Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»




Скачать 134.31 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»
Дата30.01.2013
Размер134.31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт экономики и управления


Кафедра Высшей математики и информатики


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Информатика»

3 семестр

для студентов дневного отделения всех специальностей

института Экономики и управления УдГУ


Ижевск. 2007

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры высшей математики и информатики ИЭиУ


Зав. кафедрой ВМиИ Сметанин Ю.М.


Утверждены учебно-методической комиссией ИЭиУ


Председатель УМК ИЭиУ А.С. Баскин


Сметанин Ю.М.,Котегов Д.Ю. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» для студентов дневного отделения всех специальностей института Экономики и управления УдГУ


Ижевск: - ИЭиУ УдГУ, 2007. с.

© Сметанин Ю.М., Котегов Д.Ю. 2007 ©ИЭиУ УдГУ, 2007

ВВЕДЕНИЕ В предлагаемом пособии содержатся варианты контрольных (лабораторных) работ по курсу «ИНФОРМАТИКА», для экономических специальностей УдГУ. Методические указания к их выполнению и пример оформления в виде отчета. Методические указания к различным разделам курса расположены по семестрам.

В конце каждой контрольной работы дается ориентировочный перечень вопросов для самоподготовки.

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения, профессионально начинающих изучение программирования, и могут быть использованы студентами при подготовке к лабораторным работам.


1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

  1. В соответствии с учебными планами выполнение по курсу информатики в каждом семестре предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Кроме того, на лабораторных и практических занятиях студентам выдаются индивидуальные задания по программированию на языке PASCAL, проектированию базы данных, заданий к лабораторным работам по Microsoft Office. Выполнение индивидуальных заданий работы осуществляется параллельно с проведением лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплине информатика.

  2. Целью самостоятельной работы является:

Закрепление новых знаний, отработка практических умений и навыков включая:

• расширение и углубление объема знаний по дисциплине за счет самостоятельного изучения дополнительной информации;

• умение оформлять, представлять и защищать результаты выполненного индивидуального задания;

• приобретение навыков работы с учебной литературой, пособиями, методическими рекомендациями.

Самостоятельная работа студента является основной формой работы по формированию знаний, умений применять полученные знания и навыков и уверенного применения их на практике. Информационный материал лекции расширяется и пополняется студентом из других литературных источников, указанных в программе и найденных самостоятельно. В ходе этой работы производится структурирование полученных данных и превращение их в знание. Необходимым признаком проделанной работы является рубрикация конспекта выделение категорий и понятий, ввод в текст лекции структурирующих информацию пометок. В результате этой работы конспект, то есть внешняя память студента, превращается из нехоженой тропинки в высокоскоростную магистраль с разметкой и дорожными знаками, гарантирующую благополучное путешествие по стране знаний.

Контроль данного вида работы производится просмотром конспектов лекций студента преподавателем и является необходимой составляющей промежуточной аттестации и зачета.

Вторым этапом освоения знаний является освоение и правильное использование основных понятий и терминов курса. Контроль усвоения осуществляется при представлении и защите индивидуальных заданий.

Контроль преподавателя за самостоятельной работой студента осуществляется в процессе консультаций на лабораторных и практических занятиях, а также на дополнительных консультациях, коллоквиумах, тренировочном и итоговом тестировании, приеме индивидуальных заданий и проведении контрольных работ. Результаты контроля посещаемости и успеваемости (успешность выполнения учебного графика) отражается в ходе аттестаций. Студент полностью, не выполнивший требования к графику учебного процесс и имеющий хотя бы одну не аттестацию не допускается кафедрой на экзамен либо к зачету.

Умение применять знания и навыки их применения самостоятельно развиваются студентом во второй половине дня в работе с компьютером. Задание по самостоятельной работе выдается преподавателем в форме задания на дом. Основным методическим документом в этой работе для студента является материалы лабораторного практикума по информатике, в котором указана тематика самостоятельной работы и методические материалы, выложенные в виде файлов с соответствующими названиями на компьютеры в учебных классах и тренировочными тестами. Организация самостоятельной работы студента поддерживается сетевыми информационными технологиями. Контроль успешности самостоятельной работы выполняется преподавателем, проводящим лабораторные и практические занятия с группой, и является составной частью оценивания работы студента при проведении промежуточной аттестации и зачета.

Умение применять знания и навыки их применения самостоятельно развиваются студентом во второй половине дня в работе с компьютером. Задание по самостоятельной работе выдается преподавателем в форме задания на дом. Основным методическим документом в этой работе для студента является лабораторный практикум по информатике, в котором указана тематика самостоятельной работы и методические материалы. Организация самостоятельной работы студента поддерживается сетевыми информационными технологиями. Контроль выполняется преподавателем, проводящим лабораторные занятия с группой, и является составной частью оценивания работы студента при проведении промежуточной аттестации и зачета.


Структура самостоятельной работы в 3 семестре и требования предъявляемые при промежуточном и итоговом контроле

Формы контроля – контрольная работа, прием индивидуальных заданий.

Студенты выполняют лабораторные работы по базам данных в СУБД ACCESS. Примеры заданий и методика работы указана в методических пособиях, которые имеются в печатном и электронном виде на кафедре ВМиИ ИЭиУ. Их можно получить у методиста или скачать с сервера кафедры. Критерием успешного освоения проектирования и использования БД является выполнение соответствующих лабораторных работ под руководством преподавателя и защита их. При этом студент должен уверенно владеть терминологией реляционных баз банных. Уметь формулировать простые запросы в языке SQL и умением формировать отчеты по ним в СУБД ACCESS. Контрольная работа на тему проектирование БД и запросы к БД выполняется, в течение семестра.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Цель работ: приобретение навыков анализа предметной области, составление инфологических и даталогических моделей, формирование запросов к реляциной базе данных.

Анализ текстового описания предметной области и выделение основных абстракций в предметной области и определение их свойств. Построение инфологической модели.

Построение реляционной, иерархической и сетевой моделей. Задания:

  1. Проаналиизировать данные, описанные в предметной области и по индивидуальному заданию.

  2. Выделить основные абстракции.

  3. Для каждой абстракции определить, свойства, ее характеризующие.

  4. Выяснить, как абстракции связаны друг с другом.

  5. Рассмотреть различные варианты построения инфологической модели. Выбрать наилучший. Выбор обосновать.

  6. Провести моделирование в рамках реляционной модели.

  7. Построить разработанную базу данных в MS Access при этом учесть: .

  • Наложение условий целостности.

  • Определение ключей. Внешний ключ.

  • Определение полей. Ограничения, налагаемые на поля.

8. Определить схему базы данных, связи между таблицами и наложить, условия целостности на таблицы, связанные отношением «один – ко -многим». Показать на примерах, что меняется при включении/выключении каждого из флажков «Обеспечение целостности данных» и «Каскадное обновление
снизанных записей» и «Каскадное удаление связанных записей».

9. Осуществить выборку данных из таблиц. Добавление, удаление, редактирование информации. Приобрести практические навыки использования языка SQL.

ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Ломбард

Описание предметной области

Вы работаете в ломбарде. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы ломбарда.

Деятельность Вашей компании opганизована следующим образом: к Вам обращаются различные лица с целью получения денежные средств под залог определенных товаров. У каждого из, приходящих к Вам клиентов Вы запрашиваете фамилию, имя, отчество и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара Вы определяете сумму, которую готовы выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяете срок возврата денег. Если клиент согласен, то Ваши договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается у Вас. В случае если в указанный срок, не происходит возврата денег, товар переходит в Вашу собственность. В результате инфологического и даталогического моделирования составлены следующие таблицы.

Таблицы

Клиенты (Код клиента. Фамилия, Имя, Отчество, Номер паспорта. Серия паспорта. Дата выдачи паспорта).

Категории_товаров (Код категории товаров. Название. Примечание).

Сдача_в_ломбард (Код, Код категории товаров. Код_клиента, Описание_товара, Дата_сдачи, Дата_возврата, Сумма, Комиссионные).

Восстановите по этим таблицам инфологическую модель. Изобразите ее графически. Обратите внимание на то, что одна из таблиц здесь является связью, а две другие сущностями. Избавьтесь в инфологической модели от ненужных свойств, которые представлены атрибутами таблиц.

Развитие постановки задачи.

После перехода прав собственности на товар, ломбард может продавать товары по цене, меньшей или большей, чем была заявлена при сдаче. Цена может меняться несколько раз, в зависимости от ситуации на рынке. (Например, владелец ломбарда может устроить распродажу зимних вещей в конце зимы). Помимо текущей цены, нужно хранить все возможные значении цены для данного товара.

Внести в структуру таблиц изменения, учитывающие эти факты, и изменить существующие запросы. Добавить новые запросы.

Указания к подготовке: проработать примеры, разобранные в методических рекомендациях, используя теоретические знания из лекционного курса.


Пример выполнения индивидуального задания.

Восстановим инфологическую модель.

Вначале установим первичные ключи для таблиц. PK(Клиенты)=Код, PK(Категории_товаров)=Код категории товаров, PK(Сдача_в_ломбард)=Код.

Отношение (таблица) сдача_в_ломбард является связью степени многие ко многим между сущностями клиенты и категории_товара, потому, что она содержит свойства которые являются ключевыми для обоих этих сущностей. Степень связи устанавливается простым рассуждением о том, что клиент может сдавать несколько категорий товара и определенную категорию товара могут сдавать несколько клиентов. Каждая сдача различается своим кодом. Инфологическая модель выглядит следующим образом.




Схема данных в СУБД MS Access будет выглядеть следующим образом:




При развитии постановки задачи появляются две новых сущности – оценка товаров и распродажа. Так как цена может изменяться несколько раз (на каждую категорию несколько цен), то связь между товарами и ценами будет «один ко многим». С распродажами ситуация аналогична – в каждой распродаже участвуют несколько категорий товаров и связь также «один ко многим». Основные же сущности не изменятся, так как не изменяются никакие их атрибуты и связи.




Рассмотрим теперь некоторые запросы к базе данных (ограничимся только исходной базой – к расширенной запросы формируются аналогично).


1. Выбор клиентов, для которых просрочен возврат.


SELECT Клиенты.Фамилия, Клиенты.Имя, Клиенты.Отчество

FROM Клиенты, Сдача

WHERE Клиенты.Код = Сдача.Код_клиента AND

Сдача.Дата_возврата < Текущая дата


2. Выбор всех категорий товаров (без повторений), сданных клиентами с фамилией, начинающейся на “И”


SELECT DISTINCT Категории_товаров.название

FROM Клиенты, Категории_товаров, Сдача

WHERE Клиенты.Фамилия LIKE “И%” AND Сдача.Код_клиента = Клиенты.Код_клиента AND Сдача.Код_категории = Категории_товаров.Код_категории


  1. Выдать сумму комиссионных, полученных за конкретные товары, например за телевизоры


SELECT SUM(Сдача.комиссионные)

FROM Сдача, Категории_товаров
WHERE Категории_товаров.Название = ‘Телевизор’AND Категории_товаров.Код_категории = Сдача.Код_категории



Пример построенной базы данных можно посмотреть в файле Ломбард.mbd/


Список методических пособий и рекомендаций по БД.

1.Методические указания для студентов экономических специальностей по курсу информатики «Проектирование и использование баз данных». Напечатана и есть электронная копия.

Составители Сметанин Ю.М., Сметанина Л.П. Ижевск 2004 г.

2.Основы работы с базами данных. Основы SQL. Составитель Сметанин Ю.М. Представлена в электронном виде.

3.С.И. Золотова Практикум по ACCESS. Москва «Финансы и статистика» 2000 г. Напечатана.

4.В.И. Швецов, А.Н. Визгунов, И.Б. Мееров Базы данных. Учебное пособие .Изд-во Нижегородского госуниверситета 2004 .

5. Работа с СУБД ACCESS.

Представлена в электронном виде.


Список литературы


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Швецов В.И., Визгунов А.Н., Мееров И.Б. Базы данных. Н.Новгород: Изд-во ИНГУ, 2004. В электронном виде.

2. Карпова Т. Базы данных. Модели, разработка, реализация. С.­Петербург: Питер, 2001

3. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. Учебник для вузов.- СПб: КОРОНА принт. 2000 - 416 с.

4. Диго СМ. Проектирование баз данных.-М.: Финансы и статистика, 1988.

5. Зеленков Ю.А. Введение в базы данных http://www.vsma.ac.ru/ -pbarm/libraru/books/ db/toc.html.

6. Кириллов В.В. Основы проектирования баз данных. Учебное пособие. Сервер FORUM http://www.citforum.ru.

7. Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных http://www.citforum.ru.

8. Диго СМ. Проектирование баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1988.

9. Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н. Базы и банки данных, ВШ 1986, 1992.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МОНОГРАФИИ

1. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных.: Пер. с англ. — 6-е изд. — К.: Диалектика, 1998. — 784 с: ил — Парал. тит. англ.

2. Когаловский М.Р. Технология баз данных на персональных ЭВМ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 224 с.

3. Ульман Дж. Основы систем баз данных: Пер. с англ./Под ред. М.Р. Когаловского. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 334 с.

4. Ульман Дж. Д., Уидом Дж. Введение в системы баз данных. - Пер. с англ. - М.: «Лори», 2000. - 374 с.

5. Горев А., Ахаян Р., Макашаринов С. Эффективная работа с СУБД. С.-Пб.: «Питер», 1997. - 700 с.

6. Грофф Дж., Вайнберг П. Энциклопедия SQL, 3-е издание. С.-Пб.: «Питер», 2003.

ЛИТЕРАТУРА ПО ПРОГРАММНЫМ СРЕДСТВАМ

1. Горев А., Ахаян Р., Макашаринов С. Эффективная работа с СУБД. С.-Петербург, Питер, 1997. - 700 с.

2. Горев А., Макашарипов С, Владимиров Ю. Microsoft SQL Server 6.5 для профессионалов — СПб: Питер, 1998 — 464 с: ил.

3. Грабер Мартин SQL. Справочное руководство. - М: Изд-во Лори. 1997.-291с.

4. Джеймс Р. Грофф, Пол Н. Вайнберг. SQL: полное руководство: пер. с англ. - К.: Издательская группа BHV, 2000. - 608с.

5. Джейсон С. Каучмэн, Ульрике Швинн, Oracle8i Certified Professional DBA Подготовка администраторов баз данных, пер. с англ.- М.: издательство «Лори», 2002.

6. Каратыгин С.А., Тихонов А.Ф., Тихонов Л.Н. Visual FoxPro 6. -М.: ЗАО Изд-во «Бином», 1999, - 784 с: ил.

7. Мамаев Е. Microsoft SQL Server 2000 в подлиннике. С.-Пб.: Изд-во BHV, 2001.

8. Попов А.А. Создание приложений для FoxPro 2.5/2.6 в DOS и WINDOWS. - М.: Издательство «ДЕСС», 1999г. - 672 с.

9. Хотка Дэн. Oracle 9i: Пер. с англ. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 560с.

10. Шумаков П.В. Delphi 3 и создание приложений баз данных. М.: «Нолидж», 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баженова Н.Ю. Visual Fox Pro 6.0 - М.: Диалог-МИФИ. 1999.-416 с.

2. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 176с.

3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. - СПб: Питер. 2000 - 384 с.

4. Гради Буч. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. Второе издание.

5. Информационные системы общего назначения (Аналитический обзор систем управления базами данных). Пер. с англ.:- М, Статистика, 1975. -472 с.

6. Калянов Г.Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). - М.: «Лори», 1996.

7. Конноли Томас, Бегг Каролин, Страчан Анна, Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика, 2-е изд.: Пер. с англ. - М: Издательский дом «Вильяме», 2000. -1120 с.: ил.

8. Корнеев В.В., Гариев А.Ф., Васютин СВ., Райх В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. - М.: «Нолидж», 2000.

- 352 с.

9. Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных. 8-е издание.

- С.-Пб: Питер, 2003. - 800 с.

10. Майерс Г. Архитектура современных ЭВМ. М.: Мир, 1985, т.2.

11. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах: Пер. с англ. /Под ред. А.А. Стогния и А.Л. Шерса. - М-: Мир, 1980.-664 с.

12. Мейер Д. Теория реляционных баз данных. - Пер. с англ. - М.: Мир, 1987.-608 с: ил.

13. Саймон А.Р. Стратегические технологии баз данных: менеджмент на 2000 год. Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. М.Р.Когаловского.

- М.: Финансы и статистика, 1999. - 479 с: ил.

14. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных: / Пер. с англ. Под ред. А.Л. Щерса. - М.: Мир, 1984. - 296 с.

15. Хансен Гэри, Хансен Джэймс Базы данных: разработка и управление / Пер. с англ. — М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.-704.с.:ил.

16. Харрингтон Джен Л. Проектирование реляционных баз данных. -М.:«Лори», 2000.-230 с.

17. Кузнецов С. Будущие направления исследований в области баз данных: десять лет спустя, http://www.citforum.ru.

18. Кузнецов С. Объектно-ориентированные базы данных - основные концепции, организация и управление: краткий обзор. http://www.citforum.ru.

19. Сайт Oracle http://www.oracle.com.

20. Сайт Sybase http://www.sybase.com.

21. Сайт компании IBM в России http://www.ibm.com/ru.

22. Сайт компании Interface ltd http://www.interface.ru.

23. Шнитман В.З., Кузнецов С.Д. Серверы корпоративных баз данных. http://www.emanual.ru.

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Технология организации самостоятельной работы»
Тема 1 Современные направления развития проблемы самостоятельной работы студентов в профессиональном высшем образовании
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины для студентов всех направлений подготовки Бийск
Методические рекомендации предназначены в качестве руководства к самостоятельной работе студентов 1 курса специальностей, изучающих...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике», 230201 «Информационные системы и технологии» Бийск
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов специальностей 080801 Прикладная информатика
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов «утверждено»
Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 1-2 курса по дисциплине «Иностранный язык»
Ностранный язык является подготовка к практическим занятиям и экзамену по дисциплине, а также, совершенствование навыков чтения текстов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса естественнонаучного и технического профилей
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине и профессиональному модулю
Методические рекомендации по разработке методических указаний к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы курсантов и слушателей очной и заочной форм обучения бюи мвд россии...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе студентов по дисциплине «основной иностранный язык»
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе студентов по дисциплине «основной иностранный язык»
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница