Пояснительная записка курс истории «Древнего мира»




Скачать 473.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка курс истории «Древнего мира»
страница1/3
Дата24.01.2013
Размер473.32 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс истории «Древнего мира» 5 класса основной школы является пер­вым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образова­ния состоит в приобщении учащихся к нацио­нальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании граж­данского самосознания. Эта общая цель опреде­ляет и задачи курса истории древнего мира. На материале древней истории начинается форми­рование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащи­еся впервые узнают о далеком прошлом челове­чества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому про­цессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, т.е. представления об определя­ющем значении какой-либо одной из сторон жиз­ни общества, и позволяет показать тесную взаи­мосвязь экономической, политической и духов­ной сфер. Многозначное понятие цивилизация дается в курсе вначале в значении стадия обще­ственного развития (следующая за варвар­ством). Более полное понимание термина циви­лизация как совокупность хозяйственных, поли­тических, идеологических особенностей опреде­ленного общества (или обществ) дается на при­мере античной(полисной) цивилизации.

Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей.

II. Древний Восток. III. Древняя Греция. IV. Древний Рим. Каждая часть состоит из раз­делов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам.

Для усиления преемственности в изложении материала, последовательного раскрытия кон­цептуальных положений и внутренних логичес­ких связей в программе дается новая последо­вательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока.

Существующие программы имеют в основе мо­нографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая Персид­ской державой, наконец отдельно — история Ин­дии и Китая. Однако при такой последовательнос­ти изучения материала остается за кадром общая картина развития древневосточного мира. Исто­рия Древнего Востока предстает как коллекция монографий по истории отдельных стран. Между тем учащимся важно представить общий ход раз­вития древневосточных цивилизаций.

Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хроно­логической последовательности были бы непри­емлемы частые переходы от истории одной стра­ны к истории других стран. Учащиеся этого воз­раста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история древнего мира содержит большей частью незна­комый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры — все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Гре­ции и Рима должны изучаться по-прежнему раз­дельно, как части курса.

После изучения истории первобытного об­щества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, ста­диям присваивающего и производящего хозяй­ства, в первом разделе части II (Древний Вос­ток) изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логи­чески продолжают изучение возникновения цивилизации на земле, начатое уроками по ис­тории первобытного общества. При этом уча­щиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных ци­вилизаций, усваивая понятие Древний Вос­ток. Такая последовательность и группировка материала отчасти обусловлена тем обстоя­тельством, что, согласно современному учеб­ному плану, изучение истории начинается на год раньше географии. Предлагаемая последо­вательность изучения материала также позво­ляет сравнивать историческое развитие древ­них обществ.

В разделе «Древний Египет», чье историчес­кое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие культура. Данный раздел является примером традицион­ного, развернутого, монографического описа­ния истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историчес­кое развитие Египта в хронологической после­довательности. В теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 — период Средне­го царства, в теме 13 — период Нового царства.

Наступление железного века показано в сле­дующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключитель­ного раздела II части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получа­ют ясное представление о всемирно-историчес­ком значении начала обработки железа, рево­люционизировавшего мир.

Изучение истории Древнего Востока завер­шается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, в Китае и на Ближ­нем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдель­ных стран и регионов, а также прочно закреп­ляют понятие Древний Восток. К тому же на­много удобнее и логичнее переходить к изуче­нию истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех ци­вилизаций Индии и Китая.

В III и IV частях курса сохранена традици­онная последовательность изложения учебно­го материала. В то же время в программе наи­большее внимание уделено изучению полити­ческой истории, наполненной событиями и дей­ствующими лицами, а также вопросам культур­ного развития античного мира.

На изучение истории древнего мира в 5 клас­се учебным планом предусматривается 70 ч — из расчета 2 ч в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется от­дельный урок. 10 часов на пропедевтический курс. Остающиеся 4 часа отво­дятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приори­тетного значения для современной европейс­кой (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Программа курса положена в основу школь­ного учебника для 5 класса: Михайлов­ский Ф.А. История древнего мира. М.: Русское слово, 2006.

Материал учебника соответствует государ­ственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в пере­чень учебных изданий, рекомендованных Ми­нистерством образования Российской Федера­ции для преподавания в школе.

'ПРОГРАММА КУРСА (70 Ч)

Пропедевтический модуль «Что изучает история» (10 ч)

Что изучает история? Периодизация мировой истории. Исторические источники. История на карте. История древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Письменные и веще­ственные памятники. Археологические раскопки.

ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (5 ч)

РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 Ч)

Материал раздела дает учащимся пред­ставление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами тер­мины не употребляются). В трех темах раз­дела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобыт­ных людей, использовавших природные мате­риалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) ос­новные занятия людей в условиях присваи­вающего хозяйства(собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятель­ности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.

Опорные понятия и термины: человеческое стадо, человек разумный, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 1. Первые люди на земле

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Человек разумный.

Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников

Расселение людей по земле. Охота и соби­рательство. Важнейшее значение охоты в жиз­ни людей. Понятие каменный век. Орудия ка­менного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Тема 3. Искусство и религия первобытных людей

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

РАЗДЕЛ II. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ (2 Ч)

Изучение материалов раздела дает уча­щимся представление о развитии человечес­кого общества в условиях производящего хо­зяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятель­ности людей, открытие керамики и изобрете­ние гончарного круга; в) возникновение родо-племенного строя и его разложение; г) пере­ход к стадии цивилизации и основные ее при­знаки.

Опорные понятия и термины: присваиваю­щее и производящее хозяйство, родовая общи­на, мотыжное и пашенное земледелие, бронзо­вый век, обмен, деньги, период первобытности.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 4. Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства

Образование родовых общин. Племя. Орга­низация родо-племенной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Воз­никновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ре­месло и ткачество.

Тема 5. От первобытности к цивилизации

Открытие меди, изобретение бронзы. Поня­тие бронзовый век. Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального нера­венства. Переход от родовой общины к сосед­ской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к ци­вилизации.

Тема 6. Счет лет в истории (1 ч)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие дата. Обозна­чение дат на линии времени.

ЧАСТЬ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 Ч) РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 Ч)

Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенно­стях и закономерностях развития древневосточ­ных стран. Раздел логически связан с материа­лом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на зем­ле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригации оружений, о преобразовании речных долин в ре­зультате трудовой деятельности людей; д) о по­явлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной орга­низации, о праве как атрибуте государственно­сти, о возникновении письменности.

Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государ­ственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.


Учебное оборудование: карта «Древний Во­сток. Египет и Передняя Азия», карта «Древ­ний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н.э.)», карта «Рост территорий государств в древности».

Тема 7. Египет — дар Нила

Местоположение и природные условия стра­ны. Южный и Северный Египет (Дельта). Раз­ливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая пись­менность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица едино­го государства.

Тема 8. Страна двух рек

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильга-меше. Сказание о потопе.

Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы Хаммура­пи — важный исторический источник. Откры­тие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Тема 10. Индия и Китай в древности

Возникновение цивилизации в Древней Ин­дии и Китае. Страна между Гималаями и океа­ном. Природные условия и население. Древней­шие города в долине Инда. Археологические на­ходки. Недешифрованная письменность. Мес­тоположение и природа Китая. Хуанхэ — «река, надрывающая сердце». Первые государ­ства в Китае.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие Древний Восток.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (4 Ч)

В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, т.е. времени Древнего (тема 11), Сред­него (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узна­ют о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится по­нятие культура. Дается представление об ис­торическом значении древнеегипетской циви­лизации.

Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, на­логи, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Во­сток. Египет и Передняя Азия».

Тема П. Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники ис­тории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — пове­литель Египта. Обожествление фараонов. Во­сточная деспотия. Вельможи, чиновники и пис­цы. Налоговое обложение.

Тема 12. Жизнь в Древнем Египте

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадь­бе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Ис­торические свидетельства о народном вос­стании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Тема 13. Завоевания фараонов

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. За­воевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограб­ление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Тема 14. Культура Древнего Египта

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипет­ская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие культура.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Понятия история и культура (на материа­ле Египта).

РАЗДЕЛ V. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. (4 ч)

В разделе дается характеристика развития государств в период железного века, показа­но значение открытия железа в истории чело­веческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивили­зации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях наро­дов Западной Азии (создание финикийцами ал­фавита, Ниневийская библиотека, вавилон­ская наука, древнееврейский монотеизм). Ма­териал раздела позволяет проводить сравни­тельный анализ развития и достижений наро­дов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.

Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Во­сток. Египет и Передняя Азия».

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconКалендарно-тематическое планирование курса «история древнего мира» Пояснительная записка Класс
Учебник – А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconРабочая программа по элективному курсу истории «Религии и мифы народов мира»
В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconПояснительная записка цели и задачи
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconПояснительная записка в специальной подготовке студента-историка большую роль призваны играть выполняемые им самостоятельно письменные работы.
В соответствии с учебным планом специальности «История», студенты – заочники выполняют контрольные работы по всем дисциплинам курса...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconИ. А. Зарипов история древнего мира
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован...
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconУрок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002
Пояснительная записка курс истории «Древнего мира» iconРабочая программа по истории Древнего мира
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы под редакцией...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница