Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”*




Скачать 59.83 Kb.
НазваниеПрограммы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”*
Дата27.01.2013
Размер59.83 Kb.
ТипДокументы

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ


ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ

элективного курса

“Учусь работать с книгой и текстом”*

8 - 9 классы


(Приложение к ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой)


Наполнение школьного компонента учебного плана в условиях предпрофильного обучения определяет, как правило, специфика конкретного образовательного учреждения. Однако в современных условиях представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, добывать знания, находить в тексте информацию любого уровня (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и использовать ее - такова цель данного курса.
Способами читательской деятельности учащиеся, которые занимаются по нашему непрерывному курсу с 1-го класса, овладевают уже в начальной школе. В соответствии с нашей программой "Чтение и начальное литературное образование"  (1-4), которая рекомендована МО РФ, в течение 4-еятельностих лет у учащихся формируется правильный тип читательской  деятельности в соответствии с определенной технологией (авт. Профессор Н.Н. Светловская). Суть ее в том, что  они учатся самостоятельно осваивать литературное произведении до начала чтения, во время чтения и после чтения: предполагать содержание текста по имени автора, заглавию, иллюстрации и ключевым словам, самостоятельно читать текст про себя в режиме "медленного чтения" и "диалога с автором" (задавать вопросы автору по ходу чтения, искать ответы на них, проводить самоконтроль), анализировать текст на доступном уровне, формулировать основную мысль, самостоятельно делить текст на части, составлять план, пересказывать и т. д. и т. п. Таким образом, элективный курс "Учусь работать с книгой и текстом" для тех "наших" учащихся, которые его выберут, поддержит и углубит все эти читательские умения.
Значимость владения рациональными способами чтения и работы с книгой для успешного обучения современных школьников и  их дальнейшей социализации очевидна. Однако практика свидетельствует, что лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно. Высокий уровень читательской культуры предполагает сформированность следующих познавательных умений:
1) выделять в тексте главное;
2) использовать "свернутые" записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);
3) выделять в тексте связи между явлениями;
4) пользоваться справочной литературой;
5) привлекать в процессе чтения дополнительные источники;
6) формулировать в ходе чтения гипотезы, намечать пути их проверки;
7) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста.
Формирование функционально грамотного читателя предполагает целенаправленное обучение навыкам работы с учебной и художественной литературой. Очевидно, что данный курс можно предложить как учащимся основной, так и старшей ступени обучения (в зависимости от возможностей учебного плана и образовательной программы школы). Количество часов и практическое наполнение курса также должны определяться образовательным учреждением самостоятельно. Каждая тема программы может быть рассмотрена на различных художественных текстах, которые учитель выбирает по своему усмотрению. Вместе с тем авторы предлагают в качестве рекомендаций определенные тексты, они указаны в скобках.


*Программа подготовлена совместно с О. В. Чиндиловой


 Тематика занятий.
  На пути к книге.
Поиск книги в библиотеке. Систематический и алфавитный каталоги. Библиография. Картотеки. Заполнение требований на книгу.
Начало работы с книгой. Аппарат книги.
 Выходные данные книги, ее справочный аппарат. Предисловие и послесловие. Примечания, комментарии, указатель имен, списки сокращений, списки использованной литературы и пр. Назначение аннотации, ее структура, содержание. (8-й кл. - на материал учебника "Дом без стен", 9-й кл. – на материале учебника «История твоей литературы».)

Устройство книги.

Обложка. Виды обложек. Суперобложка. Титульный лист. Назначение форзаца. Роль фронтисписа и иллюстраций в книге. Виды печатных произведений. Печатный материал. (8-й кл. – разные издания трагедий Шекспира, 9-й кл. – разные издания « Слова о полку Игореве»).
 Работа с книгой до чтения.
Заголовок и подзаголовок. Посвящение.
Заголовок. Анализ заголовка. Виды заголовков: заголовок-тема, заголовок- основная мысль, заголовок-символ, заголовок-жанр. Заголовок и авторская позиция. Заголовок и содержание книги. Способы формулирования заголовков (8-й кл. - название учебника "Дом без стен", 9-й кл. - название учебника "История твоей литературы"; названия произведений, включенных в данные учебники.)
Эпиграф. Роль эпиграфа в художественном и научном тексте. Эпиграф и главная мысль. Прямое и иносказательное выражение главной мысли в эпиграфе. Осмысление эпиграфа до и после чтения. Эпиграфы оценочные, эмоциональные, проблемные. (8-й кл. - А.С. Пушкин "Капитанская дочка", 9-й кл. - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" и др.)
Источники поиска эпиграфов, отбор эпиграфа.
Работа читателя. Постановка вопросов при чтении.

Нахождение прямых и скрытых вопросов в тексте. Прогнозирование содержания. Выделение в тексте непонятного. Постановка  вопросов.
Построение цепочки вопросов как путь к постижению текста.
Классификация вопросов по направленности. Вопросы внешние (кому-то) и внутренние (самому себе). Вопросы оценочные, обобщающие, причинно-следственные и др. (8-й кл. - Н.В. Гоголь "Шинель", 9-й кл. - Н.В. Гоголь "Мертвые души" и др.)
Работа читателя после чтения. Осмысление текста.
Виды текстовой информации. Читательская установка. Блокировка понимания. Фактуальная информация. Подтекст и концепт, прямой и иносказательный способы их выражения. Многоступенчатость понимания текста. Роль в процессе осмысления читательского воображения. Воображение, воссоздающее и творческое. Пометки и записи при чтении. (8-й кл. - А.П. Чехов "Крыжовник", 9-й кл. - А.П. Чехов "Человек в футляре" и др.)
Обработка текстовой информации.
План. Деление текста на смысловые части и абзацы. Виды планов.
Детализация. План как опора для воспроизведения текста. (8-й кл. - Л.Н. Толстой "Кавказский пленник", 9-й кл. Л.Н. Толстой "После бала" и др.)
Тезисы. Выделение в тексте существенно значимой информации. Обоснование и доказательства - основные требования к формулируемым тезисам. Простые и сложные тезисы. Тематическая запись. Основные тезисы (главные выводы). Тезисное изложение научного текста. (9-й кл. - Ю.Н. Тынянов "Сюжет "Горе от ума"" и др.)
Конспект. Назначения конспекта. Виды конспектов: план-конспект, текстуальный конспект, свободный конспект, тематический конспект. Приемы сокращения текса. Хронологический конспект как особый вид записей. Опорный конспект как возможность отразить информацию в схеме. Знаки, символы, условные сокращения. Использование графики и цвета для классификации материала по уровню значимости. (9-й кл. - В.Г. Белинский "Сочинения Александра Пушкина"  и др.)
Цитирование. Способы цитирования. Виды цитат. Правильное пользование цитатным материалом с точки зрения собственного высказывания. (9-й кл. В.Г. Белинский "Стихотворения М. Лермонтова" и др.)
Выписки. Выделение в тексте наиболее существенного. Работа с карточками. Оформление записей. Условные обозначения, система сокращений. (9-й кл. - И.А. Гончаров "Мильон терзаний" и др.)
На пути к собственному тексту.
Реферат. Структура, особенности, назначения. Последовательность работы над рефератом, оформление работы (список литературы , приложения).
Пересказ. Виды пересказа. Продуктивный подробный пересказ. Составление плана по ходу чтения, выделение опорных (ключевых) слов, осмысление текста и структуры текста. Выборочный пересказ. Отбор текстового материала, его систематизация по плану.Краткий (сжатый) пересказ. Его отличие от тезисов. Последовательность работы над кратким пересказом. Грамматическое оформление текста. Творческий пересказ. Проблема перехода от передачи авторского текста к собственному высказыванию. Работа с тетрадью при составлении письменного пересказа, другого текста.
Редактирование текста. Приемы правки чернового материала. Элементарные корректурные знаки и обозначения. Стилистическая правка. Композиционные, логические ошибки и способы их устранения. Работа со словарями.

Литература для учителя к элективному курсу:
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,1981.
2. Гапочка И.К. Пособие по обучению чтению. Изучающее чтение.  М., 1978
З. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты.  М., 1989.
4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой.   М., 1975.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит.  М., 1988.
6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М.,Концевая Л.А. Как учить работать с
книгой.   М., 1995.
7. Данилина К.В. Пособие по обучению чтению. Ознакомительное чтение.   М., 1978.
8. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе.  М., 1998.
9. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.
10. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.
11. Николаева Л.А. Учись быть читателем.   М., 1982.
12. Осипов В.О. Книга в вашем доме.   М., 1967.
13. Павлова В.П. Обучение конспектированию.   М., 1983.
14. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
15. Поварнин С.А. Как читать книги.   М., 1978.
16. Примаковский А.П. О культуре чтения. М., 1969.
17. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения - М., Просвещение, 1992.
18. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе.   М., 1990.
19. Смородинская М.В., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.   М., 1984.
20. Усачёва И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста.  М., 2001.
21. Учись работать с книгой./ Сост. Крук Т.К.   М., 1961.


Похожие:

Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconПрограмма элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения....
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconСписок учебников на 2012/2013 учебный год
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconПрограмма элективного курса по биологии
Программы по биологии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) авторы: О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц (Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconМуниципальное образование Ленинградский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Программа разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconЛитература Важнейшими компонентами профильного образования являются элективные курсы. Ниже мы приводим примерную программу элективного курса «современная русская литература»
Важнейшими компонентами профильного образования являются элективные курсы. Ниже мы приводим примерную программу элективного курса...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconГабриелян О. С программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
Программы курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев. (Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconПрограмма элективного курса
Система профильного обучения на старшей ступени школы включает комплекс базовых, профильных и элективных курсов. Элективные курсы...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconПояснительная записка Планирование составлено с учётом примерной программы основного общего образования по математике и реализуется на основе следующих документов: Программы общеобразовательных учреждений.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconЗаконы сохранения в механике
Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев — М.: Дрофа, 2004. — стр. 22 – 25) и программы Г. Я. Мякишев "Программа курса физики...
Программы общеобразовательных учреждений. Элективные курсы вариант программы элективного курса “Учусь работать с книгой и текстом”* iconРабочая программа педагога
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений, авторской Программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница