Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России»




Скачать 471.46 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России»
страница1/5
Дата23.01.2013
Размер471.46 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

___________________________________________________________________________


Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Художественная культура России»


для специальности – 032600 «история»


Утвержден на заседании кафедры отечественной истории нового и новейшего времени

14 декабря 2006г., протокол № 3


Воронеж- 2006


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

___________________________________________________________________________


Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


Программа учебной дисциплины


«Художественная культура России»


для специальности – 032600 «история»


Факультет исторический


Курс обучения 2/3


Семестр 4/6


Всего часов по учебному плану: 66

В том числе по формам обучения: очная /заочная

- лекции 36/20

- практикум 18/-

- самостоятельная работа 12/46


Формы итогового контроля знаний:

- зачет 4 сем./ 6 сем.


Составитель:

к.и.н., доц. Иванова Г.П.


Воронеж- 2006


Пояснительная записка


Дисциплина регионального компонента блока предметных дисциплин «Художественная культура России» изучается студентами исторического факультета в 4 семестре (дневное отделение), в 6 семестре (заочное отделение). Она призвана углубить общее представление об историко-культурном процессе России, о проявлении и воплощении в художественной культуре общеисторических процессов и закономерностей.

В рамках данной дисциплины решаются следующие задачи:

  1. Изучение общих закономерностей отечественного историко-культурного процесса, исследование особенностей функционирования художественной культуры России XVIII – начала XX вв. в конкретных исторических условиях.

  2. Рассмотрение основных культурологических понятий, сравнительная характеристика стилей и направлений в мировой и отечественной художественной культуре.

  3. Показ выдающихся достижений российской художественной культуры XVIII – начала XX вв., их связь с мировым художественным процессом.

В рамках учебной дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов. Во внеучебное время - экскурсии в художественные музеи, посещение выставок, театров города.

Тематический план

№п

Наименование разделов темы

Всего часов

(трудоем.)

В том числе

аудиторных

В том числе

лекц.

В том числе

практическ.


1

Российская художественная культура в контексте культурологии.

5

4

2

2

2

Художественная культура эпохи Просвещения (ХУШ в.)

12

10

6

4

3

Художественная культура предреформенной России (1 половина Х1Х века).

18

16

10

4

4

Влияние общественных идей на художественную культуру России 2 половины XIX века.

5

4

2

2

5

Живопись 2 половины XIX века.


8

6

4

4

6


Архитектура и скульптура 2 пол. Х1Х века.

5

4

2

2

7


Музыкальное искусство 2 пол. ХУШ – Х1Х вв.

5

4

4

-


8

«Серебряный век» русской культуры.

8

6

4

2






66

54

36

18



  1. Содержание учебной дисциплины

Тема 1.

Российская художественная культура в контексте культурологи

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Сущность и функции культуры. Факторы становления и эволюции российской национальной культуры (природно-климатический, геополитический, религиозный). Менталитет как глубинная структура культуры.

Художественная культура как совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности людей по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Структура художественной культуры. Ее функции.

Ключевые понятия: культура, менталитет, художественная культура, искусство, культурный архетип.

Тема № 2.

Художественная культура эпохи просвещения

(лекции – 6 часов, семинары – 4 часа)


Особенности российского культурно-исторического процесса ХУШ в. Академия художеств и ее роль в развитии художественной культуры. Барокко, рококо, классицизм, характеристика стилей.

Архитектура ХУШ века. Строительство Санкт-Петербурга. Творчество Д. Трезини, М.Г. Земцова, Д.В. Ухтомского, И.К. Коробова, П.М. Еропкина, Ф.Б. Растрелли, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Ж-Б.М. Валлен-Деламота, Д. Кваренги, Ч. Камерона, А. Ринальди, И.Е. Старова.

Скульптура ХУШ века. К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Ф. Щедрин, Э.М. Фальконе.

Живопись ХУШ века. Портретисты И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, И.Я. Вишняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Рождение пейзажа (Ф.Я. Алексеев, С.Ф. Щедрин), бытового жанра (М. Шибанов, И.А. Ерменев, И. Фирсов). Художники исторического жанра А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, П.И. Соколов, И.А. Акимов.

Ключевые понятия: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, парсуна, жанр, архитектурный ордер, фасад, фронтон, капитель, портик, аттик, портал, ризалит, декор, барельеф, горельеф, монументальная скульптура, станковая скульптура.


Тема № 3.

Художественная культура предреформенной России (1 пол. Х1Х в.)

(лекции – 10 часов, семинары – 4 часа)


Влияние исторической обстановки на художественную культуру первых десятилетий XIX века. Патриотический подъем, тема героизма в искусстве и литературе данного периода. Отражение освободительных идей декабризма в художественной культуре.

Поздний классицизм. Развитие романтизма. Особенности историко-культурного процесса первой трети Х1Х века.

Расцвет градостроительства, создание архитектурных ансамблей Петербурга (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К.И. Росси). Московский ампир, его отличие от Петербургской архитектуры. О.И. Бове, А.Г. Григорьев.

Скульпторы И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Б.И. Орловский.

Анализ творчества русских художников О.А. Кипренского, В.И. Тропинина, А.Г. Венецианова.

Наступление реакции во 2-й трети Х1Х века и ее влияние на художественную культуру. Борьба академического и реалистического направлений в искусстве. Упадок классицизма в архитектуре и скульптуре. Архитекторы О. Монферран, К.А. Тон. Скульпторы Н.С. Пименов, И.П. Витали, П.К. Клодт.

Развитие русской живописи середины Х1Х века. Творчество К.П. Брюллова, А.А. Иванова, П.А. Федотова. Разнообразие художественных стилевых направлений в изобразительном искусстве.

Ключевые понятия: романтизм, реализм, архитектурный ансамбль, эклектика, академизм.


Тема № 4.

Влияние общественных идей на художественную культуру России

2-й половины XIX века

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)


Особенности культурно-исторического процесса пореформенной России (60-90-е гг. Х1Х в.).

«Бунт 14-ти». Создание Товарищества передвижных художественных выставок. Его деятельность.

П.М. Третьяков и история создания галереи русской живописи.

Тема № 5.

Живопись 2-й половины XIX века

(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)


Реалистический метод в русской живописи 2-й пол. Х1Х в. Характеристика творчества крупнейших художников пореформенной России: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, В. Максимов, Г. Мясоедов.

Исторический жанр в живописи передвижников. В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин.

Тема № 6.

Архитектура и скульптура 2-й половины ХIХ – нач. ХХ вв.

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Причины упадка архитектуры 2-й пол. Х1Х в. Господство эклектики. «Византийский стиль». Характеристика различных типов зданий, возводимых в этот период (железнодорожные вокзалы, банки, доходные дома, торговые здания и др.). Архитекторы А.Н. Померанцев, В. Шервуд, В.А. Шретер, Ц.А. Кавос.

Модерн в русской архитектуре начала ХХ века. Ф. Шехтель.

Упадок монументальной скульптуры. Переплетения в скульптуре новых реалистических тенденций со старыми академическими. Творчество Ф. Каменского, М. Антокольского, М. Микешина, А. Опекушина.


Тема № 7.

Музыкальное искусство 2 половины ХУШ – нач. ХХ вв.

(лекции – 4 часа)


Начало формирования национальной композиторской школы. Влияние народного мелоса на музыкальное искусство.

Появление сложных музыкальных жанров (опера, хоровая, инструментальная, камерная музыка). Творчество Е.И. Фомина, В.А. Пашкевича, А.Н. Верстовского.

М.И. Глинка и его роль в создании национальной русской оперы. А.С. Даргомыжский – один из основателей классической музыкальной школы.

Русская музыка 2-й пол. Х1Х в. Расцвет творчества русских композиторов, развитие музыкальной критики, теоретической мысли о музыке. Создание «Могучей кучки».

Достижения русской музыкальной культуры в области оперы, симфонического и инструментального творчества (М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи).

Анализ творчества П.И. Чайковского.


Тема № 8. Культура «серебряного века»

(лекции – 4 часа, семинары – 2 часа)

Характеристика особенностей культурно-исторического процесса на рубеже Х1Х-ХХ вв. Многообразие его форм. Символизм, имажинизм, футуризм, их идейно-эстетический смысл и проявление в различных видах искусства.

Русское изобразительное искусство начала ХХ в. Направления и течения. Творчество В.И. Серова, М.А. Врубеля, К.И. Коровина, М.В. Нестерова, В. Борисова-Мусатова и др. Искания в русской живописи. Анализ творческой деятельности художественных объединений (передвижники, «Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет» и др.).

Русский театр на рубеже Х1Х-ХХ вв. Роль К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в реформировании театра. А.П. Чехов и М. Горький и репертуар драматического театра на рубеже веков.

Русская музыка начала ХХ в. Сложность и противоречивость в ее развитии. С.В. Рахманинов, А.Н.Скрябин, А.К. Глазунов и др.

Ключевые понятия: Символизм, имажинизм, футуризм, авангард, супрематизм.

Список обязательной литературы:

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебник для вузов. – В 2-х частях. – М., Владос, 2002.

  2. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. - М., 1994.

  3. История русского искусства. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. - М., 1991.

  4. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998.

  5. Рябцев Ю.С. История русской культуры. ХУШ - нач. ХХ вв. М., 1997.

  6. Художественная культура. Понятия. Термины. - М., 1978.


Список дополнительной литературы:

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – нач. ХХ вв. - М., 1989.

  2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и скульптуры. - М., 1990.

  3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М., 1983.

  4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства - М., 1985.

  5. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М., 1979.

  6. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – СПб., 1994.

  7. Замечательные полотна: Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ – начала ХХ вв. - Л., 1962.

  8. Зодчие Москвы / Сост. Ю.С. Яралов. – М., 1981.

  9. Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала ХХ в. - М., 1971.

  10. Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. - М., 1969.

  11. История русского искусства. В 13-ти т. / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря и др. - М., 1953 -1969.

  12. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. - М., 1989.

  13. История русского искусства. Учебник для художественных вузов. В 2-х тт. - М., 1981.

  14. История русской архитектуры /Под общ. ред. Ю.С. Ушакова. - СПб., 1994.

  15. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре. - Киев, 1989.

  16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. – М., 1993-1995.

  17. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 2000.

  18. Самин Д.К. Сто великих архитекторов. – М.,2000.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

___________________________________________________________________________


Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРАМ

учебной дисциплины


«Художественная культура России»


для специальности – 032600 «история»


Воронеж - 2006


Учебные и воспитательные цели:


    1. Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры, сосредоточив более пристальное внимание на художественной культуре XVIII - начала XX вв.

    2. Показать эволюцию художественных стилей профессионального искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом.

    3. Выявить характерные национальные особенности развития разных видов искусства (преимущественно архитектуры, скульптуры и живописи).

    4. Охарактеризовать творчество великих русских мастеров – архитекторов, скульпторов, художников.

    5. Воспитать у студентов чувство уважения к российской национальной истории и культуре.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая художественная культура». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 18 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2009 Автор-составитель: Кузьмина Евгения Евгеньевна, Доктор экономических наук, профессор Учебно-методический комплекс «История предпринимательства в России»
Учебно-методический комплекс «История предпринимательства в России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.
Зарайченко В. Е.: Русский язык и культура речи Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.»
У- учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д. В. Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Религиозно-философская культура России»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине мировая художественная культура специальность 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности
Охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница