Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии




Скачать 346.9 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии
страница1/3
Дата31.01.2013
Размер346.9 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3

266387.doc

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор Ярыгин Н.В.


__________________________

«___»________________2011г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «История психологии»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030302 «Клиническая психология».


Кафедра общей психологии

Курс 3 Семестр 5

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».


Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»______________ 2011г., протокол № ________

Зав. кафедрой, профессор ___________________________ Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 «Клиническая психология»

«____»_______________ 2011г., протокол № ________

Председатель комиссии:

профессор _________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ

«____»_______________ 2011г., протокол № ________

Председатель ЦМС:

Член-корр.РАМН, профессор _________________________ Э.В. Луцевич

1. Цель и задачи дисциплины: формирование у студентов представления о психологии как целостной, интегративной науке, направленной на изучение человека в совокупности его индивидных, личностных и социальных характеристик. Средством достижения этой цели является рассмотрение развития психологических представлений в контексте истории человеческой культуры, что позволяет существенно обогатить возможности теоретического и практического познания психологических феноменов. Инновационной стороной данного курса является попытка максимально широко осветить круг изучаемых психологией проблем посредством изучения возможных подходов к рассмотрению психики с учетом историко-культурных аспектов.

На основе основной цели были сформированы следующие задачи курса:

  • развитие представлений о месте психологии в системе других наук;

  • раскрытие логики развития психологии как науки в контексте общемировой культуры;

  • выявление зависимости психологических представлений от уровня развития науки и особенностей культуры;

  • обоснование возможности рассмотрения человека с различных методологических позиций;

  • формирование теоретических и методологических предпосылок для анализа психических явлений;

  • выработка у студентов осознанной позиции по отношению к различным направлениям психологии, отраслям, школам, теоретическим подходам, методам и категориальному аппарату;

  • усвоение современного состояния психологии как науки и определение ее основных проблем на настоящем этапе развития.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать и уметь использовать:

  • Психологический тезаурус (понятийный аппарат);

  • Основные отрасли психологии, направления, школы, концепции и подходы к изучению различных сторон человека;

  • Известных исследователей, внесших существенный вклад в развитие психологии как науки;

  • Основные методы психологии в контексте их исторического становления;

  • Логику развития психологии как науки;

  • Основные проблемы психологии с точки зрения различных психологических концепций.

б) уровень компетентности:

Обладание целостным представлением о психологии как науке, а также знание истории возникновения и развития основополагающих психологических представлений и подходов;

в) коммуникативность:

Умение грамотно использовать полученные знания о подходах, теориях и методах исследования личности при общении с коллегами и клиентами.

г) Студент должен иметь навыки:

  • Самостоятельной работы с научной литературой;

  • Ведения научной дискуссии;

  • Теоретического обоснования своей позиции в соответствии с современными психологическими концепциями;

  • Анализа различных явлений с точки зрения наиболее адекватных психологических подходов.

д) студент должен иметь представление о:

  • Основных проблемах психологии;

  • Современном состоянии психологии как науки;

  • Наиболее значимых для психологии категориях;

  • Различных методологических позициях в отношении изучения различных сторон человека.

е) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественнонаучным дисциплинам, в том числе по: философии, педагогике, социологии, культурологии, истории, анатомии и физиологии человека, антропологии, медицине и др.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7




Общая трудоемкость дисциплины

76

76




Аудиторные занятия:

    • лекции

    • практические занятия

    • лабораторные работы


20

56

-


20

56

-




Самостоятельная работа

44

44




Формы текущего контроля

Контрольные работы

Вид итогового контроля:

зачет

экзамен






+





4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. зан.

Самост. раб.

1

Введение в курс «История психологии»


2


2


4


10

2

Развитие психологии как науки о душе

4

14

8

24

3

Развитие психологии как науки о сознании


4


14


10


26

4

Период открытого кризиса и формирование основных направлений современной психологии



8



24



18



50

5

Психология на современном этапе развития


2


2


4


10


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в курс «История психологии».

История науки как ее самосознание. Предмет истории психологии. Специфика истории психологии как отрасли психологического знания. Историческая психология и ее отличие от истории психологии. Э. Боринг и понятие «духа времени». Зависимость психологического знания от социокультурных особенностей общества и уровня развития науки. Логика изменения предмета психологии. Категории и основные принципы современной психологии как средства изучения ее истории.


Раздел 2. Развитие психологии как науки о душе.

Психологические представления в древних культурах Востока. Особенности культуры как факторы, обусловливающие специфику восприятия человека и его души. Представление о душе в Древнем Египте. Рассмотрение человека в рамках религиозных учений. Буддизм. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство.

Представления о человеке и его душе в Древней Греции. Основные проблемы античной философии. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) и логический подход к обоснованию явлений. Гармония человека и вселенной в представлении Гераклита и Пифагора. Проблема души человека и ее связи с космосом. Материалистические и идеалистические аспекты античной философии и психологии. Софисты и их роль в развитии психологических представлений. Человек как центр философии софистов. Софистика как психологическое явление.

Протагор как крупнейший из софистов. «Человек – мера всех вещей». Сенсуализм и скептицизм Протагора. Роль чувственного восприятия в познании окружающего мира. Сократ и проблема познания. «Познай самого себя». «Я знаю, что ничего не знаю». «Майевтика» и познание истины. Психотерапевтические аспекты метода «майевтики». Развитие античной медицины и ее влияние на становление психологической мысли. Гиппократ и его учение о целостности организма, индивидуальном подходе, этиологии, прогнозе. Понятие об анамнезе. Роль представлений Гиппократа о типах темперамента на развитие психологии.

Атомистика Левкиппа и Демокрита как средство познания мира. Сенсуализм Демокрита и его теория познания. Элементы теории первичных и вторичных качеств (Д. Локк) в учении Демокрита. Влияние материалистических взглядов Демокрита на развитие античной философии (Эпикур, Лукреций), философии Нового времени, а также философской и психологической мысли в целом.

Учение Платона о «мировой душе». Космическая природа человеческой души и ее бессмертность. Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»). Три начала души: вожделеющее, разумное и аффективно-волевое, и их локализация в теле (печень, мозг, сердце). Добродетели. Представление об «идеях» и теория познания («анамнесис»). «Диалектика» как метод познания: дедукция и индукция. Объекты познания. Недостаточность знания и искажение истины. Влияние Платона на развитие философской и психологической мысли.

Аристотель и его роль в истории культуры и науки. Полемика Аристотеля с Платоном. Учение о категориях бытия («материя», «форма», «начало движения», «цель»). Душа как «энтелехия» тела. Ступени природы (неорганический мир, растения, животные, человек), уровни организации души (растительная, животная, человеческая). Движущие силы души (чувства и разумные намерения). Учение о познании. Особенности рассмотрения Аристотелем психических процессов: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения. Речь. Представления об ассоциациях. Сновидения. Понятие «катарсиса» (роль искусства). Классификация характера. Формальная логика.

Основные философские школы эпохи эллинизма. Общие проблемы эллинистической философии и психологии. Обращение к этической стороне человеческой деятельности. Проблемы свободы и счастья человека. Стоицизм (Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет) и учение об «атараксии», «апатии» и презрении к смерти. Идеал духовной свободы человека в понимании киников. Пренебрежение к установлениям культуры. Материализм и сенсуализм в учении Эпикура. Цель познания – достижение счастья (уклонение от страданий и «атараксия»). Субъективность познания и искажение истины. Скептицизм и представление об относительности истины. «Я не знаю, что я знаю» (Секст Эмпирик). Философские идеи эллинизма и экзистенциальная философия и психология. Развитие науки: Герофил и Эразистрат (Александрия). Гален и его взгляды на организм и локализацию души.

Период перехода от античности к средневековью. Особенности средневековой философии. Анализ основных философских направлений, в рамках которых происходит развитие психологических знаний. Филон Александрийский: отношения души и тела, человека и божественного. Роль самопознания в развитии личности и христианская интровертивная установка. Тертуллиан: верую, потому что это нелепо. Мистический материализм Тертуллиана: душа и даже Бог – тела особого рода.

Подход к человеку и его душе в период патристики. Неоплатонизм как доминирующее направление в философии раннего средневековья. Индивидуальность души. Учение о «Едином» Плотина. Субстанции бытия и путь человеческой души. Формы деятельности души. Организация мотивов поведения. Прокл и его «триадический» метод как форма рефлексии.

Августин Блаженный: «верить, чтобы знать», «без веры нет знания, нет истины». Противопоставление «Града Божьего» и «Земному граду». Философия истории: история – результат божественного предопределения. Различие души и тела. Учение о воле. Функции воли. Представления Августина Блаженного о познании: соотнесение логики познания с тремя божественными ипостасями. Проблема источника Зла (иссякание добра, не субстанциональность зла). «Личный Бог» и «внутренний человек». Интроспекция как средство познания и развития.

Развитие науки на средневековом Востоке. Ибн Сина (Авиценна) и учение Аристотеля о категориях бытия и уровнях души. Проблема локализации психических функций и их физиологических механизмов (влияние Галена). Представления Ибн Сины о мышлении и его связи с телом. Психофизиологический аспект: экспериментальные исследования Ибн Сины (разделение и смешение цветов и др.). Чувствительность. Эмоции. Характеристики ощущений. Особенности рассмотрения психических процессов. Роль социальной среды в развитии личности. Ибн Аль-Хайсам и его взгляд на механизм ощущений и восприятия. Вклад в развитие оптики (построение зрительного образа). Ибн Рушд и теория двойственной истины.

И.С. Эриугена: четыре природы бытия. Проблема универсалий в средние века: реализм и номинализм. Влияние на развитие философской и психологической мысли (проблема языковых универсалий, Грамматика Пор-Ройяля, номиналистическая теория денег и т.д.). Особенности средневековой схоластики. Ансельм Кентерберийский: «Верую, чтобы понимать». П. Абеляр: «Понимаю, чтобы верить».

Альберт Великий. Фома Аквинский. Теория двойственной истины. Концепция естественного права. Учение об иерархии бытия. Гармония веры и разума. Формы деятельности души. Механизм возникновения чувственного образа (ощущения и восприятие). Представление о родах познания. Интенциональность. Особенности понимания Аристотеля Фомой Аквинским. Различия Аристотеля и Фомы Аквинского.

Эмпирические тенденции в средневековой науке. И. Дунс Скотт и его взгляды на разделение философии и теологии. Зависимость разума от воли. Бог – абсолютная свобода. Психическое как характеристика материи. Материализм Р. Бэкона и опытное изучение природы. Цель наук – увеличение власти человека над природой. Центральное место зрения в познании окружающего мира и изучение работы глаза. У. Оккам: невозможность доказательства существования Бога. «Бритва Оккама». Роль чувственного опыта в познании. Концепты и перцепты как элементы души. Понятия и «знаки». Системы «знаков».

Развитие психологических идей в эпоху Возрождения. Человек как предмет изучения науки. Светский характер науки и искусства Возрождения. Попытки эмпирического изучения душевного мира. Л.Валла: человек и его душа как часть природы. Чувство удовольствия и стремление к самосохранению. П.Помпонацци: невозможность доказательства бессмертия души. Исчезновение способностей души со смертью тела. Б.Телезио: материальность души и ее связь с телом. Пульсация как основа психики. Х.Л. Вивес и опытное изучение природы. Характеристики эмоций и чувств. Ф.Меланхтон: проблема способностей (уровней) души и их локализации. Гоклениус – термин «психология» (1590). Г.Перейра и его объяснение причин поведения животных как предпосылки их восприятия в качестве автоматов (механизмов), лишенных души, в Новое время (Р.Декарт). Элементы современного бихевиоризма в учениях эпохи Возрождения. А.Везалий и учение о «животных духах». Л. да Винчи: роль опыта в познании природы. Вопросы биомеханики. Взаимосвязь эмоциональной и двигательной сферы. Глаз как «повелитель других органов чувств». Зрачковый рефлекс.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методологические проблемы клинической психологии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Нейропсихология» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Производственная практика» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология» Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по курсу «Культурология» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология» Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Нервные болезни» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности «030302» «Клиническая психология». Кафедра «Нервные болезни»
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница