Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ




Скачать 116.07 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ
Дата31.01.2013
Размер116.07 Kb.
ТипСамостоятельная работа


Катречко С.Л.

Самостоятельная работа Специфика современного искусства (ХХ — нач. ХХI вв.)?

[ред. от 31.03.2012; почти что финальная, работу можно писать ней, существенных изменений уже не будет]

По существу, данная работа является продолжением сам. работы «Что такое искусство? Какова его природа/сущность?». Она предполагает осмысление бытования современного искусства в ХХ — XXI вв., или того, что ранее было названо пост-искусством, на основе проработки ряда текстов, минимальным набором из которых выступают следующие:

Литература для самостоятельной проработки 1:

1. Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства (http://www.philosophy.ru/library/ortega/dehume.html; или см. его сборник: Эстетика. Философия культуры (http://www.philosophy.ru/library/ortega/ortega_estetica.pdf);

2. В. Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости;

3. К. Гринберг Авангард и китч.

4. Современный текст по современному искусству (типа какого-либо манифеста модернизма).

[Кроме того необходимый материал по данной теме содержится в учебниках; см., например: В.В. Бычков «Эстетика» и/или И.П. Никитина «Философия искусства» // «Эстетика». Вместе с тем ниже я привожу гораздо больший набор текстов по теме, освоение (проработка) которых также желательна для осмысления феномена современного искусства, хотя данные тексты приведены здесь, скорее, в целях Вашего самообразования. Вместе с тем Вы можете написать и один из расширенных вариантов работы. Первый из них связан с освоением эстетической концепции Ницше, его пониманием искусства как «борьбы» двух начал: дионисийского и аполлонического. Второй — с изложением концептуальных основ и специфики какого-либо современного стиля искусства, что предполагает, наряду с освоением п. 4 списка лит-ры, проработку дополнительных текстов, осмысляющих феномен модернизма/постмодернизма (см. приложение ниже)]


В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что начало ХХ века характеризуется глубинным кризисом [классического] искусства, следствием и разрешением которого выступает появление нового (= модерн/авангард) неклассического искусства, которое существенным образом отличается от искусства в его классическом понимании.

[Заметим, что некоторые исследователи выделяют три его фазы развития искусства в ХХ в.: модернпостмодернпостпостмодерн (см.: Н.Б. Маньковская «Эстетика постмодернизма» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/mankov_postmodernism.pdf; или ее более раннюю работу «Париж со змеями»), хотя более распространенным является характеристика современного состояния как «состояния постмодерна» (Э. Лиотар; http://www.philosophy.ru/library/lyotard/postmoderne.html) Но для целей данной работы подобная тонкая градация, не столь важна, поскольку ее цель — дать общую характеристику модерна как не-классики в его противопоставлении классике, точнее модернизма как более широкого понятия, которое характеризует общее состояние современной культуры, включающего в себя и модерн искусства2. Об общей характеристике модернизма как культурологического явления см. книгу Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне» (http://www.philosophy.ru/library/katr/text/habermas_diskurs_modern.pdf); см. также приложение ниже.]

Об этом, с одной стороны, свидетельствуют многочисленные констатации кризиса (умирания) искусства философами и культурологами первой пол. ХХ в. (см, в частности, работы русских мыслителей Н. Бердяева «Кризис искусства» и В. Вейдле «Умирание искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/estetikaXX_hrest2008.pdf), и подтверждение этого «факта» в работах второй пол. ХХ века (см., например, книгу Г. Зедльмайра «Утрата середины» (рус. пер. 2008 г.; см. также его книгу «Искусство и истина») [Бердяев, Вейдле и Зедльмайр и др. связывают кризис современного искусства с кризисом/утратой духовности в ХХ в.; ср. с тезисом Ницше о «смерти Бога»]; а, с другой стороны, появление многочисленных манифестов «нового» искусства, написанных самими художниками (манифест футуризма, формализма, сюрреализма; см.: http://art-modernism.ru/ и/или http://www.arthistory.ru/modernism.htm). При этом новое искусство рассматривается художниками не только как альтернатива классическому искусству, но и во многом как новая философия, т.е. как новый взгляд на мир3, которая приходит на место умирающей классической метафизики (ср. с тезисом постмодернизма о «смерти метафизики» в ХХ в.).

При осмыслении феномена модерна искусства следует обратить внимание на три важных обстоятельства. Во-первых, начало ХХ в. характеризуется глубоким обновлением не только искусства и литературы, но и всей культуры в целом, в том числе и науки: начало ХХ века — это и появление новой математики и логики (основанных на теории множеств Г. Кантора и символической логике Г.Фреге), это и появление принципиально новой неклассической физики (квантовая механика и теория относительности); это и появление новой парадигмы философствования, связанной с именами Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера, а для новой эстетики — с именами Фр. Ницше и З. Фрейда. Во-вторых, первая пол. ХХ в. — это время «восстания масс» (см. одноименную работу Х. Ортеги–и–Гассета)4, что приводит к появлению во второй пол. ХХ века общества потребления5, где искусство превращается в коммерческий продукт и развлечение для «масс», т.е. начинает функционировать, если воспользоваться термином Платона/Делеза/Бодрийяра, в качестве своего (поп)симулякра. В-третьих, ХХ в. — это время научно-технической революции, время господства техники (см. на эту тему статью М. Хайдеггера «К вопросу о технике»), что приводит, в частности, к появлению таких феноменов как фотография, кино, телевидение и др., которые выступают (??) как новые виды искусства (см. статью В. Беньямина Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости).

Глубинным истоком начавшихся в европейской культуре (= науке и искусстве) в нач. ХХ в. перемен было острое желание обновления сложившейся [классической] картины мира, во многом основанной на господствующей роли рассудка, т.е. классическом типе рациональности, и христианстве. В этом смысле достаточно симптоматичным представляется тезис Фр. Ницще, о «смерти Бога» и связанная с этим переоценка всех ценностей (или появление психоанализа с его культом подсознательного; тезис о «непрозрачности сознания»). В области искусства это предполагает переход от классического аполлонического [классического] искусства к [новому типу] искусству, в большей степени учитывающей дионисийское начало (см.: Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм //Его же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1)6.

Основой для Вашей работы (ответа на вопрос о специфике современного искусства) является здесь статья Х. Ортеги-и-Гассета Дегуманизация искусства, лейтмотивом которой выступает тезис о том, что развитие современного искусства связано с преодолением человеческого и обращение к сфере эстетического как такового7. Опираясь на Ваш собственный эстетический опыт (как восприятия, так и творчества произведений искусства), ответьте на следующие вопросы:

  • Согласны ли с тезисом Х. Ортеги-и-Гассета о дегуманизации современного искусства?

  • Какой смысл вкладывает Х. Ортега-и-Гассет в понятие дегуманизации искусства?

  • Может ли феномен дегуманизации рассматриваться как задающий специфику и определяющий общую тенденция развития современного искусства?

  • Сопоставьте этот тезис с программным заявлением («манифестом») одного — двух течений современного искусства и покажите их согласие или различие [в качестве основы сопоставления можно выбрать какой-либо из «манифестов» современного искусства, некоторые из которых приведены на сайте, однако ограниваться только этим не обязательно. В качестве источника сопоставления можно взять Ваше собственное представление о том, чем является искусство, или ту или концепцию известных Вам российских художников (например, концепцию академика И. Глазунова]. Вместе с тем было бы желательно, чтобы Вы проработали какую-либо «литературоведческую» концепцию понимания искусства, например один из «манифестов» русской формальной школы (ОПОЯЗ) В. Шкловского «Искусство как прием», лейтмотивом которой выступает тезис о том, что основным в искусстве выступает не «мышление образами» (А. Потебня»; ср. с тезисом Б. Кроче об искусстве как интуиции), а набор приемов (главным из которых выступает остранение), направленных на [эстетическое] видения самих предметов (в их самоценности), а не на познавательное их [научное] узнавание (посредством понятий). Также в качестве основы для сопоставления можно выбрать какую–либо современную эстетическую концепцию, представленную в хрестоматиях (см. приложение ниже; я бы рекомендовал статью Т. Бинкли «Против эстетики» из американской антологии)].

Следующий блок вопросов связан с проработкой текстов В. Беньямина и К. Гринберга.

  • Можно ли согласиться с тезисом В. Беньямниа о том, что подлинное [классическое] произведение искусство обладает неповторимой аурой? В чем она заключается?

  • Можно рассматривать такие технические феномены ХХ в. как фотографию и кинематограф в качестве полноценных современных разновидностей искусства?

  • Какова социальная роль современного искусства (ХХ в.)? Чем она отличается от социальной функции/роли прежнего искусства?

  • Согласуется/совместим ли статус «искусства в эпоху технической воспроизводимости» с тезисом Х. Ортеги-и-Гассета о дегуманизации современного искусства?

  • [факультативный] Почему В. Беньямин трактует кино как «визуальный тип психоанализа»? В чем его смысл и насколько оправданно это сравнение?

  • Можно ли согласиться с тезисом К. Гринберга о том, что искусство ХХ века распадается на две составляющие: «высокое» искусство для избранных и «низкое» искусство для «масс»8? Что выступает основанием для данного различения? Было ли это различение ранее? [если Вы не согласны с различением Гринберга, то попробуйте дать свою классификацию современных направлений/произведений искусства]

  • [факультативный] Можно ли согласиться с оценкой К. Гринберга творчества И. Репина?

  • Приведите собственные примеры известных Вам современных проявлений авангарда (как «высокого» искусства) и китча (как искусства для «масс»).


Приложение. Философский анализ феномена/эпохи постмодернизма (подборка лит-ры)

[возможно, что тема постмодернизма будет предметом следующей сам. работы]. Помимо упомянутой выше книги Н.Б. Маньковской, по теме постмодернизма можно рекомендовать ставшие уже классическими работы таких современных мыслителей как Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/krauss_avangard_modern.pdf) и Б. Гройса «Комментарии к искусству» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/groys_komment_art.pdf). Тексты современных мыслителей по эстетике / философии культуры представлены в следующих хрестоматиях: «Американская философия искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/american_philosophy_art_antology1997.pdf); «Эстетика и теория искусства ХХ века» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/estetikaXX_hrest2008.pdf) и др. Кроме этого можно рекомендовать также совсем свежие аналитические работы А.В. Рыкова: «Классическая и современная теория искусства» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_theory_art.pdf), «Постмодернизм как «радикальный консерватизм»» (http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_postmodernism.pdf), «Западное искусство ХХ века» (учеб.–метод. пособие; http://www.philosophy.ru/library/aesthetics/rykov_artXX_metodichka.pdf).

1 Из них для данной работы статья Х. Ортеги-и-Гассета является основной. Заметим также, что статья К. Гринберга для русского читателя носит несколько провокационный характер из-за преувеличенно–негативных оценок творчества И. Репина, которые в более поздних редакциях статьи были существенны смягчены. См. также список лит-ры по теме № 6: http://www.philosophy.ru/library/katr/1_acad2012e.html.

2 О различии понятий «модерна», «модернизма» и «эпоха модерна» см. статьи в Wiki (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC). О том, что следует понимать под модерном/модернизмом в искусстве см.: http://art-modernism.ru/ или http://www.arthistory.ru/modernism.htm, хотя данные ссылки следует дополнить темой/понятием «модернизма в литературе:» (http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm). См. также характеристику модерна/постмодерна в учебнике «Философия» (http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/243.htm).

3 См., например, эссе Дж. Кошута Искусство после философии, которое, по своей сути, выступает как манифест современного концептуализма.

4 Эту работу Х. Ортеги-и-Гассета, в которой дана определяющая характеристика развития европейской цивилизации/культуры ХХ в. также желательно проработать (см. след. сноску).

5 Осмыслению современного состояния социума посвящена моя сам. работа «Социум как предмет философского осмысления» (http://www.philosophy.ru/library/katr/sam/sam_socium.html).

6 Идейным предшественником Фр. Ницше выступает А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление), а созвучные Ницше взгляды на культуру как «борьбу» двух начал можно найти у О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Бергсона («Творческая эволюция»), З. Фрейда/К. Юнга (см. их работы по психоанализу).

7 Для лучшего понимания имеет смысл сопоставить этот тезис с другим тезисом Ортеги–и–Гассета из его статьи «О точке зрения в искусстве»: «закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом — ощущения и, наконец, идеи», — о котором я подробнее говорил в своем лекционном курсе. При этом надо иметь в виду, что в своем анализе Х. Ортега–и–Гассет выступает как философ, т.е. следует завету Спинозы: «не плакать или смеяться, а понимать».

8 Замечу, что одним из первых о подобном разделении культуры ХХ в. высказался Х. Ортега-и–Гассет в своей работе «Восстание масс», где дается неутешительная оценка современного состояния социума.


Похожие:

Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мирового искусства» для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология»
Знакомство с историей мирового искусства способствует расширению кругозора современного человека, даёт возможность ориентироваться...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ icon«Введение в историю современного искусства» Целью
По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconСамостоятельная работа студентов и методические указания к её выполнению Раздел
Тема: Общая характеристика, специфика и структура моделирования интерьера и его среды
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconМетодические рекомендации по срс самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconМетодические рекомендации по срс: Самостоятельная работа
Самостоятельная работа-это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях в внеаудиторное время. Самостоятельная...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconО. Кузнецова Управление рынком современного искусства методами pr
Опыт работы по связям с общественностью Государственного Центра Современного Искусства и творческого кластера «Винзавод» 2008
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconСамостоятельная работа студента
Самостоятельная работа предполагает осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личного смысла, самоорганизацию...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconСамостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) проводится с целью
О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального...
Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ iconПринимал участие в международных научно-практических конференциях и симпозиумах по вопросам современного техно- / медиа-искусства, в т ч. (2000-08 г г.): Международный симпозиум, Государственный Центр современного искусства, Дагомыс, Россия, 2000
Членство в профессиональных объединениях, союзах и участие в международных конференциях
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница