Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии




НазваниеСоциальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии
страница1/12
Дата11.09.2012
Размер1.63 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Е.А. Шинкаренко


СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

ПРОБЛЕМЫ, УРОВНИ, ТЕХНОЛОГИИ

Учебное пособие


Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению

040200 «Социология» (программа магистратуры «Социология управления»)


Нижний Новгород

2011

УДК 316. 472


Е.А. Шинкаренко. Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 103 с. (4,7 п.л.)


Редактор: д.и.н., профессор З. Х. Саралиева.


Пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре по программе «Социология управления». Включает аннотацию, описание области применения дисциплины, цель и задачи курса, учебно-тематический план, теоретическое и практическое освещение тем, практические задания по каждой теме список литературы


УДК 316. 472

С55

Оглавление


Оглавление 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕМА 1
Классические и современные концепции социального взаимодействия 7

Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М.: ГУ ВШЭ, 2000 – 608с. 15

ТЕМА 2
Технологизация общественных отношений. Массовая и медиа коммуникация 16

ТЕМА 3
Технологии как основа развития массовой культуры 26

ТЕМА 4
Слухи как технология манипуляции массовым сознанием 36

Портал Sostav.ru. Источники информации о кризисе [online] / Доступ через 37

ТЕМА 5
Рекламные технологии 43

ТЕМА 6
Технологии групповой презентации 52

ТЕМА 7
Индивидуальная презентация в виртуальной среде 62

ТЕМА 8
Технологическая опосредованность межличностного общения
как социальная проблема 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97



ВВЕДЕНИЕ


Аннотация курса

Конец ХIХ и ХХ век обозначены целым рядом открытий: изобретение телефона и радио, развитие кинематографа, открытие сети Интернет, персонализация компьютера и т.д. Технологические изменения не могли не затронуть различных уровней общественных взаимоотношений. На первый взгляд, активное развитие технологий является позитивной тенденцией для любого общества. Благодаря техническому прогрессу стала возможна популяризация многих культурных образцов. То есть, отношения на уровне культура-индивид и культура-группа перешли на качественно новый уровень. Каналы телевидения, радио, Интернет ежедневно рассказывают о деятельности различных социальных групп, изменяя взаимодействие на уровне: группа-группа, группа-индивид.

В то же время по прошествии времени выявлены негативные тенденции, которые сопровождают научно-технический процесс. Например, те же отношения уровня культура-индивид и культура-группа при распространении непроверенной, ложной информации (слухов) будут иметь скорее отрицательный контекст. При этом можно говорить о том, что многие технологии прочно вошли в повседневные практики. Практически любой современный человек с трудом представляет жизнь без мобильного телефона, общения в Интернете, что может быть оценено как с позитивной, так и с негативной стороны.

Иными словами, технологии пронизывают сферу социального взаимодействия на нескольких уровнях:

  • Культура – группа/индивид;

  • Группа – группа/индивид;

  • Индивид – индивид.

В ходе изучения курса предполагается осуществить анализ роли инноваций на каждом из выделенных уровней. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть заявленную тематику, используется не только теоретический материал, но и данные практических исследований, привлекаются результаты масштабных всероссийских и зарубежных проектов.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся в магистратуре по программе «Социология управления», которые уже имеют фундаментальные знания о проблемах социального взаимодействия. Курс предполагает углубленное изучение современных проблем технологизации взаимодействия в обществе на нескольких уровнях.

Область применения дисциплины. Данная дисциплина относится к специальным профессиональным дисциплинам. Объем курса рассчитан на 68 учебных часов (32 часа – аудиторных занятий, 32 часа самостоятельное освоение кейсов, реализация исследования).

Цель курса – проанализировать влияние инновационных технологий на различные уровни социального взаимодействия.

Задачи курса:

  • Представить критическое осмысление классических и современных теорий социального взаимодействия.

  • Изучить значение современных технологий для сферы социального взаимодействия.

  • Проанализировать процесс технологизации общества как социальную проблему.

  • Рассмотреть процесс внедрения инноваций на различных уровнях взаимодействия на примере рекламы, слухов, презентации индивидов и групп.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

Знать: категории, используемые при изучении влияния технологий на социум, основные подходы к рассмотрению взаимодействия посредством технологий, уровни социального взаимодействия и основные проблемы, связанные с технологиями.

Уметь: применять навыки исследования и анализа влияния технологий на социум, выделять явные и латентные проблемы технологизации общества, анализировать взаимосвязь технологической и социальной сферы

Иметь представление: о многообразии практик социального взаимодействия, основных механизмах воздействия различных технологий на взаимодействие различных уровней.

Учебно-тематический план




Тема

Лекции

Семинары

Самост. работа

1.

Классические и современные концепции социального взаимодействия

2

2




2.

Технологизация общественных отношений. Массовая и медиа коммуникация

2

2




3.

Технологии как основа развития массовой культуры

2

2




4.

Слухи как технология манипуляции массовым сознанием

2

2




5.

Рекламные технологии

2

2




6.

Технологии групповой презентации

2

2




7.

Индивидуальная презентация в виртуальной среде

2

2




8.

Технологическая опосредованность межличностного общения как социальная проблема

2

2







Исследование







32




Итого каждый вид деятельности

16

16

32




ИТОГО:

64 часа


Структура учебно-методической разработки включает аннотацию, описание области применения дисциплины, цель и задачи курса, учебно-тематический план, теоретическое и практическое освещение заявленных тем, практические задания по каждой теме, список литературы, таблицы (31), рисунки (5).

Студенческое исследование, реализуемое в рамках курса, может быть посвящено одной из изученных тем и выступать как один из аспектов практического изучения затронутых вопросов на глубинном уровне.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconПрограмма IV краевой студенческой научной конференции «Социальное благополучие человека в современной России: межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие»
«Социальное благополучие человека в современной России: межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие»
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconРешение социальной проблемы предполагает достижение тех или иных целей. Определение целей и задач позволяет упорядочить процесс научного познания и образует основу построения концепции
Деятельность социолога в зависимости от решаемых задач может быть направлена на развитие метасоциологии, социальное познание и социальное...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconРеферат Количество иллюстраций: 48
Взаимодействие между бизнес уровнем и уровнем контроллера и представления, написанного на jsf – не имеет проблем. В то время как...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconПрограмма дисциплины стилистика и риторика для направления 030500. 62 Юриспруденция подготовки бакалавра Автор программы к ф. н., доцент Х. Д. Хамракулова
И, наконец, язык необходим, чтобы координировать социальное взаимодействие в юридически значимых ситуациях и достичь согласования...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconОбзор составили д э. н профессор Ю. М. Ясинский, к э. н доцент Буракова Л. П
Хозяйственные комплексы национальной экономической системы: уровни развития и ключевые проблемы
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconЛитература универсального содержания. Энциклопедии 32
Социология. Социальные технологии. Статистика. Демография. Социальное управление 12
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconЭлектронные технологии аналитический обзор москва 2006
Социальное время и новые электронные технологии: Аналит обзор / ран. Инион. Центр социальн науч информ исслед. Отд социологии и социальной...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconНетократия и рефлексия: проблемы и задачи новой кадровой политики
Приход нового общественного уклада означает, что возникает и совершенно новая кадровая политика, охватывающая все без исключения...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconМежрегиональная миграция в России: равновесный подход1,2
Врп, средние уровни реальных доходов и расходов и заработной платы, уровни занятости и безработицы. При этом многие работы указывают...
Социальное взаимодействие: проблемы, уровни, технологии iconДре К. Социальное взаимодействие: кооперация и конкуренция // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе
Исследуются различные формы протестного поведения: индивидуальные и групповые. Разрабатываются модели прогнозирования протестного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница