Скачать 1.1 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫРабочая программа и учебно-методические материалы дисциплиныпо специальности 35.50.00 - Социальная работа Красноярск 2005
Составитель Е.В. ЖижкоПрофессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. 90 с. Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности «Социальная работа». © Красноярский государственный университет, 2005 © Составление. Е.В. Жижко, 2005 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 35.05.00 «Социальная работа»
Организационно-методический раздел Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Этика в социальной работе – одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Её нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Объект изучения этики социальной работы – профессиональная мораль специалистов, предмет – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. Цель этики социальной работы – обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, основные задачи – нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений; формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы. Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы. Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности. Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы. Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление об ее смысле и содержании. Структура учебного курса. Структура учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов и текущий и итоговый контроль их знаний. В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают основные теоретические сведения в области профессионально-этических основ социальной работы, их эволюции, тенденций развития, сущности и содержании основных элементов профессионально-этической системы и их взаимосвязи. На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения теоретическими знаниями и осваивают навыки их практического применения в целом и на примере конкретных ситуаций. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему, подготовку к промежуточному и итоговому контролю. Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний и уровня ценностно-этического мышления по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый экзамен по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области профессионально-этических основ социальной работы и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Требования к уровню освоения содержания курса:
При изучении курса от студента требуется:
Форма итогового контроля: По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на его автоматическое получение. Условные обозначения, используемые в данном тексте: – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару. ![]() – работа, которая будет выполняться письменно на семинаре. Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочной формы обучения
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочной формы обучения (второе высшее)
СТРУКТУРА КУРСА |
![]() | Профессионально-этические основы социальной работы Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр... | ![]() | Программа дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы переподготовка по программе «Теория и практика социальной работы» Социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной... |
![]() | Профессионально-этические основы социальной работы курс лекций Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы | ![]() | Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник/ Г. П. Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) \\ Российский журнал социальной работы. 1995. №1 |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» Формирование у студентов теоретических знаний о природе социального труда, профессионально-этических основах социальной работы, категориях... | ![]() | «Профессионально-этические основы социальной работы» Роль морали и нравственности в становлении социального обслуживания в современной России |
![]() | Вопросы к экзамену и контрольной работе по дисциплине «Педагогика» Вопросы к зачету по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» 16 | ![]() | «Профессионально-этические основы в социальной работе» Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Расписание занятий 3 курса Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной... | ![]() | Этические основы социальной работы Авторы: д-р социол наук, профессор, зав кафедрой социальных технологий И. Ф. Албегова, к пол н., ст преподаватель кафедры социальных... |