Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза




НазваниеДидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза
страница1/4
Дата29.01.2013
Размер0.5 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


ДЕВТЕРОВА Зурета Руслановна


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА


Специальность - 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики

и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп – 2007


Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Бузаров Ким Ибрагимович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Тюнников Юрий Станиславович


кандидат педагогических наук, доцент

Феклистов Герман Степанович


Ведущая организация: Кубанский государственный университет


Защита диссертации состоится «27» апреля 2007 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.


Автореферат разослан «27» марта 2007 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор М.Р. Кудаев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс информатизации. Особый круг проблем, связанных с такими изменениями, представляет исключительно быстрое становление и универсализация телематики - единой компьютеризованной системы средств массовой информации. Это качественно новая информационная инфраструктура общества, которая объединяет компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи и т.д. На ее основе создаются локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы. Всемирная сеть Интернет, на сегодняшний день, является безусловным лидером среди множества вариантов телекоммуникационных технологий.

Совершенствование технологий обучения в этом контексте занимает одно из приоритетных мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. Одним из ведущих направлений реформирования учебного процесса выступает информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения, в том числе, обучения иностранным языкам.

Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал резко возросший уровень потребности в овладении иностранными языками. Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля.

Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Заказ современного общества на формирование коммуникативной и межкультурной компетенции студентов предполагает, прежде всего, мотивационное обеспечение обучения.

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному человеку, диктуют новые задачи образования. Проблемы, связанные с технологическим подходом в образовании, функционированием информационно-дидактических виртуальных систем, получили освещение в работах А.А. Андреева, Ю.Н. Афанасьева, Я.А. Ваграменко, С.Д. Каракозова, А.А. Кузнецова, В.А. Леднева, В.М. Монахова, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др. Возможности использования новых информационных технологий в образовательном процессе исследованы в работах В.Д. Байкова, В.П. Беспалько, С.А. Бешенкова, Ю.С. Брановского, А.Г. Гейна, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, Е.Н. Кареловой, М.Р. Кудаева, А.А. Кузнецова, А.С. Лесневского, Э.Г. Малиночки, А.В. Могилева, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова, Ю.С. Тюнникова, А.Ю. Уварова и др. Необходимость и важность развития активности личности, ее интеллектуальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования и саморазвития рассмотрены в публикациях Е.В. Бондаревской, З.В. Васильевой, В.В. Горшковой, А.В. Зеленцовой, В.С. Ильина, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской и др.

В последние годы опубликовано ряд исследований, посвященных вопросам коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку на основе использования информационных технологий (Б.В. Беляева, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров, Е.С. Полат, Р.К. Потапова и др.)

Анализ педагогической практики в вузе и результаты специальных исследований позволяют утверждать, что проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе неязыкового профиля пока не нашла отражения в достаточной степени в исследованиях ученых. Несмотря на имеющиеся исследования в аспекте повышения эффективности обучения с использованием информационных и компьютерных технологий, в педагогическом образовании многие проблемы, в частности, использование Интернет-технологий при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей, решены слабо как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Отсутствие конкретной методики внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку и определил актуальность темы диссертационного исследования.

Изучение существующего опыта обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и результаты исследования показывают, что в настоящее время для него характерны следующие противоречия между:

  • существующей в современном обществе необходимостью повышать уровень обученности граждан иностранным языкам и невысокой эффективностью удовлетворения этого требования;

  • традиционными видами учебно-методического обеспечения и потребностью практики в инновационных формах применения Интернет-технологий в учебном процессе вузов;

  • процессом информатизации образования и отсутствием общего подхода к использованию Интернет-технологий в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей;

  • поиском и обнаружением информации, необходимой для организации учебного процесса, которая позволяет применять более активные современные способы поиска, восприятия, обработки, использования и хранения полученных данных.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в глубоком осмыслении, осознании и применении Интернет-технологий как средства активизации и интенсификации процесса обучения иностранным языкам студентов неязыкового образовательного пространства.

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка дидактических основ и возможностей использования Интернет-технологий в образовательном процессе высшей профессиональной школы.

Объект исследования - использование Интернет-технологий в педагогическом процессе вуза.

Предмет исследования - дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам как средства активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов неязыкового образовательного пространства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза, основанная на том, что использование Интернет-технологий в высшем профессиональном образовании будет наиболее успешно осуществляться, если:

- конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе;

- в образовательном пространстве вуза создана насыщенная мультисреда, в которую вовлекаются различные каналы восприятия информации – текстовой, визуальной, аудиоинформации. Это позволит готовить студента к будущей профессии;

- определены педагогические основы использования Интернет - технологий: диагностика способностей студентов к изучению иностранного языка, технологическая организация обучения иностранному языку;

- апробирована и практически актуализирована модель обучения иностранному языку в контексте использования коммуникационных технологий.

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы разработки эффективной методики обучения иностранному языку студентов экономических специальностей с использованием Интернет-технологий.

2. Отобрать информацию, необходимую для организации учебного процесса (электронные библиотеки, журналы, различные справочные материалы, существующие в Интернете).

3. Спроектировать модель использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку в вузе и экспериментально проверить эффективность предложенной модели.

4. Создать и реализовать насыщенную мультисреду, в которую вовлекаются различные каналы восприятия информации - текстовой, визуальной, аудиальной. Это позволит готовить студента к будущей работе в экономической сфере.

5. Сформировать у студентов культуру использования Интернет-технологий.

Общей методологической основой исследования явились положения материалистической диалектики о явлении сущности, о единстве теории и практики, о мышлении и познании, а также идеи о социальной и творческой сущности личности.

Методологическими и теоретическими ориентирами исследования служат работы, рассматривающие такие аспекты, как: гуманизация и гуманитаризация образования (А.А. Аминов, И.Н. Антипов, С.И. Архангельский, Ю.Н. Афанасьев, Ю.И. Бабаев, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.А. Шаповалов и др.); теория информационного моделирования (В.К. Белошапка, Ю.С. Брановский, Я.А. Ваграменко, Н.М. Власова, Л.И. Долинер, Д.А. Поспелова, И.Н. Розина); теория формирования умственных действий и понятий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.И. Герман, В.И. Каган, А.М. Малышенко, Н.Ф. Талызина, В.З. Ямпольский и др.); концепция формирования и развития единого информационного пространства в России и соответствующих государственных информационных ресурсов (И.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, Ю.С. Зубкова, И.И. Ильясов, А.А. Кузнецов, М.Б. Лебедева, В.Я. Лудис, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, И.Б. Новик, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, Л.Л. Федосеев и др.); теория управления процессом обучения и использования в нем информационных технологий (Б.Л. Агранович, Н.А. Аминов, Ю.К. Бабанский, Ю.С. Брановский, С.П. Грушевский, М.Р. Кудаев, А.А. Кузнецов, Э.Г. Малиночка, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызина и др.); идеи проблемного (А.М. Матюшин, М.И. Махмутов и др.) и контекстного (А.А. Вербицкий) обучения; теории профессионального образования (С.А. Архангельский, В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, Б.К. Васильев, В.И. Горовая, А.Л. Денисова и др.).

Методы исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы:

- теоретические - осмысление проблемы и предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов проведенной работы с учетом конкретных условий и новых фактов.

- эмпирические - сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.

- математические - регистрация, математико-статистическая обработка полученных результатов.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет информационных систем в экономике и в юриспруденции Майкопского государственного технологического университета. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап - поисково-констатирующий (2003-2004гг.). Проводилось изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы. Разрабатывалась общая концепция исследования, уточнялась формулировка темы, определялись цель, задачи, методология, конкретизировались объект и предмет исследования.

Второй этап - экспериментальный (2004-2006гг.). Формировалось представление о специфике и принципиальной модели обучения, осуществлялась ее практическая реализация в образовательной практике студентов экономических специальностей на основе использования Интернет-технологий при изучении иностранных языков.

Третий этап - обобщающий (2006-2007гг.). Завершены формирующий эксперимент, анализ и описание результатов эксперимента, обобщены и систематизированы результаты всего исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- в работе дается обоснование роли и места Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку;

- выделены и обоснованы принципы использования Интернет как информационной сети развития коммуникационных образовательных ресурсов;

- предложена модель использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку студентов вуза;

- выделена и обоснована совокупность педагогических условий, при которых возможно формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции будущих экономистов в процессе профессионального образования, включающая целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и технологическое ее обеспечение;

- представлена и опытно-экспериментальным путем доказана значимость модели обучения иностранному языку студентов на основе использования коммуникационных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- теоретически осмыслены организационно-содержательные параметры реализации задач Интернет - обучения в высшей школе;

- обоснована возможность использования Интернет-технологий при обучении иностранным языкам;

- теоретически представлена модель обучения иностранному языку на основе использования новых информационных технологий;

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованная и экспериментально проверенная Интернет-технология обучения иностранному языку студентов экономических специальностей помогает повысить общий и предметный уровень обученности. Составленное автором методическое пособие может быть использовано преподавателями вуза с целью повышения эффективности и качества обучения студентов иностранному языку.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлена использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием методов математической статистики высокой степени надежности для оценки результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактические возможности применения Интернет-технологий в процессе формирования у обучающихся опыта учебно-познавательной деятельности реализуют следующие функции

- сбор, хранение и обработка информации, необходимой для управления учебным процессом с помощью учебных планов, реализующих Госстандарт образовательно-профессиональных программ;

- создание и хранение, возможность корректировки образовательных программ базовых, смежных и дополнительных специальностей

- формирование базы учебно-методического и научного обеспечения по иностранному языку для студентов экономических специальностей;

- создание базы по содержанию и организации самостоятельной и индивидуально-творческой деятельности студента.

2. Продуктивными в исследовании сложной, по своей сути комплексной, проблемы обучения через Интернет, является подход от конечных целевых установок учебно-воспитательной деятельности, определенных общей стратегической ориентацией системы образования, и формирование всесторонне развитой, гармоничной личности каждого студента.

3. Комплекс дидактических условий, способствующих формированию информационной культуры студентов: выработка навыков применения новых информационных технологий (компьютерная осведомленность - ознакомительный уровень, компьютерная грамотность - пользовательский уровень); формирование качеств, характеризующих индивидуальность и личность.

4. Дидактическая модель обучения иностранному языку студентов вуза на основе Интернет-технологий представляет собой систему педагогических условий в единстве содержательно-целевого, критериального, процессуального и методически-технологического компонентов. При этом их функционирование обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов обучения в системах «преподаватель-студент».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на научно-методических семинарах кафедры иностранных языков МГТУ и научно-практических конференциях, а также отражены в 8 публикациях. Полученные результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета информационных систем в экономике и в юриспруденции Майкопского государственного технологического университета в качестве методических пособий по иностранному языку для студентов экономических специальностей.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 275 наименований.

Общий объем текста диссертации составляет 197 страниц, в том числе 13 таблиц, 1 рисунок и 4 приложения.

  1   2   3   4

Похожие:

Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconЧувашской Республики Государственное образовательное учреждение «Чувашский республиканский институт образования» Кафедра иностранных языков
Дидактические основы использования сервисов веб 0 в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза icon«web 0 новые возможности применения Интернет технологий в обучении иностранным языкам»
На тему: «web 0 – новые возможности применения Интернет технологий в обучении иностранным языкам»
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconМетодические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка Учитель
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование новых информационных технологий...
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза icon«Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации»
Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной...
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconИспользование интернет-ресурсов и технологий в преподавании английского языка
Особенности использования Интернет-ресурсов и технологий в обучении иностранному языку. 4
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconГоу впо «Барнаульский государственный педагогический университет» Лингвистический институт
Настоящее исследование посвящено проблеме необходимости внедрения Интернет-технологий в обучение иностранным языкам
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconИнтернет технологии в обучении иностранным языкам: обзор
Информатизация образования является важнейшей составляющей глобального процесса, связанного с переходом к информационному обществу....
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза icon«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку»
Икла необходимость в знании английского языка как языка техники и международного общения. В основе творческой деятельности учащихся...
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconПрограмма по иностранным языкам
Программа по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, латинский). – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 31 с
Дидактические основы использования интернет- технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза iconУчебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница