Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.)




Скачать 88.92 Kb.
НазваниеЭлективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.)
Дата25.01.2013
Размер88.92 Kb.
ТипЭлективный курс
МОУ Анненская СОШ

Элективный курс (9 класс)

Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.)

Алентьев Ю.М.
Пояснительная записка

Курс «ВИД» соответствует требованию, предъявляемому Законом РФ «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе» (статья 9). В рамках гуманизации образования, реализуемой через культурологический и личностно-ориентированный подходы, курс предусматривает ориентацию на интересы ребёнка, на возможность развития личности, на постоянное взаимодействие ученика и конкретной культурно-образовательной среды.

В качестве основной цели выделяется воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся, проведение связи истории страны, малой Родины, истории семьи учеников.

Привлечению пристального внимания к субрегиональному материалу способствует придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование вещественных и письменных исторических источников, мультимедийных технологий. В качестве ведущего начала курса выбран деятельностный подход.

В процессе работы учащиеся приобретают и развивают следующие ЗУН:

  • знать и называть основные ВИДы и объекты их исследования;

  • описывать объекты изучения;

  • анализировать и составлять генеалогическое древо, герб, флаг;

  • осуществлять перевод дат и времени;

  • писать рефераты и планы-конспекты;

  • делать выводы, обсуждать результаты работ, участвовать в дискуссиях.




Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Археология

2

3

Палеография

1

4

Нумизматика

1

5

Бонистика

1

6

Фалеристика

2

7

Геральдика

1

8

Вексиллология

1

9

Хронология

1

10

Метрология

1

11

Генеалогия

1

12

Антропонимика

1

13

Топонимика

1

14

Итоговое занятие

1


Литература

  1. Государственные награды СССР. – М.: Известия, 1987.

  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высш. шк., 1983.

  3. Котомин О.Н. Династия Романовых. – С.-П.: Альфа-Колор, 2006.

  4. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М.: Просвещение, 1996.

  5. Рачков Л. И., Чуистова Л.И. Вспомогательные исторические дисциплины. – М.:

Просвещение, 1982.

  1. Рощин Л.В. Символы ратной славы. – М.: ДОСААФ, 1984.

  2. Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. – М.: Известия, 1987.

  3. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече, 1996.

  4. Халин К.Е. Ордена и медали России. – М.: Дом славянской книги, 2006.

  5. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина. – Чел.: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989.






Срок

Тема

Содержание

Д/з

1

5 - 9

Введение.

Цели, задачи, особенности курса. Формы работы и

отчётности. Конспектирование. План-конспект ста-

тьи. Реферат. Анализ источника. Описание объекта.

Рисунок. Генеалогическое древо и герб семьи.

Подбор мате-

риала для от-

чёта.

2

12 - 9

Археология.

Цели, задачи, особенности А. Палеолит, мезолит,

неолит, энеолит, бронзовый век, ранний железный

век, средневековье – время, занятия, культуры.

План-конспект

статьи.

3

19 - 9

Археологичес –

кие объекты.

Стоянки, поселения, городища. Курганы (в т. ч.

«с усами»). Могильники. Средневековые кладбища. Святилища, менгири, оградки, каменные бабы. Ору-

дия труда. Нуклеус, ножевидные пластины, отщепы.

Керамика.

Рисунок.

4

26 - 9

Палеография.

Цели, задачи, предмет исследования П. Древнее сла-

вянское письмо. Кириллица, глаголица. Пергамент,

береста, бумага. Чернила и перья. Устав, полуустав,

скоропись. Цифры, титло. Стальные перья, анилино-

вые чернила, промокательная бумага. Карандаши.

Авторучки, шариковые ручки. Реформа 1918г.

Анализ пись-

менного источ-

ника.

5

3 - 10

Нумизматика.

Цели, задачи, предмет изучения. Реверс, аверс, гурт.

Денежный счёт до 11в. (1 гривна=20 ногатам=25 ку-

нам=50 резанам=100 веверицам). Серебряные моне-

ты первых князей. Ден.система 13-15в.в. (рубль=200

деньгам=2 полтинам=10 гривнам, алтын=6 деньгам;

реальная серебр. монета-деньга, остальные для счёта

1534г.- до18в. рубль=10 гривнам=100 копейкам=200

деньгам=33 алтынам и 2 деньгам, деньга=2 полуш-

кам (реальные: копейка - всадник с копьём, деньга –

всадник с саблей, полушка-птица). 1700-1704г. мед-

ные: копейка, денежка, полушка, полуполушка; се-

ребр.: рубль, полтина, полуполтина, гривна, полугри

-вна, алтын (они с пробой). 1897-золотые- рубль, 5р,

10р. В первую мировую исчезли зол., серебр., к кон-

цу 1915-медные. 1924-серебр.1р.;50,20,15,10 коп.;

медные-5,3,2,1 коп. Серебр. рубль до 1925г., полтин-

ник до1928; в1931г.-никель. В 1926г. медь заменена

бронзой. Юбилейные и коллекционные. Мон 1990-х.

Копирование

карандашом,

сканирование

монеты.

6

10 -10

Бонистика.

Цели, задачи, предмет исследования Б. Ассигнации

1769г.- 25,50, 75,100руб. 1843г.- кредитные билеты

100,50,25,10,5,3,1руб. 1897г.- новые кредитн.билеты

1,3,5,10,25,100,500р. В первую мировую казначейск.

бумажные знаки-1,2,3,5,10,20,50коп. Временное пр-

во-кредитные билеты 250,1000р., казначейские зна-

ки 20,40р. 1919г.-кредитные билеты обр.1918г.-1,3,5,

10,25,100,250,500,1000, позднее 5000 и 10000 и рас-

чётные знаки 15,30,60р. 1920г.-«расч. знаки РСФСР

1919г.»-100,250,500,1000,5000,10000р. и от 1 до 50р.

1921г.- расч. знаки - 100,250,500, ! 000,5 000,10 000,

25 000,50 000,100 000р. Деноминация. 1922г.-новый

рубль на 10 000 старых; 1923г. - рубль на 100р. обр.

1922г.; 1924-рубль на 50 000 обр. 1923. Червонцы -1,

2,3,5,10; казнач. билеты-1,3,5р. 1937г.-новые деньги

1,3,5р. и 1,3,5,10 червонцев. Ден. реформа 1947г.-1,3

5,10,25,50,100р. Ден. реформа 1961г. Цены.

Описание ден.

знака.

7

17 -10

Фалеристика. Гос. награды.

Цели, задачи и предмет изучения Ф. Ордена, медали

Наградная система царской России. Ордена и меда-

ли СССР. Награды новой России. Почётные звания.

Рассказ «Наг-

рада в семье».

8

24 -10

Знаки отличия.

Значки общ., спорт. организаций. Трудовые значки.

Военные значки.

Проект значка

школы, класса

9

31 -10

Геральдика.

Цели, задачи и предмет исследования Г. Происхож-

дение гербов. Элементы герба и его символы. Гербы

гос., обл., района, гор., села.

Составить герб

семьи, школы,

села.

10

14 -11

Вексиллология.

Цели, задачи и предмет изучения В. Государ. флаги, флаги территорий (в т. ч. Челяб. обл., Карт. района). Флаги партий, обществ. организаций.

Составить про-

ект фл. с обос-

нованием симв

11

21 -11

Хронология.

Цели, задачи и предмет изучения Х. Эра. Счёт лет в

древности. Астрономический год, лунный месяц. Ка

лендари: римский, юлианский, григорианский, древ-

неславянский. Эры: византийская, от Р.Х. Переход в

Р. на григор. кал-рь. 5,6,7-дневная неделя. Декретное

и летнее время.

Перевод дат и

времени.

12

28 -11

Метрология.

Цели, задачи и предмет исследования М. Русь древ-

няя и средневековая: длина-пядь, локоть, сажень, ве-

рста(поприще); площадь-плуг(9га)=0,5село; ёмкости

сыпучих-кадь=2половника=4четверти=8осьмин; жи-

дкости-ведро,бочка; вес-гривна(409,5г)-2полугривн

ы. С 1835г. верста=500саженям=1,0668км, сажень=

3 аршинам=7 футам=213,36см, аршин=4четвертям=

16вершкам=28дюймам=71,12см, четверть=4вершкам

=17,77см, вершок=4,44см, фут=12 дюймам=30,48см,

дюйм=10линиям=2,54см. Площадь: десятина=2пол-

десятины=4 четверти=8 восьмых=2400 кв.саженям= 1,09га. Сыпучие: четверть=8 четверика=209,91л, че-

тверик=4 четвёркам=26,239л, четвёрка=2 гарнцам=

6,559л. Жидкости: бочка=40 вёдрам=491,96л, ведро=

4 четвертям=10 штофам=20 бутылкам=12,299л, бу-

тылка=2 полубутылкам(сороковкам)=0,6149л=5 сот-

кам, сотка(чарка)=2шкаликам=0,123л. Вес: берковец

=10 пудам=400 фунтов=163,8кг, фунт=96золотникам

=409,512г, золотник=96долям=4,2657г. Метрическая

система в Рос. устанавливалась с 1918 по 1926г.: для

кратных греческие числительные: дека-10, гекто-100

кило-1000; для дольных латинские: деци-10, санти-

100, милли-1000.

Сделать на ре-

йке или шнуре

метрич.и русс.

меры длины.

13

5 -12

Генеалогия.

Цели, задачи и предмет изучения Г.Генеалогические

символы. Г. древо Романовых. Составление г. древа.

Составить ген.

древо семьи.

14

12 -12

Антропонимика.

Цель, задачи и предмет исследования А. Имена, от-

чества, фамилии: их происхождение.

Объяснить сво

и имя,отч.фам.

15

19 -12

Топонимика.

Цель, задачи и предмет изучения Т. Происхождение

названий. Топонимика области, района, села.

Объяснить ме-

стные топон.

16

26 -12

Итоговое занят.

Отчёты уч-ся и их обсуждение. Выставка работ.




Похожие:

Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconПрограмма элективного курса по истории для учащихся IX класса «Вспомогательные исторические дисциплины»
Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предлагается для изучения в IX классе в рамках предпрофильного обучения,...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины»
Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История»
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «вспомогательные исторические дисциплины»
Включенные в программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоя­тельное значение в изучении исторического процесса,...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconПрограмма элективного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины»
Программа создана на основе учебника для вузов «Вспомогательные исторические дисциплины» под ред. Г. А. Леонтьева, П. А. Шорина,...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconПрограмма факультативного курса
Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconПрограмма дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconЭлективный курс по математике 10 класс
«Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»»
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconЭлективный курс по математике
Элективный курс предназначен для учащихся 9 «Б» класса. Класс создан на базе двух восьмых классов в 2008-2009 учебном году. Ребята...
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconПрограмма дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины: Музееведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Элективный курс (9 класс) Вспомогательные исторические дисциплины (16 ч.) iconЭлективный курс по алгебре «Давайте дружить с процентами!» 9 класс
Элективный курс «Проценты в окружающем мире» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница