Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии»




Скачать 259.03 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии»
Дата25.01.2013
Размер259.03 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»


УТВЕРЖДАЮ

Декан ИЭФ

___________ Л.П. Князева

____ ____________ 2011


Регистрационный № УД- _____ / р


Основы экологии и энергосбережения


Рабочая учебная программа для направления специальности:


1 – 40 01 02 – 02 – Информационные системы и технологии (в экономике);


Инженерно-экономический факультет


Кафедра экологии

Курс – 1

Семестр – 1

Лекции – 26 часов

Практические занятия – 26 часов Зачет 1 (семестр)

Всего аудиторных часов

по дисциплине – 52

Всего часов по дисциплине – 88


Форма получения

высшего образования -

дневная


2011


Составил И.И. Кирвель, доктор географических наук, заведующий кафедрой экологии.


Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 03 июня 2008 г., регистрационный № ТД – I.040 / тип и «Основы энергосбережения», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 03 июня 2008г., регистрационный № ТД – I.048 / тип и учебного плана направления специальности: 1 – 40 01 02 – 02 – Информационные системы и технологии (в экономике).


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии

протокол № 16 от 21.03.2011


Заведующий кафедрой И.И. Кирвель


СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета инженерно-экономического факультета


_____________ ( )


Начальник ОМОУП __________ Ц.С. Шикова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель преподавания дисциплины. Дисциплина «Основы экологии и энергосбережения» предполагает изучение вопросов обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды, проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении на основе мирового опыта, позволяющую предвидеть и решать проблемы экологии и энергосбережения в рамках индивидуальной специализации студентов. Изучение интегрированного курса способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальнее, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия, природно–ресурсного потенциала страны, способствовать созданию энергосберегающих технологий, предупреждать ее непроизвольные потери, правильного использования тепловой и электрической энергии.

Задачи изучения дисциплины.

– обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде и использованию энергоресурсов, в том числе и его профессиональной деятельностью;

– развить представление о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и о невозможности выживания человека без сохранения биосферы;

– ознакомить с основными «экологически чистыми» ресурсо – и энергосберегающими технологиями, методами и способами природопользования, приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства;

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

– закономерности развития жизни на Земле и принципы устройства биосферы;

– закономерности функционирования экологических систем, их структурно–функциональные особенности, включая потоки энергии и круговороты веществ;

– последствия антропогенного воздействия на природу, состояние и проблемы природной среды Беларуси;

– место и роль человека в системе «человек – окружающая среда», опасные факторы природного и техногенного происхождения;

– вопросы производства, распределения и потребления энергии, экономику энергетики, экологические аспекты энергосбережения;

– организацию, управление, контроль, учет природопользованием энергосбережением, а также эффективность энергосберегающих мероприятий.


уметь:

– анализировать взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации;

– оценивать специфику экологических и энергосберегающих подходов к организации современного промышленного производства;

– владеть приемами по выявлению и внедрению новых энергоэффективных технологий в различных отраслях народного хозяйства, а также нетрадиционных и экологически чистых энергоисточников;

– пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством и в различных слоях населения.

иметь представление о:

– основных «экологически чистых» ресурсо – и энергосберегающих технологиях;

– методах и способах природопользования, приоритетных направлениях энергосбережения по различным отраслям хозяйства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Наименование тем лекционных занятий, их содержание, объем

в часах



п.п

Название темы


Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

1.1.

Предмет, задачи и методология курса «Основы экологии и энергосбережения»

Экология как наука, ее содержание, цели и задачи. Научные основы охраны окружающей среды. Роль экологического прогнозирования. Взаимосвязь экологии и энергосбережения. Роль энергетики в развитии человеческого общества и уровня его цивилизации. Энергетика, энергосбережение и энергетические ресурсы. Экологические проблемы энергетики.


2

1.2.

Атмосфера, источники загрязнения, охрана воздушного бассейна.


Роль атмосферы в жизнедеятельности людей. Основные источники и загрязнители воздушного бассейна. Классификация и основные характеристики атмосферных выбросов при сжигании топлива. Характеристики основных очистных сооружений и их экономическая эффективность. Регламентация качества атмосферы и контроль за сохранением воздушного бассейна. Основные направления охраны воздушного бассейна, регулирование воздушной среды.


2

1.3.



Водные ресурсы и их охрана.


Водные ресурсы мира и Республики Беларусь, оценка, основные направления их использования. Обеспеченность водными ресурсами. Малая гидроэнергетика, возможности использования в Беларуси. Водохранилища.

2




1

2

3

4

1.4.

Загрязнение водоемов в связи с их использованием.


Оценка состояния и нормирования качества воды. Источники заг-рязнения водоемов и их оценка. Основные направления охраны водных ресурсов. Правовое и экологическое регулирование охраны вод и рационального водопользования. Методы очистки сточных вод. Системы оборотно–повторного водоснабжения.


2

1.5.



Эколого-эконо-мические проблемы землепользования.

Земля как средство производства и пространственный базис развития общества. Земельные ресурсы Республики Беларусь. Плодородие почв и их деградация. Мелиорация земель, ее эффективность. Охрана земель от загрязнения, источники загрязнения. Земельный кадастр и экономическая оценка земельных ресурсов. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов. Учет и оценка земель. Основные направления совершенствования использования земельных ресурсов.


2

1.6.



Проблемы использования и охрана лесных ресурсов.


Эколого-экономическое значение лесных ресурсов. Лесной фонд мира, стран СНГ и РБ. Комплексное использование лесных ресурсов и охрана окружающей среды. Заповедное дело. Охрана и защита лесов. Нормативно-правовое регулирование охраны и эффективного использования лесных ресурсов Беларуси. Особенности лесопользования и лесопроизводства.



2




1

2

3

4

1.7.



Рациональное использование и охрана ресурсов недр.


Общая характеристика и клас-сификация полезных ископаемых. Численная оценка. Группы полезных ископаемых. Запасы. Экономическая оценка полезных ископаемых в мире и РБ. Истощаемые и возобновляемые энергетические ресурсы. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Основные пути рационального использования недр.


2

1.8.



Санитарное состояние природной среды и ее влияние на здоровье человека.


Влияние промышленности, тран-спорта, жилищно-коммунального и сельского хозяйства на окружающую среду. Здоровье населения и окружающая среда. Особенности экологического нормирования и его составные части. Виды мониторинга. Глобальная система мониторинга и его научные основы. Цели и задачи экологической экспертизы. Экологическая сертификация.


2

1.9.



Обращение с промышлен-ными, бытовыми и радиоактивными отходами.


Обращение с отходами. Классы опасности. Способы переработки отходов. Утилизация промышленных отходов, правила захоронения радиоактивных отходов. Проблема складирования и утилизации твердых бытовых отходов в крупных городах и промышленных центрах.


2

1.10.


Нетрадиционные источники энергии.

Возможность использования солнечной энергии. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую. Ветроэнергетика. Энергия биомассы и производимые биотоплива. Классификация вторичных энергетических ресурсов и их источники.


2




1

2

3

4

1.11.

Транспортирование и аккумулирование тепловой и электрической энергии.


Электрические сети. Потери энергии при транспортировке электроэнергии. Линии электропередачи. Тепловые сети. Потери энергии при транспортировке тепла. Графики электрических и тепловых нагрузок. Структура теплоэлектропотребления. Виды топлива, их состав, теплота сгорания. Значение процессов аккумулирования. Аккумулирование тепловой и электрической энергии. Электрические аккумуляторы. Аккумулирование электроэнергий в виде потенциальной или кинетической энергии различных тел: воды, маховики, сжатый воздух и др.


2

1.12.


Энергосбережение в зданиях и сооружениях.


Тепловые потери в деталях строений. Эффективная теплоизоляция зданий и сооружений. Основные Принципы достижения низкого энергопотребления. Наружные стены, окна и теплозащитные стекла. Предотвращение утечек тепла. Воздухо- и ветрозащитные оболочки. Рациональные системы отопления зданий и сооружений. Повышение эффективности систем отопления. Передача тепла. Рациональное использование электрической и тепловой энергии. Вентиляция жилья.


2

1.13.

Глобальные и региональные экологические проблемы.

Усиление антропогенных воздействий на окружающую среду. Глобальные и региональные экологические проблемы в мире и РБ. Государственная поддержка инновационной деятельности в области энергосбережения и охраны окружающей среды.


2

Всего за семестр

26

2. Практические занятия, их содержание, объем в часах




п.п

Наименование

темы

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

2.1.



Обоснование необходимости проведения приро-доохранных мероприятий по защите атмосферы.


Определение ожидаемой кон-центрации вредных веществ в приземном слое в результате работы автотранспорта, расчет предельно допустимого выброса загрязняющих веществ.


2

2.2.



Оценка загряз-нения атмосферы за счет рассеивания примесей от разных источников.


Приведение характеристики источников загрязнения атмосферы, определение размера зоны активного загрязнения, приведение показателей ПДК, ПДВ разных загрязнителей.


2

2.3.



Оценка загряз-ненности водных бассейнов сточными водами.

Расчет величины предельно допустимого сброса для веществ, вносящих наибольший вклад в загрязнение реки, приведение содержания индивидуальных ингредиентов в воде, определение ущерба от загрязнения водотока.


2

2.4.



Определение степени очистки сточных вод при санитарно-быто-вом и рыбохо-зяйственном водопользовании.


Расчет нормативов допустимых сбросов (ДС) и предельно допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, определение степени очистки сточных вод.


2

2.5.

Земельные ре-сурсы: их оценка, состояние и загрязнение.


Определение ПДУ содержания пестицидов в почве, расчет показателей ПДК по определенным пищевым продуктам.

2




1

2

3

4

2.6.

Лесные ресурсы: оценка, состояние, экологические проблемы лесов и пути их решения.

Расчет потерь продуктивности леса и затрат на воспроизводство кислорода для сжигания 1т органического топлива. Представление экологических аспектов охраны лесов и путей их решения.


2

2.7.

Экологические проблемы использования энергоресурсов.

Приведение экономической оценки и анализа возможности получения дополнительной прибыли для энергосистемы. Представление экологических аспектов развития энергетики в РБ.


2

2.8.

Йод и йодная профилактика.

Определение влияния микро-элементов на процессы обмена веществ и организм человека в целом. Раскрытие механизма действия радиоактивного йода на организм человека, приведены рекомендации и дан расчет по применению препаратов стабильного йода населением.


2

2.9.

Расчет эконо-мического ущерба наносимого при несанкционированном размещении отходов.

Приведение источников про-мышленных отходов, определение класса их токсичности. Рассчет платы за несанкционированное размещение отходов с учетом объемов выбросов.


2

2.10.

Определение эффективности источников электрического освещения.


Обоснование выбора электрических установок. Приведение классификации зрительных работ в зависимости от их точности. Определение эффективности источников освещения по критериям светоотдачи.


2




1

2

3

4

2.11.

Оценка способов передачи электроэнергии.



Оценка способов передачи электрической энергии без повышения и с повышением напряжения в линиях электропередач. Анализ методов уменьшения реактивной мощности, которая возникает в энергетических полях переменного тока.


2

2.12.

Энергосбереже-ние в процессах теплообмена.

Обозначение основных аспектов энергетического аудита на примере определения потерь тепла через наружную ограждающую поверхность теплообменников, трубопроводов, зданий, включающих стены и окна, а также приемов, позволяющих увеличить эффективность использования тепла в промышленности.


2

2.13.

Приборы кон-троля и учета энергоресурсов, тепловой и электрической энергии.

Анализ методов и способов учета тепловой и электрической энергии, рассмотрение принципов их работы и практическое применение.


2

Всего за семестр

26

3. Литература


3.1 Основная

1

2

3.1.1.

Андрижиевский А.А., Володин В.И. Энергосбережение и энергетический менеджмент, Учебник: Мн., БГТУ, 2003.

3.1.2.

Кирвель И.И. Основы энергосбережения. Курс лекций, 2004.

3.1.3.

Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. Мн. Высшая школа, 1999.

3.1.4.

Малыш С.С. Общая экология: Учебное пособие для студентов. Гродно: ГрГУ, 2001.

3.1.5.

Основы энергосбережения: Курс лекций / под ред. Н.Г. Хутской Мн., 1999.

3.1.6.

Основы энергосбережения: Курс лекций / В.С. Северянин. – Брест, 1998.

3.1.7.

Охрана окружающей среды (под редакцией С.В. Белова). Учебник для студентов технических ВУЗов. М. Высшая школа, 1991.

3.1.8.

Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения. Мн., Технопринт, 2000.

3.1.9.

Радкевич В.А. Экология: Учебник. Мн.: В. школа, 1977.

3.1.10.

Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономики природопользования: Учебник. Мн.: БГЭУ, 2002.

3.2. Дополнительная

3.2.1.

Акимов Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М. Б/И, 1994.

3.2.2.

Агаханянц О.Е., Кирвель И.И. Биолография с основами экологии. Мн., 2005.

3.2.3.

Боголюбов С.А. Экология. М., 1997.

3.2.4.

Володин В.И. Энергосбережение, Мн., 2001.

3.2.5.

Воронков Н.Н. Экология общая, прикладная и социальная. Мн., Агар, 1999.

3.2.6.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. Мн., 1995.

3.2.7.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. Мн., 1993.

3.2.8.

Кравченя Э.М., Козел Р.Н., Свирид И.П. Охрана труда и основы энергосбережения. Мн., ТетраСистема, 2004.

3.2.9.

Козлов В.В. Энергетика и природа. – М., Мысль, 1982.

3.2.10.

Логинов В.Ф. Основы экологии и природопользования. Полоцк, ПГУ, 1998.

3.2.11.

Маврищев В.В. Основы экологии. Мн., Вышэйшая школа, 2003.

3.2.12.

Михалевич А.А. Введение в энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент, Мн., БГТУ, 2002.

3.2.13.

Петров К.И. Общая экология. СПб, 1997.




1

2

3.2.14.

Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.

3.2.15.

Свидерская О.В. Основы энергосбережения. Учебное – методическое пособие, Мн., 2001.

3.2.16.

Харитонов В.В. Вторичные теплоэнергетические ресурсы и охрана окружающей среды. Мн., Вышэйшая школа, 1988.

3.2.17.

Шилов И.А. Экология. Мн., Вышэйшая школа, 1997.

3.2.18.

Энергосбережение в общественных зданиях. Бюллетень ГКЭЭ, вып.3, 1997.

3.2.19.

Эффективное использование электроэнергии, М., Энергоиздат, 1981.



4. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения.


4.1. Слайды, схемы и диафильмы для проведения лекционных занятий.

4.2. Методические разработки для проведения практических занятий:

а) Кирвель, И.И. [и др.]. Запыленность и загрязнение атмосферы в результате работы транспорта. / И. И. Кирвель [и др.]. – Минск: БГУИР, 2009.

б) Асаенок, И.С., Михнюк, Т.Ф. Основы экологии и экономика природопользования / И. С. Асаенок, Т. Ф. Михнюк, – Минск: БГУИР, 2005.

в) Бражников, М.М. [и др.]. Оценка загрязненности водных ресурсов: метод. пособие для практич. занятий / М. М. Бражников, И.И. Кирвель, А. С. Калинович – Минск: БГУИР, 2009.

г) Кирвель, И. И., Петровская, В. И., Цявловская, Н. В Земельные ресурсы: их оценка, состояние и загрязнение: метод. пособие для практич. занятий / И. И. Кирвель, В. И. Петровская, Н. В. Цявловская – Минск: БГУИР, 2007.

д) Кирвель, И. И., Цявловская, Н. В. Лесные ресурсы. Оценка, состояние, экологические проблемы лесов и пути их решения: метод. пособие для практич. занятий / И. И Кирвель., Н. В Цявловская. – Минск: БГУИР, 2007.

е) Кирвель, И. И., Петровская, В. И., Цявловская, Н. В.Экологические проблемы использования энергоресурсов: [и др.] И. И. Кирвель, В. И. Петровская, Н. В. Цявловская. – Минск: БГУИР, 2007.

ж) Бражников, М.М., Кирвель, И.И. Йод и йодная профилактика: метод. пособие для практич. занятий по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» / М. М. Бражников, И.И. Кирвель. – Минск: БГУИР, 2007.

з) Кирвель, И.И. [и др.]. Утилизация промышленных и бытовых отходов: метод. пособие / И.И. Кирвель [и др.]. – Минск: БГУИР, 2008.

и) Прудник, А. М. [и др.]. Энергосбережение в системах освещения [и др.]: метод. пособие для практич. занятий / А.М. Прудник [и др.]. – Минск: БГУИР, 2007.

к) Навоша, А.И., Гончарик, Е.В., Лисименко, И.Ф., Рылов, А.С. Оценка способов передачи электроэнергии: метод. пособие / А.И. Навоша, Е.В. Гончарик, И.Ф. Лисименко, А.С. Рылов – Минск: БГУИР, 2007.

л) Кирвель, И. И.,. Бражников, М. М., Зацепин, Е. Н. Энергосбережение в процессах теплообмена: метод. пособие для практ. занятий / И. И. Кирвель, М. М. Бражников, Зацепин Е. Н. – Минск: БГУИР, 2007.

м) Кирвель, И.И., Навоша, А.И., Камлач, П.В. Приборы учета и контроля энергоресурсов: метод. пособие / И.И. Кирвель [и др.] – Минск: БГУИР, 2008.


5. Учебно-методическая карта дисциплины


Номер недели

Номер темы (по п. 1)

Наименование вопросов, которые изучаются на лекциях

Практические занятия

(по п. 2)

Литература (по п. 3)

Наглядные и методические пособия (по п.4)

Самостоятельная работа студентов

(в часах)

Формы контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

1.

Занятие 1. Предмет, задачи и методология курса «Основы экологии и энергосбережения »


2.1

3.1.2.

3.2.10.


4.1.

4.2.а).


2

защита практичес-кой работы

2.

2.

Занятие 2. Атмосфера, источники загрязнения, охрана воздушного бас-сейна.


2.2

3.1.10.

3.2.11.


4.1.

4.2.б).


3

защита практичес-кой работы

3.

3.

Занятие 3. Водные ресурсы и их охрана.


2.3

3.1.10.

3.2.11.


4.1.

4.2.в).



3


защита практичес-кой работы

5.

4.

Занятие 4. Загрязнение во-доемов в связи с их использованием

2.4

3.1.10.

3.2.10.

4.1.

4.2.в).


3

защита практичес-кой работы


6.

5.

Занятие 5. Эколого– экономические проблемы землепользования.

2.5

3.1.10.

3.2.10.

4.1.

4.2.г).


3

защита практичес-кой работы


1

2

3

4

5

6

7

8

7.

6.

Занятие 6. Проблемы использования лесных ресурсов.


2.6

3.1.10.

3.2.10.

4.1.

4.2.д).



3

защита практичес-кой работы


9.

7.

Занятие 7. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.


2.7

3.1.10.

3.2.14.

4.1.

4.2.е).


3

защита практичес-кой работы


10.

8.

Занятие 8. Санитарное состояние природной среды и ее влияние на здоровье человека.


2.8

3.1.10.

3.2.14.

4.1.

4.2.ж).


3

защита практичес-кой работы

11.

9.

Занятие 9. Обращение с промышленными, быто-выми и радиоактивными отходами.


2.9

3.1.10.

3.2.14.

4.1.

4.2.з).


3

защита практичес-кой работы



13.

10.

Занятие 10. Нетради-ционные и возобнов-ляемые источники энергии.

2.10

3.1.2.

3.2.14.

4.1.

4.2.и).


3

защита практичес-кой работы


14.

11.

Занятие 11. Транспор-тирование и акку-мулирование тепловой и электрической энергии.

2.11

3.1.2.

3.2.14.


4.1.

4.2.к).


3

защита практичес-кой работы





1

2

3

4

5

6

7

8

15.

12.

Занятие 12. Энерго-сбережение в зданиях и сооружениях.


2.12

3.1.2.

3.1.3.


4.1.

4.2.л).


3

защита практичес-кой работы


17.

13.

Занятие 13. Глобальные и региональные эколо-гические проблемы.

2.13

3.1.2.

3.2.7.


4.1.

4.2.м).


1

защита практичес-кой работы





зачет



ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется

согласование

Кафедра,

обеспечивающая

изучение этой

дисциплины

Предположения об

изменениях в

содержании рабочей

программы по

изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (протокол № 16 от 21.03.2011)

1

2

3

4










Данная дисциплина не требует согласования с другими дисциплинами направления специальности



Зав. кафедрой экологии И.И. Кирвель

Похожие:

Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии экономика природопользования»
Министерством образования Республики Беларусь 06 марта 2008 г., регистрационный № тд – Е. 062 / тип и «Основы энергосбережения»,...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии экономика природопользования»
Министерством образования Республики Беларусь 06 марта 2008 г., регистрационный № тд – Е. 062 / тип и «Основы энергосбережения»,...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Логика. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по специальности 1-40 01 01 Программное...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых документов
Составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа по общей хирургии для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» лечебного факультета и факультета иностранных учащихся кафедра общей хирургии
Рабочая учебная программа составлена на основе программы по общей хирургии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая программа дисциплины «многомерные методы в экологии»
Рабочая программа по курсу «Многомерные методы в экологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная Программа по физике базовый уровень
Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconОсновы палинологии учебная программа для специальности
Учебная программа составлена на основании учебной программы по дисциплине «Основы палинологии» для высших учебных заведений по специальности...
Рабочая учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Технологические основы сварки плавлением и давлением» для специальности 120500 «Оборудование и технология сварочного производства»
Рабочая учебная программа составлена на основе рекомендуемой примерной программы «Технологические основы сварки плавлением и давлением»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница