Методическая разработка урока путешествия




Скачать 63.52 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока путешествия
Дата23.01.2013
Размер63.52 Kb.
ТипМетодическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока – путешествия

« Путешествие в страну Дымковской игрушки»


Автор-составитель:

педагог Курьянова Ирина Анатольевна

ОУ ДОД ДТДиМ г.Сызрань


Тема: « Путешествие в страну Дымковской игрушки»

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Форма урока: Урок – путешествие.

Цель:

Приобщить учеников к миру декоративно-прикладного творчества посредством изучения народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей создания дымковской игрушки;

- дать представление о дымковском орнаменте;

- научить приемам и навыкам росписи дымковской игрушки.

Развивающие:

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к народным промыслам родной страны; гордость за свою Родину;

- воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

Дымковские игрушки;

настольные декорации ( деревья, теремок, цветник, колодец, пруд);

слайд-фильм из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства»;

аудиозапись народной музыки;

фломастеры основных цветов;

таблицы с дымковским орнаментом;

шаблоны дымковских игрушек;

картинки солнышко и тучки по количеству детей.


Ход урока.


- Сегодня , ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие в страну Дымковской игрушки. Приглашаются все, кто любит веселье и шутки в село Дымково.

Разыгрывается представление по мотивам фольклора с демонстрацией дымковских игрушек.

Зонтик грибком, руки крендельком.

Ходит девица – красавица по улице пешком.

Выходит барышня с зонтиком.

Бока крутые,

Рога золотые

Копытца с оборкой

На спине – Егорка.

Появляется Егорка, приглашает барышню в лес за грибами и ягодами.

По дорожке шли

Боровик нашли

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли

Хорошо, что тихо шли.

Шел Егорка через бор

Видит: вырос мухомор

- Хоть красив, а не беру-

Вслух сказал Егор бору.

-Верно ты сказал, Егор!-

Так ему ответил бор.

Мы по ягоды ходили

В наш игрушечный лесок.

Взять с собою не забыли

Берестяный туесок.

Возвращаются домой, подходят к колодцу.

У колодца, у колодца

Водоноски собрались

Здесь вода сама нальется

Наклонись, не поленись.

Посылали молодицу

Под горушку по водицу

А водица далеко

И ведерко велико.

Наша Катя подрастет

Катя силы наберет

Станет по воду ходить

Ведра красные носить!

Появляются барашки.

Барашек-свисток

Правый рог – завиток

Левый бок - завиток

На груди – цветок.


Егор и барышня отправляются кататься на карусели.

Сели мы на карусели

На качели пересели.

Сто знакомых встретили

На поклон ответили.

Барышня у самовара приглашает к чаю.

Приходите вечерком

Напою вас я чайком

Чайком с молочком

Да с румяным крендельком.


Звучит народная музыка. Педагог подыгрывает на дымковской свистульке.


- С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Эти игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе Дымково, недалеко от Вятки. Игрушки дымковских мастеров были ярким украшением ярмарок, а праздничное гулянье с озорным названием Свистунья не могло состояться без игрушек – свистулек, которые пели на разные голоса. Обычно свистульки лепили в виде сказочных животных. Шумно и весело бывало на празднике свистуньи! Давайте попробуем посвистеть. Здорово! Мы как будто оказались в Дымковской слободе.

Посмотрите, вот как выглядит она сейчас.


( педагог показывает слайды и рассказывает о том, где находится Дымково, сравнивает деревянные старинные домики, в которых раньше жили мастерицы, и современные просторные мастерские, где лепят игрушки сейчас.)


Затем педагог демонстрирует и описывает разнообразные игрушки, обращает внимание на их неповторимость, рассказывает о том, что темы и сюжеты берутся из жизни, иногда можно увидеть сцены сегодняшнего дня, а многие рассказывают о далеких временах. Главные герои дымки – люди, животные, птицы.


Педагог читает стих. В. Фофанова:


Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного, что серости серей.

В ней что – то есть от радуги, от капельки росы,

В ней что –то есть от радости, гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка, в ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!


Физкультминутка.

( дети говорят слова вместе с педагогом и выполняют движения)


Мы сначала будем хлопать

А потом мы будем топать

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся!


- Продолжаем наше путешествие в село Дымково.

- Ребята, как вы думаете, сложный ли узор на дымковских игрушках?

Дети рассматривают игрушки и определяют какие элементы используют художники Дымкова.

Это прямые и волнистые линии- широкие и узкие, штрихи, круги – большие и маленькие, кольца, точки.

- А теперь внимательно посмотрите какие цвета использованы в росписи: красно –розовый, синий, зеленый, черный, желтый, коричневый, золотистый. Фон белый.


Практическая часть.

- А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу Мастерскую художников, и там превратившись в народных умельцев, заняться росписью дымковских игрушек.

Дети выбирают шаблоны игрушек ( барышни, барашки, водоноски, козлики, коняшки, и др) на свой вкус. ( приготовленные заранее педагогом на белом картоне) .

По ходу выполнения работы, педагог индивидуально оказывает помощь детям, нуждающимся в ней.

- Вот и готовы наши дымковские игрушки. Дети демонстрируют свои работы и читают стихи:

.

Стоит молодушка

А с ней коровушка:

Важная, спокойная

Буренушка дойная.


В кокошнике няня

На руках Ваня

И хорош, и пригож

Скоро, Ваня, подрастешь?


Что за конь!

Только тронь!

Со всадником вместе

Ускачет верст двести!


Девица в венце,

Румянец на лице

Собой хороша,

Стоит, не дыша.


-Козлик!- Ме-е! Ме-е!

-Что у тебя на уме?

- Капустка в огороде,

Да не полезешь при народе.


Итог урока.


Усвоение знаний, полученных на занятии, проверяется фронтально. Детям задаются вопросы:

  1. Назовите родину дымковской игрушки?

  2. Какие вы знаете дымковские игрушки?

  3. Назовите основные элементы узора.

  4. Какие цвета используют в росписи дымковские умельцы?



Рефлексия.


- Каким было для вас путешествие? Выберите слово (интересным, увлекательным, полезным, трудным)

- Если вам на уроке было все понятно и вы узнали много нового и интересного, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если вы, что то не запомнили и у вас возникли трудности – прикрепите рисунок тучки.


- Урок окончен. Всем спасибо.


Список используемой литературы:



  1. Пушкарев В. «Добрых рук мастерство», Ленинград, «Искусство», 1998 г.

  2. Ершова А.П., Захарова Е.А. « Искусство в жизни детей», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  3. Рафаенко В.Я. « Народные промыслы», Москва, Издательство «Знание», 2000 г.

  4. Плюхин В.У. « Творчество- у истоков гражданственности», Москва, «Просвещение», 2000 г.

  5. Бартман Н.Д. «Музей игрушки»

  6. Богуславская И.Я. « Русская глиняная игрушка» , Ленинград, «Искусство»

  7. Можаева Е.М. «Русские игрушечные кони» , Москва,

  8. Розова Л.К. « Дымковская игрушка», Москва, «Планета»,

  9. Шпикалов А. « Русская игрушка», Москва, Прогресс,1993 г.

Похожие:

Методическая разработка урока путешествия iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока по предмету «Основы безопасности движения»
Тема урока: Дороги и их виды. Цель урока: Обучающая Обеспечить усвоение материала учащимися
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока Полежаевой Ларисы Александровны преподавателя декоративно-прикладного искусства и рисования Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей «Музыкальная школа»
Методическая разработка урока по декоративно-прикладному искусству Полежаевой Л. А. –преподавателя декоративно-прикладного искусства...
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка вводного урока по теме
Тип урока: урок формирования знаний, умений с элементами практики, систематизация изученного материала
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока на тему: «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности» 2011 г
Название работы: Методическая разработка урока на тему: «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности»
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка открытого урока обобщающего повторения по физике
Объяснение учителем цели, задач. Сообщается порядок проведения урока, условия и система оценивания
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока географии в 7 классе по теме
Цель урока: показать особенности расположения главных форм рельефа Земли и их соответствие тектоническим структурам земной коры
Методическая разработка урока путешествия iconМетодическая разработка урока по предмету Технология
Возможности урока неисчерпаемы. С применением новых компьютерных технологий можно обычный урок сделать более интересным, разнообразить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница