ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект)




Скачать 363.86 Kb.
НазваниеФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект)
страница1/4
Дата28.01.2013
Размер363.86 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Ковзиридзе Манана Акакиевна


формированиЕ профессиональной мотивациИИ студенческой молодежи

(СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)


Специальность:

22.00.08. – социология управления


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре социологии и управления социальными процессами Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»

Научный руководитель

кандидат социологических наук, доцент Соколова Мария Сергеевна




Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Якимец Владимир Николаевич




кандидат социологических наук

Денисова Жанна Александровна




Ведущая организация:

Институт социально-политических исследований РАН


Защита состоится «20» декабря 2011 г. в ___ ч. ___ м. на заседании диссертационного совета Д 602.001.01 при ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90, ауд. 222.


С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений», с электронной версией автореферата на официальном сайте Академии труда и социальных отношений http://www.atiso.ru и на сайте ВАК РФ.


Автореферат разослан «___» ___________ 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д 602.001.01

к. ист. н., доцент Н.А. Соколова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обращение к проблемам мотивации представляется необходимым для выявления специфики различных мотивационных компонентов в сознании нынешнего поколения российской студенческой молодежи и, как следствие, – выработки эффективных в современных условиях механизмов управления формированием профессиональной мотивации и профессиональным становлением молодежи.

В условиях современного «мотивационного кризиса» необходимо сосредоточить внимание на поиске той социальной технологии, которая позволила бы максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал работника, повысить производительность труда, снизить социальную напряженность, согласовать личные интересы работающих с интересами общества. Теоретически значимым и практически востребованным становится рассмотрение всего спектра факторов формирования мотивации профессиональной деятельности, управление которым позволило бы повысить качество профессионального труда молодых специалистов.

Перемены, произошедшие в жизни российского общества за последние десятилетия, оказывают большое влияние на ценности, жизненные ориентации и мотивацию молодежи. Они претерпели значительные изменения по сравнению с ценностями и ориентациями советской молодежи 1960 – 1980-х годов. Очевидно, что в сложившихся условиях мотивация профессиональной деятельности принимает иную структуру и направленность, следовательно, возникает необходимость ее изучения в современном контексте.

Это делает актуальным всестороннее изучение специфических особенностей различных социальных групп российской молодежи и поиск наиболее оптимальных средств удовлетворения как потребностей общества в специалистах, так и профессиональной мотивации молодых специалистов. Для решения этой задачи необходим учет всех выявленных в ходе исследования факторов, определяющих направленность и специфику профессиональной мотивации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

- во-первых, необходимостью глубокого теоретического и эмпирического осмысления современного состояния российской студенческой молодежи как особой социально-демографической группы, оказывающей влияние на развитие важнейших сфер общественной жизни;

-во-вторых, социальной востребованностью комплексного знания о состоянии ценностных ориентаций и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи;

- в-третьих, необходимостью разработки инструмента управления формированием профессиональной мотивации студенческой молодежи на основе социально-технологического подхода и выработки практических рекомендаций по управлению потребностно-мотивационной сферой профессиональной деятельности, адекватных потребностям социально-экономического развития России.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы ценностей, отношений и мотивации рассматривали такие ученые как В. Врум, Ф.У. Тейлор, А. Файоль, А. Маслоу, Л. Портер, Р. Ходжеттс, Ф. Герцберг, В.Б. Ольшанский, А.О. Прохоров, М.Г. Рогов, П.М. Якобсон и др.1

Значительный вклад в изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи, проблемы профессионального самоопределения студенчества на рынке труда рассмотрены в работах Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина, Е.М. Бабосова, К.А. Баздырева, Ю.А. Зубок, Т.Э. Петровой, В.И. Чупрова2.

Социокультурные проблемы трудовой адаптации изучали Р.Г. Гурова, В.И. Герчиков, Я.В. Дидковская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Н.А. Лоншакова, А.В. Меренков, И.А. Пашинян и др.3

Взаимоотношение и влияние престижа профессии на профессиональное самоопределение были рассмотрены в работах И.К. Заславского, Н.Э. Касаткиной, Т.В. Ковалевой, А.В. Меренкова, Л.М. Митиной, М.Н. Руткевич, В.П. Потапова4.

Важную роль в понимание отличия старших школьников и студентов колледжей от студентов вузов внесли зарубежные авторы С. Чарне, Д.Л. Грин, В. Хоп, и др.5

Осмысление студенческой молодежи как особой социальной группы, сферы ее профессиональной мотивации, рассматривались в ряде диссертаций по педагогическим, психологическим и социологическим наукам М. В. Воробьевой, В.М. Зайцевой, Н.Е. Продиблох, Л.М. Разориной и др6.

В разработку проблематики социальных технологий внесли существенный вклад в различные периоды времени такие ученые как В.Г. Афанасьев, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, А.К. Зайцев, Л.Я. Дятченко, Л.Г. Ионин, В.Н. Иванов, Ж.Т. Тощенко и др.7

В целом проблемы управления формированием профессиональной мотивации студенческой молодежи в условиях трансформации российского общества продолжают оставаться слабо освещенными. Тем самым настоящее диссертационное исследование призвано заполнить данный пробел и привлечь внимание к предлагаемому в нем концептуальному подходу в новых социальных условиях.

Целью исследования является определение содержания профессиональной мотивации российской студенческой молодежи, выявление факторов, оказывающих влияние на ее формирование, и разработка инструмента управления формированием профессиональной мотивации.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- на основе теоретического анализа научной литературы проследить эволюцию методологических подходов к исследованию мотивации и ценностных ориентаций профессиональной деятельности студенческой молодежи;

- определить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональной мотивации студенческой молодежи;

- выявить на материале эмпирических исследований особенности мотивационной структуры современной российской студенческой молодежи;

- раскрыть тенденции изменения мотивации профессиональной деятельности студентов, а также специфику их мотивации;

- предложить принципиальную схему социальной технологии формирования профессиональной мотивации студенческой молодежи в современной России;

- разработать практические рекомендации по управлению потребностно-мотивационной сферой профессиональной деятельности студенческой молодежи, адекватные потребностям социально-экономического развития России.

Объектом исследования является российская студенческая молодежь как социально-демографическая группа, предметом – формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи современной России как социальный процесс.

Теоретико-методологические основы исследования включают системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы. Теоретико-методологические основы обусловленные, с одной стороны, характером его цели и задач исследования, с другой – подходом и научной позицией автора. Учитывая исходно комплексный, динамичный статус изучаемого материала, методологический фундамент исследования составили принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности, целостности.

Будучи междисциплинарным, исследование основывается на выводах и методологии ряда наук: социологии управления, социологии труда, социальной психологии, дифференциальной психологии, психологии личности, педагогической психологии и др.

Представленная в работе схема взаимодействия факторов, определяющих и формирующих профессиональную мотивацию, отражает методологические положения В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, концепцию М.Г. Рогова, а также концепцию А.А. Реана, Я.Л. Коломинского8. Данные концепции преломлены через призму целей данного исследования и объединены в схему взаимодействия факторов, влияющих на мотивацию профессиональной деятельности.

Методы исследования включают широкий спектр методов современной социологии и ряда других смежных наук. Для анализа предмета диссертационного исследования применялись как общенаучные методы (сравнительный анализ, систематизация, типологизация, синтез и др.), так и конкретно-социологические методы – анализ документов, анкетный опрос, неформализованное интервью, вторичный анализ результатов исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными.

Исследование базировалось на качественно-количественном анализе результатов социологических исследований. Статистическая обработка результатов анкетирования проводилась с помощью программы SPSS и включала показатели вариационной статистики, критерии различия, корреляционный анализ.

В соответствии с целью исследования был применен комплексный инструментарий: модифицированная методика изучения системы личностных ценностей М. Рокича, адаптированная А. Готштраусом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым; методика изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Источниковая и эмпирическая база исследования. В ходе исследования использовались официальные документы и материалы: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об образовании», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (с изменениями от 16 июля 2009 г.), стенограмма Совещания по вопросам занятости населения. 14 февраля 2011 г., выступление В.В. Путина VIII съезде Российского союза ректоров, государственный доклад «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути»; материалы официальных сайтов Госкомстат РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда «Общественное мнение», «Левада - Центр» и др.

Информационную базу исследования составили опросы 1960-х и 1980-х годов Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Г.А. Чередниченко9, данные исследований 1998-2009 гг., что позволяет рассматривать процессы социальных ориентаций и формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи в динамике. Общероссийские исследования в рамках реализации крупных исследовательских проектов молодежи – мониторинг «Молодежь России» НИЦ при Институте молодежи (проводился ежегодно с 1993г.), «Социальное развитие молодежи» Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (1994, 1997гг.), «Молодежь России: три жизненных ситуации» Центра социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1997г.), а также исследования М.А. Абрамовой «Отношение молодежи к своему материальному положению и деньгам» (на основе материалов всероссийских опросов и социологического исследования молодежи Республики Саха (Якутия) в 2009г.), В.И. Астахова «Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности» (2010г.), А.Э. Гегера «Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения» (2010г.) и др.10

Первичный социологический материал был собран в ходе проведенного автором анкетного опроса среди студенческой молодежи в возрасте 16 – 23 лет в вузах г. Москвы. При формировании выборки учитывалась численность институтов, социальный состав учащихся, гендерное соотношение и форма обучения. Таким образом, в опросе участвовали жители как центральных, так и периферийных районов России. Также отдельную группу опрашиваемых составили молодые специалисты в возрасте 24-28 лет с целью анализа реализации жизненных планов студентов-выпускников. Всего было опрошено 1299 человек, распределенных по социально-профессиональным характеристикам исследуемой группы молодежи. Данные исследования приведены в § 2.1.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- расширены представления о профессиональной мотивации студенческой молодежи через конкретизацию роли социальных и социально-экономических факторов в ее формировании;

- раскрыта субъективная сторона процесса формирования профессиональной мотивации студенческой молодежи на основе данных о социально-профессиональный ориентации;

- выявлена зависимость формирования ценностных ориентаций личности от социального происхождения, возраста, пола и других факторов социальной дифференциации;

- доказана необходимость учета специфической роли каждого из существующих материальных и моральных стимулов трудовой деятельности;

- впервые предложена принципиальная схема социальной технологии формирования профессиональной мотивации студенческой молодежи и молодых специалистов, направленная на устранение дисбаланса в распределении рабочих мест в различных секторах современной отечественной экономики, выступающая основой предложенного механизма мониторинга потребностно-мотивационной сферы студенческой молодежи и разработаны практические рекомендации по управлению процессами профессионального выбора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи необходимо рассматривать как социальный процесс. Этот процесс можно условно расчленить на составляющие его элементы: этапы, фазы и операции, отличающиеся специфичным набором действий, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Такой подход, а также выявленная зависимость профессиональной мотивации от ряда факторов (макро- и микро-, объективных и субъективных) обуславливает возможность рассмотрения изучаемого феномена с социально-технологической позиции и алгоритмизировать его.

2. Управление формированием профессиональной мотивации российской студенческой молодежи должно базироваться на знании основных закономерностей и взаимосвязей между структурными элементами мотивации, взаимодействии факторов, определяющих и формирующих профессиональную мотивацию. Необходимо учитывать иерархию мотивов, ценностей и др. в каждом структурном элементе. При этом каждый этап управления должен предполагать выделение ведущего смыслообразующего мотива с целью определения приоритетов и концентрации основных ресурсов управления.

3. Ценностно-мотивационная сфера студенческой молодежи специфична. Мотивы профессиональной деятельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценностей студенческой молодежи, в частности, с ценностями трудовой деятельности. Профессиональная мотивация формируется с учетом индивидуальных и личностных особенностей работника (пола, возраста, ценностей, интересов, социально-профессиональной принадлежности и др.). При этом классификация мотивационных факторов является достаточно гибкой и подвижной в зависимости от выбранных принципов. Выявление ее может быть использовано при построении программ обучения в высших учебных заведениях.

4. Профессиональная мотивация представляет собой некое единство ее субъективной и объективной составляющих, а также находится под влиянием материальных и нематериальных факторов, посредством которых субъект управления может воздействовать на механизмы формирования мотивов. Уникальность производственных ситуаций и личностных особенностей, обусловленных ценностями, установками, потребностями и мотивами, не позволяют рассчитывать на появление универсальных теорий и моделей мотивации труда. Речь может идти о подходах к разработке социальных технологий, позволяющих зафиксировать некие общие тенденции, что, в свою очередь, позволит с некоторой вероятностью строить прогнозы трудового поведения.

5. Формирование мотивационных комплексов профессиональной деятельности у студенческой молодежи происходит при первостепенном участии внутренних непосредственных мотивов (мотив удовлетворения от самого процесса и результата работы, мотив возможности наиболее полной самореализации именно в данной деятельности), которые обнаруживают взаимосвязь с ценностями интересной работы, образования, духовного совершенствования, независимости, материального благополучия. Опосредованные внешние мотивы профессиональной деятельности (мотив стремления избежать критики со стороны руководителя или коллег, мотив стремления избежать возможных наказаний или неприятностей) свидетельствуют о преобладании ценностей свободы, предприимчивости, активности и невысокой значимости ценностей честности, дружбы, справедливости.

6. Материальное стимулирование – важная, но не достаточная форма для создания высокой мотивации и заинтересованности молодежи в профессиональном труде. Использование системы мотивации в различных формах и проявлениях дает возможность гибко управлять трудовой активностью и, соответственно, влиять на результаты работы. При этом благополучное материальное положение студентов
  1   2   3   4

Похожие:

ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconОтечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект
Защита состоится «13» ноября 2007 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета д – 212. 208. 09 по филологическим наукам...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconВсероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодёжи
Нности среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура» (далее – Конкурс) в рамках реализации государственной программы...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconЦели и задачи конкурса IV городской
Целью Конкурса является привлечение внимания детей, подростков, молодежи и педагогических работников к здоровому образу жизни, формирование...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconПрактикум по теории и методике обучения информатике (технологический аспект обеспечения информатизации образования в регионе)
Поличка А. Е. Практикум по теории и методике обучения информатике (технологический аспект обеспечения информатизации образования...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconНа участие в Межрегиональном конкурсе молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства
Межрегиональный конкурс молодых дарований среди студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и декоративно-прикладного...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconРоссийской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра «Оборудование и технология пайки»
Важной составляющей профессиональной подготовки является формирование социально востребованного специалиста. В настоящее время к...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconФормирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета
Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconСтуденческой конференции «православие в жизни современной молодежи»
Вовлечение молодежи в церковную жизнь является частью миссионерской и пастырской деятельности. Свидетельство Церкви о спасении обращено...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconКонкурс творческих работ патриотической направленности среди студенческой молодежи нгту им. Р. Е. Алексеева «События. Даты. Личность»
...
ФормированиЕ профессиональной мотивациии студенческой молодежи (социально-технологический аспект) iconСоциология молодежи
Молодёжь – специфическая социально-демографическая группа, которую исследуют представители разных научных дисциплин и отраслей, в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница