Министерство образования Республики Беларусь Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»
-
«Утверждаю» | Проректор по учебной работе | __________А.А. Катькало | «___»_______ 200__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
для специальности 1-53.01.02 – «Автоматизированные системы обработки информации»
Факультет Электротехнический Кафедра Автоматизированные системы управления
| По дневной форме обучения | По заочной форме обучения | Курс | 5 | 6 | Семестр | 9 | 11 | Лекции | 54 | 12 | Практические занятия | | | Лабораторные занятия | 36 | 12 | Контрольная работа | | 11 | Курсовая работа | | | Зачёт | | | Экзамен | 9 | 11 | Самостоятельная работа | 45 | 86 | Всего | 135 | 24 |
Могилев 2007 Рабочая программа составлена на основе базовой программы «Информационные технологии и психология управления», утвержденной «30» марта 2002 г., регистрационный № 132
Рабочая программа составлена канд. техн. наук, доцентом кафедры «Автоматизированные системы управления» С.А. Альховиком.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Автоматизированные системы управления» «21» мая 2007 г., протокол № 9.
Зав. кафедрой «АСУ» ________________ С.К. Крутолевич
Рабочая программа утверждена на Совете электротехнического факультета «25» мая 2007 г., протокол № 10.
Председатель Совета электротехнического факультета _________________ А.С. Коваль
Рабочая программа согласована:
Зав. научно-библиографическим отделом ___________________ Л.А. Астекалова
Начальник учебно-методического отдела ___________________ А.Ю. Скриган
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины
Дисциплина "Информационная технология и психология управления" имеет целью ознакомить студентов с теорией решения сложных системных задач и задач поддержки принятия решений в экстремальных ситуациях; со способами решения формально-логических задач, задач распознавания, обучения, самоорганизации, кибернетики; с основами организации систем обработки информации и систем интеллектуального интерфейса; с основами инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с техническими средствами АСОИ.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление: Об основах организации систем обработки информации и систем интеллектуального интерфейса; о теории решения сложных системных задач и задач поддержки принятия решений в экстремальных ситуациях; о способах решения формально-логических задач, задач распознавания, обучения, самоорганизации, кибернетики; об основах инженерно-психологического проектирования интерфейса взаимодействия человека с техническими средствами АСОИ. Знать: Психологические основы управления проектом и процедур психологического тестирования; алгоритмы логического вывода и стратегии поиска решений. Уметь использовать: Современные технологии проектирования систем обработки информации и принятия решений. Владеть: Методами поддержки принятия решений в системах обработки данных; методами и средствами построения интеллектуальных систем. Иметь опыт: Разработки АСОИ различного назначения, включая системы автоматизации управления и поддержки принятия решений на основе современных компьютерных технологий.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
Данная дисциплина базируется на ранее изучаемых дисциплинах: «Математические модели информационных процессов и управления" - Математическая логика; «Информационная технология» - Модели представления знаний; «Средства взаимодействия человека с вычислительной системой» - Проектирование пользовательского интерфейса.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Наименование тем лекционных и лабораторных занятий, объем в часах.
№ недели | Лекции | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Тема. Основные вопросы | Часы | Тема | Часы | 1 | Введение.
Предмет курса, его цели и задачи. Содержание курса, его связь с другими дисциплинами специальности. | 2 | Л.р. № 1 Задача управления в условиях неопределенности и риска | 2 | 3 | 2 | Тема 1. Научный подход к управлению
Необходимость научного подхода к управлению. Смысл и функции управления в организационно-технических и производственно-технологических системах | 4 | 2 | 2 | 3 | Системный подход к управлению | 2 | 2 | 3 | 4 | Адаптивное управление Идентификационный метод | 4 | Л.р. № 2 Задача управления при многих критериях | 2 | 2 | 5 | Тема 2. Основы теории выбора и принятия решений
Методы принятия управленческих решений | 2 | 2 | 3 | 6 | Принятие решений в условиях многокритериальности и неопределенности, риска. Задача управления при многих критериях | 4 | 2 | 2 | 7 | Дискретные многокритериальные задачи | 2 | Л.р. № 3 Динамические многокритериальные задачи | 2 | 3 | 8 | Многокритериальная задача с непрерывным временем Марковские модели принятия решений | 4 | 2 | 2 | 9 | Прикладные многокритериальные задачи оптимального управления
| 2 | 2 | 3 |
№ недели | Лекции | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Тема. Основные вопросы | Часы | Тема | Часы | 10 | Тема 3. Проектирование интеллектуального интерфейса
Инженерно-психологическое проектирование интерфейса взаимодействия человека с техническими средствами АСОИ Структуры диалога человека с ПЭВМ | 4 | Л.р. № 4 Прикладные многокритериальные задачи оптимального управления | 2 | 2 | 11 | Поддержка пользователя | 2 | 2 | 3 | 12 | Адаптация диалога Интеллектуальные интерфейсы | 4 | 2 | 2 | 13 | Пример реализации интеллектуального интерфейса | 2 | Л.р. № 5 Проектирование оптимального программного комплекса | 2 | 3 | 14 | Тема 4. Управление проектами
Сравнительный анализ проектов на прединвестиционной фазе Планирование проекта | 4 | 2 | 2 | 15 | Анализ и учет риска реализации проектов | 2 | 2 | 3 | 16 | Психологические основы управления проектом Оценка психологических и квалификационных параметров членов проектной команды | 4 | Л.р. № 6 Проектирование интеллектуальных средств поддержки принятия решений | 2 | 2 | 17 | Выявление способностей к менеджменту и предпринимательской деятельности на основе процедур психологического тестирования | 2 | 2 | 3 | 18 | Заключение. Перспективы развития интеллектуальных систем принятия решений. | 4 | 2 | 2 | Итого за семестр | 54 |
| 36 | 45 |
3 Рабочая программа по заочной форме обучения
3.1. Наименование тем лекционных и лабораторных занятий, объем в часах.
Лекции | Лабораторные занятия | Тема. Основные вопросы | Часы | Тема | Часы | Введение.
Предмет курса, его цели и задачи. Содержание курса, его связь с другими дисциплинами специальности
Тема 1. Научный подход к управлению
Необходимость научного подхода к управлению. Смысл и функции управления в организационно-технических и производственно-технологических системах. | 2 | Л.р. № 1 Задача управления в условиях неопределенности и риска | 2 | Системный подход к управлению. Адаптивное управление. Идентификационный метод. | 2 | Л.р. № 2 Задача управления при многих критериях | 2 | Тема 2. Основы теории выбора и принятия решений
Методы принятия управленческих решений Принятие решений в условиях многокритериальности и неопределенности, риска. Задача управления при многих критериях. | 2 | Л.р. № 3 Динамические многокритериальные задачи | 2 | Дискретные многокритериальные задачи. Многокритериальная задача с непрерывным временем. Марковские модели принятия решений. Прикладные многокритериальные задачи оптимального управления | 2 | Л.р. № 4 Прикладные многокритериальные задачи оптимального управления | 2 | Тема 3. Проектирование интеллектуального интерфейса
Инженерно-психологическое проектирование интерфейса взаимодействия человека с техническими средствами АСОИ Структуры диалога человека с ПЭВМ. Поддержка пользователя. Адаптация диалога | 2 | Л.р. № 5 Проектирование оптимального программного комплекса | 2 | Тема 4. Управление проектами
Сравнительный анализ проектов на прединвестиционной фазе. Планирование проекта. Анализ и учет риска реализации проектов. Психологические основы управления проектом.
Заключение. Перспективы развития интеллектуальных систем принятия решений. | 2 | Л.р. № 6 Проектирование интеллектуальных средств поддержки принятия решений | 2 | Итого | 12 |
| 12 |
3.2. Контрольная работа
Студент должен выполнить 1 контрольную работу: Контрольные работы выполняются в соответствии с методическими указаниями кафедры. 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
4.1 Основная литература:
Бурганова Л. А. Теория управления : Учебное пособие / Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 139с. (1 экз.) Управление организацией : Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, Н. А. Саломатина. - 4-е изд. перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 736с. (10 экз.) Теория выбора и принятия решений / И.М.Макаров, Т.М.Виноградская, А.А.Рубчинский и др. Учебное пособие. - М.: Наука, 1982. - 328 с. (1 экз.) Анфилатов В. С. Системный анализ в управлении : Учеб. пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин ; Под ред. А. А. Емельянова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 368с. (2 экз.) Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. СПб.: ДМК, 2001.- 416 с. (1 экз.) Мещерякова Е. В. Психология управления : Учебное пособие / Е.В. Мещерякова. - Мн. : Вышэйшая школа, 2005. - 237с. (3 экз.) Задачи и модели исследования операций. Ч.3. Технология имитации на ЭВМ и принятие решений: Уч. Пособие / И.В. Максимей, В.Д. Левчук, С.П. Жогаль, В.Н. Подобедов. – Гомель: БелГУТ, 1999. – 150 с. (электронный вариант) Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом: Учебное пособие / Ю.Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 352с. (2 экз.) Гринберг, А.С. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой : Учебное пособие / А. С. Гринберг, В. М. Шестаков. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 399с. (6 экз.) Меняев М. Ф. Информационные технологии управления : Учебное пособие: В 3-х кн. Кн. 3: Системы управления организацией / М. Ф. Меняев. - М. : Омега-Л, 2003. - 464с. (2 экз.) Мазур, И.И. Управление проектами : Учебное пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге ; Под ред. И.И. Мазура. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2004. - 664с. (5 экз.) Риск-менеджмент : Учебник / Под ред. Юргенса И. - М. : Дашков и К, 2003. - 512с. (1 экз.) Лукичева, Л.И. Управление организацией : Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Анискина Ю.П. - М. : Омега-Л, 2004. - 360с. (7 экз.) Хохлов Н. В. Управление рисками : Учебное пособие / Н. В. Хохлов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 239с. (1 экз.) Воронцовский А. В. Управление рисками : Учебное пособие / А. В. Воронцовский. - СПб. : ОЦЭиМ, 2004. - 458с. (1 экз.) Гультяев А. К. Microsoft Office Project Professional: Самоучитель / А. К. Гультяев. - СПб. : КОРОНА принт, 2004. - 512с. (1 экз.) Гудвин Г. К. Проектирование систем управления / Г. К. Гудвин, С. Ф. Гребе, М. Э. Сальгадо. - М. : БИНОМ, 2004. - 911с. (2 экз.) Лурье Б. Я. Классические методы автоматического управления / Б. Я. Лурье, Энрайт П. Дж. ; Под ред. Ланнэ А. А. - СПб. : БХВ-Петербург, 2004. - 640с. (1 экз.) Гейзлер П. С. Управление проектами: Практическое пособие / П.С. Гейзлер, О.В. Завьялова; Под ред. П. С. Гейзлера. - Мн. : Книжный Дом ; : Мисанта, 2005. - 288с. (12 экз.) Мишин В. М. Исследование систем управления : Учебник / В. М. Мишин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 527с. (5 экз.) Щекин Г. Организация и психология управления персоналом : Учебно-методическое пособие / Г. Щекин. - К. : МАУП, 2002. - 832с. (1 экз.) Авдеев В. В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология : Учебное пособие / В. В. Авдеев. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 960с. (3 экз.) Практикум по теории управления : Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 304с. (2 экз.) Троцкий М. Управление проектами : Учеб. пособие: Пер. с польск. / М. Троцкий. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 304с. (1 экз.) Усков А. А. Интеллектуальные технологии управления. Искусственные нейронные сети и нечеткая логика / А. А. Усков, А. В. Кузьмин. - М. : Горячая Линия-Телеком, 2004. - 143с. (1 экз.) Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами / А. Н. Антамошин [и др.] ; Под ред. А. А. Большакова. - М. : Горячая линия-Телеком, 2006. - 160с. (1 экз.)
4.2 Дополнительная литература:
Срагович, В.Г. Адаптивное управление. / В.Г. Срагович - М.: Наука, 1981. - 384 с. (1 экз.) Растригин, Л.А. Адаптация сложных систем / Л.А. Растригин. – Рига: Зинатне, 1981. – 375 с. (электронный вариант) Перельман, И.И. Оперативная идентификация объектов управления. / И.И. Перельман - М.: Энергоиздат, 1982. - 272 с. (1 экз.) Якимов, А.И. Имитационное моделирование в ERP-системах управления / А.И. Якимов, С.А. Альховик. – Мн.: Бел. наука, 2005. – 197 с.: ил. (1 экз.) Бек, К. Экстремальное программирование / К. Бек – СПб.: Питер, 2002. – 215 с. (электронный вариант) Основы менеджмента: современные технологии : Учебно-методическое пособие / Под ред. М.А.Чернышева. - 2-е изд., измен. и доп. - М. : ИКЦ"МарТ" ; Ростов н/Д : Изд-кий центр"МарТ", 2003. - 320с. (9 экз.) Басовский Л. Е. Управление качеством : Учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 212с. (3 экз.) Пелих А.С. Экономико-математические методы и модели в управлении производством : Учебное пособие / А. С. Пелих, Л. Л. Терехов, Л. А. Терехова. - Ростов-на Дону : Феникс, 2005. - 248с. (1 экз.) Беляцкий Н. П. Управление персоналом : Учебное пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, Ройш Питер. - 3-е изд., стереотип. - Мн. : Книжный Дом ; : Экоперспектива, 2005. - 352с. (8 экз.) Лабоцкий В. В. Управление знаниями: технологии методы и средства представления, извлечения и измерения знаний : Учеб. пособие / В. В. Лабоцкий. - Мн. : БГЭУ, 2006. - 327с. (1 экз.) Гусаров Ю. В. Управление: динамика неравновесности / Ю. В. Гусаров. - М.: Экономика, 2003. - 382с. (1 экз.) Рачков М. Ю. Оптимальное управление детерминированными и стохастическими системами : Учебное пособие / М. Ю. Рачков. - М. : МГИУ, 2005. - 136с. (1 экз.) Лабоцкий В. В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний / В. В. Лабоцкий. - Мн. : Современная школа, 2006. - 392с. (5 экз.) Петренко, С.А. Управление информационными рисками. Экономически оправданная безопасность / С. А. Петренко, С. В. Симонов. - М. : Компания АйТи ; : ДМК Пресс, 2004. - 384с. (1 экз.) Алымов В. Т. Техногенный риск. Анализ и оценка : Учебное пособие для вузов / В. Т. Алымов, Н. П. Тарасова. - М. : Академкнига, 2005. - 118с. (2 экз.) Управление рисками фирмы: программы интегративного риск-менеджмента. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 400с. (5 экз.)
4.3 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам
4.3.1 Методические указания
1. Альховик С.А. Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информационная технология и психология управления» для студентов заочной формы обучения. Могилев: 2007 г. - 16с.( электронный вариант) 2. Кургузиков A.M. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационная технология и психология управления». Могилев: 2007 г.-30 с. (электронный вариант)
4.3.2 Перечень программного обеспечения, используемого в учебном процессе (по видам занятий)
Лабораторный занятия: 1. Операционная система Windows 2. Текстовый процессор Microsoft Word 3. Программно-технологический комплекс имитации BelSim
|