Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева»




НазваниеГоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева»
страница1/5
Дата24.01.2013
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт

имени д.и. Менделеева»


Кафедра истории России и методики преподавания истории

Кафедра всеобщей истории

Кафедра педагогики


Кафедра психологии


Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников

ТГПИ им. Д.И. Менделеева

по специальности 050401.65 - «история»




Тобольск 2006


Материалы настоящего пособия содержат рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности высшего профессионального образования 050401. 65 - «История».


СОСТАВИТЕЛИ:

Алферова Е.И., Бальчугова Я.С, Боркова Е.В., Бостанджиева Т.М., Коньков Н.Л., Конева О.В., Лаптева М.Ю., Максимов А.В., Останина Л.В., Палихова Н.А., Сотникова С.В., Степаненкова З.В., Скачкова Г.К., Цыганова И.В., Яркова И.В.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения……………………………………………………… 4

  2. Определение содержания государственных испытаний……..……….4

  3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе

государственного экзамена …….………………………………………8

  1. Требования к выпускной квалификационной работе………………..50



1. оЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственным образовательным стандартом по специальности «050401. 65 – История», утвержденным Министерством образования России 14.04.2000 г. (регистрационный номер № 365 пед/сп) предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы,

б) государственного экзамена.


  1. Определение содержания государственных испытаний


2.1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности

  • преподавательская,

  • научно-методическая,

  • социально-педагогическая,

  • воспитательная,

  • культурно-просветительская,

  • коррекционно-развивающая,

  • управленческая.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач


1) преподавательская деятельность учителя истории направлена на:

  • реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартом образования,

  • проектирование, разработку и проведение мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных испытаний),

  • проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработкой рекомендаций по их разрешению,

  • анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями,

  • использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;


2) научно – методическая деятельность выпускника направлена на:

  • выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в образовательном учреждении, возможностей использования собственных научных исследований в качестве совершенствования образовательного процесса,

  • овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование),

  • проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью,

  • формирование логики и методологии научных исследований, определение целей и задач исследований,

  • применение адекватных поставленным задачам методов и методик исследований;

  • анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями, разработка рекомендаций по их разрешению,

  • владение основной иноязычной терминологией специальности, знание русских эквивалентов основных слов и выражений профессиональной речи,

  • обработка и оформление результатов исследований с использованием компьютерной техники;


3) социально-педагогическая деятельность учителя истории направлена на:

    • содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах,

    • умение организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях,

    • знание специфики работы в различной социальной среде,

    • выбор педагогических технологий, приемлемых и результативных в организации социального воспитания детей и подростков,

    • профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, защита от неблагоприятного влияния социальной среды,

    • применение теории и методики диагностики личности и ее микросреды;


4) к задачам воспитательной деятельности учителя истории относится:

  • интеллектуальное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание личности учащегося,

  • формирование социальной направленности личности учащегося,

  • учет специфики преподаваемого предмета в проектировании воспитательного процесса;


5) культурно-просветительская деятельность учителя истории направлена на:

  • формирование общей культуры личности учащегося,

  • организацию культурно-просветительской досуговой деятельности детей и подростков с учетом специфики преподаваемого предмета,

  • организацию дополнительного образования обучающихся,

  • организационное и информационное обеспечение культурно-просветительской деятельности средств массовой информации;


6) коррекционно - развивающая деятельность учителя истории направлена на:

  • профилактику социальной дезадаптации детей и подростков с учетом специфики преподаваемого предмета,

  • содействие развитию творческой социальной активности детей и подростков,

  • профилактику учебной неуспешности;


7) в сфере управленческой деятельности выпускник должен:

  • знать формы организации учебного процесса, основы социальной работы, основы профориентации, управленческих систем, социальной защиты детства,

  • координировать деятельность различных социальных институтов (образовательных и культурно-просветительских организаций, средств массовой информации и т.д.) по воспитанию детей и подростков,

  • уметь осуществлять организацию и проведение экскурсий, внеурочных форм работы, внеклассных мероприятий,

  • уметь вести школьную документацию, работать с журналом, организовывать дежурство учащихся по классу и школе.


2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника

Требования к профессиональной подготовке

выпускника

Профессиональные функции

1

2

3

4

5

6

7

Специалист должен знать государственный язык Российской Федерации – русский язык


+


+


+


+


+


+


+

Специалист должен свободно владеть языком, на котором ведется преподавание


+


+


+


+


+


+


+

Специалист должен уметь осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета



+



+



+



+






+




Специалист должен уметь стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению



+






+



+



+



+




Специалист должен анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации





+














+

Специалист должен выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений


+


+





+


+


+


+

Специалист должен выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания









+



+



+



+



+

Специалист должен владеть системой знаний о мировой и отечественной истории и культуре, способах логического и образного освоения исторической и реальной действительности



+



+



+



+



+



+



+

Специалист должен знать формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира, понимать роль науки в развитии общества



+



+
















Специалист должен владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата



+



+









+



+



+

Специалист должен владеть культурой мышления, знать его общие законы, способы письменной и устной речи правильного оформления его результатов, владеть профессиональным языком предметной области знания



+



+









+






+

Специалист способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии






+















+

Специалист должен уметь планировать собственную деятельность, ориентироваться в новейшей специальной литературе


+


+


+


+


+


+


+


2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний

Требования к профессиональной подготовке выпускника

Вид аттестационного испытания


Примечание

Гос. экз.

Защита ВКР

Специалист должен знать государственный язык Российской Федерации – русский язык



+



+




Специалист должен свободно владеть языком, на котором ведется преподавание


+



+




Специалист должен уметь осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета



+







Специалист должен уметь стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению



+







Специалист должен анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации



+







Специалист должен выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений



+







Специалист должен выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания



+







Специалист владеет системой знаний о мировой и отечественной истории и культуре, способах логического и образного освоения исторической и реальной действительности





+




Специалист знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира, понимает роль науки в развитии общества






+

Специалист владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата






+




Специалист владеет культурой мышления, знает его общие законы, способы в письменной и устной речи правильно оформить его результаты, владеет профессиональным языком предметной области знания



+



+




Специалист способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии



+



+




Специалист умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в новейшей специальной литературе






+







  1. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе

государственного экзамена


3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) – дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена

Требования к профессиональной подготовке

Дисциплины образовательной программы

ОПД.

Ф.01.

ОПД.

Ф.02.

ОПД.

Ф.03.

ОПД.

Ф.04.

ОПД.

Ф.05.

ОПД.

Ф.06.

ОПД.

Ф.07.

Специалист должен знать государственный язык Российской Федерации – русский язык



+



+



+



+



+



+



+

Специалист должен свободно владеть языком, на котором ведется преподавание

+

+

+

+

+

+

+

Специалист должен уметь осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета

+

+

+

+










Специалист должен уметь стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению

+

+

+

+

+







Специалист должен анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации

+

+




+










Специалист должен выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений




+




+










Специалист должен выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания

+

+

+

+

+

+

+


3.2. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене и программа государственного экзамена.

Содержание государственного экзамена выпускника педвуза по специальности 050401. 65 – История соответствует проблематике цикла общепрофессиональных дисциплин: психологии, педагогики, основ специальной педагогики и психологии, теории и методики преподавания истории и обществознания, возрастной анатомии, физиологии и гигиены, основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности. Этот круг учебных дисциплин формирует профессиональные педагогические знания и умения учителя истории. Программа государственного экзамена включает в себя основные учебные модули всех указанных учебных предметов.

Целью проведения итогового междисциплинарного государственного экзамена является проверка знаний и умений, приобретенных выпускниками при изучении общепрофессиональных дисциплин в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401. 65 – История. Основными задачами государственного экзамена являются:

  • оценка уровня освоения выпускником содержания общепрофессиональных дисциплин, определяющих профессиональные способности учителя истории, определение соответствия подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО.



Вопросы к государственному экзамену по истории России


  1. Восточные славяне и их соседи в VI –IX вв.

  2. Древнерусское государство с центром в Киеве (IX – начало XII вв.): основные этапы и особенности развития.

  3. Русские земли и княжества в XII – XIII вв.

  4. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины, основные особенности и историческое значение образования единого Российского государства.

  5. Развитие феодальных отношений в России в XV – XVII вв. Этапы закрепощения крестьян.

  6. Единое Российское государство в XVI –XVII вв.

  7. Абсолютизм в России XVIII в.: этапы и особенности исторического развития.

  8. Крестьянские войны в России: причины, особенности и их влияние на развитие страны.

  9. Внешняя политика России конца XVII-XVIII вв.

  10. Социально-экономическое развитие России в XVIII – первой половине XIX в. Кризис и разложение феодально-крепостнической системы.

  11. Русская культура XVII-XVIII вв.

  12. Россия в первой половине XIX в.

  13. Официальная идеология и общественная жизнь России в первой половине XIX в.

  14. Отмена крепостного права в России.

  15. Реформы и контрреформы 60-90-х гг. XIX в. в России.

  16. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле в России второй половины XIX в.

  17. Начало индустриализации и формирование финансового капитала в российской экономике конца XIX – начала XX в.

  18. Революционное движение в России во втор. пол. XIX – начале XX в.

  19. Думская монархия. Противоборство классов и партий в России в начале XX в.

  20. Русская культура XIX – начала XX вв.

  21. Социальные революции в России начала XX в.: предпосылки, основные события, итоги.

  22. Советская страна в период гражданской войны и интервенции.

  23. Реформы первой половины 1920-х гг. Попытка эволюции советско-большевистского режима.

  24. Модернизация советского общества конца 1920–начала 1930-х гг. Ее основные причины и результаты.

  25. Формирование тоталитарной модели государственной власти в СССР в 1920-1930-е годы.

  26. Советский Союз в годы Великой отечественной войны.

  27. Послевоенное восстановление народного хозяйства в СССР и эволюция политического режима (1946 – 1953 гг.)

  28. Политические, экономические и социокультурные преобразования в СССР (1953-1964 гг.)

  29. Противоречивость социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг.

  30. Распад СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия (1985 г. - н.в.)


Вопросы к государственному экзамену по всеобщей истории

  1. Закономерности формирования государства на Древнем Востоке.

  2. Социальная структура древневосточного общества.

  3. Хараппская цивилизация и проблема возникновения государственности в Индии.

  4. Античный полис и его историческое значение

  5. Афинский путь к демократии

  6. Рим: от республики к империи.

  7. Античное наследие в европейской культуре.

  8. Западноевропейский феодализм: его основные черты и их развитие. Проблема генезиса феодализма.

  9. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе.

  10. Церковь и ереси в Европе в средневековый период (IV-XV вв.).

  11. Реформация и контрреформация в Европе.

  12. Конфуцианство и легизм о создании сильного государства. Основные черты китайско-конфуцианской цивилизации.

  13. Основные черты индо-буддийской цивилизации в период средних веков.

  14. Возникновение ислама и формирование общеарабского государства.

  15. Ранние буржуазные революции второй половины XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке: предпосылки, основные преобразования, итоги.

  16. Экономическое развитие стран Запада в XIX – начале XX вв. Развитие индустриального общества. Изменения в социальной структуре.

  17. Политическое развитие стран Запада в XIX – начале XX вв. Изменения в партийно-политической структуре.

  18. Международные отношения: 1815-1913 гг. Первая мировая война: причины, ход, итоги.

  19. Версальско-Вашингтонская система регулирования международных отношений в период между двумя мировыми войнами. Вторая мировая война: причины, ход, итоги.

  20. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Восточной цивилизации в новое время.

  21. Колониальная система: формирование, основные этапы развития, проблема взаимодействия Западной и Восточной цивилизаций.

  22. Буржуазные революции начала XX в. на Востоке: причины, основные этапы, значение, общие и особенные черты.

  23. Межвоенная Европа: от революций к стабилизации.

  24. Партократический социализм в странах Восточной и Юго- Восточной Европы.

  25. Рождение тоталитарных режимов разных типов. Деформация политических, культурных, этнических основ общества.

  26. Политическое развитие стран Запада во второй половине XX в.

  27. «Холодная война» как столкновение имперских интересов. Локальные конфликты и их негативные последствия.

  28. Страны Азии и Африки в период между двумя мировыми войнами.

  29. Страны «третьего мира» во второй половине XX в. Крушение колониализма.

  30. Кризис «традиционного общества» в афро-азиатском регионе. Социальные, политические, демографические последствия.


Вопросы к государственному экзамену по педагогике,

психологии и теории и методике преподавания истории и

обществознания

  1. Содержание образования в современной школе. Факторы отбора. Учебник истории, его информационная и дидактическая функция. Опишите структуру указанного учебника, его компоненты.

  2. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Подготовка к уроку. Характеристика форм организации урока истории и обществознания (на примере указанного класса). Психологический аспект мотивации учебной деятельности учащихся на уроке истории.

  3. Урок в классах компенсирующего обучения. Психологические причины школьной неуспеваемости. Составьте план-схему урока для учащихся 9 класса компенсирующего обучения.

  4. «Социализация» как принцип современного историко-обществоведческого образования и его реализация на примере указанного историко-обществоведческого курса.

  5. Изучение теоретического материала на уроках истории. Раскрытие закономерностей исторического развития: понятие, содержание, приемы и средства. Из курса «История Древнего мира» приведите примеры 3-х видов связей, составляющих основу закономерностей исторического развития.

  6. «Гуманизация» как принцип современного исторического образования и его реализация в ходе изучения указанного курса.

  7. Целеполагание в педагогике. Структурно-функциональный анализ темы. Определение целей на уроках истории (на примере указанной темы).

  8. Исторические представления: понятие, структура, содержание. Психологические особенности формирования образов прошлого. Методические приемы и средства работы с фактическим материалом.

  9. Образовательный стандарт. Образовательная программа. Анализ действующих программ по курсу «Человек и общество».

  10. Государственный стандарт обществоведческого образования. Принципы формирования обществоведческого содержания. Охарактеризуйте содержательную линию «Человек» в обществоведческих курсах.

  11. Современные образовательные технологии обучения. Показать на примере вариант использования одной из предложенных технологий.

  12. Принципы, формы и содержание совместной деятельности при организации внеурочной работы по обществознанию. Составьте план-схему внеклассного мероприятия по предложенной теме.

  13. Использование исторических источников и художественной литературы в обучении истории. Исторический документ, как средство формирования исторических знаний в 5 классе. Виды, функции, значение и правила работы с документом.

  14. Структура исторических знаний: факт, понятие, закономерность. Процесс формирования исторических знаний в 8 классе на примере указанной темы.

  15. Эмоционально-ценностные компоненты изучения истории: представления и понятия. Опишите психологические особенности процесса формирования пространственных представлений на уроках истории в 9 классе с указанием конкретных примеров.

  16. Разноуровневое обучение. Составьте систему познавательных заданий для учащихся 9 класса в трех уровнях: профильный, общий, компенсирующий.

  17. Диагностика результатов образования. Психологические функции контроля и оценки в обучении. Проверка и контроль знаний учащихся на уроках обществознания. Составьте систему разнотипных проверочных заданий по предложенной теме.

  18. Системы обучения (объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное). Психологическая структура проблемного обучения. Смоделируйте проблемный урок по предложенной темы.

  19. Методы обучения и их классификация в современной дидактике. Охарактеризуйте различные методы обучения обществознанию на примере указанной темы.

  20. Обучающая игра, ее виды и возможности. Роль воображения в учебной деятельности. Разработайте план-схему деловой игры по предложенной теме.

  21. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Составьте модель организации самостоятельной работы учащихся на уроках обществознания при изучении предложенной темы.

  22. Содержательный и деятельностный аспект различных видов связей: межпредметных, внутрипредметных и межкурсовых. Составьте модель формирования понятия «общество» используя данные виды связей.

  23. Гражданско-правовое воспитание на уроках обществознания. Составьте план урока, направленного на воспитание «гражданской ответственности», «гражданской активности», «патриотизма».

  24. Отбор фактов, понятий, идей в курсе обществознания и пути их формирования. Психологический аспект формирования теоретического понятия. Смоделируйте процесс формирования понятий «цивилизация» и «формация» на уроках обществознания.

  25. Формирование у учащихся умений и навыков на уроках обществознания. Связь навыков и умений с мотивами учения. Составьте модель формирования умений работать с нормативными документами.

  26. Развитие познавательного интереса к истории во внеурочной работе. Составьте план-схему внеклассного мероприятия по истории для учащихся указанного класса.

  27. Формирование понятий на уроках истории. Психологический аспект формирования теоретического понятия. Смоделируйте процесс формирования понятия «государство», указав этапы формирования и их содержание, а так же приемы и средства достижения поставленной задачи. Оформите ответ в таблицу.

  28. Пространственные представления: понятие, содержание, значение в системе исторических знаний. Методы, приемы и средства формирования пространственных представлений.

  29. Опишите особенности процесса формирования хронологических представлений на уроках истории в 5 классе с указанием конкретных примеров. Приемы и средства их достижения. Условия и психологические приёмы эффективного запоминания хронологического материала.

  30. Наглядность: типы и виды пособий. Произведите набор наглядности к указанному уроку истории. Психологические закономерности образной памяти.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconГоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников Тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности...
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconГоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Курса по выбору «Нормативно-правовые основы высшего профессиоального образования»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconРуководство для самостоятельной работы студентам отделения заочного обучения специальности «биология»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт Имени Д. И. Менделеева»
Проектирование социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconРф федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра всеобщей истории
Составители: Я. С. Бальчугова, А. В. Максимов, С. В. Сотникова, И. В. Яркова, И. В. Цыганова
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconМинистерство образования и науки Российской федерации учреждение российской академии наук тобольская биологическая станция ран
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconГоу впо «тобольский государственный педагогический институт имени «Д. И. Менделеева» Софронов Вячеслав Юрьевич
Книга предназначена для исследователей истории Русской церкви, студентов, аспирантов, а также всех читателей, проявляющих интерес...
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева»
Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников тгпи им. Д. И. Менделеева по направлению...
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании кафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт...
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени д и. Менделеева» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Менделеевская ассамблея – 2008: Материалы региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов ссуз, учителей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница