«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности




Скачать 320.83 Kb.
Название«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности
страница1/3
Дата28.01.2013
Размер320.83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ЗООПСИХОЛОГИЯ»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)











Москва – 2008

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ЗООПСИХОЛОГИЯ»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008


Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:


___________________


/________________/

Фамилия, инициалы



Москва – 2008




УДК 159.729
ББК 88.2
М30



Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования


Автор: кандидат психологических наук, профессор Маршинин Б.А.

Составитель: доктор педагогических наук, профессор Савина А.К.


Маршинин Б.А., Савина А.К. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" для специальности 030301.65 «Психология» – М.: Издательство УРАО, 2008. – 30 с.


УРАО, 2008.

1. Пояснительная записка

Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.

Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.

Основные понятия зоопсихологии:

Психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающей выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.

Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи.

В настоящее время сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология» обычно рассматриваются в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

Цель курса – формирование профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомление их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных.

Задачи курса:

- сформировать у студентов знания о психических процессах у животных в онтогенезе;

- дать представление о происхождении и развитии психики в процессе эволюции;

- вооружить студентов знаниями о биологических предпосылках и предистории зарождения человеческого сознания.


Методологической основой анализа эволюции психики служит деятельностный подход, конкретизированный для целей изучения развития структуры деятельности и отражения в эволюции А.Н.Леонтьевым.

Основное внимание уделяется развитию психических компонентов поведения в эволюции, трансформациям в потребностно-мотивационной сфере, структуре деятельности и формам регуляции взаимоотношений субъекта со средой, значению этих изменений для познания особенностей психики человека, ее онтогенетического развития.

Изучение развития психики в эволюции требует привлечения знаний из смежных дисциплин: этологии, физиологии и эволюции ЦНС, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, экологии. Определенная сложность теоретических основ курса (структура деятельности, потребностно-мотивационной сферы, категории ощущения, восприятия, памяти, интеллекта, сознания и др.) предполагает соответствующую ориентацию студентов в области философии, биологии и общей психологии.

Логической основой курса является учебное пособие К.Э.Фабри "Основы зоопсихологии", М., 1976 (переиздан в 1993) и раздел об эволюции психики в книге А.Н.Леонтьева "Проблемы развития психики", М., 1972. Полный список рекомендуемой литературы приводится ниже.


Изучение зоопсихологии имеет огромное прикладное значение:

  • для медицины: исследование на животных психических расстройств (неврозов, навязчивых состояний, фобий, паники, сверхактивности, последствий изоляции и др.) и способов их лечения;

  • для практики животноводства, пчеловодства, звероводства, рыболовства, охотничьего хозяйства;

  • для природоохранных целей: расселение животных, организация заповедников, заказников, национальных парков и др.;

  • для приручения и одомашнивания диких животных;

  • для воспитания, обучения и правильного содержания домашних питомцев: собак, кошек, попугаев и др;

  • для рационального содержания животных в зоопарках;

  • в разработке методов и способов дрессировки животных для цирков, дельфинариев, служебного собаководства, конного спорта и др.;

  • при использовании животных для спасения человека или помощи ему (дельфины, голуби и др), для выживания человека в экстремальных ситуациях (в дикой природе, при встречах с опасными животными и т.д.);

  • при использовании сигналов - аттрактантов и репеллентов (для привлечения или отпугивания животных), применении знаний о психических способностях животных в бионических целях;

в борьбе с вредителями пищевых продуктов: комнатными мухами, тараканами, рыжими домовыми муравьями, грызунами.


2. Организационно-методический раздел

Данный курс является обязательным и читается для всех студентов психологического факультета УРАО. Он изучается в течение одного семестра. Контроль знаний за время обучения осуществляется в виде контрольных работ и по результатам работы на семинарских занятиях. Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

В качестве основных методов изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используется анализ литературы и источников. Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции и семинарские занятия.

Распределение часов согласно учебному плану

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Лекций

Семинар, практич.

Самостоят. работа

КСР

ОПД.Ф.06

ОПД.Ф.06

90

50/16/12

30/12/8

20/4/4

38/72/76

2/2/2


Согласно ГОС дидактические единицы дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» представлены следующим образом: общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.

По завершению изучения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» студент должен:

понимать роль и значение науки зоопсихологии в системе психологических знаний, овладеть основными понятиями и категориями;

- продемонстрировать умение и овладеть навыками применения сравнительно-психологического метода для исследования психики;

- знать и понимать специфику, свойства и характеристики основных стадий развития психики животных в филогенезе;

- уметь описать основные аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой в онтогенезе;

- знать и понимать сущность и значение прикладных задач зоопсихологии;

- овладеть практическими навыками метода наблюдения и протоколирования поведения животных.


3. Тематический план

№ п/п

Тема

Лекции

Семинары

I. Введение.

1

Предмет зоопсихологии.

1/1/1

2/0/0

2

Методы исследования в зоопсихологии.

3/1/1

2/1/0

3

Истоки развития знаний о психике животных

3/1/0

II. Основные этапы эволюционного развития психики животных

4

Проблема происхождения психики

3/2/1

2/0/0

5

Основные направления эволюции психики

2/1/1

6

Инстинктивное поведение

2/1/0

7

Научение

1/1/1

2/0/0

8

Стадия элементарной сенсорной психики

2/0/0

2/1/1

9

Стадия перцептивной психики

2/0/0

2/1/1

III. Особенности психической активности животных и онтогенез их психики

10

Перинатальный период

2/1/0

2/0/1

11

Ранний постнатальный период

2/1/0

2/0/1

12

Ювенильный (игровой) период

2/0/1

2/1/0

IV. Проблемы интеллекта животных

3/1/1

V. Сравнение психики животных и человека.

2/1/1

2/0/0

Итого

30/12/8

20/4/4




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Основное содержание учебного курса

Раздел I. Введение

Тема: Предмет зоопсихологии.

Психика и поведение у животных. Методологический принцип познания психических процессов животных через анализ их поведенческой активности в конкретных условиях жизни. Определение зоопсихологии и сравнительной психологии. Необходимость изучения психики в развитии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Связь зоопсихологии с другими психологическими науками и науками о биологии поведения.


Тема: Методы исследования в зоопсихологии.

Специфика зоопсихологического метода исследования поведения животных, его отличие от биологических методов исследования. Субъект как единица исследования в зоопсихологии. Качественные различия экспериментальных методов и метода наблюдения.

Метод наблюдения, его специфика, составные части, средства и методические приемы, необходимость овладения искусством наблюдения и протоколирования.

Метод эксперимента, его суть, содержание, психологический анализ результатов, возможности, сложности и ограничения.

Виды экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.

Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных.


Тема: Истоки развития знаний о психике животных

Взгляды на психические способности животных у античных мыслителей: материалистов, идеалистов, стоиков и др. Вклад Аристотеля в развитие знаний о животных.

Изучение поведения животных в XVIII веке, работы Э.Б.Кондильяка, Ш.Ж.Леруа, Ж.Л.Бюффона и др.

Эволюционные учения Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Вклад этих авторов в развитие зоопсихологических знаний.

В.А.Вагнер – основоположник зоопсихологии в России, его труды и взгляды.

Исследование психики животных в XX веке в рамках различных психологических школ, а также данные смежных наук: физиологии, этологии и др.

Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии на современном этапе.


Раздел II. Основные этапы эволюционного развития психики животных


Тема: Проблема происхождения психики

Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм.

Условия возникновения психической формы отражения в эволюции. Анимальное питание и анималистическое движение. Возникновение чувствительности. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как критерий психического. Теоретическое и экспериментальное обоснование возникновения ощущения как субъективного переживания биологически нейтральных свойств объекта.

Требования организма к среде и потребности. Критерий появления потребностно-мотивационной сферы.


Тема: Основные направления эволюции психики

Деятельность как единица анализа развития психики в филогенезе. Основные принципы изучения развития психики в филогенезе:

1. Принцип примата функции над органом.

2. Принцип опережения развития структуры деятельности по отношению к содержанию отражения,

3. Принцип трансформации структуры деятельности и дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции.

Развитие психического отражения в филогенезе. Дифференциация структуры деятельности и форм ее регуляции в филогенезе.

Стадии психического развития по А.Н.Леонтьеву (определение):

  • элементарная сенсорная психика,

  • стадия перцептивной психики,

  • стадия интеллекта.

Взаимосвязь и взаимозависимость движения (локомоций, манипулирования) и психического отражения. Возможности многопланового решения задач и компенсаторные процессы в области поведения, мультифункциональность органов.


Тема: Инстинктивное поведение

Определение инстинкта. Состав и характеристика инстинктивных действий. Две фазы инстинктивного действия: поисковая (подготовительная) и завершающая.

Мотивация инстинктивного поведения. Внутренние факторы: отклонения гомеостаза и нарушение внутренних ритмов организма. Внешние факторы – три вида ключевых раздражителей: растормаживающие (пусковые), настраивающие и направляющие. Врожденные пусковые механизмы. Супероптимальные реакции.

Врожденные формы общения между животными. Демонстрационное поведение, ритуализованные движения и др.

Психическое отражение при инстинктивном поведении.


Тема: Научение

Определение научения. Примитивные формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Основная форма научения – навык: определение, характеристика. Фиксированные и лабильные навыки, сложные навыки.

Дрессировка животных. Подражание как научение в условиях общения. Понятие об облигатном и факультативном научении.


Тема: Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика, органеллы у простейших. Способность к движению.

Тропизмы как движения (рост) растений. Кинезы – элементарные инстинктивные движения простейших. Таксисы как врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности. Виды таксисов, низшие таксисы.

Основная проблема сенсорной стадии - возникновение психики.

Характеристика психического отражения на данном уровне. Ранние формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Высший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Формы нервной системы у низших многоклеточных. Способность к движению.

Органы чувств у низших беспозвоночных, плюро- и унимодальность. Появление высших таксисов. Зачатки предметного восприятия.

Активный поиск положительных раздражителей.

Зачатки сложных форм инстинктивного поведения – охоты, конструктивной деятельности. Элементы общения: ритуализация, агрессивное поведение.

Научение в виде привыкания. Возможность формирования истинных условных рефлексов.


Тема: Стадия перцептивной психики

Низший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Предметность психического отражения и ориентировка на отдельные свойства предметов. Соотношение инстинктов и научения. Положительное таксисное поведение. Развитые формы сложного инстинктивного поведения: общение, ритуализация, групповое поведение. Полноценное территориальное поведение. Способность к научению.

Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем уровне перцептивной стадии развития психики на примере муравьев, пчел и головоногих моллюсков.

Высший уровень

Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Позы сна, покоя, комфортные движения. Сенсорные способности. Подверженность иллюзиям. Способность к зрительному обобщению. Наличие представлений. Нахождение обходных путей.

Сложность процессов общения. Средства коммуникации различных модальностей: ольфакторные, тактильные, оптические, акустические. Инстинктивные компоненты общения: ритуализация, импонирование, запугивание и др.

Соотношение инстинктивного поведения и научения. Научение в виде формирования навыков, как фиксированных, так и лабильных. Сложные навыки. Переучивание, перенос, обобщение навыка.


Раздел III. Особенности психической активности животных

и онтогенез их психики


Тема: Перинатальный период

Онтогенез, определение. Метаморфоз и онтогенез. Созревание и развитие. Эволюционные и революционные периоды в онтогенезе. Сензитивные, или критические, периоды. Периодизация онтогенеза: революционные периоды (оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть), эволюционные периоды (эмбриогенез, постнатальный период, ювенильный, взрослый период).

Развитие врожденных элементов поведения в эмбриогенезе. Эмбриональное научение. Возникновение первых движений зародышей. Появление сенсорных нервных элементов и рефлекторных ответов. Появление зрения и слуха.

Общая характеристика психики эмбриона.


Тема: Ранний постнатальный период

Зрело- и незрелорождающиеся животные. Различные формы заботы о потомстве.

Появление инстинктивных движений. Врожденное узнавание.

Облигатное научение: определение, характеристика. Запечатление (импринтинг) как вид облигатного научения. Реакция следования. Половое запечатление.

Факультативное научение: определение, характеристика.

Формирование общения у птиц, у млекопитающих, у низших позвоночных.

Исследовательское поведение. Появление элементарных ориентировочных реакций. Манипулирование.


Тема: Ювенильный (игровой) период

Игра. Основные теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендийк, Д.Б.Эльконин, К.Э.Фабри и др.).

Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры.

Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении.

Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.


Раздел IV. Проблемы интеллекта животных

Мышление как один из функциональных компонентов системы психики. Различные точки зрения на критерии интеллектуального поведения (В.Келер, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.В.Крушинский и др.). Общая характеристика интеллектуального поведения животных.

Современные данные по проявлениям мышления у животных: экстренное улавливание закономерности, реорганизация навыков, выявление алгоритма, обобщение и абстрагирование, операции логического вывода и др.

Наиболее общий и существенный признак интеллекта – оперирование мысленными представлениями об условиях задачи.


Раздел V. Сравнение психики животных и человека

Отряд приматов и происхождение вида Homo Sapiens в эволюции. Современные антропоиды как модель предчеловеческого уровня развития психики.

Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе).

Орудийная деятельность животных.

Основные исторические вехи становления и развития человека: изготовление каменных орудий и возникновение трудовой деятельности, начало использования огня, возникновение способности к речи, появление ритуальных и религиозных представлений, появление изобразительного искусства.

Основные отличия психики человека от психики животных.


Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). М., 1993.

  2. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

  4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997.

  5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993 (или 1976).


Список дополнительной учебной литературы:

  1. Бертон Р. Чувства животных. М., 1972.

  2. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 1, 2. СПб., М., 1910-1913.

  3. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. Петроград, 1923.

  4. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1925.

  5. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

  6. Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.

  7. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

  8. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход. - В кн. Язык в океане языков. Новосибирск, 1993. С. 147-155.

  9. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М., 1994.

  10. Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., 1974.

  11. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

  12. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1959.

  13. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 1965.

  14. Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.

  15. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.

  16. Мешкова Н.Н., Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. - В кн. Новые материалы по биологии серой крысы. М., 1990. С. 11-88.

  17. Мухина В.С. О графической деятельности приматов в связи с генезисом эмоционального отношения к результату действий. - Вопросы психологии. 1964. N 4. С. 160-170.

  18. Новоселова С.Л. Образование навыка использования палки у шимпанзе. - Вопросы антропологии. 1960. Вып. 2. С. 31-37.

  19. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

  20. Резникова Ж.И. Межвидовые отношения муравьев. Новосибирск, 1983.

  21. Северцов А.Н. Эволюция и психика. М., 1922.

  22. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. Минск, 1980.

  23. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

  24. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974.

  25. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.

  26. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1966.

  27. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. - В кн. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 63-82.

  28. Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных. - В кн. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Л., 1987. С. 236-265.

  29. Фабри К.Э. О подражании у животных. - Вопросы психологии. 1974. N 2. С. 104-115.

  30. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980.

  31. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Программа курса для очных отделений. М., МНЭПУ, 1997.

  32. Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.

  33. Хейнрих Б. Ворон зимой. М., 1994.

  34. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.


Тематика и содержание семинарских занятий


Тема 1: Стадия сенсорной психики

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем и высшем уровне сенсорной стадии развития психики.

  2. Возникновение психики как основная проблема сенсорной стадии.

  3. Тропизмы, кинезы, таксисы. Виды таксисов, высшие и низшие таксисы.

  4. Зачатки сложных форм инстинктивного поведения.

  5. Ранние формы научения.
  1   2   3

Похожие:

«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа По курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» Для студентов, обучающихся по специальности
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов, обучающихся по специальности
Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль...
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности
О75 Основы медицинских знаний : учеб пособие для студентов, обучающихся по специальности 003100 «Физическая культура» / авт сост....
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconМетодическое пособие по курсам “Зоопсихология” и «Этология» для студентов, обучающихся по специальностям «психология» и«биология»
Современные исследователи под инстинктом понимают поведенческие реакции, а не психические способности животных и человека
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
«Финансы и кредит» и для студентов, обучающихся по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа по гематологии для студентов, обучающихся по специальности 06 01 14 Медицинская кибернетика
Курс «Гематология» для студентов, обучающихся по специальности 06 01 14 – Медицинская кибернетика, состоит из двух частей – общей...
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» иотносится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» иотносится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconИ сравнительная психология учебно
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов специальности 020400 при изучении учебной дисциплины "Зоопсихология...
«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности iconУчебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
Административная ответственность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница