Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»




Скачать 319.34 Kb.
НазваниеПрограмма курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
страница1/3
Дата25.01.2013
Размер319.34 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М.Горького


Исторический факультет

Кафедра архивоведения и истории

государственного управления


ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

XI – начала XX в.


Программа курса


Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»

Стандарт 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»


Екатеринбург

2006


Утверждаю

Проректор

____________ В.П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)


Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:


дипломированного специалиста по специальности историк-архивист

по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


дипломированного специалиста по специальности

Документоведение и документационное обеспечение управления (350800) по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Семестр VI


Общая трудоемкость дисциплины - 100 часов, в том числе

Лекций - 34

Семинаров – 16


Контрольные мероприятия:

Рефераты – 1 чел/час

Коллоквиумы – 5

Контрольные работы – 3 чел./час


Автор - Фофанова Людмила Алексеевна, к.и.н., доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления


Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры

Архивоведения и истории государственного управления

от 6 апреля 2006 г. № 8


(С) Уральский государственный университет

(С) Фофанова Л.А., 2005


Введение


Курс источниковедения состоит из трех разделов: «Теоретические проблемы источниковедения», «Отечественные источники XI – XVII вв.» и «Источники по истории России XVIII – начала XX вв.».

Цель курса – сформировать у студентов знание об источниковедении как интегрирующей, системной дисциплине, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации.

Задачи - дать представление о методах изучения источников, о категориях и понятиях современного источниковедения, о типах и видах исторических источников, привить навыки источниковедческого анализа и синтеза.

Курс источниковедения универсален как познавательная основа для всех гуманитарных дисциплин, поскольку здесь разрабатываются проблемы использования любых объектов, созданных в результате целенаправленной человеческой деятельности. И в этом смысле источниковедение - это системная, междисциплинарная наука.

Студент, прослушавший курс источниковедения, должен получить знания об основных понятиях этой дисциплины, уметь применять их на практике, при работе с конкретными источниками в ходе собственной научно-исследовательской деятельности. И, конечно, изучение истории России, и складывание собственного мнения по многим сложным, дискуссионным проблемам немыслимо без умения ориентироваться в огромном комплексе отечественных источников, адекватно оценивать и использовать их информацию.


Содержание курса


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ


Тема 1. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об объекте, предмете и задачах данной науки. Ее прикладной характер и интеграционные возможности.


Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки. Формирование общих принципов обращения к источнику в начале XIX в. Возникновение самого понятия источниковедение. Исследователи-позитивисты и представители критического направления о роли и месте источника и историка в воссоздании исторического прошлого. Зарубежные и отечественные концепции методологии источниковедения конца XIX – нач. XX в. Взгляды создателей и последователей школы «Анналов» как явление нового типа самосознания историка.


Тема 3. Представление об источнике. Значение источника на разных этапах научного исследования: при постановке проблемы, накоплении фактов и создании системы выводов. Различные толкования понятия факт. Исторический факт и его категории. Сходства и различия события, источника и научного знания. Многообразие определений исторического источника. Понятие источник в оценках и суждениях российских ученых XVIII-XIX вв. Поиск определения в советской историографии. Современные трактовки источника в изложении историков и философов.


Тема 4. Характер и структура информации исторических источников. Социальная и историческая информация как отражение настоящего и прошлого в источнике. Безграничность и бесконечность этого перехода. Смысл и содержание информации актуальной и потенциальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой. Источник как носитель информации.


Тема 5. Классификация исторических источников. Значение и необходимость классификации в процессе любой научной деятельности. Определение классификации исторических источников. Условность и изменчивость классификационных схем. Научные требования к признакам деления источников на группы. Оценка такого признака, как степень близости источника к отражаемому событию. Представление о типовой и видовой классификациях. Классификации письменных источников по происхождению и содержанию.


Тема 6. Метод источниковедения. Состоятельность традиционных для источниковедения терминов внешняя и внутренняя критика, критика происхождения и содержания источников. Понятие источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза.

Подлинность источника и методика выявления подделок. Исторические условия и обстоятельства создания источника. Влияние реальности, в которой он возник, на содержание текста данного объекта. Вопросы, связанные с авторством. Индивидуальность их преломления для источников разных видов и эпох. История текста и публикаций как проблема функционирования источника в другой социальной и культурной среде. Цель, смысл и способы его изучения на этапе интерпретации. Иная логика исследования на этапе анализа содержания. Цель метода источниковедения и его научно-познавательные возможности.


РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI - XVII вв.


Тема 1. Летописи. Представление о летописи и ее социальных функциях. Отечественная историография русского летописания. А.А.Шахматов и его метод изучения летописных списков и летописных сводов. Древнейшие своды, легшие в основу Повести временных лет, ее источники. Проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций Повести временных лет. Влияние Повести временных лет на создание последующих летописей.

Областное летописание XII-XIII вв. Личные и родовые летописцы князей. Городские летописи Новгорода и Пскова. Летописные своды периода татаро-монгольского завоевания, их содержание. Особенности московского летописания, формирование его общерусского характера. Спад летописной работы. Новые способы повествования. Хронограф как обзор всемирной и русской истории. Хронографическая (литературная) и приказная, документальная стилистика летописи. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Значение и своеобразие сибирских летописей.


Тема 2. Законодательство. Законодательные памятники в ряду других исторических источников. Характер и особенности информации, содержащейся в законодательных источниках. Процесс зарождения права в Древнерусском государстве. Отражение социально-экономической истории XI-XIII вв. в «Русской правде». Редакции «Русской правды», их состав и происхождение.

Правовой материал периода феодальной раздробленности. Судные и уставные грамоты XIV в. Законодательные памятники Новгорода и Пскова. Черты преемственности и развития законодательства в структуре и содержании судных и уставных грамот. Судебники 1497 и 1550 гг. – первые кодексы общерусского феодального права. Их списки, состав и источники. История происхождения. Определение тенденций политических и социальных сдвигов в России через сравнительный анализ статей судебников.

Соборное Уложение 1649 г. Побудительные мотивы создания и ход работы по его составлению. Особенности структур и состава. Источники комплектования статей. Социальная направленность памятника. Методика изучения. Проблема адекватности воспроизведения российской действительности XI-XVII вв. в законодательных источниках.


Тема 3. Актовые источники. Понятие об актах и их формулярах. Классификация актовых источников. Эволюция актов на протяжении X-XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений.

Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Классификация и особенности актов XII-XIV вв. Духовные и договорные грамоты великих князей. Разновидности актов феодальной зависимости. Актовый материал периода централизованного русского государства (конец XV - XVII в.). Изучение актов в исторической литературе XIX-XX вв. Формально-юридический и конкретно-исторический анализ, клаузульно-статистический и формулярный методы. Проблема достоверности актов. Научная ценность информации, заключенной в актовом материале.


Тема 4. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Складывание общероссийской системы органов государственного управления. Центральные и местные правительственные учреждения. Приказное делопроизводство. Система регламентации документов. Разновидности общей документации, их функциональное назначение. Специальное делопроизводство по вопросам военной и административной организации феодального сословия. Комплексы хозяйственно-финансовых и судебно-следственных материалов. Дипломатическая документация Посольского приказа и ее роль в изучении внешнеполитической деятельности российского государства.

Писцовое делопроизводство как источник по истории феодального землевладения. Разновидности писцовой документации: писцовые, приправочные, дозорные, платежные и переписные книги. Цели составления и характер информации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования.


Тема 5. Литературные и публицистические произведения. Своеобразие древнерусской литературы как воплощение мировоззрения, политических взглядов и эстетических вкусов средневековья. Характер тематики. Понятие авторства. Традиции написания.

Причины и истоки появления древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Идеи проповеди, ее религиозный, гражданский и политический смысл. Памятники периода феодальной раздробленности. Беседы и поучения. Идеология княжеской власти и этика политической деятельности в сочинениях Владимира Мономаха. Воинская повесть «Слово о полку Игореве». Дискуссии о времени, месте создания и авторстве. Влияние исторической темы «Слова» на последующие произведения. Повести о Куликовской битве. Жития святых как исторический источник.

Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства. Публицистические памятники XV-XVII вв. Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Дворянские сочинения И.Пересветова. История их возникновения и личность автора. Направленность и стиль произведений Ивана Грозного. Оценка переписки И.Грозного и А.Курбского как исторического источника. Социально-экономические памятники XVI-XVII вв. Публицистика времен «смуты». Творческая индивидуальность сочинений протопопа Аввакума. Труды Г.Котошихина и Ю.Крижанича о России времени царствования Алексея Михайловича. Личности авторов. Сущность критической направленности их взглядов. Оценка социальной перспективы их политических идей и устремлений.


РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

XVIIIначала XX вв.


Тема 1. Особенности источников нового времени. Кардинальные изменения в характере и видовой структуре источников нового времени. Качественный сдвиг в процессе их возникновения и развития. Причины количественного роста и стандартизации, упрощения содержания как официальных, так и неофициальных материалов. Специфика в сфере взаимодействия и публикации источников разных видов. Сущность принципиально иной познавательной ситуации, возникающей в ходе изучения исторических источников XVIII-нач.XX в.


Тема 2. Законодательные акты. Влияние абсолютной монархии на облик законодательства XVIII в. Принципы и качественные черты законодательного процесса нового времени. Изменения характера, содержания и формы правовых документов. Разновидности законодательных источников XVIII в. Смысл и результаты кодификационной работы этого периода. Законодательная деятельность первой половины XIX в. Роль М.М.Сперанского в кодификации законов. Общая характеристика и сравнительный анализ «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

Основные тенденции экономического и политического развития пореформенной России и их влияние на законодательство. Высшие и центральные государственные учреждения второй половины XIX - нач. XX в., ведающие законотворчеством. Определение понятия закон для самодержавной России. Стадии формирования закона и сопутствующая им документация. Практика толкования законов. Особенности источниковедческого анализа законодательства.


Тема 3. Конституционные проекты Х!Х в. Понятие конституции. Реальные возможности ее появления и существования в самодержавной России. Представление о правительственном конституционализме. Причины и условия его возникновения в нач. XIX в. Роль Александра I в насаждении идеологии конституционных изменений. Первое их воплощение в «Жалованной грамоте российскому народу». Основные идеи и проблема авторства этого источника. План политических реформ М.М.Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Предлагаемые в нем статус монарха и система разделения властей.

Обстоятельства появления, мотивы принятия, главные положения и историческое значение «Польской хартии» (1815 г.). «Государственная уставная грамота Российской империи» как попытка создания отечественной конституции. История ее подготовки и вероятность обнародования. Участники проекта. Его содержательная и идейная связь с польской конституцией. История текста Уставной грамоты. Политические программы декабристов. «Конституция» Никиты Муравьева и ее редакции. «Русская правда» П.Пестеля. Выяснение направления авторских переработок через сравнение текста разных редакций. «Православный катехизис» С.И.Муравьева-Апостола.
  1   2   3

Похожие:

Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Программа дисциплины «Теория и методология истории.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному...
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма спецкурса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Программа спецкурса «Международная переписка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму...
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Программа дисциплины «Теория и методика архивоведения» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному...
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение» Петрозаводск 2004
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...
Программа курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» iconПрограмма курса Стандарт 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Программа дисциплины «Архивоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница