Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье»




НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье»
Дата11.09.2012
Размер0.79 Mb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.


Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Драаомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 — М.:Вентана~Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

а также методических пособий для учителя.

1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова ТА., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. ~ 160с; ил.;

2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;

3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.;

4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.

5). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1). Драгомилов А.Г,, Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.М.: Вентана-Граф, 2006;

2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Человек»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Специальные обозначения

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор уча-

цихся).


Тематическое планирование


урока



Дат


план




а


факт



Темы уроков


Тип урока


Элементы содержания


Домашнее задание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Элементы дополнительного содержания



1


2


3


4


5


Введение. Организм человека. Общий обзор организма человека.

(5часов)


Введение. Организм человека. Общий обзор.

Биосоциальная природа человека


Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.


Ткани животных и человека. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей


Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.


Зачет по теме: «Организм человека. Общий обзор»




Знакомство с учебником и рабочими тетрадями.

Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.


Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда социальная среда, биосоциальная природа человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Д/з: §1,2

Комбинированный урок


.


Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Д/з: §3

Комбинированный урок


Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Д/з: §4

Комбинированый урок


Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.

Д/з: §5

Комбинированный урок


Урок контроля и оценки знаний.

Д/з: повторить тему





Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Сравниватьчеловека с представителями класса Млекопитающие, отряда Приматы и делать вывод на основании сравнения.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классуМлекопитающие, отряду Приматы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.


Называть

  • органоиды клетки;

  • процессы жизнедеятельности клетки;

  • роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.


Давать определение понятию ткань.

Изучатьмикроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называтьосновные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основании их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.





Вопросы после Введения.

Рабочая тетрадь №1: работы №1 и 2


Вопросы после §1 и 2, Рабочая тетрадь №1: работы №4 и 5


Вопросы и задания после §3,

Рабочая тетрадь №1: работы №6-10 и 13


Выполнение лабораторной работы№1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Вопросы и задания после §4,

Рабочая тетрадь №1: работа №14


Выполнение лабораторной работы№2 «Растознавание на таблицах органов и систем органов человека»

Вопросы и задания после §5,

Рабочая тетрадь №1: работы №17 и 18


Задания «Проверьте себя» на с.32, 33





Синапс Нейроглия


Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий





6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


2 6


27


28


29


30


30


31


32


33


34


35


3 6


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69.


70




Тема2

Опорно-двигательная система.

(7часов)

Опорно-двигательная система.


Строение, состав и соединение костей.


Скелет головы и туловища.


Скелет конечностей.


Строение и работа мышц.


Первая помощь при травмах. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы


Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система»


Тема33

Кровь и кровообращение (7 часов


Внутренняя среда. Значение крови и ее состав .Лабораторная работа «Сравнение крови человека с кровью лягушки»


Иммунитет.


Тканевая совместимость и переливание крови.


Строение и работа сердца.


.Круги кровообращения

Движение лимфы. Движение крови по сосудам.


Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.


Контрольная работа по теме: «Кровь и кровообращение».


Тема4.

Дыхательная система

дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхания.


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.


Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа «Определение влияния дозированной физической нагрузки на частоту дыхания


Болезни органов дыхания и их предупреждение.


Первая помощь при поражении органов дыхания.


Контрольная работа по теме: «Дыхательная система»


Тема 5

Пищеварительная система

(5 часов)

Пищеварительная система. Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.


Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Лабораторная работа «Действие ферментв слюны на крахмал»


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.


Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.


Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система».


Тема 6

Обмен веществ и энергии. Витамины. Мочевыделительная система. Кожа. (7 часов)

О


бменные процессы в организме. Выделение. Покровы тела.


Витамины.


Строение и функции почек.


Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.


Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.


Контрольная работа по темам: «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа».


Тема7

Эндокринная и нервная системы.

(7 часов)


Эндокринная и нервная системы.


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в организме.


Значение, строение и функционирование нервной системы.


Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция


Спинной мозг: строение и функции.


Головной мозг: строение и функции.


Зачет по темам: «Эндокринная и нервная системы».


Тема8

Органы чувств и анализаторы

(5 часов)


Как действуют органы чувств и анализаторы.


Орган зрения и зрительный анализатор.


Заболевания и повреждения глаз.


Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.


Органы осязания, обоняния, вкуса.


Контрольная работа по теме: «Органы чувств и анализаторы».


тема 9

Поведение и психика

(6 часов)

Врождённые и приобретённые формы поведения.


Закономерности

работы головного мозга.


Биологические ритмы. Сон и его значение.


Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.


Воля и эмоции. Внимание.


Динамика работоспособности. Режим дня.






Зачет по теме: «Поведение и психика».


Тема10. Индивидуальное развитие организма

(5 часов)

Половая система человека.


Наследственн

ые и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.


В


нутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.


Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Вред наркогенных веществ.


Личность и её особенности.


Контроль знаний по курсу «Человек».


Повторение (7 ч.)_


Повторение темы «Организм человека. Общий обзор.»

Повторение темы «Опорно- двигательная система»

Повторение темы «Кровь. Кровообращение» «.Дыхательная система»

Повторение темы «Пищеварительная система». «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система»


Повторение темы «Эндокринная система. Нервная система.»


Повторение темы «Органы чувств. Анализаторы»


Повторение темы «Поведение и психика»

«Индивидуальное развитие организма»



Строение и функции опорно-двигательной системы.


Комбинированный урок.

Кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей(неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставный хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Д/з: §6


Комбинированный урок


Строение и функции опор-ной системы. Скелет голо-вы: отделы черепа (мозго-вой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, те-менная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнече-люстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы озво-ночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Д/з: §7


Комбинированный урок.


Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье; локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро; бедренная; голень; малоберцовая и болшеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Д/з: §8

Комбинированный урок


.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Д/з: §10,11


Комбинированный урок.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Травмы: переломы, вывих, растяжение связок. Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма.

Факторы риска-гиподинамия.

Д/з §9,12

Проверить правильность осанки (с.59), наличие плоскостопия (с.61), гибкость позвоночника (с.62).

Комбинированный урок

Д/з: повторить тему

Урок контроля и коррекции знаний.


Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Д/з §14

Комбинированный урок


.


Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Д/з §15

Комбинированный урок.


.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус фактор.

Д/з §16

Комбинированный урок.


Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности)и

Д/з §1Комбинированный урок.


Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Причины движения крови по сосудам. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной поток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Связь кровеносной и лимфатической систем. Значение лимфо- и кровообращения

Д/з §18,19

Комбинированный урок.


Нейрогуморальная регуля-ция работы сердца и сосу-дов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регу-ляция. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт).Пульс. частота сердечных сокращений. Фу-нкциональная проба. Вредные привычки, их вли-яние на состояние здоровья. Факторы риска-гиподина-мия. Артериальное , вено-зное и капиллярное кровотечения. Приемы ока-зания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрут-ка. Давящая повязка.

Д/з §20,21

Урок контроля.


Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань – орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиаль-ное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ.

Д/з: §23

Урок- лекция


Система органов дыхания (легкие, пристеночная и ле-гочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. Обмен газов в легких и тка-нях.

Д/з §24

Комбинированный урок.


Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная ре-гуляция дыхания (дыха-тельный центр продолгова-того мозга, высшие дыхате-льные центры коры больших полушарий головного мозга).

Д/з §25,26

Комбинированный урок.


Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Д/з §27,28

Комбинированный урок.


Урок контроля.


Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение.

Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Д/з: и §29, 30

Комбинированный урок.


Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза.

Д/з: §31, 32

Комбинированный урок


.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Д/з: §33


.

Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Д/з: §34, 35

Комбинированный урок.


Урок контроля.


Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Определение норм питания. Выделение. Покровы тела. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил .

Д/з: §36,37

Комбинированный урок


Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А,В1, С, D. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Д/з: §38

Комбинированный урок


Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон-функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Д/з: §39


Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Д/з: §40

Комбинированный урок.


Комбинированный урок.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины.

Д/з: §41,42


Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Д/з: §43

Комбинированный урок


Урок контроля и оценки знаний.

Д/з: повторить тему


Эндокринная система. Нервная система. Нейрогуморальная регуляция

Д/з:

Комбинированный урок.


Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы ( болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Д/з: §44 и 45

Комбинированный урок


.


Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Д/з: §46Комбинированный урок.


Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Д/з: §47,48

Комбинированный урок.


Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Д/з: §49

Комбинированный урок


Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Д/з: §50 комбинированный урок.


Урок контроля и оценки знаний.

Д/з: повторить тему


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Д/з: §51

Комбинированный урок.


Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаз . склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Д/з: §52

Комбинированный урок.


Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Д/з: §53

Комбинированный урок


Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Д/з: §54

Комбинированный урок.


Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений-результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Д/з: §55

Комбинированный урок.


Д/з: повторить тему


.\


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность

Д/з 56

Комбинированный урок


Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Д/з: §,57, обобщение на с.221

Комбинированный урок.


Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Д/з: §59

Комбинированный урок.


Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Д/з: §60

Комбинированный урок


Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

д /з 61

Комбинированный урок


эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Д/з: §61,62

Комбинированный урок.


Урок контроля и оценки знаний.

Д/з: повторить тему


Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Д/з: §63

Комбинированный урок.


Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Д/з: §64

Комбинированный урок.


Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Д/з: §65

Комбинированный урок


Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Д/з: §66

Комбинированный урок.


Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Д/з: §67


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.





Называть функции опорно-двигательной системы, особенности скелета человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека и основные группы мышц.


Устанавливать взаимосвязь

  • между строением и функциями костей;

  • между строением и функциями скелета.



Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь:

Между строением и функциями скелета.


Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;

Устанавливать взаимосвязь:

Между строением и функциями скелета.


Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.


Использовать приобретенные знания и умения для:

Соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

оказания первой помощи при травмах;

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

*соблюдения мер профилактики нарушения осанки.


Называть признаки биологических объектов:

*составляющие внутренней среды организма;

*составляющие крови (форменные элементы);

*составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями.


Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.


Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.


Называть особенности строения организма человека – органы кровеносной системы; признаки (особенности строения)биологического объекта – сердца.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца


Давать определения понятиям: аорта,

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

*систему органов кровообращения;

*органы кровеносной системы.

Характеризовать:

*сущность биологического процесса- транспорта веществ;

*сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимо связь между кровеносной и лимфатической системой.


Характеризовать сущность биологических процессов:

*регуляции жизнеде-ятельности организма;

*автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормо

нов в организме.

Анализировать и оце нивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно-сосудмстой системы).

Использовать пробретенные знания для:

*проведения наблюде ний за состоянием соб ственного организма;

*прфилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); оказания первой помощи при травмах (повреждении сосудов).


Называть особенности строения организма человека – органы ды-хательной системы.

Распознавать и описы вать на таблицах осно вные органы дыхательной системы человека.


Характеризовать сущ-ность биологического процесса дыхания.

*Устанавливать взаи-мосвязь между строением и функциями органов дыхания.


Характеризовать сущ-ность процесса регуляции жизнедеятельности организма.


Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер про-филактики инфекцион ных и простудных за-болеваний, вредных привычек (курения); для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении


Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.


Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.


Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

*сущность биологического процесса питания, пищеварения;

*роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.


Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

*сущность биологического процесса питания, пищеварения;

*роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.


Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Использовать приобретенные знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

*профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

*оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

*проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.


Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:*сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ;

роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ и рациональной организации труда и отдыха.


Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержаться.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.


Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Использовать приобретенные знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы;

*профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.


Называть особенности строения и функции кожи человека.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.


Использовать приобре

тенные знания для:

*соблюдения мер профилактики вредных привычек;

*оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.


Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.


.

Распознавать и описывать на таблицах органы нервной и эндокринной систем.


Называть:

*особенности строения и работы желез эндокринной системы;

*железы внутренней секреции;

*железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Давать определение понятию гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.


Давать определения понятию рефлекс.

Называть:

*особенности строения нервной системы;

*принцип деятельности нервной системы;

*функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.


Называть: *отделы нервной системы, их функции;

*подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

Сущность регуляции жизнедеятельности организма;

*роль нервной системы и гормонов в организме.

*Установить взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.


Называть:

*особенности строения спинного мозга;

*функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.


Называть:

*особенности строения головного мозга;

*отделы головного мозга;

*функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать:роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 194-195.


Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

*органы чувств человека;

*анализаторы;


Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.


Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

*воздействие факторов риска на здоровье;

*влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

*профилактики вредных привычек.


Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

*воздействие факторов риска для здоровья;

*влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;

*профилактики вредных привычек.


Называть:

*особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов.


Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

*особенности работы головного мозга;

*сущность регуляции жизнедеятельности организма.


Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.


Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека ( речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

*организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).


Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоций), их значение


Использовать приобретенные знания для:

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

*организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать факторы риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобретенные знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

*женскую и мужскую половые системы;

*органы женской и мужской половой систем.


Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.


Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

*профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).


Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для :

*рациональной организации труда и отдыха;

* соблюдения правил поведения в окружающей среде.




Вопросы 1,2 на с.39


Вопросы после §6,

Рабочая тетрадь №1: работы №26- и 29


Рабочая тетрадь №1 работы № 26-29


Выполне-ние лабора-торной работы №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Рабочая тетрадь №1 работа 30


Вопросы после §10 Рабочая тетрадь №1 работы №33 – 37.

Вопросы после 11. Раб тетрадь №1 работы №38,39.

Выполнение Лабораторной работы №4 «Выявление влияния статической и динамичес-кой работы на утомление мышц» и выводы к ней.


Вопросы после §12. Раб.тетрадь №1, работы №31,32; 40-43


Задания «Проверьте себя» на с. 66-67 учебника


Выполнение лаб.раб. №5 «Изучение микроскопического строения крови».

Вопросы после §14. Рабочая тетрадь №1, работы № 48-51.


Вопросы после § 15, Раб. тетрадь №1, работы № 53-57


Вопросы после §16. Рабочая тетрадь №1 работы № 58,59.


Вопросы 1-4 после §17 Рабочая тетрадь №1 работы № 61-64.


Вопросы после §18, 19. Рабочая тетрадь №1 работа № 67.


Вып.пр.раб. «Подсчет ударов

пульса в по

кое и при физической нагрузке»

Вопросы после §20, 21.Рабочая тетрадь №1 работы № 69-79


Задания «Проверьте себя» на с. 99-100 учебника


Вопросы после 23 Рабочая тетрадь №1 работы №80,81,82,83.


Вопросы после 24. Маш Р.Д. задиния № 133,134. Рабочая тетрадь №1 работы № 84,85.


Вопросы после §25,26. Выполнение лаб.раб. №6 «Определение частоты дыха-ния».

Рабочая тетрадь №1 работы № 86-90.


Вопросы после §27, 28. Рабочая тетрадь №1 работы №91,92, 94-96


Задания «Проверьте себя» на с. 120-121 учебника


Вопросы после §29, 30. Рабочая тетрадь №1 работа №97, 99, 100


Выполнение лабороторной работы №7 «Действие ферментов слюны на крахмал» и выводы к ней. Вопросы после 31,32(1-5). Рабочая тетрадь №1 работы № 101-105.


Вопросы после §33 Рабочая тетрадь №1 работа № 108-114.


Вопросы после §34, 35. Рабочая тетрадь №1 работы № 116-118,119-124. Выполнение практ. раб. «Измерение массы и роста своего организма».


Задания «Проверьте себя» на с. 145, 146 учебника


Выполнение практической работы «Определение норм рационального питания».Вопросы после §36, 37 Рабочая тетрадь №2 работы № 122-127.


Вопросы после§ 38. Рабочая тетрадь №2 работа № 128


Вопросы после §39. Рабочая тетрадь №2 работы № 129,130


Вопросы после §40. Рабочая тетрадь №2 работы № 131-133


Вопросы после §41, 42. Рабочая тетрадь №2 работы № 134-138.


Вопросы после §43. Рабочая тетрадь №2 работы № 139-142


Задания «Проверьте себя» на с. 171, 172 учебника


Рабочая тетрадь №2 работы № 150, 151


Вопросы после § 44 и 45. Рабочая тетрадь №2 работы № 143-149


Вопросы после § 46. Рабочая тетрадь №2 работы №152,153


Вопросы после §47,48. Рабочая тетрадь №2 работы №154,155


Вопросы после §49. Рабочая тетрадь №2 работы 157,158


Выполнение лаб. раб. №8 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».Вопросы после §50. Рабочая тетрадь №2 работы № 159-163.


Задания «Проверьте себя» на с. 194-195 учебника.


Вопросы после §51 Рабочая тетрадь №2 работа 164


Выполнение лабораторной работы № 9 «Изучение изменения размера зрачка». Вопросы после §52. Рабочая тетрадь №2 работа 165,166


Вопросы после §53. Рабочая тетрадь №2 работы № 167,168.


Вопросы после §54. Рабочая тетрадь №2 работы № 169,170.


Вопросы после §55. Рабочая тетрадь №2 работы № 171,174.


Задания «Проверьте себя» на с. 211-212 учебника.


Вопросы после §56,57,58. Рабочая тетрадь №2 работа № 175, 176


Вопросы после §59. Рабочая тетрадь №2 работа № 179.


Вопросы после §60. Рабочая тетрадь №2, работа № 180 -186.


Вопросы после §61. Рабочая тетрадь №2 работа № 188-193


Вопросы после 62. Рабочая тетрадь №2, работа № 194, 195.


Задания «Проверьте себя» на с. 236-237 учебника.


Вопросы после§ 63, рабочая тетрадь №2 работы №196-199.


Вопросы после§ 64. Рабочая тетрадь №2, работа №200


Вопросы после§ 65. Рабочая тетрадь №2, работы №201-202


Вопросы и основные понятия после 66. Рабочая тетрадь №2, работа №203

Выполнение практической работы «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»


Вопросы после § 67. Рабочая тетрадь №2, работа №204



Тренировочный эффект и способы его достижения.


.


Белки эритроциты, А,В, антитела


Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект.


Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыханиенепрямой массаж сердца.


Форма и функции зубов. Зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.


Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.


Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского П.К. Анохина и их роль в создании учения о высшей нервной деятельности.


Сновидения.


Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.


Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу.


Календарный , биологический и социальный возрасты человека.



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» авторов А.
Примерной программы среднего ( основного) общего образования автора И. Н. Пономаревой
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования.
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconДрагомилов А. Г., Маш Р. Д. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по курсу «биология» 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница