Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств»




Скачать 121.51 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств»
Дата23.01.2013
Размер121.51 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института

_______________________ /Семенова В.И./

__________ _____________ 2010__г.

Раннехристианское искусство. Искусство Византии

Рабочая программа для студентов, обучающихся

по специальности 031501 «Искусствоведение»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Еманов А.Г./

«______»___________2010__г.

Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела, 24 марта 2010 г., протокол № 8. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _____13____стр., тираж _________экз.

Зав.кафедрой ______________________________/Семенова В.И./

«______»___________ 2010__ г.

Рассмотрено на заседании УМК института искусств и музейных технологий, 08 апреля 2010 г., протокол № 4)

Соответствует ФГОС ВПО (СПО) и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./

«______»_____________2010__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки_______________/Соколова Н.П./

«______»_____________2010_г.


Издательство

Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий


2010

УДК 94(495)(075.8)

ББК Т3(0)4-9я73

АЗ Е600

Искусство Византии: Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств». Тюмень: ТГАКИСТ, 2010. 12 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по направлению «История искусств». Он содержит тематику лекций, формы промежуточного контроля, списки источников и литературы, контрольные вопросы. Трудоемкость освоения дисциплины 1 кредитная ед. (36 аудиторных часов).


СОСТАВИТЕЛЬ: А. Г. Еманов, д.и.н., проф.

Рецензенты: Д. И. Макаров, д. ф. н., профессор

С. В. Кондратьев, д. и. н., профессор


© А.Г. Еманов, 2010.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Искусство Византии» ориентирована на студентов 2 курса, обучающихся по направлению «История искусств» на уровне подготовки бакалавров.

Цель курса:

- дать представление о важнейших достижениях, традициях и тенденциях развития искусства Византии на протяжении 1100 лет, с IV в.н.э., когда возникли Константинополь и Византия, по XV в., когда Константинополь был захвачен турками.

Задачи курса:

- охарактеризовать корпус источников по истории византийского искусства;

- проанализировать основные труды в изучении византийского искусства;

- рассмотреть основные виды искусства Византии;

- проследить важнейшие этапы развития византийского искусства;

- выявить роль столичного и провинциальных центров Византии в становлении и развитии различных видов искусства.

Трудоемкость дисциплины 1 кредитная единица. Программа рассчитана на 36 аудиторных часов, из них 18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Лекции

Практич. занятия

Индивид. самост. работа

Форма контроля

1

Пролегомены

1










2

Эпоха Константина Великого

3

4







3

Искусство V в.

1










4

Эпоха Юстиниана

3

4







5

Иконокласм

1










6

Македонское Возрождение

2

2







7

Комниновское Возрождение

2

4







8

Византийское искусство в условиях полицентризма

1










9

Палеологовское Возрождение

4

4










Всего

18

18




экзамен



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пролегомены

Общее представление о Византии, ее культурном наследии и искусстве. Географические пределы бытования византийского искусства. Хронологические границы существования искусства Византии. Этническое и конфессиональное содержание византийского искусства. Основные памятники искусства Византии в Стамбуле, на Пелопонессе, в Малой Азии и в Святых Землях, на Синае и в Египте, на Балканах и в Крыму, в Италии и средиземноморской Испании. Крупнейшие собрания византийского искусства в музеях мира (Археологический музей Стамбула, Византийский музей Афин, Музей византийской культуры в Салониках, Музей византийского искусства в Берлине, Лувр, Прадо, Британский музей, Эрмитаж, Метрополитен музей и др.). Изучение истории византийского искусства в Европе, США и России. Французская школа исследования искусства Византии (А. Грабар, Ж. Дюран и др.). Британская школа (О. Далтон, К. Манго, Р. Кормак, А. Катлер и др.). Немецко-австрийская школа (Х. Герхард, О. Фелд, У. Пешлоу, Г. Кох и др.). Американская искусствоведческая визанотология. Российские историки византийского искусства (Н.П. Кондаков, В.Н. Лазарев, А.В. Банк, В.Д. Лихачева, О.С. Попова и др.).


2. Эпоха Константина Великого

Константин Великий. Принятие христианства. Строительство Константинополя. Изменения в архитектуре (Триумфальная арка Константина в Риме, Св. София в Константинополе, церковь Св. Апостолов, Фессалоникская ротонда, ипподром и др.). Развитие скульптуры. Колоссы Константина. Мозаика. Энкаустика. Зарождение христианской иконографии. Эмали. Торевтика. Художественное стекло. Керамика. Ранневизантийские ткани.


3. Искусство V в.

Архитектура (Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Неонианский баптистерий, Панагия Ахеропоитос, базилика Св. Димитрия, ротонда Св. Георгия. Кальб Лузе в Сирии, Калат Семан около Антиохии и др.). Лапидарные рельефы. Фресковая живопись. Книжная миниатюра. Резьба по слоновой кости. Декоративно-прикладное искусство.


4. Эпоха Юстиниана

Юстиниан. Градостроительная политика императора. Ипподром, искусство публичных зрелищ. Анфимий из Тралл и Исидор Милетский. Новые идеалы в архитектуре – создание крестовокупольного храма (новый храм Св. Софии в Константинополе). Церкви Сан Аполлинаре Нуово и Сан Витале в Равенне. Скульптура (Арханге Гавриил, Философ из Эфеса и др.). Новые принципы в живописи. Апогей развития мозаики (мозаичные портреты Юстиниана и Феодоры в Равенне и др.). Эмальерное искусство. Косторезное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ткани. Книжная миниатюра («Венский генизис», «Россанский кодекс», «Евангелие Рабулы» и др.).


5. Иконокласм

Иконоборчество. Отвержение икон. Замещение антропоморфных изображений во всех видах искусства ставрографией и растительными мотивами. Догматические споры о связи образа с первообразом (архетипом). Наследие Иоанна Дамаскина. Восстановление иконопочитания.


6. Македонское Возрождение

Подъем культуры и искусств в Византии. Становление нового архитектурного стиля. Развитие столичного и провинциальных центров искусства. Появление художественных школ. Формирование канона в иконографии (основные канонические типы изображения Иисуса Христа, Богоматери). Книжная миниатюра. Развитие скрипториев в столице и провинции. Расцвет декоративно-прикладного искусства.

Зарождение садово-паркового искусства.


7. Комниновское Возрождение

Новый подъем византийского искусства. Достижения в архитектуре. Дальнейшее развитие иконографического канона (основные канонические типы изображения апостолов, Св. Николая, Св. Георгия, св. воинов и др.). Камнерезное искусство. Эмаль. Торевтика. Керамика. Другие виды декоративно-прикладного искусства. Художественные ткани. Иллюминация и каллиграфия. Нотное письмо, музыкальные кодексы.


8. Византийское искусство в условиях полицентризма

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. и его последствия для развития искусств. Partitio Romaniae, образование различных социо-политических и культурных общностей в пределах распавшейся Византии (Латинская империя, Никейская империя, Трапезундская империя, Ахейское княжество, Афинское герцогство, Эпирский деспотат и др.). Расхождение судеб развития искусств.


9. Палеологовское Возрождение

Восстановление Византии. Последний подъем культуры и искусств. Развитие архитектуры. Поздневизантийская иконография, различные художественные центры. Резьба по камню, кости, металлу. Золотое и серебряное шитье на шелковых тканях. Ювелирное искусство. Чеканка монеты. Хрисовулы, аргировулы и моливдовулы. Медальерное искусство (рельефы последних императоров). Книжная графика и иллюминация.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И САМОТСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В течение семестра студенты, работая с предложенными источниками и литературой, выполняют творческие задания по составлению каталога десяти самых выдающихся памятников архитектуры Византии, десяти самых выдающихся памятников скульптуры Византийской империи, десяти самых знаменитых иконографических памятников. Данные о памятнике в каталоге приводятся в следующей последовательности: название по-русски и по-гречески; время создания; место создания; возможное авторство; место современного нахождения; материал; публикации памятника.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Источники по истории искусства Византии

  2. Историография византийского искусства

  3. Новые тенденции в архитектуре эпохи Константина Великого

  4. Развитие скульптуры в эпоху Константина

  5. Становление византийской иконографии в IVв.

  6. Византийское искусство V в.

  7. Возникновение крестово-купольного храма

  8. Художественно-изобразительные памятники эпохи Юстиниана

  9. Иконоборчество и судьба изобразительных искусств в Византии

  10. Македонское возрождение

  11. Иконография Иисуса Христа

10. Иконография Богоматери

11. Декоративно-прикладное искусство Македонского Возрождения

12. Комниновское возрождение

13. Искусство Никейской империи

14. Искусство Трапезундской империи

15. Византийское наследие на Балканах

16. Палеологовское возрождение

17. Византийская эмиграция на Запад

18. Влияние византийского искусства на Россию


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Учебники

  1. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С. Колпакова. М.: Азбука-классика,2010. 528 с.

  2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период / Г.С. Колпакова. М.: Азбука-классика,2010. 320 с.


Основная литература

  1. Банк А.В. Византия и Восток по некоторым данным прикладного искусства XI – XII вв. / А.В. Банк. М.: Вост.лит., 1960.

  2. Банк А.В. Искусство Византии в собраниях СССР. Искусство эпохи иконоборчества. Искусство IX – XII вв. / А.В. Банк. М.: Сов. художник, 1977.

  3. Банк А.В. Искусство Византии в собраниях Эрмитажа. / А.В. Банк. Л.: Гос.Эрмитаж, 1960.

  4. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII вв. / А.В. Банк. М.: Вост.лит., 1978.

  5. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери / Н.П. Кондаков: в 2-х т. СПб., 1914 – 1915; репр. изд. М.: Elibron classics, 2003.

  6. Лазарев В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев: в 2-х т. М.: Искусство, 1947 – 1948; М.: Искусство, 1986.

  7. Лазарев В.Н. Византийская живопись / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1971.

  8. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1978.

  9. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра / В.Д. Лихачева. М.: Искусство, 1977.

  10. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV вв. / В.Д. Лихачева. Л.: Искусство, 1986.

  11. Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь. XI в. / В.Д. Лихачева. М.: Искусство, 1971.

  12. Образ Византии. М.: Северный паломник, 2008.

  13. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры / О.С. Попова. М., 2003.

  14. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы / О.С. Попова. М.: Северный паломник. 2006.



Дополнительная литература

  1. Cormack R. Byzantine art / R. Cormack. Oxford: UP, 2000.

  2. Cutler A. Transfigurations: studies in the dynamics of byzantine iconography / A. Cutler. S.L., 1975.

  3. Dalton O.M. Byzantine art and archaeology / O.M. Dalton. Oxford: UP, 1911.

  4. Demus O. Byzantine art and the West / O. Demus. N.Y., 1970.

  5. Durand J. Byzantine art / J. Durand. P., 1999.

  6. Feld O., Peschlov U. Studien zur Spätantiken und byzantinischen Kunst / O. Feld, U. Peschlov. Bonn: Habelt, 1986.

  7. Gavrilovich Z. Studies in byzantine and Serbian medieval art / Z. Gavrilovich. L.: Pindar, 2001

  8. Koch G. Byzantinische Malerei / G. Koch. Wiesbaden: Reichert, 2000.

  9. Mango C. Byzantine architecture / C. Mango. Milano: Electa, 1978.

  10. Mango C. The art in the Byzantine empire 312 – 1453 / C. Mango. New Jersey: Englewood Clifts, 1972.

  11. Wharton A.J. Art of empire: painting and architecture of the byzantine periphery / A.J. Wharton. L.: UP, 1987.



INTERNET ресурсы

http://jeru.huji.ac.il/byzantines_sites.htm

http://www.exploreturkey.com/bizans.htm

http://www.geocities.com/Athens/Oracle/7823/art.html

http://www.her.nw.schule.de/pgherne/p-kult/byzanz0e.htm

http://www.geocities.com/Athens/Parthenon/8063/byzantine.html

http://www.rom.on.ca/galleries/byzantine/

http://www.metmuseum.org/htmlfile/education/byzantium/byzhome.html

http://www.tulane.edu/lester/text/Early.Christian.Period/Byzantine/Byzantine.html

http://kypros.org/PIO/features/html/the_byzantine_art_of_cyprus.html

http://www.willamette.edu/~anicgors/art215/byzempire.html

http://www.geocities.com/CapitolHill/Senate/1529/symbyz.htm

http://www.romanempire.net/romepage/RomanResources.htm

http://cis.georgefox.edu/ccorning/medieval/byz/Byzantine.htm

http://www.g-g-c.com/Byzantium.html

http://www.pomperaug.com/socstud/byzislam.htm

http://www.it.bhtafe.edu.au/lis/student/byzhome.htm

http://www.webindex.gr/cat/Society_Culture/History/Byzantine/

http://classics.unc.edu/web/byzantine.html

http://www.culture.gr/2/21/214/21404m/e21404m1.html

http://www.mfa.gr/thesis/spring97/byzantium.html

http://www.emayzine.com/lectures/byzmuslm.html

http://www.planetexplorer.com/ref/history/histbyzan.html

http://www.byzantinecoins.com/history.html

http://crusades.idbsu.edu/Byzantium/Default.htm

http://www.baxter.net/edunet/cat/byzantium/html/frameset.htm

http://www.wcslc.edu/pers_pages/cjt1197/byzantium.htm

http://suc.suc.org/exhibitions/byz_coins/

http://www.4cbiz.net/rudnik/Byzantine.html

http://www.kcl.ac.uk/humanities/cch/PBE/

http://fotw.digibel.be/flags/byzant.html

http://www.heraldica.org/topics/national/byzantin.htm


Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс по дипломатике предназначен для студентов первого курса, обучающихся по направлению «история». Целями изучения курса дипломатики
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса одо института истории и политических наук направления «История»
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология»
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова...
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности «История»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности «История»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного отделения академии культуры, искусств и социальных технологий, изучающих...
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История»
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией юридического факультета Протокол №2 от 27 сентября 2010 г
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права Республики Башкортостан»
Учебно-методический комплекс предназначена для студентов багсу, обучающихся по специальности 030501- «юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономическая география направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»
Идрисов И. Р. Системное картографирование в экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....
Учебно-методический комплекс для студентов направления «История искусств» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика»
Захарова О. В. Профессиональная этика и этикет. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница