и заканчивая участием в полемике – диспуте:


ЭКСПРЕСС-ОБСУЖДЕНИЕ БЕСЕДА ДИСПУТ


Отношение Поиск, Защита

к конкретному факту нравственный выбор собственной

точки зрения,

переубеждение

другого


5- 6 классы 7- 8 классы 19-11 классы


По мере приобретения опыта участия и ведения дискуссии старшеклассниками может быть подготовлена тематическая программа диалог- шоу с элементами театрализации.

Так, по теме «Блокадному Ленинграду посвящается…» (7- 8кл.) нам удалось такое «технологическое» решение, где были использованы:

дискуссия – живой диалог детей и ветеранов, совместное обсуждение вопросов;

репортаж – информационный материал;

театрализация  – музыка,   хореография, театрализованные фрагменты.


В 10 -11классах успешно проходит диалог - шоу «Ромео, Джульетта и XXI век» и т.д.

Из отзывов ребят:

«Побольше бы таких праздников

Дарья Зайцева

«Мне все очень понравилось, хотя я бы внесла несколько изменений: я хочу быть ведущей». Юля Климина

«Я очень рада, что участвовала в этой дискуссии, тем более в роли ведущего. Я почувствовала ответственность, уверенность перед одноклассниками. Это все очень приятно. Немного сложно было разговорить ребят, но все-таки все получилось. Я бы очень хотела принять участие еще раз в подобном мероприятии»

Лера Антонович

Для ведущих дискуссии представляется возможность поучаствовать в очень серьезной деловой игре… Помимо знакомства с технологией проведения дискуссии, работа в парах, когда учащиеся - ведущие непосредственно взаимодействуют друг с другом, дает возможность на уровне переживаний проработать конкретные личные вопросы и поддержать своего партнера.

Важно говорить с учениками об эмпатии – глубоком проникновении во внутренний мир другого человека, умении сочувствовать и сопереживать… Иногда ведь дети в роли «учителя» могут обидеть товарища, не дать ему вовремя слова, не заметить активность или, напротив, нежелание в данный момент говорить и т.д.

Ребята не без интереса обсуждают коммуникативные права и обязанности личности:

- право на свою систему ценностей

- право быть автором своего поведения

- право на честь и достоинство

- право на своеобразие

- право на независимость

- право на свою точку зрения

- право на свободное высказывание и отстаивание своей точки     зрения

- право на доверие собеседника

- право понять, прояснить точку зрения собеседника (право на     вопрос)

- право на сомнение

- право на изменение своей точки зрения

- право на творчество и искреннее заблуждение (право на ошибку)

- право на чувства и их проявление

- право на личную тайну (искренность и откровенность)

- право строить общение на принципах диалога

независимо от статуса личности

- право на защиту своих прав (корректное противостояние)


Коммуникативные обязанности:

- обязанность соблюдать все аналогичные права собеседника.
Для занятий с ведущими в Диалог – центре разработана тематика тренингов по управлению дискуссией:

  1. Создание условий эмоционально - психологичсеской успешности диалога.

  2. Эффективность вступительного слова:

- приемы установления контакта;

- структура вступительного слова;

- технология постановки вопросов с позиции скрытого противоречия, вариативности ответов, конкретности, формирования готовности аргументировать свою точку зрения;

- памятка полемисту;

- элементы творчества.

  1. Технология управления диалогом:

- создание ситуаций интеллектуального затруднения;

- стимулирование вопросов друг к другу, «регулирование» высказываний, тактичные сталкивания различных точек зрения;

- соблюдение логического плана, акцентирование внимания на главных вопросах разговора;

- динамизм и ритм диалога;

- активизация внимания.

  1. Эффективность заключительного слова:

- обобщение выступлений, убедительность;

- определение наиболее интересных и удачных участников диалога;

- реализация функций:

  • познавательной;

  • общения;

  • нормативно-оценочной;

- элементы творчества.

Кроме выполнения функций ведущих, ребята с удовольствием включаются в роли аналитиков, психологов, оформителей, организаторов, дипломатов и т.д. – создается творческая группа.

При этом уточняются ролевые функции:

- организатор (но не контроллер, инспектор, «начальник»);

- коммуникатор (а не всего лишь информатор, оратор, ритор);

- интерпретатор (а не просто источник, носитель, транслятор информации),

- дипломат как образец корректности, толерантности, достоинства;

- инициатор действий, генератор идей, координатор совместных усилий и т.д. 

Творческая группа становится одной дружной командой на всех этапах занятия – подготовки, проведения дискуссии, рефлексии. Творчество в общении проявляется в виде высокой активности детей и характере общения – сотрудничестве, взаимопомощи.

Мы понимаем, что успех ученика в дискуссии не может быть мелким или крупным – он бывает замеченным или незамеченным….

Поэтому ориентация на успех стала обязательным правилом Диалог - центра, а поощрение (возможность стать лидером дискуссии) – закономерно ожидаемым результатом:

«Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми спорщиками».

Д. С. Лихачев.




К разработке критериев оценивания результатов коммуникативной подготовки привлекаются сами ученики – создается экспертная группа.


Завершает процесс взаимодействия педагогов и школьников в проблемно – ценностной дискуссии рефлексия:

- выступления учащихся – экспертов (аналитиков, психологов) и определение лидеров;

- краткий отзыв участников дискуссии;

- заполнение «визитной карточки» занятия;

- поощрения, призы;

- беседа с ведущими.

В работе с ведущими, помимо мотивационного, важен рефлексивно-оценочный этап: анализ своей деятельности, оценка эффективности реализации поставленных задач. Развитию способности к рефлексии, умению адекватно оценивать свою личность помогает анализ

причин неудачного общения:

Проанализируйте ход занятия, отметьте не только свои плюсы, но и достоинства и         недостатки в аргументации своих оппонентов, сделайте для себя   выписки типа «что         я сделал не так» и т.д.




Привлечение к дискуссии (и особенно к рефлексии) внешних экспертов придает занятиям учащихся еще большую значимость.


«Здесь мне помогли раскрыться, научили не стесняться своего мнения»                                                                                                       Лера Антонович

«Одна из самых сильных сторон занятий Диалог-центра для меня – это возможность участвовать в обсуждениях и в качестве ведущего, и в качестве слушателя. Ты можешь представить себе ситуацию с двух сторон: с одной стороны, сидя в классе и замечая ошибки других, а с другой, стоя перед аудиторией и понимая все сложности выполнения функций организатора и руководителя»…

Рита Паничева


Специфическое поведение педагога во время дискуссии

(отход от сугубо ролевого поведения, высокая степень открытости в общении, неиспользование психологических защитных реакций - повышение тона голоса, закрытые позы, навязывание учителем своих логик, оценок и выводов и т.д.)

помогает стремлению участников диалога вызвать эмоциональный отклик друг друга на обсуждаемые смыслы… и, конечно же, предостеречь от

демонстрации способностей к беллетристическим обобщениям… и пустой траты времени.

Живое общение невозможно заменить общением через средства коммуникации – компьютер, телевизор, телефон и т.д.

Живое общение – это интерес к тому, чем живут наши дети, что их волнует…

Искренняя заинтересованность и эмоциональная чуткость учителей, классных руководителей гимназии создают условия для успешного развития коммуникативной компетентности учащихся на занятиях Диалог – центра.


Список используемой литературы:


1. Маркелова В.В. Классный час как педагогическая проблема  в системе воспитательной работы. ВИПКРО, Воронеж - 1994, 1998 - (часть 2)
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1978
3. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. - СПб: Питер, 2008
4. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.: Экономика, 1987
5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991
6. Сопер П. Основы искусства речи: Пер.с англ.- М.,1992
7. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //
"Управление начальной школой"  №3, 2009




Похожие:

Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа дополнительного образования объединения «Бумажные превращения»
Образовательная программа «Бумажные превращения» предполагает развитие воображения, наблюдательности, способности воспроизведения,...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа Предмет Название учебной программы
...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа «Любимый город для самых маленьких школьников»
Данная образовательная программа имеет краеведческую и художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа на III ступени образования
...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconИнтеграция уровней сердечного ритмогенеза: генератор ритма сердца в мозге
Центральный генератор обеспечивает адаптивные реакции сердца в естественных условиях. Интеграция двух иерархических уровней ритмогенеза...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconМетодические рекомендации для педагогов
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconГ. В. Можаева Развитие современного общества характеризуется процессами глобализации, отражающими специфику перехода к обществу знания, формирование которого предполагает определенную корректировку направлений стра
Это связано с тем, что наибольший системный эффект от использования потенциала вузов может быть достигнут при объединении их усилий...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа «В мире информатики»
Программа предназначена для детей от 13 до 18 лет и рассчитана на срок от 2 до 5 лет. Образовательная программа предполагает как...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconНепосредственно образовательная деятельность
Образовательная область: труд (рукотворный мир), социализация + коммуникация (развитие речи), познание (развитие сенсорной культуры),...
Образовательная программа двух уровней (5-8кл и 9-11кл.) предполагает развитие iconОбразовательная программа «Волшебный клубок»
Программа кружка Волшебный клубок имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает общекультурный уровень усвоения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница