Образовательная программа дополнительного образования детей




Скачать 129.67 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей
Дата27.01.2013
Размер129.67 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы с детьми и подростками


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ»


Возраст детей - 13-14 лет. Срок реализации - 1 год

Программу подготовила педагог дополнительного образования детей первой квалификационной категории ЧЕРНИКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.

ТЕРБУНЫ-2010г.


Пояснительная записка

Глобальные изменения в обществе неотъемлемо влекут за собой и соответствующие изменения во всех его сферах. Образовательная сфера не является исключением. В нашей стране динамично развивается постиндустриальное общество. Для него характерна глобальная информатизация и математизация. Мы становимся свидетелями новых событий, программ, процессов. Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Именно математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир. Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.

Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Это особенно важно из-за большой загруженности программы по математике и уменьшения часов на её изучение.

Разработка и содержание данной программы обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем основной школы: решение задач различного характера, заданий с модулем, проценты, делимость выражения в целых числах, решение уравнений различной степени.

С 2009 года письменный экзамен по алгебре в 9 классе в ряде регионов России, участвующих в эксперименте Министерства образования и науки РФ, проходит в новой форме. Все изменения в содержании и формах проведения экзамена связаны с необходимостью предъявления общих требований к уровню подготовки учащихся по математике и независимой процедуры оценки учебных достижений учащихся. Поэтому в программе большое внимание уделено подготовке к ГИА.

Все задания программы являются практическими. Учащиеся должны научиться анализировать, разбирать и определять правильные пути решения заданий ГИА. Большое внимание уделено решению задач. В настоящее время на экзаменах предлагаются текстовые задачи, решение которых требует составления уравнения или неравенства, а также их систем.

Решение текстовых задач - тема очень актуальная, востребованная, так как связана с жизнью, развивает гибкость и критичность мышления.

Умение решать задачи зависит от многих факторов. Однако необходимо, прежде всего, научиться определять основные типы задач и уметь решать их. Решения текстовых задач - это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов - самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача.

В связи с этим целесообразно рассмотреть текстовые задачи и их решение. Поэтому целями данной программы являются: - подготовка учащихся для успешной сдачи ГИА; -развитие математического мышления школьников и их творческих способностей;

  • углубить знания, умения и навыки, полученные на уроках;

  • научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

  • оказать конкретную помощь учащимся в решении задач ГИА, олимпиадных задач;

  • способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления;

  • приобщить учащихся к работе с математической литературой.

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Содержание программы представлено следующими блоками:

'Выражения и их преобразования. Простейшие преобразования выражений. Выполнение разложения на множители различными способами. Преобразование целых и дробных выражений. Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями, квадратные корни.

Уравнения и системы уравнений. Решение целых и дробных уравнений способом алгебраических преобразований, разложением на множители, заменой переменной. Исследование уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. Графический способ решения уравнений. Решение систем линейных и нелинейных систем уравнений различными способами.

Неравенства. Решение неравенств и систем неравенств. Исследование неравенств и систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты. Применение аппарата неравенств для решения математических задач из других разделов курса.

Функции. Координаты и графики. Построение и исследование графиков элементарных функций. Построение сложных графиков (кусочно - заданных, с «выбитыми» точками и т.п.). Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям. Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления. Построение графиков уравнений с двумя переменными.

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Решение задач с применением формул п- ого и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий. Решение задач на прогрессии с помощью уравнений и неравенств.

Текстовые задачи. Решение различных задач на составление уравнений или неравенств, а также их систем.

Тематическое планирование




Название темы

Количество часов

Форма занятий

1

Ввод ное занятие. Изучение правил по технике безопасности.

2

Лекция

2

Предварительная оценка знаний учащихся. Тест

2

Тестирование



3

Изучение и анализ первой части вариантов ГИА 2010

6

Практикум




4

Изучение и анализ второй части вариантов ГИА 2010

4

Практикум

5

Запись чисел в стандартном виде

4

Практикум

6

Проценты. Решение задачи на проценты, нахождение отношения двух величин и выражение его в процентах.

8

Практикум

7

Выражения и их преобразования

8

Практикум, тестирование

8

Выражение из формул одних величин через другие

2

Практикум

9

Применение свойств арифметических квадратных корней для вычисления значений выражений

4

Практикум

10

Преобразование целых выражений

8

Практикум

11

Преобразование рациональных выражений

10

Практикум, тестирование

12

Решение систем двух уравнений с двумя переменными

10

Практикум, тестирование

13

Решение линейных неравенств с одной переменной

8

Практикум

14

Решение квадратного неравенства с опорой на готовый график квадратичной функции

4

Практикум

15

Графики функций

10

Практикум

16

Исследование функций

8

Практикум, лекция.

17

Способы разложения на множители. Выполнение разложений многочленов на множители

6

Практикум

18

Решение целых и дробно - рациональных уравнений

10

Практикум

19

Исследование уравнений, содержащих буквенные коэффициенты

6

Практикум

20

Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства. Применение аппарата неравенств

12

Практикум


f

у





21

Арифметическая и геометрическая прогрессии

8

Практикум

22

Задачи на движение

6

Практикум

23

Задачи на совместную работу

6

Практикум

24

Задачи на планирование

6

Практикум

25

Задачи на проценты

6

Практикум

26

Задачи на смеси (сплавы)

6

Практикум

27

Задачи Задания на зависимость между компонентами арифметических действий

6

Практикум

28

Задачи на пропорциональность

6

Практикум

29

Другие ви Виды задач

8

Практикум

30

Итоговое з занятие «Ярмарка задач»

2

Интегрированное занятие с элементами игровой деятельности

32

Изучение и анализ заданий первой части ГИА 2011

8

Практикум

32

Изучение и анализ заданий второй части ГИА 2011

8

Практикум

33

Решение демовариантов

2




34

Тестирование

2

Тестирование

35

Анализ тестирования

2




36

Подведение итогов и анализ проведенной работы

2







Итого

216





f




Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развития математической науки, биографии известных ученых- математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию интуицию;

  • учащиеся должны приобрести разные навыки и подходы к решению различных типов заданий, которые встречаются на экзаменах;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач;

  • должен увеличиться результат решения заданий ГИА.



Библиографический список:

    1. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа/В. С. Крамор. -М.: Просвещение, 1990. - 416 с.

    2. Сканави, М. И. Сборник задач по математике для конкурсных экзаменов во втузы / М. И. Сканави, - М.: Высшая школа, 1969. - 362 с.

    3. Галицкий, М. JI. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики / М. J1. Галицкий, А. М. Гольдман, JI. И. Звавич. - М.: Просвещение, 1999. - 271 с.

    4. Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач / И. Ф. Шарыгин. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

    5. Кузнецова J1.B. Алгебрахб. заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе - М.: Просвещение,2010. - 239 с.




Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа центра дополнительного образования детей «Малая академия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «волосовский центр дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница