Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности




Скачать 249.63 Kb.
НазваниеМатематические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности
страница1/4
Дата28.01.2013
Размер249.63 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности.


Одной из важнейших задач, стоящих перед учреждениями, обеспечивающими получение общего среднего образования, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. При этом обучение рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, формирование умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

«Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровье и здоровый образ жизни.

Уровень обученности учащихсяэто степень усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов. Динамика результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам. Результаты участия в олимпиадах, конференциях, смотрах, фестивалях, турнирах, конкурсах и т.п. Сформированность общеучебных умений и навыков (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать её результаты и др.).

Методы и методики изучения: беседа, наблюдение, анкетирование, устный опрос, письменные контрольные и проверочные работы, тестовые задания, диагностические карты учебных возможностей учащихся. Анализ итогов учебного года, выпускных экзаменов, централизованного тестирования, результатов участия в олимпиадах, конкурсах и др. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности за 2 последних года.

Исходя из вышеизложенного, под уровнем обученности будем понимать количественную характеристику степени усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов за определённый промежуток времени.

Динамика результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам отслеживается по «контрольным точкам», в которых определяются численные показатели уровня обученности, позволяющие перевести полученные результаты на язык диаграмм, графиков или таблиц, провести сопоставление полученных результатов в сравнении с другими учащимися (индивидуальная обученность), другими классами, параллелями, школами ( обученность коллектива), сопоставление во временных промежутках.

Определяя содержание устного опроса, письменной контрольной или проверочной работы, тестового задания, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся при изучении того или иного учебного предмета, которые в свою очередь напрямую определяются развитием об­щих и специальных способностей учащихся в данной возрастной группе.

1«Критерии и показатели качества обучения в учреждениях образования, обеспечивающих получение общего среднего образования» - инструктивно – методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь, “Настауніцкая газета”, 11 сентября 2003 г.


Возрастная динамика развития структуры математических способностей

Способности - понятие динамическое. Они не только прояв­ляются и существуют в деятельности, они в деятельности создают­ся, в деятельности и развиваются. Соответственно и математи­ческие способности существуют только в динамике, в развитии, они формируются, развиваются в математической деятельности.

Равно и успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой способности, а от комплекса способностей, В отдельные периоды времени развития человека возникают наиболее благоприятные условия для становления и развитая отдельных видов способностей и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных способностей будут наиболее оптимальными, называются сензитивными (Я.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Очевидно, что и для развития математических способностей существуют наиболее оптимальные периоды.

В последние десятилетия 20-го века проведен ряд исследований некоторых возрастных особенностей математического мышления школьников, в том числе исследования А.В.Скрипченко, О.Я.Лихачёва и других. Понятие "математические способности" в известной степени условно в применении к младшим школьникам - детям 8-10 лет, и при иссле­довании компонентов математических способностей в этом возрасте речь обычно может идти лишь об элементарных формах таких ком­понентов. Но отдельные компоненты математических способностей фор­мируются уже и в начальных классах. И наличие таких элементар­ных зародышевых проявлений вполне естественно: трудно было бы предложить, что более или менее сложившиеся в 6-7 классах структуры "школьных" математических способностей не имели бы "проекций" в младшем школьном возрасте. При этом особо надо отметить, что индивидуальные различия в пределах возраста (особенно, если сравнивать наиболее «сильных» и наиболее «слабых» учащихся) оказываются весьма значительными.

Выделенные особенности развития математических способностей нельзя очень "жестко" привязывать к определенным возрастам. Как показывают исследования - изменение содержания и методики преподавания может совершить серьезные сдвиги этих особенностей в довольно широких пределах в более млад­ший возраст.

Опытное обучение показывает, что при специальной мето­дике обучения младшие школьники приобретают значительно большую способность к отвлечению и рассуждению, чем принято думать. Очевидно, что более эффективная, чем сейчас существующая система обучения может "сжать" весь процесс, но до известных пределов, может несколько изменить последовательность развития, но не может придать линии развития совер­шенно иной характер. Произвольности здесь быть не может. Не может, например, способность к обобщению сложных математичес­ких отношений и методов сформироваться раньше, чем способность к обобщению простых математических отношений.

Таким образом, возрастные особенности развития математических способностей это несколько условное понятие. Сложившая­ся структура математических способностей имеет в качестве составляющих следующие компоненты:

  1. формализованное восприя­тие математического материала;

  2. обобщение математического материала;

  3. свёрнутость математического мышления - тенденция мыслить в процессе математической деятельности сокращенными струк­турами;

  4. гибкость мыслительного процесса;

  5. стремление к своеобразной экономии умственных усилий –

к "изяществу" решений;

  1. математическая память.


формализованное восприятие математического материала.


Этот компонент начинает проявляться уже во 3—4 классах. У более способных учащихся формируется стремление разобраться в условиях задачи, сопоставить ее данные. Их начинают инте­ресовать не просто отдельные величины, а именно отношения величин. Постепенно более способные учащиеся начинают видеть в задаче отношения между определенными величинами. Поэтому они часто не придают большого значения тому, о каких конкретных предметах идет речь в задаче. Менее способные учащиеся держатся за точное название предметов. В задаче они видят не какие-то математические отношения, а лишь конкретные предметы, с которыми нужно что-то делать. Вычленяя отношения, более способные учащиеся начинают дифференцировать данные - выделять именно те, которые необхо­димы для решения, осознавать, каких величин недостает, какие являются лишними, ненужными.

Дальнейшее развитие аналитико-синтетического восприятия условий задачи идет по пути свертывания (сокращения) этого процесса. В среднем школьном возрасте процесс первичного анализа - синтеза условий не очень сложной задачи у весьма способных учащихся уже максимально "свернут", предельно ограничен во времени, так что практически «срастается» с моментом восприятия.

В среднем школьном возрасте намечаются, а в старшем школьном возрасте достигает значительного развития свое­образная многосторонность, многоплановость восприятия, когда одна и та же задача, одно и то же математическое выражение воспринимаются, оцениваются с разных точек зрения. Так при анализе тождества sin2α + cos2α=1 менее способные учащиеся указывают только, что она дает возможность вычислить sin α или cos α. Способные же учащиеся указывают не только на эту возможность, но и ряд других моментов:

  1. это значит, что sinα и cosα никогда не бывает больше 1;

  2. если сумма квадратов двух чисел равна единице, то одно из них является sinα, а второе cosα;

  3. выводят новые тождества.

Указанная тенденция возникает у способных учеников уже в конце младшего школьного возраста и заметно усиливается к старшему возрасту.
  1   2   3   4

Похожие:

Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconСовременные подходы к пониманию обученности школьников в условиях компьютерной образовательной среды
Развитие науки и техники, а также внедрение прогрессивных технологий в производство, оснащение Армии сложной боевой техникой ставит...
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconАналитическая справка по результатам исследования предметной обученности учащихся 9,11 классов в марте 2010г
Гоу дппо цпкс «Об организации исследования предметной обученности учащихся 9,11 классов в марте 2010г», с 09. 03. 2010 до 10. 04....
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconО преемственности между основной (общей) и начальной школой
«В» кл и 5«А» классе (по 83 5 «2» и 4 «2» соответственно), самый низкий в 5«Г» классе (67 9 «2»). Уровень качества обученности в...
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconАнализ организации процесса обучения за 2010-2011 учебный год
Выявить уровень соответствия преподавания основ наук методическим требованиям, направленности процесса преподавания на развитие уровня...
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconКлючевые дела: Диагностика базового и повышенного уровней обученности учащихся
Диагностика базового и повышенного уровней обученности учащихся: Цветная шпаргалка на январь
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconУровня обученности учащихся по химии
Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности icon«Средняя общеобразовательная школа с. Полозаозерье» Бердюжского района Тюменской области
Мониторинг уровня обученности учащихся (процент учащихся, освоивших учебные программы по преподаваемому предмету, от общего количества...
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconКонцепция системы контроля и оценки качества знаний, умений и уровня обученности учащихся моу ксош «эврика»
Анализ состояния в системе оценивания выявил наличие и других причи вызывающих субъективизм к оцениванию знаний, умений и навыков...
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconДиагностика уровня обученности учащихся 5-11 классов с 2006-2007 учебного года по 2008-2009 учебный год
Трофимова Николая Борисовича, учителя истории и обществознания, географии моу гранитная средняя общеобразовательная школа
Математические способности учащихся и их влияние на уровень обученности. Учёт и корректировка уровня обученности iconЛ. Н. Толстой Из опыта работы учителей математики
Егэ, учитывая педагогический опыт, уровень обученности и обучаемости класса, требования к математической подготовке учащихся, как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница