«Решение текстовых задач»




Скачать 105.59 Kb.
Название«Решение текстовых задач»
Дата27.01.2013
Размер105.59 Kb.
ТипРешение
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское»


Авторская программа

факультативного курса

«Решение текстовых задач»


для учащихся 7-8 классов

Срок освоения программы – 2 года

68 часов






Автор:

Растатурова Лидия Васильевна,

учитель математики высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ с. Мошенское

Новгородской области


с. Мошенское


2009 год


Пояснительная записка


Актуальность программы факультативного курса «Решение текстовых задач» обусловлена тем, что в настоящее время математика все шире проникает в повседневную жизнь. Новая жизнь потребовала новых знаний. Люди должны в принципе уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить имущество, т.е. знать математику для экономики, для повседневной жизни. Это сегодня важно. Бытовая математика сегодня нужна практически всем, навыки устного счета необходимы любому человеку.

Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому?

Новизна программы факультативного курса «Решение текстовых задач» состоит в том, что она предполагает решать указанные проблемы не только в ходе решения известных в школьном курсе типов задач, но и в процессе обучения школьников составлению и решению задач на основе краеведческого материала. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он сам ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. При этом он глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные ему типы задач и пополняет свой математический опыт.

Содержание программы актуально и с точки зрения задач подготовки учащихся к выпускным экзаменам. На ЕГЭ одним из важных проверяемых элементов содержания является умение решать практическую задачу, составляя математическую модель предложенной в ней ситуации.

Решение текстовых задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным  дисциплинам.

Каждый раздел программы факультативного курса «Решение текстовых задач» предусматривает решение самых разнообразных задач. Все темы, рассматриваемые на занятиях факультатива, представляют большой интерес для учащихся и предназначены для формирования общеучебных умений, связанных с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. Важное место в работе факультатива уделяется оформлению задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деятельности. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых способов решения задач.

Реализация мотивационного компонента при изучении предлагаемого материала осуществляется за счет использования материалов краеведения для конструирования и решения задач, создания общей атмосферы сотрудничества, использования различных форм организации деятельности учащихся, показа значимости приобретаемых знаний. Предполагается диалоговая форма обучения. Предусмотрено выполнение творческих работ.

Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников за счет его производности от базового уровня. Программа ориентирована на практическое применение. Курс рассчитан на 68 часов, в объеме один час в неделю, для учащихся 7-8 классов.


Цели: помочь учащимся осознать степень своего интереса к предмету и

оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей

перспективы, развивать у школьников математический кругозор,

логическое мышление и исследовательские умения.

Задачи:

  • обучение учащихся решению текстовых задач;

  • формирование умения строить математические модели;

  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде

всего с историей;

  • демонстрация значимости математических знаний в практической

деятельности;

Формы и методы работы:

  • словесные: рассказ, беседа, лекция, сообщения учащихся.

  • словесно-наглядно-практические: практикумы по решению задач,

обсуждение разнообразных творческих работ.

Основные знания и умения: В результате изучения курса учащиеся должны:

знать основные типы текстовых задач, способы и методы их решения;

уметь определять тип задач, применять различные способы решения задач, в том числе к задачам практического содержания, участвовать в дискуссии при решении задач, составлять задачи на краеведческом материале, оформлять задачи в виде презентаций.

Ожидаемый результат:

  • повышение качества знаний учащихся;

  • подготовка учащихся к экзамену в новой форме в 9 классе и к ЕГЭ в

11 классе;

  • создание мультимедийного сборника задач, составленных

на основе краеведческого материала;

  • повышение мотивации учения.


Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты «Задачи на основе материала по истории родного края»


Примерное содержание программы

О поиске решения текстовых задач. Текстовая задача. Виды текстовых задач. История использования текстовых задач в России. Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметический и алгебраический способы  решения текстовой задачи. Понятие о математическом моделировании.

Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале». Сбор фактических данных. Историческая справка. Выбор математического содержания и типа задачи. Установление зависимости между числами. Составление условия задачи, ее решение и оформление.

Решение готовых задач, составленных на историческом материале. Решение задач из сборника «История Мошенского района в задачах» (приложение).

Составление задач на историческом материале. Составление задач и оформление задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.


Задачи на проценты. Вводные задачи на доли. Задачи на дроби. Задачи на пропорции. Проценты и процентное отношение. Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам. Примеры решения задач. Процентные расчеты на ЕГЭ. Задачи на изменение величин. Простой и сложный процентный рост. Задачи, связанные с изменением цены. Задачи о вкладах и займах.


Задачи на движение. Движение: план и реальность. Совместное движение. Движения навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях из одной точки. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

Задачи на смеси и сплавы.  Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание».  Правило «квадрата». Старинный способ решения задач на смеси. Задачи о трех сплавах (алгебраические и арифметические способы решения).

Задачи на совместную работу. Опорные задачи. Система задач, подводящих к составной задаче. Понятие производительности труда. Зависимость объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.

Нестандартные способы решения текстовых задач. Задачи, которые решаются при помощи неравенств. Переформулировка задачи. Задачи с альтернативным условием.

Учебно - тематическое планирование.

7 класс



тема

Кол-во часов

Из них

Формы занятий

п/п

теория

практика

1

О поиске решения текстовых задач

5

2

3

Лекция. Беседа.

2

Ознакомление с памяткой «Как составить задачи на историческом материале»

2

2

-

Беседа.

3

Решение готовых задач, составленных на историческом материале

4

-

4

Демонстрация сборника «История Мошенского района в задачах»

Практикум по решению авторских задач.

4

Составление задач на историческом материале.

6

1

5

Самостоятельное составление задач. Обсуждение творческих работ.


5

Задачи на части.

5

2

3

Лекция. Практикум по решению задач.

6

Задачи на проценты.

8

3

5

Лекция. Практикум по решению задач.

7

Итоговое занятие. Презентация творческих работ

4

-

4

Защита проектов.




Итого:

34

10

24






Учебно - тематическое планирование.

8 класс

№№

тема

Кол-во часов

Из них

Формы занятий

п/п

теория

практика

1

История использования текстовых задач в России.

2




2

Беседа. Викторина.

2

Задачи на движение

8

2

6

Лекция. Практикум по решению задач.

3

Задачи на смеси и сплавы.

8

2

6

Лекция. Практикум по решению задач.

4

Задачи на совместную работу.

8

2

6

Лекция. Практикум по решению задач.

5

Нестандартные способы решения текстовых задач.

6

2

4

Лекция. Решение задач.

6

Итоговое занятие.

2

-

2

Итоговая зачетная работа.




Итого:

34

8

26






Предлагаемые темы для творческих работ.


  • Задачи на материале истории и культуры родного села;




  • Задачи на материале истории родной школы;



Литература для учащихся.

    1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М., 1984г.

    2. Калягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. - М., 1980г.

    3. Олекник С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. – М., Наука, 1988.

    4. Воробьева И.А. История Великого Новгорода в задачах. Нетрадиционный задачник по математике для учащихся 3-6 классов. Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2007г.

    5. Пойа Д. Как решать задачу. – М., 1961г.

    6. Финкельштейн В.М. Что делать, когда решить задачу не удается. – М.,2008г.

    7. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. – М., 1991г.

    8. Кравчук Д.Н. и др. Сборник задач по математике. – Донецк,1997г.

    9. Глейзер Г.И. «История математики в школе» 7-8 классы, Москва, «Просвещение», 1982год.

    10. Пичугин Л.Ф. «За страницами учебника алгебры», Москва, «Просвещение», 1990год.



Литература для учителя.

  1. Тоом А.  Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, №47, 2004г.

  2. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. – М., 1990г.

  3. Захарова А.Е. Учимся решать задачи на проценты. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №2, 2006г.

  4. Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2006г.

  5. Карпушина Н.М. Задачи о трех сплавах. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2006г.

  6. Ерина Т.М. Задачи на движение. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2005г.

  7. Варшавский И.К. и др. Текстовые задачи на ЕГЭ. Научно-практический журнал «Математика для школьников», №3, 2005г.

Похожие:

«Решение текстовых задач» iconМетодическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений»
Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений (№2 и 3 урок из 4 по теме)
«Решение текстовых задач» iconРеферат по математике на тему «Решение текстовых задач по математике единым алгоритмом»
А в этом году, учась в 8 классе и готовясь к гиа по учебнику «Подготовка к гиа – 2012» при изучении соответствующих тем программы...
«Решение текстовых задач» icon«Арифметические способы решения текстовых задач по математике в 5-6 классах» Методическая разработка
Іі методика обучения учащихся решению текстовых задач арифметическим методом
«Решение текстовых задач» iconРешение текстовых задач по математике

«Решение текстовых задач» iconЭлективный курс. «Задачи на составление уравнений»
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, проводится во втором полугодии и включает решение...
«Решение текстовых задач» iconЛитература: О. Н. Пирютко Минск: Новое знание, 2010 г. В. Булынин «Применение графических методов при решении текстовых задач»
Актуальность связана с необходимостью выработки навыка быстрого решения текстовых задач в условиях ограниченного времени при различных...
«Решение текстовых задач» iconРешение текстовых задач арифметическим способом
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
«Решение текстовых задач» iconРешение текстовых задач в школьном курсе математики
Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи...
«Решение текстовых задач» iconРешение текстовых задач на проценты, на движение, на работу и т д
Рациональные числа и действия с ними (обыкновенные и десятичные дроби; положительные и отрицательные числа)
«Решение текстовых задач» icon4. Решение задач оформления экономической документации средствами ms word 21
Делить на отдельные части что-либо целостное, пусть и многообразное, всегда Сложно, поэтому первый раздел посвятим классификации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница