Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001




НазваниеТерритории сборник научных трудов Новосибирск, 2001
страница1/20
Дата25.01.2013
Размер3.02 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
ТЕРРИТОРИИ



Сборник научных трудов


Новосибирск, 2001

ББК 78.38

Б59


Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук Е.Б. Артемьева (отв. ред.),

кандидат педагогических наук Г.Б. Паршукова


Рецензенты:

В.А. Лопатина,

кандидат педагогических наук Н.И. Подкорытова


Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образова-­

Б59 тельном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; Отв. ред. Е.Б. Артемьева. — Новосибирск, 2001. — 184 с.


Материал сборника отражает результаты исследования библиотечно-информационной среды крупного научного и образовательного центра. Реализация программы исследования позволила проследить степень и направления влияния информационно-библиотечных учреждений на интеллектуальный и культурный потенциал крупного города. Изучение интеллектуального ресурса образовательных учреждений территории позволило выработать рекомендации по оптимизации их информационно-библиотечного обслуживания и созданию структур корпоративного информационного сопровождения образовательного процесса региона.

Сборник предназначен для широкого круга библиотечных работников, аспирантов, преподавателей вузов культуры.


ISBN 5-94560-006-7


 Государственная публичная научно-техническая

библиотека Сибирского отделения Российской

академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2001


Содержание

Содержание 4

Л.А. Кожевникова, Г.Б. Паршукова 7

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИИ 7

Н.Н. Нестерович 11

ФУНКЦИИ ВЕДУЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
КАК ОСНОВА ИХ АДАПТАЦИИ
К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ 12

Л.Р. Васильчик 27

ОБСЛУЖИВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ГПНТБ СО РАН 27

Л.П. Павлова, Т.Ф. Михневич 31

МЕСТО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 31

В.П. Процек 35

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА
В ПОМОЩЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 35

И.С. Пилко 41

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК 41

Н.И. Гендина 47

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 47

Н.И. Колкова, Ю.В. Уленко 55

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕКИ КАК ЭЛЕМЕНТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 55

Г.Б. Паршукова 62

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАК ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ 62

Л.А. Жарикова, Г.А. Скарук, А.В. Бобко 67

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКА:
АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКА В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ
И ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГАХ ГПНТБ СО РАН 67

Д.М. Цукерблат 79

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ 79

Н.В. Новикова 87

РОЛЬ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ПРОЦЕССЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 87

О.Н. Исакова 95

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ ПАТЕНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГПНТБ СО РАН В ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ 95

Т.В. Дергилева 102

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 102

О.П. Федотова, Г.И. Каратаева 117

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО
РЕЗЕРВНО-СТРАХОВОГО ФОНДА ИЗДАНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ СО РАН
В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕК ВЕДОМСТВА 117

Т.В. Ремизова 120

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ИСТОЧНИКОВ ВТОРИЧНОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
(из опыта ГПНТБ СО РАН) 120

В.Г. Свирюкова 125

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА БД КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ 125

Н.С. Редькина 130

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (на примере наук о Земле) 130

Н.В. Перегоедова 149

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ БАЗА ДАННЫХ
"БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО СИБИРИ И ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ": ФОРМИРОВАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 149

Н.В. Перегоедова, Л.А. Мандринина 158

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ БАЗА ДАННЫХ
СПРАВОЧНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ "ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ": ФОРМИРОВАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,
ДАННЫЕ БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 158

Л.О. Медведко, С.Р. Баженов 164

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПО ПРОБЛЕМЕ "ПРИРОДНЫЕ ЦЕОЛИТЫ, ИХ СВОЙСТВА
И ПРИМЕНЕНИЕ" ПО ДАННЫМ БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ 165

Г.И. Сбитнева 174

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН 174

И.Ю. Красильникова, Е.А. Кукула, Г.И. Маковецкая 179

ЭЛЕКТРОННОЕ КОПИРОВАНИЕ В УСЛУГАХ МБА
АКАДЕМИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК 179

И.Л. Скипор 188

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ АППАРАТА ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ИНДЕКСИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СЕТИ 188


Л.А. Кожевникова, Г.Б. Паршукова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИИ


Динамика и проблемность развития современного социума, новые организационные формы существования науки и новые образовательные технологии обусловили необходимость разработки механизма, обеспечивающего устойчивое функционирование единого информационно-библио­течного пространства территорий.

Информационно-библиотечные ресурсы — это составная часть интеллектуальной среды территории, её системообразующий фактор. Не вызывает сомнения, что эволюция интеллектуальной среды любого региона обусловлена развитием научных, образовательных и культурных учреждений, функционирующих в структуре общественного производства. Вокруг них формируется соответствующая инфраструктура, базой которой являются научные библиотеки. Именно библиотечные коммуникативные каналы обеспечивают доступ, анализ и усвоение интеллектуальной информации; с их помощью жители данного региона включаются в мировое информационное пространство.

В универсуме человеческих знаний библиотечно-информационные ресурсы занимают особое место. Отражая определенные фрагменты действительности, представленные в документопотоке, через гностические образы фиксируемых документов, через идентификацию их текстов, а также через организацию документопотоков, библиотечно-информационные ресурсы выступают в качестве продукта как материальной, так и духовной деятельности. Их двойственное положение в когнитивном пространстве, то в виде самостоятельного продукта (нового знания), то в виде инфраструктуры регионального интеллектуального пространства, заставляет библиотечное сообщество по-новому исследовать ценностно-ориентирующий уровень отдельных компонентов информационно-библиотечных коммуникаций. При этом следует иметь в виду, что библиокоммуникация — это метасистема, элементы которой по-разному воздействуют как на мир документов, так и на мир потребностей. Библиокоммуникация — это также полиструктурная система, обладающая множеством разноплановых структур, которые взаимосвязаны друг с другом единством целей, но развиваются по собственным законам.

Исходя из обозначенной гипотезы, научный коллектив ГПНТБ СО РАН составил программу исследования места и роли библиотечно-инфор­мационных ресурсов в научно-образовательном пространстве сибирского региона. Проект носит межрегиональный комплексный характер; его целью является исследование закономерностей развития структуры и основных компонентов информационного пространства, определение статуса библиотечно-информационных коммуникаций в системе современного научного знания.

Цель проекта предполагает решение большого количества разноплановых задач, важнейшими из которых являются:

— разработка принципов и условий образования единого информационного пространства научно-образовательного комплекса территории;

— исследование качественного и количественного состава элементов информационной инфраструктуры;

— определение адекватности характеристик информационно-библио­течных ресурсов структуре научно-образовательного комплекса и концеп­туальным положениям государственной инновационной и научно-образо­вательной политики.

Межрегиональность и комплексность исследования обеспечивается участием в нем, помимо ГПНТБ СО РАН, вузовских и универсальных научных библиотек, что позволяет создать распределенную базу данных для мониторинга тенденций развития информационно-библиотечных ресурсов и других компонентов структуры информационного пространства и интеллектуальной среды территории.

Предмет исследования будет изучаться с учетом его сложной внутренней структуры, в системе взаимосвязи отдельных фрагментов этой структуры с внешней средой. В основу исследования положены следующие методологические принципы:

— принцип комплексности, предполагающий исследование информационного пространства территории в социально-культурном контексте и в рамках различных дисциплин (библиотековедения, информатики, культурологии, теории документальных потоков);

 гуманитарный принцип, позволяющий решать проблемы социального партнерства (библиотека общество, библиотека вуз, библиотекарь
пользователь) в информационном пространстве;

— принцип оптимального соотношения ценностных ориентаций человека и конкретной образовательной, культурной и интеллектуальной среды региона, оказывающей важнейшее влияние на развитие интеллектуального потенциала, как общества, так и личности.

В соответствии с обозначенными принципами предполагается 3 подхода к понятию библиотечно-информационные ресурсы:

— с позиции структурной концепции библиотечно-информационные ресурсы — это компонент образовательного пространства, связанный отношениями с другими его компонентами, такими как организационные структуры, обеспечивающие функционирование ресурсов, средства доступа и информационного взаимодействия;

— с точки зрения функциональной концепции библиотечно-инфор­мационные ресурсы являются сложной организационной системой, отдельные параметры которой самостоятельно взаимодействуют с внешней средой, и совокупность которых характеризуют состояние и изменения системы;

— с позиции казуальной концепции библиотечно-информационные ресурсы могут быть представлены как саморазвивающийся динамический объект, самостоятельно воспроизводящий условия своего существования.

Программа ориентирована на использование следующих методов:

— логико-методологического — для анализа существующих институциональных структур научно-образовательной и библиотечно-информа­ционной деятельности;

—ситуационного и метода системного анализа для установления стадий, этапов развития, целей библиотечно-информационной деятельности в образовательном пространстве региона;

— социологического — для изучения определенных типов коммуникативного поведения (в том числе информационного поведения) и читательской активности отдельных категорий потребителей информации, их установок на тот или иной источник, в зависимости от их статуса в системе интеллектуального пространства.

Поскольку основная исследовательская задача связана с разработкой концепции единого информационного образовательного пространства и с оценкой рациональности существующей ресурсной базы образовательного комплекса региона, то на первом этапе исследования необходимо создать каталог высших образовательных учреждений и библиотечных ресурсов, в котором должна быть описана каждая библиотека, потенциально или фактически участвующая в региональном образовательном процессе.

Такой анализ региональных библиотечных ресурсов позволит проанализировать качественный и количественный состав элементов информационной инфраструктуры, а также найти общие подходы к библиотечно-библиографическому обеспечению региональных образовательных потребностей и перераспределить скудные материальные ресурсы, использовать их с большей эффективностью. Подобный каталог должен существовать в качестве Базы данных, в которой хранятся сведения о тематическом и/или видовом профиле библиотеки, количественных показателях работы, особенностях систем обслуживания читателей, а также указано наличие автоматизированных ресурсов (создаваемых и/или покупаемых).

По нашему мнению библиотечно-информационная среда может считаться качественной на современном этапе в том случае, если она соответствует целям и нормам информационного общества, то есть обеспечивает:

— доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов);

— разнообразие форм и качества информационных ресурсов;

— полноту, оперативность и достоверность получаемой информации;

— комфортность получения информации.

Исходя из этого, библиотечно-информационную среду региона можно охарактеризовать как качественную, если:

— в регионе имеются информационно-библиотечные учреждения, накапливающие и хранящие информационные ресурсы и печатную продукцию и оказывающие библиотечные и информационные услуги — научные библиотеки;

— разработана и функционирует система оценки качества деятельности научных библиотек, которая должна быть составной частью процесса управления (критерии оценки соотносятся с потребительским спросом);

— информационно-библиотечная среда интегрирована с региональными, российскими и зарубежными библиотеками и вузами для совместной организации и обеспечения учебного процесса и повышения квалификации;

— информационная грамотность пользователей региона (профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов) адекватна современному уровню развития библиотечно-информационных технологий, имеются курсы (учебные, факультативные или спецкурсы для студентов, курсы в рамках факультетов повышения квалификации (ФПК) ППС и т.д.), обеспечивающие развитие информационной грамотности пользователей;

— имеющиеся библиотечные информационные ресурсы разнообразны как по форме, так и по ориентированности на различные категории потребителей;

— в регионе применяются новые информационные технологии (созданы электронные каталоги библиотек, создаются специализированные БД, имеются терминальные классы общего доступа или выделены АРМ для пользователей, имеется доступ в Интернет, существуют специализированные информационно-библиотечные серверы), создана корпоративная информационно-библиотечная сеть;

— обеспечен доступ к данным корпоративной сети, серверам и каталогам библиотек в технологии Интернета с АРМ университетов, научных учреждений и с домашних компьютеров пользователей.

Библиотеки сталкиваются с тем, что потребитель их услуг (читатель), а также учредитель или спонсор (грантодатель) выбирает библиотеки, наиболее адекватные его потребностям (а точнее его представлениям о качественных библиотечных и информационных услугах). При равной необходимости оплатить услуги (содержать ли свою библиотеку или платить за возможность пользования другой) пользователь выберет наиболее качественные библиотечные и информационные услуги.

Понимание вышеотмеченных обстоятельств ориентирует библиотеки на удовлетворение не только традиционных информационных и культурных потребностей своих читателей, но и на прогнозирование, и даже сознательное формирование новых потребностей, на версификацию своих услуг.

Таким образом, успешное функционирование библиотек в рамках новых рыночных отношений невозможно без разработки основных понятий качества деятельности конкретной научной библиотеки, а также информационно-библиотечной среды. Следует оговориться, что качество библиотечных и информационных технологий и услуг как понятие не является принципиально новым. В каждой библиотеке существует система документов (технологических и методических инструкций, отчетов и анализов, организационных диаграмм, схем и т.д.), которая так, или иначе, толкует понятие качества, принятое в данной библиотеке. Востребованность тех или иных услуг в современном обществе определяет во многом их качество. Поэтому разработка и внедрение системы качества в библиотеках — это затраты на включение наших библиотек в мировой процесс, а не дань моде. Предполагая комплексное внедрение системы качества, в первую очередь следует ответить на вопрос: зачем это нужно? Разработка и внедрение системы качества необходима для реального вхождения библиотек, достаточно консервативных институтов нашей цивилизации, в новое информационное пространство в условиях рыночных отношений.

Таким образом, по завершению исследования предполагается создание региональной концепции качества библиотечно-информационного пространства, которая должна учитывать специфику данного региона, определять процедуру мониторинга и квалиметрию; помогать в создании организационной структуры системы регионального качества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconСборник научных трудов новосибирск 1999
Оптимизация информационно-библиографического обслу- живания ученых и специалистов: Сб науч тр. — Новосибирск, 2000. — 199 с
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconОпубликовано в: Насекомые Даурии и сопредельных территорий. Сборник научных трудов. Выпуск Новосибирск с. 5-40

Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconБюллетень новых поступлений ноябрь декабрь 2011 г
Сборник научных трудов нгту / редкол. А. А. Воевода, В. И. Денисов, К. П. Кадомская. Новосибирск : Издательство нгту
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconПравительство Белгородской области Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородчина: прошлое, настоящее и будущее Сборник научных трудов 2007-2008 годов Белгород
Сборник научных трудов 2007-2008 годов. Издательство: «Студия Неон-Дизайн», Белгород, 2008, 252 с
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconКологические проблемы посвящается 80-летию башкирского государственного аграрного университета сборник научных трудов V международной научно-практической конференции уфа 2010
Актуальные экологические проблемы: Сборник научных трудов V международной научно-практической конференции. – Уфа: Издательство Башгау,...
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconПлан научных изданий университета на 2011 Г. №
Выпуск №9 сборник научных трудов Института информационных технологий и моделирования
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconЭвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия сборник научных трудов Благовещенск Издательство бгпу
Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия: Сборник научных трудов /Под ред проф. Г. В. Быковой, проф. Г. И. Варламовой. – Благовещенск:...
Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconСтатья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию исторического факультета Брянского госуниверситета. Брянск: Издательство бгу,2002. 284с

Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconСтатья опубликована: Русский сборник: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию исторического факультета Брянского госуниверситета. Брянск: Издательство бгу,2002. 284с

Территории сборник научных трудов Новосибирск, 2001 iconПомол биоматериалов
В кн. Обработка дисперсных материалов и сред. Периодический сборник научных трудов. Вып. – Сентябрь 1999 г. – Одесса, нпо вотум....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница