Скачать 116.07 Kb.
|
Катречко С.Л. Самостоятельная работа Специфика современного искусства (ХХ — нач. ХХI вв.)? [ред. от 31.03.2012; почти что финальная, работу можно писать ней, существенных изменений уже не будет] По существу, данная работа является продолжением сам. работы «Что такое искусство? Какова его природа/сущность?». Она предполагает осмысление бытования современного искусства в ХХ — XXI вв., или того, что ранее было названо пост-искусством, на основе проработки ряда текстов, минимальным набором из которых выступают следующие: Литература для самостоятельной проработки 1: 1. Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства (http://www.philosophy.ru/library/ortega/dehume.html; или см. его сборник: Эстетика. Философия культуры (http://www.philosophy.ru/library/ortega/ortega_estetica.pdf); 2. В. Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости; 3. К. Гринберг Авангард и китч. 4. Современный текст по современному искусству (типа какого-либо манифеста модернизма). [Кроме того необходимый материал по данной теме содержится в учебниках; см., например: В.В. Бычков «Эстетика» и/или И.П. Никитина «Философия искусства» // «Эстетика». Вместе с тем ниже я привожу гораздо больший набор текстов по теме, освоение (проработка) которых также желательна для осмысления феномена современного искусства, хотя данные тексты приведены здесь, скорее, в целях Вашего самообразования. Вместе с тем Вы можете написать и один из расширенных вариантов работы. Первый из них связан с освоением эстетической концепции Ницше, его пониманием искусства как «борьбы» двух начал: дионисийского и аполлонического. Второй — с изложением концептуальных основ и специфики какого-либо современного стиля искусства, что предполагает, наряду с освоением п. 4 списка лит-ры, проработку дополнительных текстов, осмысляющих феномен модернизма/постмодернизма (см. приложение ниже)] В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что начало ХХ века характеризуется глубинным кризисом [классического] искусства, следствием и разрешением которого выступает появление нового (= модерн/авангард) неклассического искусства, которое существенным образом отличается от искусства в его классическом понимании. [Заметим, что некоторые исследователи выделяют три его фазы развития искусства в ХХ в.: модерн — постмодерн — постпостмодерн (см.: Н.Б. Маньковская «Эстетика постмодернизма» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/mankov_postmodernism.pdf; или ее более раннюю работу «Париж со змеями»), хотя более распространенным является характеристика современного состояния как «состояния постмодерна» (Э. Лиотар; http://www.philosophy.ru/library/lyotard/postmoderne.html) Но для целей данной работы подобная тонкая градация, не столь важна, поскольку ее цель — дать общую характеристику модерна как не-классики в его противопоставлении классике, точнее модернизма как более широкого понятия, которое характеризует общее состояние современной культуры, включающего в себя и модерн искусства2. Об общей характеристике модернизма как культурологического явления см. книгу Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне» (http://www.philosophy.ru/library/katr/text/habermas_diskurs_modern.pdf); см. также приложение ниже.] Об этом, с одной стороны, свидетельствуют многочисленные констатации кризиса (умирания) искусства философами и культурологами первой пол. ХХ в. (см, в частности, работы русских мыслителей Н. Бердяева «Кризис искусства» и В. Вейдле «Умирание искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/estetikaXX_hrest2008.pdf), и подтверждение этого «факта» в работах второй пол. ХХ века (см., например, книгу Г. Зедльмайра «Утрата середины» (рус. пер. 2008 г.; см. также его книгу «Искусство и истина») [Бердяев, Вейдле и Зедльмайр и др. связывают кризис современного искусства с кризисом/утратой духовности в ХХ в.; ср. с тезисом Ницше о «смерти Бога»]; а, с другой стороны, появление многочисленных манифестов «нового» искусства, написанных самими художниками (манифест футуризма, формализма, сюрреализма; см.: http://art-modernism.ru/ и/или http://www.arthistory.ru/modernism.htm). При этом новое искусство рассматривается художниками не только как альтернатива классическому искусству, но и во многом как новая философия, т.е. как новый взгляд на мир3, которая приходит на место умирающей классической метафизики (ср. с тезисом постмодернизма о «смерти метафизики» в ХХ в.). При осмыслении феномена модерна искусства следует обратить внимание на три важных обстоятельства. Во-первых, начало ХХ в. характеризуется глубоким обновлением не только искусства и литературы, но и всей культуры в целом, в том числе и науки: начало ХХ века — это и появление новой математики и логики (основанных на теории множеств Г. Кантора и символической логике Г.Фреге), это и появление принципиально новой неклассической физики (квантовая механика и теория относительности); это и появление новой парадигмы философствования, связанной с именами Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера, а для новой эстетики — с именами Фр. Ницше и З. Фрейда. Во-вторых, первая пол. ХХ в. — это время «восстания масс» (см. одноименную работу Х. Ортеги–и–Гассета)4, что приводит к появлению во второй пол. ХХ века общества потребления5, где искусство превращается в коммерческий продукт и развлечение для «масс», т.е. начинает функционировать, если воспользоваться термином Платона/Делеза/Бодрийяра, в качестве своего (поп)симулякра. В-третьих, ХХ в. — это время научно-технической революции, время господства техники (см. на эту тему статью М. Хайдеггера «К вопросу о технике»), что приводит, в частности, к появлению таких феноменов как фотография, кино, телевидение и др., которые выступают (??) как новые виды искусства (см. статью В. Беньямина Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости). Глубинным истоком начавшихся в европейской культуре (= науке и искусстве) в нач. ХХ в. перемен было острое желание обновления сложившейся [классической] картины мира, во многом основанной на господствующей роли рассудка, т.е. классическом типе рациональности, и христианстве. В этом смысле достаточно симптоматичным представляется тезис Фр. Ницще, о «смерти Бога» и связанная с этим переоценка всех ценностей (или появление психоанализа с его культом подсознательного; тезис о «непрозрачности сознания»). В области искусства это предполагает переход от классического аполлонического [классического] искусства к [новому типу] искусству, в большей степени учитывающей дионисийское начало (см.: Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм //Его же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1)6. Основой для Вашей работы (ответа на вопрос о специфике современного искусства) является здесь статья Х. Ортеги-и-Гассета Дегуманизация искусства, лейтмотивом которой выступает тезис о том, что развитие современного искусства связано с преодолением человеческого и обращение к сфере эстетического как такового7. Опираясь на Ваш собственный эстетический опыт (как восприятия, так и творчества произведений искусства), ответьте на следующие вопросы:
Следующий блок вопросов связан с проработкой текстов В. Беньямина и К. Гринберга.
Приложение. Философский анализ феномена/эпохи постмодернизма (подборка лит-ры) [возможно, что тема постмодернизма будет предметом следующей сам. работы]. Помимо упомянутой выше книги Н.Б. Маньковской, по теме постмодернизма можно рекомендовать ставшие уже классическими работы таких современных мыслителей как Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/krauss_avangard_modern.pdf) и Б. Гройса «Комментарии к искусству» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/groys_komment_art.pdf). Тексты современных мыслителей по эстетике / философии культуры представлены в следующих хрестоматиях: «Американская философия искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/american_philosophy_art_antology1997.pdf); «Эстетика и теория искусства ХХ века» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/estetikaXX_hrest2008.pdf) и др. Кроме этого можно рекомендовать также совсем свежие аналитические работы А.В. Рыкова: «Классическая и современная теория искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_theory_art.pdf), «Постмодернизм как «радикальный консерватизм»» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_postmodernism.pdf), «Западное искусство ХХ века» (учеб.–метод. пособие; http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_artXX_metodichka.pdf). 1 Из них для данной работы статья Х. Ортеги-и-Гассета является основной. Заметим также, что статья К. Гринберга для русского читателя носит несколько провокационный характер из-за преувеличенно–негативных оценок творчества И. Репина, которые в более поздних редакциях статьи были существенны смягчены. См. также список лит-ры по теме № 6: http://www.philosophy.ru/library/katr/1_acad2012e.html. 2 О различии понятий «модерна», «модернизма» и «эпоха модерна» см. статьи в Wiki (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC). О том, что следует понимать под модерном/модернизмом в искусстве см.: http://art-modernism.ru/ или http://www.arthistory.ru/modernism.htm, хотя данные ссылки следует дополнить темой/понятием «модернизма в литературе:» (http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm). См. также характеристику модерна/постмодерна в учебнике «Философия» (http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/243.htm). 3 См., например, эссе Дж. Кошута Искусство после философии, которое, по своей сути, выступает как манифест современного концептуализма. 4 Эту работу Х. Ортеги-и-Гассета, в которой дана определяющая характеристика развития европейской цивилизации/культуры ХХ в. также желательно проработать (см. след. сноску). 5 Осмыслению современного состояния социума посвящена моя сам. работа «Социум как предмет философского осмысления» (http://www.philosophy.ru/library/katr/sam/sam_socium.html). 6 Идейным предшественником Фр. Ницше выступает А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление), а созвучные Ницше взгляды на культуру как «борьбу» двух начал можно найти у О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Бергсона («Творческая эволюция»), З. Фрейда/К. Юнга (см. их работы по психоанализу). 7 Для лучшего понимания имеет смысл сопоставить этот тезис с другим тезисом Ортеги–и–Гассета из его статьи «О точке зрения в искусстве»: «закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом — ощущения и, наконец, идеи», — о котором я подробнее говорил в своем лекционном курсе. При этом надо иметь в виду, что в своем анализе Х. Ортега–и–Гассет выступает как философ, т.е. следует завету Спинозы: «не плакать или смеяться, а понимать». 8 Замечу, что одним из первых о подобном разделении культуры ХХ в. высказался Х. Ортега-и–Гассет в своей работе «Восстание масс», где дается неутешительная оценка современного состояния социума. |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «история мирового искусства» для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология» Знакомство с историей мирового искусства способствует расширению кругозора современного человека, даёт возможность ориентироваться... | ![]() | «Введение в историю современного искусства» Целью По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств... |
![]() | Самостоятельная работа студентов и методические указания к её выполнению Раздел Тема: Общая характеристика, специфика и структура моделирования интерьера и его среды | ![]() | Методические рекомендации по срс самостоятельная работа Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная... |
![]() | Методические рекомендации по срс: Самостоятельная работа Самостоятельная работа-это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях в внеаудиторное время. Самостоятельная... | ![]() | О. Кузнецова Управление рынком современного искусства методами pr Опыт работы по связям с общественностью Государственного Центра Современного Искусства и творческого кластера «Винзавод» 2008 |
![]() | Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа предполагает осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личного смысла, самоорганизацию... | ![]() | Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные... |
![]() | Самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) проводится с целью О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального... | ![]() | Принимал участие в международных научно-практических конференциях и симпозиумах по вопросам современного техно- / медиа-искусства, в т ч. (2000-08 г г.): Международный симпозиум, Государственный Центр современного искусства, Дагомыс, Россия, 2000 Членство в профессиональных объединениях, союзах и участие в международных конференциях |