Мониторинг условий и охраны труда как важная составляющая региональной системы управления охраной труда
Милюхин К.В., канд. философских наук, нач. отдела охраны и экспертизы условий труда Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
Мониторинг - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга – политические, экономические, социальные и пр. явления. Остро стоит вопрос проведения мониторинга и в области охраны труда. На смену системе показателей единой государственной статистики, охватывающей полный круг хозяйствующих субъектов, пришли разрозненные данные выборочных обследований, оперативные данные и целый ряд ведомственных показателей (социального страхования, отраслевых министерств и т.д.), которые не всегда согласуются друг с другом (а порой и противоречат друг другу) и не отражают объективного положения дел в этой сфере. Важное место мониторинг занимает в государственной системе управления охраны труда Чувашской Республики. Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.01.2007 № 12 «О мониторинге условий и охраны труда» в 2007 г. в республике начата работа по созданию комплексной автоматизированной системы мониторинга условий и охраны труда (далее УОТ). Мониторинг УОТ представляет собой государственную систему наблюдения за состоянием УОТ для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для прогнозирования развития процессов в этой сфере. Мониторинг проводится Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (координатором) совместно с органами исполнительной власти Чувашской Республики (участниками мониторинга) в отношении организаций, расположенных на территории Чувашской Республики. Основные цели и задачи мониторинга: - получение оперативной информации и оценка состояния УОТ; - анализ информационных потоков, формируемых участниками мониторинга; - своевременное выявление изменений, происходящих в области УОТ и факторов, вызвавших их; - прогнозирование развития процессов в области охраны труда. Принципами мониторинга являются своевременность, полнота, согласованность действий участников мониторинга, открытость и системность. Объекты мониторинга: - нормативные правовые акты Чувашской Республики в области УОТ; - показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - условия труда; - социальное обеспечение пострадавших на производстве; - обучение работающих; - итоги аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях; - профессиональные и социальные риски; - обеспеченность работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты; - мероприятия по улучшению УОТ; - санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обеспечение работающих; - информационное обеспечение по вопросам охраны труда; - экономическая эффективность проводимых мероприятий по охране труда; - результаты контроля и надзора в области УОТ; - государственная экспертиза условий труда; - факторы производственной среды; - модернизация производственных объектов и технологических процессов; - утрата трудоспособности работающих вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и производственных заболеваний; - положительный опыт в области охраны труда; - системы управления охраной труда. Основные направления мониторинга: - совершенствование нормативных правовых актов Чувашской Республики в области охраны труда; - профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, утраты трудоспособности; - улучшение УОТ; - обеспечение контроля и надзора за состоянием УОТ; - оценка профессиональных и социальных рисков; - информационное и экономическое обеспечение охраны труда. Информационной базой мониторинга является информация, предоставляемая участниками мониторинга и иными заинтересованными лицами. Проведение мониторинга обеспечивает: - установление факторов, вызывающих негативные изменения в области охраны труда; - прогнозирование показателей состояния УОТ; - определение неотложных и долгосрочных направлений работы по улучшению УОТ; - разработку предложений по реализации мер, направленных на улучшение УОТ; - информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных в ходе мониторинга; - создание комплексной автоматизированной системы оценки, анализа и прогнозирования состояния УОТ в организациях, расположенных на территории Чувашской Республики; - повышение эффективности государственной системы управления охраной труда в Чувашской Республике. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 25.01.2008 № 20 утверждены схема и система показателей мониторинга УОТ. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 12.02.2008 № 305. В настоящий момент в республике идет работа по его внедрению и автоматизации. К 2010 г. планируется полностью завершить автоматизацию мониторинга. Мониторинг состоит из 6 разделов, включает в себя 92 основных показателя и 21 научно-обоснованный индикатор. Информацию мониторинга составляют данные не только органов исполнительной власти Чувашской Республики, но и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, внебюджетных фондов и учреждений, таких как Чувашстата, Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике», Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, а также Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф», Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики (см. рис.). При этом схемой и системой показателей мониторинга установлены четкие сроки предоставления той или иной информации по установленной форме. Мониторинг предполагает трехуровневую систему. Первый уровень – республиканский, второй уровень – муниципальные образования, третий – уровень организаций. Все они интегрированы и взаимосвязаны друг с другом. Например, без показателей организаций невозможно рассчитать показатели на муниципальном уровне, без которых в свою очередь нельзя рассчитать ряд республиканских показателей. Помимо традиционных показателей в области УОТ (показатели производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, аттестации рабочих мест по условиям труда, состояния условий труда, затраты на мероприятия по охране труда и т.д.) в мониторинг включены и принципиально новые показатели, такие как: - перечень рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (с указанием производственных участков работодателей); - канцеррегистр (информация о контингентах, контактирующих с канцерогенными веществами); - общее количество работников, в т.ч. женщин, где условия труда приведены в соответствие с гигиеническими нормами; - общее количество работников, в т.ч. женщин, переведенных с тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда; - количество женщин детородного возраста, переведенных из условий воздействия химических веществ 1, 2 классов опасности и веществ, обладающих аллергенным, канцерогенным, эмбриотропным, мутагенным и тератогенным действиями; - состояние профилактической работы по организации охраны труда несовершеннолетних; - затраты на модернизацию производственных объектов и технических процессов; - количество инцидентов; - информация об обеспеченности работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами; - прямой экономический эффект от сокращения (роста) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - общий экономический эффект от сокращения (роста) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - экономический эффект от снижения (увеличения) дополнительных выплат и другие. На основе показателей мониторинга рассчитываются индикаторы (см. табл.), которые позволяют учитывать и анализировать состояние УОТ по различным направлениям в динамике. Данные мониторинга ежегодно отражаются в государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике», который рассматривается на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики и утверждается его постановлением. Планируется, что в будущем результаты мониторинга позволят повысить эффективность разработки и реализации республиканских целевых программ улучшения УОТ и здоровья работающих и программно-целевого управления охраной труда в целом. Такая модель мониторинга со временем позволит не только учитывать, анализировать основные показатели в области охраны труда, но и прогнозировать их. В результате система управления охраной труда Чувашской Республики перейдет на качественно новый уровень в соответствии не только с российскими, но и международными требованиями.
Таблица
Индикаторы показателей мониторинга условий и охраны труда
№ п/п |
| Формула | Единица измерения | Базовое значение (2006 г.) | Текущее значение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Совершенствование нормативных правовых актов Чувашской Республики в области условий и охраны труда | 1. | Наличие актов прокурорского реагирования на принятые нормативные правовые акты Чувашской Республики в области условий и охраны труда | по данным Минздравсоцразвития Чувашии
| единиц | -* |
| Профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, утраты трудоспособности | 2. | Смертность населения в трудоспособном возрасте в расчете на 100 тыс. населения соответствующего возраста | по данным Чувашстата
| человек | 703,1 |
| 3. | Количество пострадавших в расчете на 1000 работающих
| по данным Чувашстата | человек | 2,0 |
| 4. | Коэффициент производственного травматизма, где: Nc – количество несчастных случаев со смертельным исходом; Nт – количество тяжелых несчастных случаев; Nг – количество групповых несчастных случаев; Np – общая численность работников в организациях, расположенных на территории Чувашской Республики (по данным Чувашстата) | Кпт = (5хNc + 2Nт + Nг) / Np | человек | 1,315 |
| 5. | Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом – всего на 1 пострадавшего, где: Кдн - общее число дней нетрудоспособности; Чнс - общее число несчастных случаев
| Кч = Кдн / Чнс | дней | 33,1 |
| 6. | Коэффициент впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 10000 работающих, где: Кпзг – количество впервые выявленных профессиональных заболеваний; Np – общая численность работников в организациях, расположенных на территории Чувашской Республики (по данным Чувашстата) | Кпз = Кпзг х 10000 / Nр | человек | 1,52 |
| 7. | Индекс профессиональных заболеваний, где: Кр – категория риска (частоты); Кт – категория тяжести производственных заболеваний | Ипз = 1 / Кр х Кт | единица | -* |
| Улучшение условий и охраны труда | 8. | Число обученных по охране труда в обучающих организациях в расчете на общее количество работающих в организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, где: Ообуч – число обученных по охране труда в учебных центрах в отчетном периоде; Np – общая численность работников в организациях, расположенных на территории Чувашской Республики (по данным Чувашстата) | Оот = Ообуч х 100 / Nр | % | 1,381 |
| 9. | Наличие служб охраны труда у работодателей, расположенных на территории Чувашской Республики, с численностью работающих более 50 чел., где: К>50 - количество работодателей с численностью работающих более 50 чел.; Ксот - количество работодателей с численностью работающих более 50 чел., где создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда | Сот = Ксот / К>50 х 100 | % | 54,4 |
| 10. | Удельный вес работников, занятых в неблагоприятных условиях труда | по данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике | % | 37,7 |
| 11. | Количество рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям
| по данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике | % | 61,0 |
| 12. | Охват работников, прошедших периодический медицинский осмотр, где: Мпр – количество работников, прошедших периодический медицинский осмотр в отчетном периоде; Мпл - количество работников, которые должны пройти плановый периодический медицинский осмотр в отчетном периоде | Мр = Мпр / Мпл х 100 | % | 97,1 |
| Обеспечение контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда | 13. | Показатель эффективности привлечения к административной ответственности (административных штрафов), где: Рш – сумма штрафов, наложенных на работников (в рублях); Рпр – количество проведенных проверок | Еш = Рш / Рпр | рублей | -* |
| 14. | Показатель эффективности приостановленных работ (объектов), где: Рп – количество приостановленных работ (объектов); Рпр – количество проведенных проверок | Еп = Рп / Рпр | единиц | -* |
| 15. | Показатель эффективности надзорной деятельности, проведенной на одного инспектора, где: Рфч – фактическая численность работников органов государственного контроля и надзора; Рпр – количество проведенных проверок | Епр = Рпл / Рфч | единиц | -* |
| Оценка профессиональных и социальных рисков | 16. | Индекс профессионального риска, где: i – вид негативного события (1 - авария, 2 – инцидент, 3 – профзаболевания, 4 – легкие травмы, 5 – производственный травматизм без смертельного исхода, 6 – травмы со смертельным исходом) W1 = 10-4 – частота возникновения одной аварии, 1 /год; W2 = Nинц / N∞ - частота возникновения инцидентов, 1/ год; W3 = Nпз / Nсп – частота профзаболеваний, 1 / год; W4 = Nлт / Nсп – частота легких производственных травм, 1/ год; W5 = Nтр / Nсп – частота тяжелых производственных травм без смертельного исхода, 1/год; W6 = Nсм.тр./ Nсп – частота производственных травм со смертельным исходом, 1 / год; Nинц – количество инцидентов, 1 /год; Nсм.тр - количество случаев производственного травматизма со смертельным исходом, 1 /год; Nтр - количество случаев производственного травматизма с тяжелыми травмами, чел./год; Nлт - количество легких травм, 1/ год; Nпз - количество случаев профессиональных заболеваний, чел./ год; N∞ - количество организаций, которые могут быть причиной инцидента, штук; Nсп - средний списочный состав работающих, чел. | i=6 Wn = 1 – П ( 1 – Wi), 1/ год i=1 | единица | -* |
| 17. | Охват организаций, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, от общего количества, где: Карм – количество организаций, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; Кобщ - общее количество организаций, расположенных на территории Чувашской Республики (по данным Чувашстата) | Арм = Карм / Кобщ | % | 2,5 |
| 18. | Индикатор проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в разрезе аттестованных рабочих мест, где: РМарм – количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; РМатт – количество аттестованных рабочих мест по условиям труда (классы 1 и 2) | Иарм = РМарм / РМатт | % | 36 |
| Информационное и экономическое обеспечение охраны труда | 19. | Прямой экономический эффект от сокращения (роста) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где: Эвн - экономия (убытки), связанная (связанные) с сокращением (ростом) выплат по оплате временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, руб.; Эе - экономия (убытки), связанная (связанные) с сокращением (ростом) выплат по оплате единовременного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности или смертельном исходе в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, руб.; Эм - экономия (убытки), связанная (связанные) с сокращением (ростом) выплат по оплате ежемесячного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности или смертельном исходе в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, руб. | Эп = Эвн + Эе + Эм | тыс. рублей | -* |
| 20. | Общий экономический эффект проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и здоровья работающих, где: Эo - общий экономический эффект от сокращения (роста) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Этр - экономический эффект от сохранения жизни человека (увеличения погибших работников) и снижения (увеличения) производственного травматизма трудоспособного возраста в расчете валового регионального продукта; Собщ - экономический эффект от снижения (увеличения) дополнительных выплат | Э = Эo + Этр + Собщ | тыс. рублей | -* |
| 21. | Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работника | по данным Чувашстата | тыс. рублей | 2,722 |
|
* До 2008 года данные показатели не велись и не рассчитывались.
Рис. Схема мониторинга условий и охраны труда

|