Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине




Скачать 118.01 Kb.
НазваниеДля написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине
Дата28.01.2013
Размер118.01 Kb.
ТипРеферат


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ


КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

250203.65 Садово-парковое и ландшафтное строительство


СОСТАВИТЕЛЬ:

д.б.н., доцент Лысенко И.О.


СТАВРОПОЛЬ

2010

Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).


Выполнение реферата по ОХРАНЕ ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОМУ ДЕЛУ помогает систематизировать, закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области общей экологии и экологии в целом; развить интерес к профессиональной деятельности; творчески овладеть теорией и практикой охраны природы и заповедного дела; развить умения самостоятельно работать с научной, справочной литературой, первоисточниками, изучать, анализировать и научно излагать полученные результаты.

Реферат (от латинского referre, что означает доказывать, сообщать) предполагает изложение сущности какого-либо вопроса на основе изучения специальной литературы.

Прочтение и обсуждение рефератов широко применяется на семинарских, лабораторно-практических занятиях по Общей экологии.

Тема для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине.

Приступая к составлению реферата, нужно тщательно изучить литературу по избранной теме и сделать выписки или конспект с попутными заметками собственных мыслей. Для удобства последующей обработки записи рекомендуется вести на одной стороне отдельных листов бумаги.

Существует три вида реферативных работ: критическая рецензия, критическая рецензия на научную работу, аналитический обзор исследований по теме, критический анализ дискуссий. Структура реферата определяется его видом.

Критическая рецензия включает обоснование важности, значения изученной работы; краткое изложение позиции автора; ее анализ и сравнение со взглядами других ученых; особенности изложения (ясность или путаность, полнота и т.п.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что неправильно).

Аналитический обзор можно построить в виде истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи) или в виде анализа современного состояния проблемы. Обзор должен представлять собой анализ и сопоставление работ, выявление общих и противоположных взглядов авторов. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже изученных аспектов проблемы, результатов исследований, выявлением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии представляет собой изучение противоположных точек зрения по какому-то вопросу. Цель – выявить существо спора. Для этого следует тщательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Определив вид реферата, студент составляет план и обсуждает его с преподавателем. В ходе работы план уточняется. План включает 3-4 основных вопроса, которые следует разделить на подвопросы или параграфы. Это поможет более стройно изложить материал темы.

Структура работы.





  1. План с указанием глав страниц

  2. Обоснование темы

  3. Теоретические основы темы

  4. Изложение основного вопроса

  5. Выводы и обобщения

  6. Практическое значение работы

  7. Список используемой литературы (не менее 5 источников)

  8. Приложение (документы), иллюстрации, таблицы, схемы и т.д..



Примерные аспекты содержания работы





  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

  • Новые современные подходы к решению проблемы;

  • Наличие противоречивых точек зрения на проблему в наук, желание в них разобраться;

  • Противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем;

  • Личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

  1. Основная часть:

  • изложение объективных сведений по теме работы;

  • критический обзор источников;

  • собственные сведения, версии, оценки.

  1. Заключение:

  • основные выводы;

  • результаты и личная значимость проделанной работы;

  • перспективы продолжения работы над темой.

Оформление работы


  1. Оформление титульного листа:

  • название образовательного учреждения

  • тема работы

  • фамилия и имя автора

  • класс

  • фамилия имя и отчество руководителя

  • год и место написания работы.

  1. Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в верхней части страницы (под основным текстом), под соответствующим номером сноски, указываются выходные данные источника, номер тома, страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы, после приведённой цитаты, в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и страницы.

  1. Оформление списка литературы:

  • ФИО автора книги;

  • название книги;

  • место издания;

  • год издания.

  1. Правила оформления реферата:

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение реферата осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице.

Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.


  1. Критерии отбора:

  • содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;

  • умения выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля автора реферата;

  • правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.)

  • сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т.д.).



Модели защиты работы


  1. «Классическая» – устное выступление, сосредоточенное на принципиальных вопросах:

  • тема исследования и её актуальность;

  • круг использованных источников и основные подходы к проблеме;

  • новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новы подходы решению проблемы);

  • основные выводы по работе.

  1. «Индивидуальная» – старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  • обоснование выбора темы;

  • способы работы;

  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

  • личная значимость проделанной работы;

  • перспективы продолжения работы (исследования).

  1. «Творческая» – защита предполагает:

  • оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме, их комментарии;

  • демонстрация слайдов и видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;

  • яркое оригинальное представление фрагмента основной части работы и др.



Оценка по защите работы



К указанным в рецензии критериям оценки работы на его защите добавляются:

  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;

  • умение чётко и по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные, взвешенные умозаключения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арустамов Э.А. Природопользование. М.: Издательский Дом «Дашков и К»,- 2000.- С. 25 - 40

2. Беляев Г.К., Братков В.В. Основы учения об окружающей среде: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 376 с.

3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А. Охраняемые природные территории мира. М.: Агропромиздат, 1985. 310 с.

4. Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2002.-114 с.

5. Валова В.Д. Основы экологии. Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», - 2001.- С.93 - 115.

6. Винер (Уинер) Д. Экология в советской России. Архипелаг Свободы: заповедники и охрана природы. М.: Прогресс, 1991. 3978 с.

7. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.: Агар,- 1999.- С. 185 – 211.

10. Временная методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок. Гослесхоз СССР. – М., 1987. – 34 с.

11. Временные методические указания по составлению перспективных схем развития туризма в республиках, краях, областях. ЦНИИЭП торгово-бытовых и туристских комплексов. – М., 1982. – 143 с.

13. Горохов В.А., Вишневская С.С. По национальным паркам мира/ Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993. – 222 с. ил.

14. Гребенщиков О.С. Регулирование развития травяных экосистем в заповедных условиях // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 123-129.

15. Географические аспекты организации национальных парков. / Сб. АН СССР – М., 1986. 161 с.

16. Дежкин В.В., Нухимовская Ю.Д., Кревер В.Г. Заповедники и другие особо охраняемые природные территории СССР. – М.: ВНИИТЭИСХ, 1985. – 61 с.

17. Забелина Н.М. Методические указания по выбору и организации территории государственных природных национальных парков (основные положения). – М.: ВНИИприрода, 1986. – 16 с.

18. Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Наука, 1987. – 125 с.

19. Заповедники СССР/ Ред. А.М. Бородин и Е.Е. Сыроечковский. 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 247 с.

20. Зарубин Г.П., Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и здоровье. М., 1977. 128 с.

21. Заугольнова Л.Б. Методика изучения ценопопуляций редких видов растений с целью оценки их состояния // Охрана растительных сообществ, редких и находящихся под угрозой исчезновения экосистем. – М., 1982. – С.74-76.

22. Зыков К.Д. Задачи и перспективы научных исследований в заповедниках // Географическое размещение заповедников, в РСФСР и организация их деятельности. – М., 1981. – С. 76-87.

23. Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Панфилов Д.В. Классификация, география, и антропогенная трансформация экосистем. – М.: Наука, 1980. – 226 с.

24. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-336 с.

25. Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Юрайт-М, 2002.-312 с.

26. Ивонин В.М., Водяной С.М. Экология: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ,- 2000.- С.136 - 162.

27. Колосов А.М. Охрана животных России. – М.: Советская Россия, 1989. – 212 с.

28. Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. – М.: Лесная пром-ть, 1983. – 191 с.

29. Куражсковский Ю.Н. Заповедное дело в СССР. – Ростов на Дону. Изд-во Рост. Ун-та, 1977. – 158 с.

30. Красная Книга РСФСР. Животные. М.: Россельхозиздат, 1983. - 454 с.

31. Красная Книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. М.: Лесная промышленность, 1978. – 460 с.

30. Красная книга СССР. Т.1. Животные. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 459 с.

31. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д,- 2000.- С.446 - 459.

32. Лисицин Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах.-М.: Агропромиздат, 1978.-215 с.

33. Лысин К.Г. О памятниках природы России. – М.: Сов. Россия. 1982. – 175 с.

34. Миланова Е.В., Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы. М.: Высш. шк., 1986. 280 с.

35. Методические рекомендации по размещению, территориальной организации и оформлению документации стационаров в государственных заповедниках. – М., 1987.- 30 с.

36. Насимович А.А. Научные исследования в заповедниках // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 37-40.

37. Насимович А.А. Основные подходы к управлению экосистемами в заповедниках // Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М., 1979. – С. 106-112.

38. НиканоровА.М., Хоружая Т.А. Экология.- М.: «Издательство ПРИОР», - 2000. – С. 25-42.

39. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб: Химия, 1997.- 352 с.

40. Наше общее будущее. Докл. Международной комиссии по окружающей реде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989.-376 с.

41. Николаев А.А. Методика определения антропогенной нагрузки на почвенно-растительный покров// Сб. тезисов докладов науч-практ. Конф, посв. Году образования.- Якутск: Изд-во «Северовед», 1997. – С. 75.

42. Охрана природы. / А.В. Михеев, В.М. Галушин, Н.А. Гладков и др. – М.: Просвещение, 1987.- С. 30-41.

43. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов/ Автор-составитель А.С. Степановских. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.- С.5-19.

44. Опыт работы и задачи заповедников СССР. – М.: Наука, 1979. – 198 с.

45. Основные положения методики определения рекреационной емкости национального парка. – М., ВНИИприрода. – 12 с.

46. Охрана и изучение флоры и растительности заповедников СССР. Денисова Л.В., Никитина С.В. и др. – М., ВНИИТЭИСХ, 1981. – 51 с.

47. Программа работ по ведению «Летописи природы» в государственных заповедниках Советского Союза. – М., ВНИИприроды, 1981.- 48 с.

48. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 638 с.

49. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978. 294 с.

50. Работнов Т.А. О режимах использования травяных биогеоценозов в заповедниках // Научное наследие В.В. Алехина и развитие его идей в заповедном деле. – Курск, 1982. – С. 13-16.

51. Рашек В.Л., Чумакова А.В. Научно-организационные основы сохранения генофонда растений и животных в заповедниках // Экологические, организационные и правовые аспекты заповедного дела СССР. – М. 1986. – С. 8-14.

52. Репшас Э.А. Оценка стадий дигрессии и рекреационных нагрузок в неблагоустроенных для отдыха лесах // Методические рекомендации и указания для лесного хозяйства. – Каунас, Вып. 5, 1986. – С. 70-73.

53. Рекреационная нагрузка в зонах отдыха / В.П.Чижова. – М.: Лесная пром-ть. 1977. – 49 с.

54. Самарин В.Ф. К организации абсолютно-заповедных участков на территории заповедников // Состояние и перспективы заповедного дела в СССР. – М., 1981. – С. 83-85.

55. Семенова-Тянь-Шанская А.М. Режим охраны растительного покрова заповедных территорий // Ботанический журн., 1981, т. 66, № 7, - С. 1060-1067.

56. Соломонов Н.Г. Перспективы научной деятельности Международной биологической станции «Лена-Норденшельд» // Экологические проблемы Якутии. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. – 232 с.

57. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат,- 2001.- С.153 – 162.

58. Степановских А.С. Прикдадная экология: охрана окружающей среды: 21. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.- С.5-22.

59. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования.- Ростов н/Д: «Феникс»,- 2001.- С.126 - 161.

60. Транин А.А. Национальные парки в СССР: Проблемы и перспективы: (Орг.- правовые вопр.) – М.: Наука, 1991. – 294 с.

61. Учебные тропы природы / В.П.Чижова, А.В.Добров, А.Н.Захлебный. – М.: Агпромиздат, 1989. – 157 с.

62. Филонов К.П. Управление природой заповедников // Охота и охотниье хозяйство, 1983, № 7. – С. 18-19.

63. Фокина В.Д. Организация заповедного дела в СССР и за рубежом. – М.: ВНИИТЭИСХ, 1978. – 56 с.

64. Федеральный Закон Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. – 15 февраля 1995 г.

65. Чижова В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. – М.: Лесная промышленность, 1977. – 48 с.

66. Штильмарк Ф.Р. Заповедники и заказники. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с., ил.

67. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.40 с.

68. Экология Ставропольского края: Учебник для 9-11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края.- Ставрополь: Сервисшкола,-2000.-С.45 - 68.

69. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология / Глав. Ред. В.А. Володин, вед. Науч. ред. Г.Е. Вильчек, отв. Ред. Е.Г. Ананьева. – М.: Аванта+, 2003. – С. 368-382.

70. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов/Д.А. Кривошеин и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,-2000.- С.42 – 54.

71. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. Под общей ред. Проф., д-ра геогр. Н. В.Г. Глушковой, доц., к. геогр. Н. А.Т. Шевченко – М.: Московский лицей, - 2002.- С.68 - 88.



Похожие:

Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconДля написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине
Реферат это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconРеферата: Выбирается тема реферата в соответствии с буквой алфавита, на которую начинается фамилия студента. Подбирается литература, нормативные документы, необходимые для раскрытия выбранной темы реферата реферат
Подбирается литература, нормативные документы, необходимые для раскрытия выбранной темы реферата
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconМетодические рекомендации для написания реферата
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconЦикл бчс. В середине страницы по вертикали и по центру пишутся: реферат. Название темы реферата. Справа по вертикали страницы и ниже темы реферата указываются
Бчс. Основное содержание реферата должно представлять собой обзорную информацию, по­лученную студентом из литературных источников,...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconМетодические Указания По написанию реферата по зоологии
Целью написания реферата является научить студентов проводить подбор необходимой литературы и работать с ней, анализировать материал,...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconПравила написания и оформления рефератА
Стандартные поля: 3 см – с левой стороны, 1,5 см – с правой стороны, 2 см – нижний и верхний поля. Шрифт Times New Roman (14 пт),...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconРеферат это интересно!
Учебного времени, выделяемого школьной программой для обучения написанию реферата, явно недостаточно. Цель данного курса помочь учащимся...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconТребования к написанию реферата по курсу «философия науки»
Приветствуется написание реферата, раскрывающего философские основания проблемы предполагаемой диссертационной работы. Огромная просьба...
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconРеферата для студентов по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методическое указание: контрольную работу выполнять в виде реферата объемом не менее 5 страниц текста
Для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине iconРеферата по дисциплине «история и философия науки»
На титульном листе фиксируется также № и дата приказа, в соответствии с которым утверждена тема реферата
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница