Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 81.73 Kb.
НазваниеУниверситет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины
Дата28.01.2013
Размер81.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Возрастная и конституциональная антропология»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)













Дубна 2011

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Возрастная и конституциональная антропология»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008


Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:


___________________


/________________/

Фамилия, инициалы






Дубна 2011


Автор и составитель программы: старший преподаватель Г.С. Чуприкова

Длительность курса – аудиторной нагрузки

Количество часов в неделю – 2 часа

Место курса в учебном плане. второй семестр.

Обязательный курс

Базовыми являются курсы: «Анатомия центральной нервной системы», «Антропология»

Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области анатомии ЦНС, в области общей антропологии и физиологии.

Аннотация курса.

Цель курса – ознакомить студентов с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о развитии человека, пренатальных и постанатльных особенностях его развития, конституции человека и соотношении конституции с психикой человека.

Тематический план.



Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

I

Специфика и переодизация онтогенеза человека.










1

Пренатальный онтогенез










2

Постнатальный онтогенез










II

Физиологические состояния и антропометрия.










1

Эмпирические формулы расчета физического развития во внутреутробном состоянии










2

Эмпирические формулы рсчета физического развития после рождения.










3

Понятия «физического состояния» и «физического развития».










4

Законы роста и развития










5

Оценка основных антропометрических данных методом индексов физического развития.










III

Норма и патология в конституции человека










1

Типы телосложений (в норме) в детском и подростковом возрасте.










2

Семиотика физического развития. Нарушения, связанные с изменением массы тела и длинны тела










3

Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития










IV

Рост и развитие в старшем возрасте










1

Возрастная изменчивость у взрослых.










2

Старение и продолжительность жизни.










3

Биологический возраст.










Итого:







Контрольные работы:

  1. Составить примерную схему нервно-психического развития ребенка от рождения до 6 лет.

  2. Перечислить основные этапы внутриутробного развития человека.

  3. Описать практическое значение одной из известных вам эмпирических формул.

Вопросы к зачету:

  1. Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. Что такое онтогенез, рост и развитие.

  2. Характеристики роста и развития человека («канализирование» онтогенеза, гетерохрония и т. д)

  3. периодизации развития человека (древняя китайская, Пифагора, периодизация в медицине, педагогике, психологии). Периодизация В. Бунака.

  4. Периодизация, используемая в отечественных медико-биологических исследованиях .

  5. Характеристика роста и развития во внутриутробном периоде.

  6. Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных плода во внутриутробный период (25-42-я неделя гестации)

  7. Общая характеристика основных антропометрических показателей человека в постнатальный период. Понятия доношенности, зрелости, выживаемости и т. п.

  8. Физиологическое состояние новорожденного. Понятия «физического состояния» и «физического развития».

  9. Законы роста.

  10. Закон аллометрического роста.

  11. Закон неравномерности изменений скорости роста.

  12. Генная и эндокринная регуляция роста

  13. Влияние на рост ребенка факторов внешней среды.

  14. Методики антропометрических исследований.

  15. Оценка основных антропометрических данных методом эмпирических формул (эмпирический метод)

  16. Оценка основных антропометрических данных методом индексов физического развития.

  17. Типы телосложений (в норме) в детском и подростковом возрасте. Понятие здоровья.

  18. Семиотика физического развития. Нарушения, связанные с изменением массы тела.

  19. Семиотика физического развития. Нарушения, связанные с изменением длины тела.

  20. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития.

  21. Возрастная изменчивость у взрослых.

  22. Старение и продолжительность жизни.

  23. Биологический возраст.

  24. Определение конституции человека. История развития представления о конституции человека.

  25. Схемы нормальных конституций (соматотипов).

  26. Возрастная, половая, расовая, социально-профессиональная и другая изменчивость конституциональных типов.

  27. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением.

  28. Экологические аспекты конституции.


Рекомендуемая литература:

а) основная литература

1. Я.Я. Рогинский. М. Г. Левина. Антропология Москва. «Высшая школа» 1987 г.

2. Е.Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. Антропология Издательство Московского Университета 1999г.

3. Хрестоматия. Антропология, под ред. В. Ю. Бахолдина, М. А. Дерягина, Москва, 1997 г.

4.Антропология: Хрестоматия: уч. пособие для студ. / авт.-состав. Л.Б. Рыбаков и др. – 3-е изд. – м.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 448с.

5.Антропология: учебник для вузов / В. Харитонов, А. Ожиганова и др. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 272с.

б) дополнительная литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984. – 462с.

  1. Мещеряков Б.Г. Введение в человекознание / Б.Г. Мещаряков, И.А. Мещерякова. – М.: РГГУ, 1994. – 320с.

  2. Нестурх М.Ф. Человеческие расы / М.Ф. Растурх. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1964. – 108с.

  3. В.М. Харитонов. Введение в теорию антропогенеза и архиологию палеолита.

  4. М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д.А. Фарбер Возрастная физиология (физиология развития ребенка), М., Академия, 2002. -416с.

  5. В.В. Юрьев и др. Рост и развитие ребенка (краткий справочник). Спб, Питер, 2007. - 272 с.

Похожие:

Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины б б учебно-методический комплекс дисциплины «история россии»
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины гэс. Ф. 3 Учебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина»
Т теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М. В. Папина; Бийский...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Педагогика начального образования: коррекционно-педагогические воздействия [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания
...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс общие основы педагогики
...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс психолого-педагогическая антропология
...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс социальная педагогика
...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс особенности работы учителя в условиях
...
Университет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница