Скачать 473.32 Kb.
|
Курс истории «Древнего мира» 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, т.е. представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и позволяет показать тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие цивилизация дается в курсе вначале в значении стадия общественного развития (следующая за варварством). Более полное понимание термина цивилизация как совокупность хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной(полисной) цивилизации. Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей. II. Древний Восток. III. Древняя Греция. IV. Древний Рим. Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам. Для усиления преемственности в изложении материала, последовательного раскрытия концептуальных положений и внутренних логических связей в программе дается новая последовательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока. Существующие программы имеют в основе монографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая Персидской державой, наконец отдельно — история Индии и Китая. Однако при такой последовательности изучения материала остается за кадром общая картина развития древневосточного мира. История Древнего Востока предстает как коллекция монографий по истории отдельных стран. Между тем учащимся важно представить общий ход развития древневосточных цивилизаций. Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хронологической последовательности были бы неприемлемы частые переходы от истории одной страны к истории других стран. Учащиеся этого возраста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история древнего мира содержит большей частью незнакомый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры — все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Греции и Рима должны изучаться по-прежнему раздельно, как части курса. После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в первом разделе части II (Древний Восток) изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логически продолжают изучение возникновения цивилизации на земле, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, усваивая понятие Древний Восток. Такая последовательность и группировка материала отчасти обусловлена тем обстоятельством, что, согласно современному учебному плану, изучение истории начинается на год раньше географии. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ. В разделе «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие культура. Данный раздел является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы в поле изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. В теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 — период Среднего царства, в теме 13 — период Нового царства. Наступление железного века показано в следующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключительного раздела II части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получают ясное представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир. Изучение истории Древнего Востока завершается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, в Китае и на Ближнем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно закрепляют понятие Древний Восток. К тому же намного удобнее и логичнее переходить к изучению истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех цивилизаций Индии и Китая. В III и IV частях курса сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. В то же время в программе наибольшее внимание уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира. На изучение истории древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 ч — из расчета 2 ч в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. 10 часов на пропедевтический курс. Остающиеся 4 часа отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся. При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира. Программа курса положена в основу школьного учебника для 5 класса: Михайловский Ф.А. История древнего мира. М.: Русское слово, 2006. Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе. 'ПРОГРАММА КУРСА (70 Ч) Пропедевтический модуль «Что изучает история» (10 ч) Что изучает история? Периодизация мировой истории. Исторические источники. История на карте. История древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки. ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (5 ч) РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 Ч) Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства(собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности. Опорные понятия и термины: человеческое стадо, человек разумный, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф. Учебное оборудование: карта полушарий. Тема 1. Первые люди на земле Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Человек разумный. Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие каменный век. Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки. Тема 3. Искусство и религия первобытных людей Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы. РАЗДЕЛ II. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ (2 Ч) Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родо-племенного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки. Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности. Учебное оборудование: карта полушарий. Тема 4. Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства Образование родовых общин. Племя. Организация родо-племенной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество. Тема 5. От первобытности к цивилизации Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие бронзовый век. Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации. Тема 6. Счет лет в истории (1 ч) Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие дата. Обозначение дат на линии времени. ЧАСТЬ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 Ч) РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 Ч) Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригации оружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности. Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н.э.)», карта «Рост территорий государств в древности». Тема 7. Египет — дар Нила Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства. Тема 8. Страна двух рек Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильга-меше. Сказание о потопе. Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи. Тема 10. Индия и Китай в древности Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ — «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае. Повторение и проверка знаний (1 ч) Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие Древний Восток. РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (4 Ч) В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, т.е. времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие культура. Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации. Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Тема П. Фараоны и пирамиды Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение. Тема 12. Жизнь в Древнем Египте Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами. Тема 13. Завоевания фараонов Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта. Тема 14. Культура Древнего Египта Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие культура. Повторение и проверка знаний (1 ч) Понятия история и культура (на материале Египта). РАЗДЕЛ V. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. (4 ч) В разделе дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике. Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». |
![]() | Календарно-тематическое планирование курса «история древнего мира» Пояснительная записка Класс Учебник – А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008 | ![]() | Рабочая программа по элективному курсу истории «Религии и мифы народов мира» В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в... |
![]() | Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс) Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,... |
![]() | Пояснительная записка цели и задачи Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным... | ![]() | Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс) Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего... |
![]() | Пояснительная записка в специальной подготовке студента-историка большую роль призваны играть выполняемые им самостоятельно письменные работы. В соответствии с учебным планом специальности «История», студенты – заочники выполняют контрольные работы по всем дисциплинам курса... | ![]() | И. А. Зарипов история древнего мира Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован... |
![]() | Урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира) Учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002 | ![]() | Рабочая программа по истории Древнего мира Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы под редакцией... |