Дневное отделение тамбов 2002




НазваниеДневное отделение тамбов 2002
страница1/5
Дата25.01.2013
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА


ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»

(Дневное отделение)


ТАМБОВ 2002


 ББК


Составители:  отв.ред.  А.Л.Аврех,  отв.ред.  В.И.Ноздрюхин,

В.В. Помогаев, П.Е.Старостин, С.В.Туманова,

А.С.Туманова, В.А.Усков.


Р Е Ц Е Н З Е Н Т:


 доктор исторических наук, профессор ТГУ Л.Г.Протасов.


 В сборнике представлен курс «история», для непрофильных факультетов ТГУ им. Г.Р.Державина


ББК


©  Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина 2002.


ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»

(Дневное отделение)


ОБЩАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»


 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


 1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Преподавание истории в госуниверситете преследует цель выработать у

студентов понимание хода и закономерностей исторического развития

России через призму общецивилизационной эволюции. Курс истории призван сыграть важную роль в повышении историко-культурного уровня студенчества, содействовать его мировоззренческому самоопределению и профессиональному становлению.


 2. ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Важнейшей задачей изучения курса является познание эволюции общественного строя России, понимаемого как вся совокупность этно-демографических, геополитических, социально-экономических, политико-идеологических и культурных состовляющих российского континуума в контексте мирового развития. Наряду с решением текущих задач - устранением «белых» и «черных» пятен в исторических знаниях, курс призван вывести историческое мышление студентов на качественно иной (по сравнению с общеобразовательной школой) уровень научного синтеза и обобщений.

Задачей курса является, в этой связи, преодоление односторонне-по-

зитивистского подхода к историческому материалу, учет специфики гума-

нитарных знаний, ориентация на антропную схему, делающую предметом науки ментальность, поведение, деятельность человека и его сообществ. Не игнорируя формационный и стадиально-региональный принцип, в основу курса закладывается преимущественно цивилизационный подход, что позволяет раскрыть целостность и неразрывную интегрированность в общемировой эволюционный поток российской истории. Особое внимание уделяется изучению «критических точек» истории, проявляющих потенциал альтернативности исторического развития. Учитывая протяженность эволюционных волн, курс истории нацелен на формирование укрепленных «алгоритмов» (постоянных механизмов), преемственности российского исторического пути.

Содержательно программа предусматривает самостоятельную работу


студентов с широким кругом источников и литературы по истории.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ.


 _Тема 1. Историческое сознание. Типы цивилизаций. Цивилизация Древней Руси (IX-XII вв.).


Предмет, структура, задачи курса, его место в профессиональной и обще-

культурной подготовке специалиста. Сущность, формы, функции исторического сознания, типы цивилизаций. Хозяйственно-культурные типы, историко-культурные регионы, этно-социальные процессы. Древние общества. Историческое место средневековья. Варяги и генезис древнерусского государства. Особенности восточнославянского феодализма. Внутренняя и внешняя политика Рюриковичей. Принятие христианства. Причины феодальной раздробленности. Характерные черты древнерусской культуры.


 _Тема 2. Становление цивилизации в русских землях (XII-XIV вв.).


Монголо-татарское нашествие. Борьба русского народа против захватчи-

ков. Угроза с Запада. Золотоордынское иго. Взаимоотношения русских

князей и Орды. Воздействие нашествия на древнерусскую цивилизацию.


 _Тема 3. Целостность европейской цивилизации. Национальные государства. Российское государство (XIV-XVII вв.).


Объединение русских земель вокруг Москвы. Обусловленность возвышения Москвы, внешние и внутренние факторы объединительного процесса. Русское государство в XV-XVII вв. Геополитическая ситуация. Место государства в российской истории. Формирование великорусской народности.

Политические, социально-экономические предпосылки и особенности складывания единого российского государства. Формирование российского типа феодализма. Сословный строй, поместная система, политическое устройство, институты социального контроля. Типология служилого государства.


 _Тема 4. Российская модернизация в XVIII в.


XVIII в. в европейской истории. Внешняя политика России. Культура и

общественная мысль. Обусловленность и характер петровской эпохи как

первой попытки модернизации России. Идеал регулярного государства.

Преобразвования Петра и традиционное общество, цена реформ. Геополитическое положение Российской империи. Просвещенный абсолютизм, его внутренняя и внешняя политика. Просвещение и русская культура, культурный «раскол».


 _Тема 5. Переход к индустриальному обществу. Развитие России в XIX в.


Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Пути развития

России. Россия в первом мировом конфликте. Предпосылки освободительного движения и декабризм. Правление Николая I и кризис крепостничества.

Возникновение консервативной, либеральной и революционной традиций.

Русская культура в первой половине XIX века - начало «золотого века».

Геополитическое положение страны во второй половине XIX в. Кризис середины XIX века. Эпоха «Великих реформ»: предпосылки, содержание, последствия. Аграрный переворот, институционные преобразования. Идейно-политическая борьба. Период контрреформ. Темпы экономического роста. Аграрный сектор, промышленность, финансы. Начало аграрного переворота, промышленный переворот и проблемы индустриализации. Социальные последствия модернизации. «Многоукладность», «второй эшелон капиталистического развития», «догоняющая кривая развития», «Россия - модель современного ей мира». Консервативный, либеральный и революционный лагери. От золотого века к веку серебрянному: российская культура на рубеже веков.


 _Тема 6. XX в. во всемирной истории. Противоречия развития России в начале XX в.


Революция и реформы. Международная обстановка. Геополитическое положение России. Обострение внутренних противоречий. «Протопартии» и особенности складывания российских партий. Причины и ход революции 1905-1907 гг. Конституциирование российской многопартийности. Основные политические лагери, их стратегия и тактика. Исход и значение революции. «Конституционное самодержавие» и столыпинская программа модернизации. Мера результативности и роль столыпинских реформ. Серебрянный век русской культуры. Изменение соотношения сил в мире. I Мировая война. Позиции основных политических лагерей. Ленинизм как теоретическая база политической практики большевизма. Ход войны. Политические кризисы и изоляция царизма.


_Тема 7. Глобальная история и региональные особенности эволюции.

Революция и гражданская война в России. Советский режим.


Системный кризис цивилизации. Обусловленность и ход Февральской революции. Падение монархии и формирование либеральной политической системы. Послефевральские альтернативы. Партии, правительство и Советы. Поляризация политических сил. Кризисы весной-летом 1917 г. Тактический маневр большевиков. Корниловский мятеж. Общенациональный кризис. Приход к власти большевиков и первоочередные мероприятия Советской власти. Историческое место Октябрьской революции. Брестский мир и его последствия. Причины, ход, итоги и уроки гражданской войны. Переход к НЭПу. Ленинское «политическое завещание». Образование СССР. Утверждение монопартийной системы. Российская эмиграция. Политическая борьба после смерти В.И.Ленина. Кризисы НЭПа. Политика форсированной модернизации страны. Первые пятилетки. Советская политическая система. Корни сталинизма. Советский менталитет. Историческая обусловленность второй Мировой войны. Фашизм, национал-социализм, правый тоталитаризм. Дипломатическая предыстория войны. Начало войны. Роль Советского Союза в начальный период II Мировой войны. Начало Великой Отечественной войны. Причины первоначальных неудач Красной Армии. Мобилизационные усилия советского режима. Ход и военно-политические итоги войны. Цена и уроки победы. Изменения в расстановке сил на мировой арене. Теория и практика «холодной войны». Борьба за власть после смерти И.В.Сталина, лидерство Н.С.Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Хрущевские реформы, программа построения коммунизма», падение Н.С.Хрущева.. Разрядка напряженности и новый этап конфронтации в середине 60-х - начале 80-х гг. Экономические реформы. Курс Л.И.Брежнева на общественную консервацию. «Развитой социализм». Нарастание структурного кризиса. Диссидентское движение. Приход к власти Ю.А.Андропова и поиски способов преодоления кризиса. Советская культура. Перестройка 1985-1991 гг. Социально-экономические преобразования, политическая реформа, культура, внешняя политика. Радикальная модернизация России (1992 -современность).


ЛИТЕРАТУРА


1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Итория

России с древнейших времен до наших дней. М., 1997.

2. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества. Первобытное общество: основные проблемы развития. М., 1975.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск,

1995.

4. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.,

1970.

5. Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства. М., 1971.

6. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С., Русь и варяги. М., 1986.

7. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

8. Феннел Дж. Кризис феодальной Руси. 1200-1304. М., 1989.

9. Хромов П.А. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. М-СПб., 1975.

10.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., Л.,

1950.

11.Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. М.,

1992.

12.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. М., 1988.

13.Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

14.Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. М., 1969.

15.Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в.: смута. М., 1988.

16.Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

17.Омельченко О.А. "Законная монархия" Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.

18.Троицкий С.М. Россия в XVIII в. М., 1982.

19.Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине

XIX в. М., 1967.

20.Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России

в начале XIX века. М., 1989.

21.Возникновение капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве

стран Европы, Азии и Америки. Сб.ст. М., 1968.


22.Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

23.Панин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. М., 1986.

24.Ленин В.И. Опыт классификации русских политических партий.

Полн. собр. соч.Т.14.

25.Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978.

26.Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

27.Верт Н. История советского государства. М., 1994.

28.Бурджалов Э.Н. Вторая революция. Москва. Фронт. М., 1971.

29.Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции.

Полн.собр.соч.Т.31.

30.Гражданская война: «круглый стол» //ОИ. 1993. N3.

31.Ленин В.И. X съезд РКП(б). Доклад о замене разверстки натуральным

налогом. 15 марта 1921 г. Полн.собр.соч.Т.45.

32.Ленин В.И. Письмо к съезду. Там же.

33.Ленин В.И. О кооперации. Там же.

34.Ленин В.И. О нашей революции. Там же.

35.Поляков Ю.А. и др. Новая экономическая политика. Разработка и осуществление. М., 1992.

36.Цакунов С.В. В лабиринте доктрины. Из опыта разработки экономического курса страны в 20-е гг. М., 1994.

37.Гордон А.А., Клоков Э.В. Форсированный рывок конца 20-х-начала 30-х

годов: исторические корни и результаты //Страницы истории Советского

общества. М., 1989.

38.Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1994.

39.Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской конституции.

М., 1987.

40.Тридцатые годы: взгляд из сегодня. М., 1990.

41.Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936

гг. М., 1972.

42.Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. М., 1994.

43.Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Любое

издание.

44. Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1989.

45.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

46.Хрущев Н.С. Воспоминания. Любое издание.

47.Андропов Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы


социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. М., 1991.

48.Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

49.Горбачев М.С. Оглянуться назад, чтобы посмотреть вперд //Свободная

мысль. 1995. N3.

50.Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х гг.

М., 1989.

51.Осипов А. Крах административно-командной системы. М., 1990.

52.Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

53.Нейлор Т. Стратегия Горбачева. Раскрытие закрытого общества. М.,

1988.

54.Согрин В.В. Политическая история современной России. М., 1994.


 


1-й семестр


Содержание учебных тем


 _Тема 1. Историческое сознание. Типы цивилизаций. Цивилизация Древней  _Руси (IX-XII вв.).


Предмет курса. Историческое сознание. Древние общества. Историческое место средневековья. Генезис древнерусского государства. Принятие христианства. Феодальная раздробленность. Древнерусская культура.


 _Литература: . 1*,3*,2,4,5,6*,22


 _Тема 2. Становление цивилизации в русских землях (XII-XIV вв.).


Монголо-татарское нашествие и его воздействие на древнерусскую

цивилизацию.


 _Литература: *


 _Тема 3. Целостность европейской цивилизации. Национальные государства.  _Российской государство в XIV-XVII вв.


Процессы централизации в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы. Русское государство в XVI-XVII вв. Типология служилого государства.


 _Литература: . 8


 _Тема 4. Российская модернизация в XVIII в.


XVIII век в европейской истории. Петровская эпоха. Просвещенный

абсолютизм.


 _Литература: . 9,10,12


 _Тема 5. Переход к индустриальному обществу. Развитие России в XIX в.


Всемирная история в XIX в. Кризис крепостничества. Эпоха «Великих

Реформ» и период «контрреформ». Последствия модернизации.


 _Литература: . 11,13,14


II - семестр


 _Тема 6. XX век во всемирно-историческом процессе. Противоречия

 _развития России в начале XX века.


Геополитика в начале XX века. Революция и реформы. Революция

1905-1907 гг. Политические лагери. I Мировая война. Политические кризисы.


 _Литература: . 7**,15


 _Тема 7. Глобальная история и региональные особенности эволюции. Революция и гражданская война в России. Советский режим. Постсоветский период.


Системный кризис цивилизации. Февральская революция. Общественный кризис. Октябрьская революция. Гражданская война. Переход к НЭПу. Образование СССР. Форсированная модернизация. II Мировая война. Изменения в расстановке сил на мировой арене. XX съезд КПСС. «Развитой социализм». Перестройка и постсоветское развитие.


 _Литература: . 16,17,18,19,20,21


* - ко всем темам курса.

** - к темам 6-7


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА


1. Образование Киевской Руси.

2. Русские земли в период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.).

3. Образование единого российского государства (XIV-XV вв.).

4. Российское государство в XVI в. Иван Грозный.

5. «Смутное время» (конец XVI- начало XVII вв.).

6. Россия в XVII веке. Государство и церковь.

7. Крепостное право в России (основные этапы развития).

8. Реформы Петра I.

9. Дворянская империя в 1725-1801 гг. Дворцовые перевороты.

«Просвещенный абсолютизм».

10.Отечественная война 1912 г.

11.Движение декабристов.

12.Россия во второй четверти XIX в. Кризис феодально-крепостнического

строя.

13.Отмена крепостного права в России.

14.Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

15.Социально-экономическое развитие пореформенной России.

16.Россия на рубеже XIX и XX веков. Экономика и политика.

17.Складывание российской многопартийности.

18.Первая русская революция (1905-1907 гг.) и ее значение.

19.Третьеиюньская монархия в России (1907-1914 гг.).

Реформы П.А. Столыпина.

20.Россия в Первой мировой войне.

21.Февральская революция 1917 г. в России.

22.Россия в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

23.Приход к власти большевиков. Первые преобразования. Разгон Учредительного собрания.

24.Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1920 гг.).

25.Политика «Военного коммунизма» и ее кризис.

26.Россия в годы новой экономической политики. Образование СССР.

27.Политическая борьба в руководстве РКП(б)-ВКП(б) в 20-е г.

28. «Великий перелом» (1929-1933 гг.) (коллективизация, первая пятилетка).

29.Политический строй СССР в 30-е годы, его основные черты и проявления.

30.СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

31.Послевоенное устройство мира и СССР (1945-1953 гг.).

32.Реформы Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.).

33.СССР в период «развитого социализма» (1964-1984 гг.).

34.Реформы М.С.Горбачева: замысел и тоги.

35.Россия в 90-е годы.


Список экзаменационных вопросов:


1. Образование Киевской Руси.

2. Русские земли в период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.).

3. Образование единого российского государства (XIV-XV вв.).

4. Российское государство в XVI веке. Иван Грозный.

5. «Смутное время» (конец XVI-начало XVII вв.).

6. Россия в XVII веке. Государство и церковь.

7. Крепостное право в России (основные этапы развития).

8. Реформы Петра I.

9. Дворянская империя в 1725-1801 гг. Дворцовые перевороты.

«Просвещенный абсолютизм».

10.Отечественная война 1812 г.

11.Движение декабристов.

12.Россия во второй четверти XIX в. Кризис феодально-крепостнического

строя.

13.Отмена крепостного права в России.

14.Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

15.Социально-экономическое развитие пореформенной России.

16.Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.

17.Россия на рубеже XIX-XX вв. Экономика и политика.

18.Складывание российской многопартийности.

19.Первая русская революция (1905-1907 гг.) и ее значение.

20.Третьеиюньская монархия в России (1907-1914 гг.). Реформы П.А. Столыпина.

21.Россия в первой мировой войне.

22.Февральская революция 1917 г. в России.

23.Россия в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

24.Приход к власти большевиков. Первые преобразования. Разгон Учредительного собрания.

25.Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1921 гг.).

26.Политика «Военного коммунизма» и ее кризис.

27.Россия в годы НЭПа. Образвание СССР.

28.Политическая борьба в руководстве РКП(б)-ВКП(б) в 20-е г.

29. «Великий перелом» (1929-1933 гг.) (коллективизация, первая пятилетка).

30.Политический строй СССР в 30-е годы, его осовные черты и проявления.

31.СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

32.Послевоенное устройство мира и СССР (1945-1953 гг.).

33.Реформы Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.).

34.СССР в период «развитого социализма» (1964-1984 гг.).

35.Реформы М.С.Горбачева: замысел и итоги.

36.Распад СССР.

37.Россия в 90-е годы.


КОНТРОЛЬНО - ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ

(использованы материалы издания: Степанова Л.Н. Контрольно-трени-

ровочные тесты по истории Отечества. Учебно-научный центр довузовского

образования МГУ. М., 1996. - 33 с.)


1. Социально-экономические и политические предпосылки образования государства у славян выражались в том, что:

1) развитие производительных сил создало прибавочный продукт (излишек), отпала необходимость в коллективном труде, на смену родовой общине пришла соседская;

2) в соседской общине укреплялась частная собственность, имущественное неравенство;

3) вожди племен, старейшины решали многие вопросы без участия соплеменников;

4) появление князей, которые с дружиной защищали соплеменников от агрессии;

5) правильно все перечисленное.


2. При каком князе в 988 г., на Руси было принято христианство?

1) при Ярославе Мудром;

2) при Олеге;

3) при Владимире I;

4) при Святославе;

5) при Игоре.


3. Когда объединились киевские и новгородские земли?

1) при князе Рюрике в 862 г.;

2) при Олеге в 882 г,;

3) при Игоре в 941 г.;

4) при Владимире в 980 г.


4. Что такое вотчина?

1) землевладение дворян;

2) землевладение опричников, выдаваемое за службу;

3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству;

4) землевладение крестьян в период их работы на феодала;

5) землевладение воевод.


5. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

1) конец X в. - до XII в.;

2) конец XI в. - до середины XIII в.;

3) начало XIII в. - 40-е годы XVI в.;

4) 30-е годы XII в. - конец XV в.


6. Какой политический строй был в Новгороде в период феодальной раздробленности?

1) раннефеодальная монархия;

2) боярская республика;

3) конституционная монархия;

4) демократическая республика;

5) сословная монархия.


7. Когда окончательно было свергнуто монголо-татарское иго?

1) после Куликовской битвы в 1380 г.;

2) после похода Тохтамыша на Москву;

3) после стояния на реке Угре в 1480 г.;

4) после битвы на реке Калке.


8. Кто был первым Московским князем?

1) Юрий Долгорукий;

2) Даниил;

3) Иван Калита;

4) Дмитрий Донской;

5) Иван III.


9. По каким направлениям в XIV-XV вв. шел процесс складывания Российского централизованного государства?

1) объединение земель вокруг Москвы;

2) укрепление великокняжеской власти в Москве;

3) борьба с завоевателями;

4) правильно все перечисленное.


10. Какая новая форма феодального землевладения появилась в период

складывания Российского централизованного государства в XIV-XV вв.?

1) вотчина;

2) отруб;

3) поместье;

4) государственные земли;

5) хутор.


11. Когда, при каком князе завершилось образование единого Российского

государства?

1) при Иване Калите в 1-ой пол. XIV в.;

2) при Дмитрии Донском во 2-ой пол. XIV в.;

3) при Иване III в конце XV в.;

4) при Иване IV в XVI в.;

5) при Петре I в нач. XVIII в.


12. Отметьте особенности образования Российского централизованного государства в конце XV в. - нач. XVI в.

1) сложилось при слабовыраженных экономических предпосылках, до

зарождения буржуазных отношений;

2) развивалось по пути феодализма, по пути закрепощения крестьян;

3) внешнеполитический фактор (необходимость укрепления обороноспособности) сыграл особо важную роль;

4) было многонациональным;

5) правильно все перечисленное.


13. Когда в России оформилась «сословно-представительные институты»?

1) в конце XV в. при Иване III;

2) в середине XVI в. при Иван Грозном;

3) при Петре I;

4) при Александре I.


14. Отметьте первый сборник законов., ограничивший переход крестьян от феодалов «Юрьевым днем».

1) «Русская правда»;

2) Судебник 1497 г,;

3) Судебник 1550 г.;

4) Указ 1597 г.


15. Когда был принят указ о введении «заповедных лет»?

1) в 1497 г.;

2) в 1554 г.;


3) в 1581 г.;

4) в 1597 г.


16. Когда стала создаваться приказная система управления (возникли

первые приказы)?

1) при Иване III в 1497 г.;

2) при Василии III в 1511 г.;

3) при Иване IV Грозном в 1550 г.;

4) при Петре I в 1709 г.


17. Многие историки считают XVII век началом «нового периода русской

истории», так как...

1) быстрее развивались товарно-денежные отношения, стал складываться единый всероссийский рынок;

2) углублялась специализация в ремесле и сельском хозяйстве, ремесло превращалось в мелкотоварное производство, появились первые мануфактуры;

3) началось разложение феодализма и развитие капиталистических отношений;

4) правильно все перечисленное.


18. Местничество было отменено...

1) при Иване Грозном в 1565 г.;

2) при царе Федоре в 1682 г.;

3) при Петре I в 1714 г.;

4) при Екатерине II в 1765 г.;

5) при Александре I в нач. XIX в.


19. Какие изменения в системе государственной власти были предпосылками к абсолютизму?

1) царь Алексей Михайлович часто единолично принимал многие решения, Боярская дума созывалась редко;

2) Земские соборы не созывались после 1653 г., наметилось объединение некоторых приказов, возник приказ Тайных дел (зарождался политический сыск в стране); появились полки нового строя, что укрепляло опору царской власти;

3) Конфликт между царем и патриархом Никоном закончился в пользу

царя; в 1682 г. при Федоре Алексеевиче было отменено местничество;


4) правильно все перечисленное; 5) правильно 1) и 2).


20. Зарождение «политики просвещенного абсолютизма» в России связывают с эпохой правления:

1) Петра I;

2) Екатерины II;

3) Николая I;

4) императора Павла.


21. Когда Россия завоевала выход в Балтийское море?

1) в результате Ливонской войны в 1583 г.;

2) в результате Русско-шведской войны в 1661 г.;

3) в результате войны с Польшей в 1667 г.;

4) в результате Северной войны в 1721 г.


22. Как называлась программа декабриста П.Пестеля?

1) «Конституция»;

2) «Русская правда»;

3) «Статут»;

4) «Зеленая книга».


23. Какой строй предлагала программа декабриста Н. Муравьева?

1) республиканский строй;

2) конституционную монархию;

3) самодержавную монархию;

4) сословно-представительную монархию.


24. Какую территорию присоединила Россия после войны с Наполеоном?

1) Литву;

2) Польшу;

3) Вестфалию;

4) Латвию.


25. Первое высшее учебное заведение, возникшее в 17 в.:

1) Славяно-греко-латинская академия;

2) Гимназион;

3) Смольный институт;

4) Екатерининская гимназия.


26. Самая первая железная дорога в России:

1) Царскосельская;

2) Варшавская;

3) Николаевская;

4) Ярославская.


27. Промышленный переворот, который произошел в России с 40-х годов -

по 80-ые XIX в., означал:

1) переход от мануфактуры к фабрике, замену ручного труда машинным;

2) замену крепостного труда вольнонаемным;

3) формирование рабочего класса и буржуазии;

4) правильно все перечисленное;

5) правильно 1) и 2).


28. В середине XIX в. привилегированными сословиями в России были ...

1) дворяне;

2) духовенство и почетные граждане (с 1832 г.);

3) купцы трех гильдий;

4) мещане;

5) правильно 1), 2), 3).


29. Министерства были созданы в России:

1) при Петре I;

2) при Александре I;

3) при Николае I;

4) при Александре II.


30. Какая форма повинности преобладала у крепостных крестьян в неплодородных районах в XVIII - первой пол. XIX в.:

1) барщина;

2) натуральный оброк;

3) денежный оброк;

4) отработки.


31. «Священный союз» трех императоров (России, Пруссии и Австрии) был создан:

1) в 1812 г.;


2) в 1813 г.;

3) в 1815 г.;

4) в 1816 г.


32. I-ое, II-ое, III-тье, IV-ое и V-ое отделения императорской концелярии были созданы:

1) при Николае I;

2) при Александре I;

3) при Екатерине II;

4) при Александре II.


33. Работу по «Кодификации законов» (составлению собрания и свода законов) в 1826-1832 г. возглавил:

1) М. Сперанский;

2) А. Аракчеев;

3) А. Бенкендорф;

4) А. Разумовский.


34. Какую эпоху принято считать «апогеем самодержавия»?

1) эпоху Петра I;

2) эпоху Екатерины II;

3) эпоху Александра I;

4) эпоху Николая I.


35. «Теория официальной народности», созданная министром просвещения

С.С. Уваровым, выдвигала лозунги:

1) православие;

2) самодержавие;

3) народность;

4) правильно все перечисленное;

5) правильно 1) и 2).


36. Основоположинком теории «русского социализма» - теории перехода

России к социализму, минуя капитализм, через сельскую общину был:

1) В.Г. Белинский;

2) А.И. Герцен;

3) Н.П. Огарев;

4) М.В. Петрашевский.


37. Крымская война 1853-1856 г. закончилась подписанием:

1) Парижского договора;

2) Ништадского договора;

3) Андрианопольского договора;

4) Бахчисарайского договора.


38. Отметьте  либеральные черты реформы 1861 г.:

1) личное освобождение крестьян;

2) перевод крестьян на денежный выкуп за землю, что сильнее втягивало крестьян в товарно-денежные отношения, распространение капиталистической аренды земли;

3) предоставление крестьянам права перехода в другие непривилегированные сословия, свобода занятия торговлей, права вступления в брак без разрешения помещика и т.д.;

4) «временная обязанность крестьян»;

5) правильно 1),2),3).


39. Судебная реформа 1864 г. ввела:

1) бессословный, гласный суд;

2) адвокатуру;

3) институт судебных следователей;

4) правильно все перечисленное.


40. По Земской реформе 1864 г. выборы в земства для крестьян были:

1) прямыми;

2) трехстепенными (сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а те - депутатов в

уездное земство);

3) двухстепенными (через волостной сход выдвигались выборщики для

голосования за депутатов в земства);


41. В 1876 г. народники создали организацию:

1) «Земля и воля»;

2) «Народная воля»;

3) «Черный передел»;

4) «Освобождение труда».

44. Деятели какой организации совершили убийство Александра II?

1) «Народная расправа»;

2) «Черный передел»;

3) «Союз борьбы»;

4) «Народная воля»;

5) «Земля и воля».


45. Первая русская марксистская организация, возглавляемая Г.В. Плехановым, называлась:

1) «Союз борьбы»;

2) «Освобождение труда»;

3) «Союз освобождения»;

4) «Союз земцев-конституционалистов».


46. Когда была принята первая программа партии большевиков?

1) на 1-ом съезде в 1898 г.;

2) на 2-ом съезде в 1903 г.;

3) на 3-ем съезде в 1905 г.;

4) на Пражской конференции в 1912 г.


47. Лидеры партий кадетов и октябристов:

1) П.Милюков и А.Гучков;

2) А.Коновалов и П.Рябушинский;

3) В.Пуришкевич и А.Дубровин;

4) П.Столыпин и М.Марков.


48. Кто стал главным идеологом и лидером партии эсеров (социал-революционеров)?

1) В.Чернов;

2) Ю.Мартов;

3) Г.Плеханов;

4) П.Струве.


49. Какие  монархические  партии возникли в 1905-1907 г.?

1) «Союз русского народа»;

2) «Русский народный союз имени Михаила Архангела»;

3) «Союз 17 октября»;

4) правильно все перечисленное;

5) правильно 1),2).


50. Кто возглавил Временное правительсво в феврале 1917 г.?

1) А.Керенский;

2) П.Милюков;

3) князь Г.Львов;

4) А.Гучков;

5) М.Родзянко.


51. Когда Россия была провозглашена республикой?

1) 1 сентября 1917 г.;

2) в октябре 1917 г;

3) в январе 1918 г.;

4) в 1919 г.


52. Когда было созвано и распущено Учредительное собрание?

1) в январе 1917 г.;

2) в октябре 1917 г.;

3) в январе 1918 г;

4) в октябре 1918 г.;

5) в апреле 1918 г.


53. Как назывались первые органы Советской власти, сформированные на

2-ом съезде Советов?

1) Совет министров, совнархозы;

2) Революционный Военный Совет республики, революционные трибуналы;

3) Всероссийский Центральный Исполком, Совнарком;

4) Временное революционное правительство, комиссариаты.


54. Когда проводилась Новая экономическая политика?

1) с января 1918 г. - до 1921 г.;

2) с марта 1921 г. - до 1929 г.;

3) с марта 1921 г. - до 1925 г.;

4) в 1918 г. - 1922 г.


55. Советские конституции принимались:

1) в 1918 г.;

2) в 1924 г.;

3) в 1936 и 1977 г.;

4) правильно все перечисленное;

5) правильно только 2),3).


56. Когда было провозглашено образование СССР?

1) в декабре 1920 г.;

2) в декабре 1922 г.;

3) в январе 1924 г.;

4) в ноябре 1924 г.


57. Чем характеризовалась директивная экономика, сложившаяся в СССР в

середине 30-х годов?

1) фактически полным огосударствлением средств производства при

формально-юридическом провозглашение двух форм социалистической собственности: государственной и кооперативно-колхозной;

2) свернутостью товарно-денежных отношений (не полной), деформированностью объективного закона стоимости (при определении цен не учитывали рыночные спрос и предложение);

3) жестким централизмом в управлении при минимальной самостоятельности на местах; административно-командным распределением ресурсов и продукции из централизованных фондов;

4) характерно все указанное;

5) характерно 1),2).


58. На какой конференции были приняты решения об открытии второго

фронта в Европе, уточнены сроки и территории его открытия?

1) на Московской конференции в 1941 г.;

2) на Тегеранской конференции в 1943 г.;

3) на Ялтинской конференции;

4) на Потстдамской конференции.


59. Когда было принято Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ?

1) в марте 1991 г.;

2) в декабре 1991 г.;

3) в январе 1991 г.;

4) в январе 1992 г.


60. Радикальная экономическая реформа началась в Российской Федерации

в январе 1992 г. с:

1) программы арендации предприятий (программа Абалкина);

2) с либерализации цен (программа Гайдара);

3) с "Программы 500 дней" (программа Явлинского и Шаталина);

4) с программы Чубайса.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:


1-5 11-3 21-4 31-2 41-5 51-1


2-3 12-5 22-2 32-3 42-2 52-3


3-2 13-2 23-4 33-3 43-1 53-3


4-3 14-2 24-2 34-1 44-4 54-2


5-4 15-3 25-2 35-1 45-2 55-4


6-2 16-2 26-2 36-4 46-2 56-2


7-3 17-2 27-1 37-4 47-1 57-4


8-2 18-1 28-1 38-2 48-1 58-2


9-4 19-5 20-4 39-1 49-5 59-2


10-3 20-2 30-5 40-5 50-3 60-2


ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К СЕМИНАРАМ ПО ИСТОРИИ


  1   2   3   4   5

Похожие:

Дневное отделение тамбов 2002 iconЗаочное отделение тамбов 2002
В сборнике представлен курс «история», для непрофильных факультетов тгу им. Г. Р. Державина
Дневное отделение тамбов 2002 iconДневное отделение

Дневное отделение тамбов 2002 iconФакультет управления и региональной экономики расписание сессии 1 курса (дневное отделение)

Дневное отделение тамбов 2002 iconКурс “организация работы редакции периодического печатного издания” дневное отделение

Дневное отделение тамбов 2002 iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Иванова О. Г., Орлов В. В., Радченко И. М., Сабурова А. В. Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. Ч тамбов: Изд-во тгту, 2002. 66 с
Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. Ч тамбов: Изд-во тгту, 2002. 66 с
Дневное отделение тамбов 2002 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России»
России изучается студентами исторического факультета в 4 семестре (дневное отделение), в 6 семестре (заочное отделение). Она призвана...
Дневное отделение тамбов 2002 iconПеречень вопросов для собеседования по истории для поступающих на 2 курс направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» (дневное и заочное отделение)
«Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое...
Дневное отделение тамбов 2002 iconФпт и Т. Дневное отделение. 1 курс
Английский язык для делового общения. В 2-х томах Т1 (1,2,3). – М.: Филоматис, 2003
Дневное отделение тамбов 2002 iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В, Инькова Н. А., Зайцева Е. А., Толстых С. Г. Основы работы в Интернет: Учебное пособие. Ч тамбов: Изд-во тгту, 2002. с. 40
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Дневное отделение тамбов 2002 iconСписок текущих задолжников учебного абонемента дневное отделение факультет информационных технологий Авдошкина Елена Алексеевна пиэ-072

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница