Скачать 0.77 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯО.В. ГРИЦКЕВИЧОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕМетодические указанияпо дисциплине "Организационное поведение" для студентов специальностей 060800 "Экономика и управление на предприятии", 061100 "Менеджмент организации" заочного отделения Новосибирск 2004УДК Рецензенты: Грицкевич О.В. Организационное поведение: Методические указания. Методические указания подготовлены на кафедре экономики и менеджмента Сибирской государственной геодезической академии доцентом, кандидатом технических наук Грицкевич О.В. для студентов, изучающих курс "Организационное поведение", рекомендованы к изданию методической комиссией Института геодезии и менеджмента. Методические указания разработаны на основе государственного стандарта специальности 061100 "Менеджмент организации" и является дисциплиной, изучаемой по выбору вуза для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» для студентов заочной формы обучения. Содержат программу курса, контрольные вопросы, индивидуальные контрольные задания, список рекомендуемой литературы. УДК Печатается по решению редакционно- издательской коллегии СГГА Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2004 Гук Т.И., Грицкевич О.В., 2004 СОДЕРЖАНИЕВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Программа курса "Организационное поведение" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Индивидуальные контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Методические указания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Введение Организационное поведение является достаточно новой, сложной и противоречивой отраслью знаний, получившей развитие в США в 50-е г.г. прошлого века. Формирование науки началось в недрах социологии и психологии, которые изучают устойчивые и повторяющиеся явления в индивидуальном поведении, закономерности формирования, укрепления, развития и распада человеческих групп. Практика управления организацией нуждается не только в новых идеях, но и в конкретном их использовании, применении. Организационное поведение в современном виде представляет собой интеграцию, по крайней мере, двух традиционных для школ бизнеса научных дисциплин – человеческих отношений и управления. Основными элементами организационного поведения выступают индивид и группа, закономерности их поведения, диктуемые необходимостью целенаправленной результативной деятельности организации, а также конкуренция – среда существования в условиях рынка, создающая дополнительные стимулы и ограничения их деятельности. Организационное поведение как учебная дисциплина преподается в зарубежных школах бизнеса с середины 1960-х годов. В нашей стране обучение этой дисциплине ведется около 10 лет, она введена в государственные общеобразовательные стандарты подготовки специалистов экономико-управленческого профиля. Методические указания по дисциплине "Организационное поведение" подготовлены для студентов экономического факультета Сибирской государственной геодезической академии, изучающих указанный предмет. Основная цель дисциплины "Организационное поведение" состоит в том, чтобы дать студентам основы теоретических знаний и комплекс практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативной деятельности организации. Основными задачами методических указаний являются:
Учебный процесс по курсу "Организационное поведение" организован в виде лекций и практических занятий, которые представлены конкретными ситуациями, практикующими упражнениями и домашними заданиями по всем основным разделам курса. Полученные в ходе изучения учебного курса знания и практические навыки обеспечат учащимся возможность самостоятельно решать сложные поведенческие задачи, выявлять причины недостаточной результативности организации, грамотно выстраивать межличностные отношения. Студенты, изучившие дисциплину "Организационное поведение" должны знать:
Студенты должны уметь:
Студенты должны иметь навыки по решению задач управления:
Программа курса "Организационное поведение"Раздел 1. Человек в организационной системе 1. Сущность организационного поведения: предмет организационного поведения; факторы, влияющие на него; теории поведения человека в организации; роль человека в организации; социокультурный образ организации; адаптивные организационные возможности; основное управленческое отношение; роль человека в организации;
понятие личности; теории личности; типологии личностей; модель от "незрелости к зрелости" К. Арджириса; тестирование.
взаимодействие человека и организации; ролевой аспект взаимодействия человека и организации; личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения; адаптация человека к организации. |