Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “




Скачать 218.05 Kb.
НазваниеВыпускная работа по “Основам информационных технологий” “
Дата29.01.2013
Размер218.05 Kb.
ТипВыпускная работа


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

исторический факультет


Выпускная работа по

“Основам информационных технологий”

Использование информационных технологий в изучении истории Белорусского Государственного Университета


Магистрант кафедры

источниковедения

Мальшевский Егор Иванович

Руководители:

доцент Шумейко Михаил Фёдорович

Позняков Андрей Михайлович


Минск – 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. 7

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. 9

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 12

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 17

ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 20

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 21

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ 24

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 25

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31



СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ


ИТ- информационные технологии

БГУ – Белорусский государственный университет

БГАКФФД – Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов

НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь

КЛИО – Иерархическая источнико-ориентированная база данных

SPSS, SAS - Пакеты статистической обработки данных

ВВЕДЕНИЕ


Развитие информационных технологий во всех сферах жизни высшей школы и грамотная компьютеризация учебного процесса привели к тому, что весьма консервативное (в хорошем смысле этого слова) вузовское сообщество все более адекватно оценивает объективные достоинства информационных технологий. Но происходит это только по мере осознания профессорско-преподавательским составом того, что эти технологии – всего лишь современные технологии, которые не только не несут цивилизационной угрозы вековой культуре образования, а, напротив, дают новое наполнение традиционным формам обучения высшей школы.

Информационные технологии занимают сейчас очень важное место и с каждым годом эта тенденция только набирает обороты. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемым атрибутом деятельности каждого человека. Жизнь без компьютеров и телекоммуникационных сетей кажется уже странной и невозможной. Информационные технологии используются в различных сферах жизнедеятельности человека. Использование информационных технологий не обошло стороной и историческую науку.

В данном реферате моей целью было ознакомить читателя с основными методами и способами применения информационных технологий в исследовании истории Белорусского государственного университета. Мною будут рассмотрены как сами информационные технологии в действии, так и методы и методики, применённые в данном историческом исследовании.

Во всём мире феномен деятельности Университета всегда изучался и продолжает глубоко исследоваться. Преподавание курсов “Университетоведения” является неотъемлемой частью воспитательной и образовательной системы многих высших учебных заведений различных стран. Такой же подход принят и в БГУ.

Однако, в силу новизны курса, многие вопросы являются недостаточно разработанными и многие сферы истории университета ещё ждут своего исследователя. Автор считает, что его работа, написанная с использованием информационных технологий восполнит определённые пробелы и будет способствовать дальнейшей разработке данной проблематики.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.


При написании как магистерской диссертации, так и реферата, была использована определённая научная литература. Хотя специфика диссертации и подразумевала преимущественную работу непосредственно с источниками в архиве. Однако разделы посвящённые историографии темы и общей характеристике протоколов как вида делопроизводственной документации, написаны с привлечением соответствующей литературы. Естественно, при написании реферата литературы было использовано в разы меньше, чем при написании диссертации. В данной главе автор хотел бы остановиться на наиболее значимых для написания данного реферата трудах.

Из большого списка литературы источниковедческо-археографической направленности, я бы выделил журнал «Вопросы архивоведения» в котором было опубликовано большое количество различных статей по проблеме исторических источников, а также работу Д. М. Эпштейна «О видах публикаций исторических источников».

Также широко при написании реферата было широко использован учебно-методический комплекс по исторической информатике ( Липницкая О.Л. «Учебно–методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных») и учебное пособие по исторической информатике (Историческая информатика: Информатика для исторических специальностей: Учебное пособие// Под ред. В.Н. Сидорцова). Авторы обоих изданий, являющиеся экспертами в области исторической информатики, доступно и точно дают необходимые сведения по применению информационных технологий в сфере исторических исследований. Отмечу также книгу В. Н. Сидорцова «Методология истории. Количественные методы и информационные технологии» которая также оказала неоценимую помощь в как в процессе написания данной работы, так и в целом при освоении автором возможностей использования математических методов и информационных технологий при проведении исторических исследований.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.


Каждая научная работа требует от исследователя серьезного научного подхода. Основой этого является исследование источниковой базы по теме вашей работы. При исследовании истории БГУ прежде всего необходимо было организовать работу по выявлению источников, чему предшествовало составление, по возможности, полного библиографического списка по теме издания, включающего как монографии, статьи, так и документальные публикации. От того, насколько полно составлена библиография, зависит эффективность дальнейшей работы. Изучение литературы по теме, периодической печати, документальных изданий дало возможность определить круг потенциальных источников выявления.

Своеобразным маяком для ориентирования в этом огромном “информационном море” являются всевозможные библиографические справочники, указатели, каталоги.

После выявления опубликованных материалов был осуществлён переход к выявлению архивных документов. Последнее начинается с изучения системы научно-справочного аппарата интересующих архивов, а также сведений о новых поступлениях, которые, возможно, ещё не нашли отражения в нём. В этом смысле большинство наиболее доступных справочников по белорусским архивам достаточно ограничены в информации. Они не включают сведения о послевоенных поступлениях документов.

Большой источниковый пласт представляет собой периодическая печать. Это касается прежде всего университетской многотиражки “Беларускі Універсітэт” (до 1955 года выходила под названием “За сталінскія кадры”). Она имеет особое значение для отражения жизни Университета и материалы, извлечённые из неё, существенно раскрашивают и увеличивают эмоциональную окраску истории. Хотя кроме неё определённая информация о развитии Белорусского государственного университета в этот период времени прослеживалась и на страницах республиканской прессы (газеты “Звязда”, “Советская Белоруссия” и др.).

Фотоматериалы по теме исследования в большом количестве содержатся в фондах Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. Обратим внимание на тот факт что при отсутствии в нашей стране методической базы по отбору фотодокументов для издания, полезными для использования являются “Рекомендации по изданию фотодокументов” (Москва, 1985 г.), а также “Правила издания исторических документов в СССР” (Москва, 1990 г.). Ценным в использовании данного вида источников, является то, что по сравнению с другими историческими источниками фотография несёт в себе, с одной стороны, фиксирование “секунды истории”, с другой стороны, сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

Отметим, что для выявления источников личного происхождения (личные письма, дневники, воспоминания) недостаточно знания истории государственных учреждений и общественных организаций. Здесь важно установление круга лиц, с которыми общался интересующий исследователя человек и в фондах которых могли отложиться его документы (прежде всего письма). Важно также знание мест хранения этих фондов. Особенно это касается тех лиц, которые работали в БГУ по совместительству с другой, основной работой. А для послевоенного периода развития университета данная тенденция имела довольно большое влияние.

Имеет свои особенности и выявление статистических, научно-технических источников. Для них важно выявить окончательные тексты документов, а также стадии разработки объекта.

Для решения конкретных задач были использованы специально-исторические, а также общелогические и общенаучные. Вот основные методы, использованные при написании магистрской работы:

  1. Историко-генетический;

  2. Историко-сравнительный;

  3. Метод контент-анализа;

  4. Дискурс-анализ.


Кроме того автор прибег к помощи такого метода как восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному с использованием всего его инструментария. Также безусловным является следование автором принципам историзма и объективности, при написании магистерской диссертации.

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.


На современном этапе развития человеческого общества информационные технологии (далее ИТ) занимают в его (общества) структуре очень важное место. Именно поэтому все большее внимание уделяется вопросу применения ИТ. В частности, мы рассмотрим это на примере применению ИТ в изучении истории Белорусского государственного университета. Проблема применения информационных технологий является одной из наиболее актуальных. Именно здесь сосредоточены ресурсы дальнейшего развития по всем направлениям научно-технического прогресса. Очевидно, что историческая наука не могла остаться в стороне от использования информационных технологий в своих исследованиях. И пусть многие ИТ, применяемые историками в их исследованиях могут показаться недостаточно совершенными, но это не умаляет их значимости в развитии исторической науки.

Прежде всего отметим сам компьютер как средство применения информационных технологий в исторических исследованиях.

Невозможно в одной работе рассказать о всех компьютерных программах, которые очень широко применяются в историческом исследовании. Так, например, программа “ Microsoft Word” позволяет нам проводить набор и редактирование текста исследования. Также она позволяет привести своё исследование в требуемый вид. Также “Microsoft Word” предлагает нам широкие возможности по построению графиков и таблиц. Графики отлично применимы в исследовании истории Белорусского государственного университета и источников по данной теме, так как график можно применить к исследованию любого количественного показателя. Таблицы же дают не только наглядную возможность проследить какие-либо количественные показатели, например, основываясь на исследуемой теме, количество различных видов источников, их соотношение во временной перспективе, качественные и количественные изменения, а также любую другую интересующую информацию.

При использовании количественных методов главным условием применимости такого метода является использование различных формул и вычислительных схем для анализа. В данном случае компьютер в использовании количественных методов не имеет себе равных. Таким образом, все положительные вычислительные качества компьютера как продукта информационных технологий можно применять в исследовании истории БГУ. Так, благодаря использованию количественных методов мы можем с большой точностью вычислить динамику изменения исторических источников по нашей теме, что является необходимым условием для последующего качественного анализа с помощью методов контент-анализа и дискурс-анализа. А при использовании количественных методов и вычислений на компьютере с помощью различных формул можно проводить анализ статистических данных извлечённых из архивов. Очевидно, что значимость подобных данных трудно переоценить.

Не менее важной информационной технологией в изучении истории Белорусского государственного университета представляется программой “Microsoft Excel”. “Excel” представляет собой одну из самых совершенных табличных систем. Она действительно представляет собой настоящую таблицу, фактически бесконечную для заполнения. Важнейшей особенностью системы “Excel” является возможность в рамках табличной системы производить сложнейшие математические вычисления с применением формул. Очень полезной представляется возможность построения, в рамках системы “Excel”, наглядных таблиц и графиков. Однако для исследования вопроса истории БГУ и источниковой базы по данному вопросу, важнейшей особенностью упомянутой системы является возможность создания практически совершенной базы данных в табличной форме. С помощью “Excel” мы можем создать базу данных чего угодно: начиная от базы фотографий хранящихся в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов и, к примеру, до историографической базы изданной литературы по теме исследования. Именно поэтому технология “Excel” является принципиально важной в серьёзных исторических исследованиях.

Более совершенной информационной технологией, применяемой в изучении истории БГУ, является программа “Access”. Она также представляет возможности для совершения математические формульные построений и составления таблиц. Также в ней присутствует возможность построения схем и диаграмм, в отличие от предыдущей системы строить их немного сложнее, но сами они получаются значительно более разнообразными, качественными и информационно насыщенными. Но, пожалуй, главной особенностью “Access” является возможность создания целых комплексов баз данных, в произвольном порядке связанных между собой. При этом существует возможность образовывать логические связи между этими базами данных и, что самое главное, позволяет осуществлять выборку информации по определённому заданному критерия, причём, если есть необходимость, сразу из всех баз данных, или по выбору, из определённых. Это даёт почти неограниченные возможности для анализа материала: фактически исследователь ограничен только количеством введённой информации и уровнем своего владения этой системой.

Важнейшим, в процессе современного исторического исследования, представляется использование исследователем глобальной сети Интернет. Данная информационная технология предоставляет возможность использовать практически неограниченный источник информации по интересующей исследователя теме. Также благодаря ей можно делиться результатами своих научных изысканий с другими исследователями. Пожалуй самой важной функцией Интернета для исторических исследований является его широкая возможность доступа к необходимым монографиям и источникам. Причём источникам как письменного, так и изобразительного характера. Хотя следует отметить, что при изучении такой специфической и узкой темы как история Белорусского государственного университета возможности Интернета ограничены в силу определённых обстоятельств: это и очень маленькая степень проникновения ИТ в сферу архивной работы в Беларуси, минимальная степень оцифровки материалов из белорусских архивов, малоизученность темы – фактически отсутствуют серьёзные научные исследования по заданной теме. Наибольший прогресс в деле оцифровки материалов проявляет БГАКФФД, однако их материалы отсутствуют в Интернете.

Однако стоит отметить что на сайте "Архивы Беларуси" - информационном ресурсе Государственной архивной службы Республики Беларусь, можно найти сведения о государственных архивных учреждениях РБ, характеристики их фондов и научно-справочного аппарата. Также интересен сайт Национального Архива Республики Беларусь, хотя на момент написания данной работы, он находился в разработке. Но в перспективе там можно будет найти характеристики фондов, научно-справочного аппарата и исторические справки к различным фондам архива.

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, она имеет своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. Т.е. мы использовали данный метод в своей работе для анализа больших массивов различных видов источников на протяжении их развития, имели возможность выявить тенденции в их изменении и проанализировать тенденции в развитии делопроизводства.

Следует отметить, что существует целый пласт программного обеспечения специально созданного для использования при проведении исторических исследований. Автор остановится подробно только на одном из них: иерархическая источнико-ориентированная база данных KLEIO (КЛИО), которая позволяет проводить статистическую обработку данных. Пользуясь встроенными функциями, можно рассчитать минимальное и максимальное значение численной переменной, среднее арифметическое, стандартное отклонение, количество наблюдений и пр. Предусмотрена также передача данных из КЛИО в такие известные статистические пакеты как SPSS и SAS, обладающие ещё большими возможностями для статистической обработки информации. КЛИО, благодаря ориентации на источники, позволяет исследователю в нашем случае проводить статистическую обработку и анализ различных видов источников по истории БГУ.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Сама идея создания серии сборников документов и материалов, посвященных истории БГУ, зародилась в связи с подготовкой и выходом в свет книги “Беларускі дзяржаўны універсітэт у гады Вялікай Айчыннай вайны. 1941-1945 гг.”, изданной к 60-летию Победы. Далее данная идея получила продолжение в сборнике документов и материалов “Беларускі дзяржаўны універсітэт. 1921-1941”, отразившем историю первых двух десятилетий существования университета, который хронологически стоит раньше первого. В подготовке данного издания принял участие и автор, в составе группы студентов исторического факультета БГУ, которая занималась первичным выявлением документов.

Также, автором была подготовлена дипломная работа на тему “Принципы выявления и отбора документов для подготовки сборника "Беларускі дзяржаўны універсітэт 1945-1961 гг.” Данный сборник является логическим продолжением издания “Беларускі дзяржаўны універсітэт. 1921-1941”, и можно смело утверждать что данное полезное и необходимое дело будет продолжено.

В процессе разработки темы, автор также затронул и провёл первоначальный теоретический анализ истории белорусской археографии и её современного состояния. Тем самым созданы все предпосылки для дальнейшей разработки, этой первостепенной для развития отечественной истории специальной исторической дисциплины.

ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.


С 2007-2008 учебного года введён курс “История БГУ” для студентов всех специальностей Белорусского государственного университета. В том числе в целях обеспечения данного курса учебными материалами был подписан приказ Ректора БГУ №157-ОД, от 20.04.2007 “О создании серии книг, посвящённых 90-летию БГУ”.

Фактически, на практике была реализована идея того, что преподавание курса “Университетоведения” является неотъемлемой частью воспитательной и образовательной системы, и необходима для учреждения несущего высокий статус “ведущего ВУЗа страны”.

Необходимость чтения курса «Университетоведения» уже не является дискуссионным вопросом и на практике стоят вопросы только улучшения преподавания, большего обеспечения его источниковой базой, чему и служит продолжение издания серии «Память и слава», планируется что к 90-летию БГУ данная серия будет издана в полном формате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги проведённой работе можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в исторических исследованиях имеет большое значение. Данные технологии позволяют поднять исторические исследования на качественно новый уровень. Автор рассмотрел применение информационных технологий в вопросе исследования истории Белорусского государственного университета, что даёт определённый стимул и преимущество при исследовании данной темы в магистерской диссертации.

В данном реферате было убедительно показано, что использование информационных технологий в исторической науке не является чужеродным, а скорее качественно новым элементом исторического исследования. С помощью ИТ мы можем достигнуть новых, ранее не видимых, результатов.

Также в данной работе были рассмотрены практические примеры использования информационных технологий. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о необходимости широкого применения информационных технологий в исторических исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ


1. Эпштейн Д. М. О видах публикаций исторических источников// Советские Архивы. –1970. –№3. –C. 33-46.

2. Липницкая О.Л. Учебно– методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных. - Мн.: БГУ, 2002.

3. Сидорцов В. Н. Методология истории. Количественные методы и информационные технологии. – Мн.: БГУ, 2003.

4. Историческая информатика: Информатика для исторических специальностей: Учебное пособие// Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина.- МН.:ЗАО «Веды», 1998.-316 с.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ


Б

Базы данных 12


Д

Документы 7, 8, 16


И

Исторический источник 5, 8, 12, 19


К

Контент-анализ 8, 12, 14


М

Метод 4, 6, 8, 9, 12


У

Университет 4, 7, 11, 16

Университетоведение 4, 7, 16

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ


  1. www.vak.org.by Сайт содержит все необходимые для выполнения требования по курсовой работе.

  2. http://narb.by Сайт Национального Архива Республики Беларусь. На момент написания работы находился в разработке. И доступ осуществлялся к ограниченному количеству материалов сайта.

  3. http://www.archives.gov.by Сайт "Архивы Беларуси" - информационный ресурс Государственной архивной службы Республики Беларусь. На сайте содержатся сведения о государственных архивах РБ, материалы по архивному делу и документационному обеспечению управления, информация по генеалогии, археографии, законодательству. Значительную часть составляют материалы, отражающие историю Беларуси. Также на сайте присутствует справочник-путеводитель по архивам РБ с гиперссылками

  4. http://www.bsu.by – Сайт Белорусского государственного университета. Содержит информацию о БГУ, краткую историческую справку и множество другой информации. Однако есть существенные технические недоработки. Тем не менее раздел “электронный каталог фундаментальной библиотеки БГУ” оказывает неоценимую помощь в работе над изучением истории Университета.

  5. http://www.starbel.narod.ru Полезный сайт, большое количество источников, необходимых в научной работе. Очень рекоммендуется при написании магистерской диссертации.

  6. http://www.knihi.com/ Белорусская электронная библиотека

  7. http://niab.belhost.by/ Сайт Национального исторического Архива Беларуси. Содержит информацию об истории архива, характеристику фондов, их территориальный охват, научно-справочный аппарат, характеристику наиболее интересных фондов. Достаточно прост в использовании.

  8. http://albaruthenia.by.ru/ Сайт “Гісторыя Беларусі”. На нём содержатся достаточно большое количество как исторических текстов так и статей по истории Беларуси.

  9. http://www.hist.bsu.by/ Сайт исторического факультета БГУ.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ



http://chegorby.narod.ru

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ


Магистранта Мальшевского Егора Ивановича.

Исторический факультет

Специальность историография, источниковедение и методы исторического исследования


Смежные специальности

05.13.01 – системный анализ, управление и обработка информации

· Теоретико-множественный и теоретико-информационный анализ сложных систем.

· Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации технических, социально-экономических объектов.

· Визуализация, трансформация и анализ информации на основе компьютерных методов обработки информации.




05.25.02- документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

· Разработка теории и методологии исторического документоведения.

· Разработка организационных, технических и правовых основ документооборота при использовании традиционных, современных и перспективных носителей информации.

· Разработка научной методологии использования архивных документов и связанных с ним правовых аспектов.

· Исследование закономерностей возникновения повторяющейся документированной информации.




07.00.02 – отечественная история


· Религия и церковь, положение и роль отдельных конфессий в государственной и общественной жизни, культурном развитии, конфессиональные взаимоотношения.

· Материальная и духовная культура, просвещение и наука.

· Экономические, общественно-политические и культурные связи Беларуси с другими странами.





Основная специальность


07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

Историография, источниковедение и методы исторического исследования – область науки, занимающаяся исследованием процесса накопления исторических знаний, разработкой теории, методики и практики изучения и использования исторических источников, определением совокупности принципов, методов и приемов, направленных на достижение целей и решение задач исторического познания.

 Области исследований

1.История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и “лингвистический поворот” в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания.

2.Основы моделирования исторической науки. Модели концептуальных подходов. Структура исторического исследования. Категории исторической науки.

3.Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология.

4.Принципы и методы исторического исследования. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. Нетрадиционные методы и информационные технологии.

5.Междисциплинарный синтез методов исторического исследования и других наук (философии, педагогики, психологии, лингвистики, социологии, экономики, политологии, математики, информатики).





Сопутствующие специальности

09.00.01 – онтология и теория познания

· Проблемы исторического и логического образно чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, когнитивного и ценностного в динамике развития философских систем, культуры, научного знания.

· Интегральное представление о мире самоорганизующихся структур. Синергетические языки.

· Познание и творчество. Спецификация форм и методов познавательной, исследовательской деятельности. Истина, вера, достоверность. Критерии, структура и динамика научного знания.




23.00.01 – теория политики, история и методология политической науки

· Методология сравнительных политических исследований.

· Методология системного, функционального, структурно-функционального и дискурсивного институционального и неинституционального анализа в политической науке.

· Геополитические концепции. Теоретико-методологические аспекты анализа глобализации.




22.00.01 – теория, методология и история социологии

· Теоретические основы структурной организации общества, выделение и анализ основных элементов социальной структуры, выражаемых такими категориями, как: роль, статус, группа, общность, институт, организация и т.д.

· Структура отдельных элементов социальной системы на макро- и микро- уровнях.

· Социальные действия, процессы, явления, изменения и трансформации.

· Социальное поведение и общественное мнение.

· Личность и ее роль в формировании как отдельных элементов социальной структуры, так и общества в целом.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


http://chegorby.narod.ru/presentation.ppt

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ


  1. Историческая информатика: Информатика для исторических специальностей: Учебное пособие// Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина.- МН.:ЗАО «Веды», 1998.-316 с.

  2. Липницкая О.Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. - Мн.: БГУ, 2002.– 140 с.

  3. Новые информационные технологии в образовании. Труды второй международной конференции. Т. 3. Историческая информатика// Под ред. В.Н. Михнюка, В.Н. Сидорцова.- Мн.: БелНИИ-ДАД, 1996.- 98 с.

  4. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Харьков, 2004. – 120 с.

  5. Давыдова Э.Н., Рыбаков А.Е. Делопроизводство. –Мн., 2002, - 288 с.

  6. Кохановский, А.Г. Квантификация, компьютеризация и историческое образование / А.Г. Кохановский, В.Н. Сидорцов // Информационный бюллетень комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении АН СССР, 1991. – № 3. – С. 19–25.

  7. Архивы и делопроизводство, –2000, –№1.

  8. Воробьёва Ю. С. Проблема отбора документов для публикации в советской археографической литературе после издания “Правил” 1969 г.// Актуальные вопросы истории, теории и методики публикации документов: Межвузовский сборник научных статей. –Москва, –1981. –С. 60-76.

  9. Шумейко М. Ф. Белорусская археография в XIX – XX вв.(проблемы теории, истории, методики) –Мн., –2007, –496 с.

  10. Шумейко М. Ф. Н. Н. Улащик как историк археографии// М. М. Улашчык і праблемы беларускай гістарыяграфіі, крыніцазнаўства і археаграфіі. –Мн., –1997. –С. 320-332.

  11. Эпштейн Д. М. К вопросу о журнальных публикациях исторических источников//Труды Московского государственного историко-архивного института. –1957. –Т.8. –С. 302-345.

  12. Эпштейн Д. М. О видах публикаций исторических источников// Советские Архивы. –1970. –№3. –C. 33-46.

  13. Якубовская С. И. К вопросу об изучении и публикации источников советского периода// Проблемы источниковедения. –1956. –№4. –С. 46-55.

  14. . Шорохов Е. Ф. Археографическая деятельность научных учреждений Белорусской ССР (к историографии вопроса) // Вопросы археографии в БССР. –Минск, –1980. –С. 63-80.

ПРИЛОЖЕНИЕ





Похожие:

Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» «Изучение опыта применения информационных технологий в ес»
Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных...
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Применение информационных технологий в проектировании полупроводниковых приборов 5
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в исследовании проблемы дворянских собраний на территории беларуси в последней четверти XVIII...
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Основой такого перехода является технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных...
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по “Основам информационных технологий” Магистрант кафедры источниковедения
Использование информационных технологий для автоматизации работы органов государственного управления с обращениями граждан 9
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconПрименение информационных технологий в исследованиях почитания Казанской иконы Божией Матери Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантки кафедры богословия
Специальность 1 – 21 80 01 Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Информационные технологии в сборе и обработке статистической информации 6
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Теоретические основы обработки люминесцентных изображений биологических объектов 6
Выпускная работа по “Основам информационных технологий” “ iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистрантка кафедры археологии и специальных исторических дисциплин исторического факультета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница